Часы нашей жизни. Какую мелодию исполняют часы - куранты на петропавловском соборе Петропавловская крепость часы на башне

Петербург считается часовой столицей России. Первые городские часы в Санкт-Петербурге появились в 1704 году. Это были механические часы, которые установили под шпилем Петропавловской церкви, которая тогда была деревянной. Первые городские куранты появились в 1710 году на колокольне Исаакиевской церкви. На каменной колокольне Петропавловского собора были смонтированы точно такие же в 1720 году. В 1852 году на здании Московского вокзала были установлены часы фирмы «Фридрих Винтер», которая занималась и их установкой. Эта же фирма поставила часовые механизмы, которые расположили в 1869 году на Главном Адмиралтействе и на башне Городской думы в 1884 году. Позже такие же часы установили и на здании Училищного дома в 1911 году.

Первые электрические часы появились в Санкт-Петербурге в 1880 году, когда их установкой занялась фирма «Сименс и Гальске». Новые электрические часы установили на зданиях Главного Адмиралтейства, Императорской публичной библиотеки. На башне Главной палаты мер и весов, расположенной на Московском проспекте, в 1905 году поставили астрономические часы фирмы «Нейгер и сыновья» с тремя циферблатами. К 1910 году в городе были расположены около 70 городских часов и курантов, а петербургское время стало эталонным. Массовая установка часов на улицах Санкт-Петербурга началась с 30-ых годов.

К 300-летию Санкт-Петербурга Швейцарская Конфедерация сделала официальный подарок – «100 часов для Санкт-Петербурга». Представители швейцарской фирмы Moser-Baer AG совместно с ООО «Матис» выполнили работы по реконструкции и восстановлению исторических часов. Их оснастили новыми швейцарскими механизмами с радиокоррекцией и датчиком положения стрелок. Управление стрелками часов осуществляется через спутник связи. Сегодня на улицах северной столицы действуют около 800 часов. Их сверка производится по астрономическим часам точного времени. Но часовщики говорят, что некоторые из них время от времени останавливаются, замирая на каком-то своем собственном историческом времени.

Куранты Петропавловской крепости

История башенных часов в Петербурге началась в 1704 году, когда первые часы были установлены под шпицем деревянной колокольни Петропавловской церкви. История сохранила имя мастера Никифора Архипова. К сожалению, созданный им механизм вскоре был утрачен и мелодию, извещавшую о наступлении нового часа, исполняли на колоколах вручную. С возведением каменного собора по проекту Доменико Трезини снова встал вопрос об изготовлении часов. На этот раз куранты были выписаны Петром I из Голландии. По воспоминаниям Берхгольца, камер-юнкера герцога Голштинского, на Петропавловской колокольне петровского времени каждый день в 12 часов особый органист играл пьесы. А Большие часы играли сами собой каждые четверть часа. Просуществовав более трех десятилетий, часы погибли во время пожара 1756 года. Поиски мастера были поручены графу Ивану Головкину, представлявшему в то время интересы России в Гааге. Выбор пал опять на голландского часовщика Оорта Красса. Созданные им куранты были доставлены на невские берега в августе 1761 года, но еще 15 лет томились, ожидая своего часа из-за ремонта колокольни. Но все-таки заняли свое законное место. На звоннице было установлено 38 голландских колоколов, на которых музыканты играли разнообразные мелодии. Ударявшие по ним молоточки соединялись специальными тросами с клавиатурой. После модернизации курантов Петропавловского собора, проведенной московскими мастерскими братьев Бутеноп в 1858 году, музыкантов, играющих мелодии на клавиатуре, с успехом заменили четыре хитроумных механизма. Тогда же после усовершенствования «музыкального узла» с колокольни зазвучали мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…». Политические перемены в стране, наступившие после 1917 года, затронули и куранты Петропавловского собора, «перенастроенные» сначала на «Интернационал», а с 1952 по 1989 годы на гимн Советского Союза. И только в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для них мелодии. К настоящему времени на четырех ярусах колокольни Петропавловского собора находятся 103 колокола. В том числе подаренный Фландрией в 2001 году карильон, состоящий из 51 колокола разной величины. Их голоса можно услышать во время концертов в Петропавловской крепости.

