Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света. Александровская колонна Александрийский на дворцовой

Восхищение туристов вызывают многие Александровская колонна занимает среди них особое место. Многие из тех, кто приезжает в отправляются в первую очередь на Дворцовую площадь. Именно здесь находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Она является одним из самых известных памятников этого города. Это сооружение в стиле ампир было воздвигнуто в центре Дворцовой площади в 1834 году. Архитектор - О. Монферран. Александровская колонна в Санкт-Петербурге построена была по указу Николая I. Она является данью памяти об очень важной для России и всего мира победе над Наполеоном Александра I. Ниже представлена Александровская колонна в Санкт-Петербурге (фото сделано несколько лет назад).

Идея Карла Росси

Памятник этот дополняет композицию посвященной победе в войне 1812 года Арки Главного штаба. Карл Росси, подал идею сооружения монумента. Он полагал, что в центре Дворцовой площади следует расположить памятник. Росси отверг идею установки еще одной статуи Петру I на коне. Он желал видеть что-то другое.

Первоначальный проект Монферрана

Не сразу возникла идея, которая была реализована впоследствии как Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Кратко расскажем о первоначальном проекте, предложенном императору. В 1829 году был объявлен официально открытый конкурс. На него откликнулся Огюст Монферран своим проектом возведения грандиозного гранитного обелиска. Однако император посчитал, что несколько иначе должна выглядеть Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Краткое описание первоначального проекта можно сделать на основе его эксиза, который сохранился. Архитектор предлагал установить гранитный обелиск, высота которого составит 25,6 м, на гранитном цоколе. Также предполагалось украсить лицевую грань этого обелиска барельефами с изображениями событий войны 1812 года. Архитектор видел на пьедестале всадника на коне, который попирает своими ногами змею. Двуглавый орел летит впереди него. Богиня победы следует за всадником, венчая его лаврами. Две женские фигуры ведут коня.

Влияния предшествующих образцов и индивидуальность проекта

Второй проект, реализованный впоследствии, состоял в установке колонны, высота которой превышает воздвигнутую в честь побед Наполеона Вандомскую, установленную на одноименной площади. Огюсту Монферрану предложили как источник вдохновения римскую Колонну Траяна. Архитектору узкие рамки этого проекта не позволяли уйти от влияния образцов, известных на весь мир. Лишь небольшим видоизменением идей его предшественников стала Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Описание ее, однако, было бы не совсем точным, если бы мы не упомянули о своеобразии этого памятника. В нем Монферран выразил собственную индивидуальность, отказавшись использовать в сооружении дополнительные украшения, такие как барельефы, обвивающие спирально стержень колонны Траяна. Архитектор предпочел показать красоту полированного розового гранита. 25,6 м составляет высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монферран свой монумент сделал выше всех существующих. В 1829 году, 24 сентября, проект был утвержден государем в этом новом виде, без скульптурного завершения. В период с 1829 по 1834 год велось строительство.

Добыча камня для будущей колонны

Для основной части колонны (гранитного монолита) использовали скалу. Ее скульптор наметил еще в предыдущие свои поездки в Финляндию. В 1830-32 гг. производилась добыча и предварительная обработка скалы в Пютерлакской каменоломне, находившейся между Фридрихсгамом и Выборгом. По методу Суханова проводились эти работы. В. А. Яковлев и С. В. Колодкин руководили производством. После того как, обследовав скалу, каменотесы подтвердили пригодность этого материала, от нее отсекли призму, по своим размерам значительно превосходившую будущую колонну. Гигантские приспособления были использованы для этого: громадные ворота и рычаги для того, чтобы сдвинуть огромную глыбу с места и затем опрокинуть ее на упругую и мягкую подстилку из елового лапника. Из этой же скалы после отделения заготовки вырублены были для фундамента памятника громадные камни. Самые большие из них весили более 400 т.

Доставка камня и колонны в Санкт-Петербург

Очень нелегко было в то время реализовать такой грандиозный проект, как Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Интересные факты связаны не только с добычей камня, но и с его транспортировкой. Водным путем производилась доставка частей будущей колонны в Санкт-Петербург. Барка особой конструкции была задействована для этого. Сам же монолит оболванен был на месте, после чего подготовлен к транспортировке. Полковник Гласин, корабельный инженер, занимался вопросами перевозки. Он сконструировал и затем построил специальный бот, названный "Святым Николаем". Его грузоподъемность достигала 1100 т. Специальный мол был сооружен для проведения погрузочных работ. С деревянной платформы осуществлялась погрузка. Колонну погрузили на борт, после чего на буксируемой двумя пароходами барже монолит отправился в Кронштадт, а затем - в Санкт-Петербург к Дворцовой набережной. В 1832 году, 1 июля, состоялось прибытие в Санкт-Петербург центральной части будущей колонны - важное событие, которым отмечена история Александровской колонны в Санкт-Петербурге.