Часы на башне Главного Адмиралтейства

В 1711 году на башне Главного Адмиралтейства появились часы, прослужившие городу верой и правдой более столетия.

А современные часы были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон.

Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Известно, что во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали».

Часы на башне городской Думы

Думская башня с часами имеет свою особую биографию. Построенная на исходе XVIII века по проекту итальянца Джакомо Феррари она стала и башней ратуши, и сигнальной на случай пожара, а в дальнейшем одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург-Варшава. Часы на башне Думы были установлены сразу, о чем можно судить по акварели Б.Петерсена, но какие неизвестно. Они прослужили около 80 лет. В 70-е годы XIX века градоначальник Петербурга Ф. Трепов задумал амбициозный проект – ночное освещение часов на башне Городской думы. В 1882 году после обследования механизма часов специалисты пришли к выводу, что они давно испортились «вследствие совершенной их ветхости». Городская управа постановила выделить 3570 рублей на устройство нового механизма, с двумя металлическими и двумя стеклянными матовыми циферблатами, освещаемыми ночью. В июне 1883 года с часовых дел мастером Ф. Винтером было заключено соглашение об установке этих часов. Причем плату он мог получить только после всех работ. Если бы часы стали отставать более чем на две минуты в месяц, мастер должен был подвергаться штрафу. Заводить механизм мастер обязался за 50 рублей в год. Часы били четыре раза в час. Александр Блок писал: «Не слышно шуму городского, над невской башней тишина…» А тишина над невской башней при Блоке могла быть только в перерывах между четвертным боем часов. Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними был связан случай, который газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Впервые за много лет тишина над невской башней воцарилась летом 1986 года, когда в нее проник непрошенный гость, который отвинтил от огромного механизма гайку. Полупудовую железку вскоре вернули на место. Но через два года из механизма были украдены несколько шестерен и счетное колесо. «Голос Невского» вновь замолчал. Думские часы ремонтировались в 1989-м, потом в1994 году. Старинные часы шли, причем с отклонением не более 30 секунд в неделю. Шли, несмотря на то, что зимой в механизм надувало снега, циферблаты часов треснули и мастер по ремонту старинных крупногабаритных часов Владимир Репин перекручивал треснувшие циферблаты бинтами и вручную заводил механизм – 760 оборотов, поднимая три гири на бой и на ход часов. После недавнего ремонта и обновления курантов голос Невского проспекта зазвучал, наконец, по-новому.

Часы на башне Института Метрологии

Почти в самом центре города, рядом с Технологическим университетом, в тени деревьев прячется старинное здание с часовой башней. Высоко, под самой полукруглой крышей, на этой башне находятся три огромных циферблата. Один из них необычный: на нем не двенадцать привычных цифр, а двадцать четыре – по количеству часов в сутках. Часы на башне Института Метрологии – самые точные петербургские часы. Они были установлены по инициативе Дмитрия Менделеева. Все часы в НИИ метрологии связаны в единый механизм. Это не просто набор различных приборов для измерения времени, а целая слаженная электромеханическая система, внедренная еще Менделеевым. Во главе этой системы стоят образцовые часы, на которые «ориентируются» все остальные, в первую очередь башенные. Образцовые часы находятся в специальном помещении. Перевод времени на башенных часах осуществляется так: механизм останавливают на сутки, а на следующий день запускают систему уже по «новому» времени и стрелки опять начинают свой привычный ход. Эти башенные часы не останавливались даже в блокаду и были символом жизни для жителей Ленинграда. Во время войны в институте работало 12 лабораторий, в том числе лаборатория времени. Ее работа не прекращалась даже зимой 1941-1942 года, так как разрешено было использовать часть электроэнергии, предназначенной для радиопередатчика «Ольга», который был установлен во НИИ и осуществлял связь города с Большой землей. Часовой механизм, которому уже больше ста лет, заключен в стеклянный шкаф высотой в человеческий рост. За прозрачной стенкой – многочисленные шестеренки. Каждую минуту здесь происходит движение – бесконечное вращение. Работа часов похожа на жизнедеятельность сложного организма. Первоначально ход часов обеспечивался так: в шахту опускалась огромная гиря – ведро, наполненное свинцовыми гирьками, «чушками». Количество «чушек» было строго регламентировано: стоило убрать хотя бы одну, как менялись общий вес, период колебания маятника, а значит, и точность хода часов. В 1960-е годы маятник встал навеки – часы были переведены на электрический привод через редуктор.