Фундамент колонны

На Дворцовой площади с 1829 года начались работы по строительству пьедестала и фундамента. Ими руководил Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Прежде всего провели геологическую разведку ближайшей местности. Песчаный материк был обнаружен на глубине 5,2 м недалеко от центра площади. Место для колонны утвердили в 1829 году. 1250 шестиметровых сосновых свай было забито под ее основание. Затем их срезали под ватерпас. Таким образом, получилась площадка под фундамент, на котором должна была стоять Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Краткое описание фундамента следующее. Он состоит из каменных гранитных блоков толщиной в полметра. Тесовой кладкой фундамент выведен был до горизонта площади. Бронзовая шкатулка с отчеканенными в честь победы в войне 1812 года монетами была заложена в его центр. Работы были закончены в 1830 году, в октябре. Художник Г. Гагарин запечатлел на своем полотне, как строили Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.

Водружение колонны

Новым этапом стало водружение 400-тонного монолита на фундамент. Этот монолит служит основанием пьедестала. По тем временам, конечно, было непросто установить на фундамент такой тяжелый камень. Но с этой задачей справились. В 1832 году, к июлю, пьедестал был завершен, а монолит колонны находился на подходе. Теперь предстояла самая сложная задача - установить на пьедестал колонну. Оригинальная подъемная система была сконструирована А. А. Бетанкуром в декабре 1830 года. Для этого нужны были строительные леса высотой в 47 метров, 60 кабестанов, а также система блоков.

Колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу, располагавшуюся у подножия лесов. После этого ее обмотали кольцами из канатов с прикрепленными к ним блоками. На вершине лесов находилась другая система блоков. Большое количество канатов, которые опоясывали камень, были намотаны свободными концами на расставленные на площади кабестаны. Государь вместе со всей императорской семьей приехал на поднятие. На Дворцовой площади для приведения в вертикальное положение колонны Бетанкуру понадобилось привлечь силы 400 рабочих и 2000 солдат, установивших за 1 час 45 минут монолит.

Установление статуи на вершине колонны

После установки оставалось только закрепить элементы декора и барельефные плиты на пьедестале, а также выполнить полировку колонны. В сентябре 1830 года, параллельно с работами по сооружению колонны, Монферран работал также над статуей, которая должна была увенчать ее. Она должна была быть обращена, согласно желанию Николая I, к Колонну в первоначальном проекте завершал крест, который обвивала змея. Скульпторами Академии художеств, кроме того, предлагались несколько вариантов ангелов с крестом. В итоге фигура, выполненная Б. И. Орловским, была принята к исполнению. Два года длилась полировка и отделка памятника.

Торжественное открытие памятника

В 1834 году, 30 августа, работы на Дворцовой площади были закончены. Государь с семейством, представители русской армии и 100-тысячное русское войско присутствовали на церемонии открытия. В православном антураже оно было осуществлено. Сопровождало открытие торжественное богослужение, совершенное у подножия колонны. В честь открытия этого памятника выпустили памятный рубль, тираж которого составил 15000 монет.

Описание монумента

Образцы триумфальных сооружений времен античности напоминает Александровская колонна в Санкт-Петербурге, фото которой представлено в этой статье. Удивительной красотой силуэта, лаконизмом формы, четкостью пропорций обладает этот монумент. Он является самым высоким в мире, созданным из цельного гранита. Венчает памятник фигура ангела, выполненная Борисом Орловским. Он держит в левой руке четырехконечный латинский крест и возводит к небу правую руку. Наклонена голова ангела, на землю устремлен его взгляд. Фигура его, по первоначальному проекту Монферрана, должна была опираться на стальной прут. Однако позже он был удален. Когда в 2002-2003 годах проводилась реставрация, выяснилось, что ангел держится за счет собственной массы. Чертам лица его было придано сходство с царем Александром I. Ангел попирает крестом змея, что символизирует покой и мир, которые Россия принесла в Европу победой над войсками Наполеона. Стройность колонны подчеркивает легкая фигура ангела, а также вертикаль креста, которая продолжает вертикаль монумента.