Часы-куранты Александро-Невской Лавры

Первые куранты на одной из башен Свято-Троицкого собора лавры были установлены в 1782 году. На соседней башне водрузился 13-тонный колокол. Через четыре года собор, построенный по проекту Ивана Старова, был освящен и в него перенесли мощи Александра Невского. Часы проработали больше века, но не пережили первые годы советской власти. Лавра долго ждала возвращения курантов, и лишь в 2013 году, когда отмечалось 300-летие монастыря, была установлена копия старых часов. Их бой, как звон новых отлитых колоколов, снова зазвучал над Петербургом. Приход электроники на помощь часовщикам упростил контролирование курантов. Куранты бьют каждые 15 минут. Первую четверть – два колокола, 30 минут – четыре, три четверти – шесть, полный час играют все колокола, а потом 600 килограммовый колокол отбивает нужное число ударов.

Часы на фасаде здания Нахимовского военно-морского училища

Возведение здания с часами стало возможным благодаря победе на конкурсе архитектурных проектов, посвященного 200-летию Санкт-Петербурга, архитекторв А.И. Дмитриева. В 1909-1910 гг. был возведен Училищный дом имени Петра Великого. С 1944 г. в здании находится Нахимовское училище.

Часы на Кузнечном рынке

Эти часы – одни из самых загадочных часов Петербурга.

Кузнечный рынок был построен в конце 1920-х годов. Советскую идеологию воспевали изображения, серпа и молота, колосьев, фигуры рабочих и крестьян.

И только башенные часы смотрятся на этом фоне более чем странно: циферблат с пятиконечной звездой обрамляют знаки Зодиака.

До наших дней не дошло никаких сведений об их авторе и изготовителе. В 50-е годы часы исчезли, на их месте темнело пустое чердачное окно. И только в 90-е во время реконструкции всего рынка часы решили вернуть на место.

По единственной существующей фотографии более полугода мастера восстанавливали первоначальный облик часов.

Часы на Спасо-Преображенском соборе

Раньше на месте Спасо-Преображенского собора стоял другой храм, сгоревший в 1825 году. Уже через 4 года собор отстроили заново, но только северо-западная звонница осталась без циферблата. Часы вернули на историческое место спустя четверть века в 1853 году. Они были изготовлены в Лондоне часовой фирмой «Джон Мур и сыновья». При реставрации на часах обнаружили 32 отверстия от пуль времен гражданской войны: по храму стреляли со стороны Литейного проспекта. Существует предание, что главный часовой колокол – колокол боя, отбивающий каждый час днем и ночью, изготовлен из элементов декор, украшавших катафалк матери Николая I, Марии Федоровны.

Часы на Мраморном дворце

Часы на здании Мраморного дворца были установлены в 1781 году. Но часы, расположенные на здании сегодня – новые, выполненные в середине 1990-х. Часы удалось восстановить по некоторым деталям, совершенно случайно сохранившихся среди мусора на дне часовой шахты.

Каждые три дня часы требуют ручного завода. Семиметровые цепи поднимают гири весом более 150 кг.

Как и былые царские времена колокола дворца отбивают каждые 15 минут.

Часы на Эрмитаже

Проект Зимнего Дворца, автором которого был известный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, не предусматривал каких-либо часов на фасаде здания. Но в 1796 году по распоряжению государя русским изобретателем Иваном Кулибиным из Чесменского дворца на периферии Санкт-Петербурга сюда были перенесены часы. Однако век их был не так долог, на новом месте они едва успели отсчитать свое сорокалетие. Часы были непоправимо испорчены огнем во время пожара 1837 года. Восстановление императорской резиденции было начато незамедлительно, но до часов добрались лишь спустя два года. С заданием по созданию новых часов обратились к почтенному механику А.Гельферу, ранее уже сконструировавшего башенные часы для лютеранской церкви имени св.Петра и Павла. Мастер любезно согласился, попросив у его Императорского величества восемь месяцев срока и средства на реализацию. В результате новые часы появились на фронтоне Зимнего дворца в 1839 г. Циферблат часов изготовлен из стали в форме круга и покрыт черным лаком. Цифры и стрелки часов позолочены. Диаметр циферблата – 160 см. Высота цифр составляет 20 см, а расстояние между минутными делениями – 8 см. Длина минутной стрелки – 100 см, а часовой – 78 см. Циферблат находится на высоте 22 м и крепится непосредственно к стене Зимнего дворца. Поскольку это часы с четвертным колокольным звоном, то часовая звонница установлена за коньком фронтона на крыше дворца. Сегодня, как и в 1839 г., часы заводятся вручную. Одного завода хватает на три дня. Когда-то глубина шахты, по которым ходили гири, составляла 16,5 м, или примерно половину высоты Зимнего дворца. При этом часы имели лишь суточный завод. Сегодня современные технологии позволили укоротить шахту для гирь до 4,6 м. Последний раз часы реставрировались в 1994–1995 гг. С двух сторон циферблат украшают фигуры. Нигде больше они не повторяются. Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ. На центральном фронтоне Северного фасада – Геракл и Нептун.

Часы на доме Веге

Здание в форме шестигранника, которое называют доходным домом Веге расположено между Мариинским театром и Никольским Морским. Во время возведения дома главный фасад был украшен часами, с римскими цифрами на циферблате.

Когда хронометр встал, его прикрыли листом фанеры. Часовой механизм пытались реконструировать, однако все попытки оказались неудачными. Около 50 лет хронометр стоял.

Осенью 2015 года его заменили полной копией механизма, который был установлен здесь более века назад.

Часы на Московском вокзале

Московский вокзал был построен в 1847 году и, до того времени, как приобрести свое нынешнее название, он носил имя Николаевского, а затем и Октябрьского.

Архитектор возводил вокзал, который по внешнему виду напоминает европейскую ратушу.

Одной из основных архитектурных деталей во внешнем виде здания является 4-хугольная часовая башня, расположенная сверху центрального входа.

Через некоторое время после окончания строительных работ на башне было размещено уникальное часовое устройство с колоколом.

Часы на башне Финляндского вокзала

Первое здание вокзала было построено на Финляндской железной дороге в 1870 году по проекту архитектора Петра Купинского.

Над фасадом Финляндского вокзала на металлической конструкции башни установлены городские белые металлические часы пятиметрового диаметра.

Часы Гатчинского дворца

Гатчинский дворец был построен в 1781 году и уже тогда был украшен башенными часами. В Советское время часы были утрачены, на месте циферблата зияла пустота. Инженер-оптик Юрий Платонов восстановил часы по фотографии часов Мраморного дворца, построенного в тот же период тем же мастером – Антонио Ринальди. От часов Мраморного дворца к тому времени осталось лишь несколько деталей. По ним рассчитали размеры часового механизма. На его создание ушло более года. В 1993 году был установлен часовой механизм в Гатчинской башне, а в 1994 году циферблаты показывали время, отбивая каждую четверть часа. Часы проработали 15 лет, 2 года они не ходили. Но в 2012 году их отреставрировали, башню утеплили. Теперь часы работают.

Часовая башня Выборга

Кафедральный собор Выборга пережил шесть веков, однако был разрушен в ХХ веке, во время немецкой бомбежки в период Второй мировой войны.

Несмотря на практически полное разрушение собора, его колокольня не пострадала. Некоторые горожане видят в этом «промысел Божий», однако случай хранил звонницу не всегда. Первый сильный пожар случился в 1678 году, огонь перекидывался с одного строения на другое и постепенно дошел до часовой башни собора. Жар от пламени расплавил как часовой механизм, так и медные колокола.

Жители довольно быстро восстановили башню, усилив ее камнем. Через 60 лет пожар повторился, а в 1793 году колокольня, как и весь город, горела уже в третий раз.

В момент очередного восстановления часы перенесли в верхнюю часть колокольни. Новый механизм заказывался у часовщика из Хельсинки. Новые часы стали показывать время по всем сторонам света, и жители по сей день могут узнать который час из любой части города.