Бронзовая ограда

Александровская колонна в Санкт-Петербурге окружена бронзовой оградой, которая была выполнена по проекту О. Монферрана. Высота ее составляет около 1,5 м. Она была установлена в 1834 году, а полностью все элементы - в 1836-1837 годах. Караульная будка была построена в северо-восточном ее углу. В ней находился инвалид, одетый в гвардейскую форму. Он днем и ночью охранял такой важный памятник, как Александровская колонна в Санкт-Петербурге, а также следил за порядком на Дворцовой площади.

Удивительная по простоте, но тем и поражающая, колонна на Дворцовой площади – самое высокое триумфальное строение в мире. Среди подобных ему равных нет.

Архитектор Монферран создал её по заказу Николая Первого, желавшего увековечить память о победе его брата, Александра Первого, в сражении с Наполеоном.

В 1834 году по проекту Монферрана в самом центре площади установили колонну из розового гранита высотой 47,5 метров. Это высота колонны со статуей, установленной на её вершине.

Розовый гранит, из которого изготовлена колонна, был добыт под Выборгом в Пютерлакской каменоломне, но первоначально из него предполагали сделать одну из колонн Исаакиевского собора.

Обнаружив, что длина монолита значительно превышает необходимую, решили не портить его и пустить на что-нибудь более внушительное.

Для доставки в Петербург в 1832 году сконструировали специальную баржу. Александрийский столп, кроме своих размеров, уникален еще и тем, что стоит ничем не закрепленный и не поддерживаемый. В вертикальном положении более полутора веков его удерживает собственный вес и расчеты талантливого архитектора. А вес его – ни много ни мало 600 тонн.

Невероятно в этом не столько то, что колонна не падает (ее основание достаточно широко), а то, что фундамент за полтора столетия не дал усадку, и не произошло отклонения от вертикали.

Работы по монтажу прошли быстро. В вертикальное положение её подняли чуть больше, чем за полтора часа. Задействованы в операции были без малого 2,5 тысячи солдат и рабочих.

В качестве рычагов (по совету Архимеда) использовали 1250 сосновых бревен.

Годы постройки памятника - 1830-1834.

Зная о том, что столб ничем не закреплен, горожане, особенно дамы, первое время побаивались приближаться. А вдруг гениальные расчеты оказались где-то неверны и обелиск все-таки упадет?

Огюст Ришар Монферран, чтобы развеять все сомнения жителей, каждое утро, вплоть до самой смерти, начинал день с утренней прогулки по Дворцовой площади вокруг колонны. Но столп не упал до сих пор, а ведь прошло уже более 170 лет. Он пережил даже вражеские бомбежки, хотя снаряды падали в непосредственной близости от него.

Александровскую колонну венчает фигура ангела работы бывшего крепостного скульптора Бориса Орловского.

Левая рука ангела держит классический латинский крест, а правая вознесена к небу. Голова наклонена вниз, и взгляд устремлён на землю.

Пьедестал украшен военным орнаментом. Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие.

При строительстве фигура была закреплена металлическим прутом, который впоследствии по недосмотру удалили.

Только в 2002 году реставраторы обнаружили, что ангел, как и колонна, держится за счёт своего веса.

Вокруг поставлен декоративный чугунный забор, оконечности которого венчают небольшие фигурки двуглавых имперских орлов.

Периодически этих орлов ломают и воруют, что свидетельствует об определенном мозговом уровне части горожан.

На этот случай в запасниках лежат несколько готовых копий, которые быстро заменяют выбывших из строя.

Александровская колонна размеры и вес:

  • Общая высота - 47,5 метров.
  • Высота монолитной части - 25,6 метров
  • Высота пьедестала - 2,85 метра
  • Высота фигуры ангела - 4,26 метра
  • Высота креста - 6,4 метра
  • Нижний диаметр колонны -3,5 метра
  • Верхний диаметр колонны - 3,15 метра
  • Размер пьедестала - 6,3 х 6,3 метра
  • Размеры ограды - 16,5 х 16,5 метров
  • Общий вес сооружения - 704 тонны
  • Вес монолита около 600 тонн
  • Общий вес ангела с основанием наверху колонны - около 37 тонн

Как добраться:

Дойти до Дворцовой площади и найти ее центр.

Если не получится с первого раза - спросить прохожих

Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.

Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».

Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».

Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.

Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями. Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны. Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.

В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.

Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.

30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».

Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения. Александровская колонна – это самый высокий памятник в мире, созданный из цельного куска гранита и III по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и лондонской Трафальгарской колонны. Она выше подобных монументов мира: парижской Вандомской колонны, римской колонны Траяна и колонны Помпея в Александрии.

Александрийский столп (Александровский, Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.


А лександрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).


Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.


Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."

Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.

Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля


Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.