Санкт-Петербург как непревзойдённый город мира с интересной историей, обилием культурных ценностей и достопримечательностей, среди которых Петропавловский собор с его знаменитыми курантами.

Санкт-Петербург - один из красивейших городов мира. Тысячи туристов из разных стран спешат познакомиться с его историей, культурными ценностями, достопримечательностями, уникальными памятниками архитектуры. Изобилие театров, художественных выставок, галерей, музеев впечатляет до глубины души и восторгает.

Во время путешествия по Питеру туристы любуются Петропавловским собором - усыпальницей русских императоров. У знаменитого собора увлекательная история, не менее любопытна она у курантов, которые красуются на его башне.

* В 1704 году установленные на деревенной колокольне церкви Петра и Павла в Петропавловской крепости куранты работы Никифора Архипова стали первыми механическими часами в городе. Куранты сегодня

Первые куранты были созданы русским мастером Никифором Архиповым для временной колокольни, выполненной из дерева, установлены в 1704 году в верхней её части. До этой поры не было традиции оснащать часами башни. Пётр I вводит новшество, позаимствованное в Европе.

Когда на месте деревянной башенки в 1733 году возвели величавый каменный Петропавловский собор по проекту архитектора Д. Трезини, Петром I в Голландии за сумасшедшие деньги были приобретены уникальные куранты и установлены согласно его указу. В начале XVIII века самобытные часы считались настоящим чудом, были самыми большими в Санкт-Петербурге. Но они вскоре сгорели при пожаре. Новые часы, изготовленные в Голландии мастером Оортом Красе, поставлены на место прежних лишь через 13 лет, когда после пожара полностью восстановили башню в 1773 году. Часовой механизм курантов голландского мастера Оорта Краса (сами часы были куплены за 45000 рублей — просто огромную по тем временам сумму)

* фото: dedmaxopka.livejournal.com

Тех, кто путешествует по самому красивому российскому городу, рады разместить в своих уютных номерах многочисленные отели, среди них отель атриум санкт петербург считается городом с высокой культурой обслуживания, персонал гостиницы отличается профессионализмом, доброжелательностью. Оборудование отеля современное, выполненное по последнему слову индустрии гостеприимства, имеется всё необходимое для полноценного отдыха. Номера можно забронировать через интернет.

К услугам гостей разнообразие гостиниц в любом районе города, они предлагают элитные номера, эконом и средний класс. Туристы, предпочитающие мини отели санкт петербурга недорого платят за высокий уровень сервиса и комфортное размещение.

Знаменитые куранты были несколько раз модернизированы, они дополнялись минутными стрелками, маятниками, музыкальными устройствами. Во II половине XIX века куранты исполняли 3-й российский гимн, написанный Д. Бортнянским. До сих пор каждый час звучит эта бессмертная мелодия, раз в четверть часа бьют колокола, в полдень и в 18 часов раздаётся гимн Российской Империи (1833-1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…»

Два раза за всю свою историю существования часы останавливались на длительное время. Это случилось в периоды революции 1917 года и Великой Отечественной войны.

Мне казалось, что ничего уже не может удивить из залазов на высотные сооружения. То лето было насыщенным, были посещены почти все самые значимые доминанты исторического центра Санкт-Петербурга (Исаакиевский собор, Храм Спаса на Крови, Зимний дворец и т.д.), но всегда оставалась одно место, которое казалось недоступным - шпиль Петропавловского собора.

Как вы поняли, мы всё таки залезли и на Петропавловку, хочу рассказать, как нам это удалось.

1. Вид в сторону Васильевского острова

Прогуливаясь по крепости с Олей и tankizt "oм, решили зайти в музей Петропавловского собора, но нам было отказано, сказали, что музей закрыт, предложили прийти в другой раз. Тогда было решено искать иные методы проникновения в башню Петропавловки. Что будет внутри мы не знали, какая будет дорога до шпиля тоже.

Довольно просто и незаметно я и Оля оказались сначала на крыше собора, а после зашли в открытое окно в башне собора. Потом была череда лестниц винтовых и не очень, несколько дверей, которые к нашему удивлению были открыты! Куча колоколов, часовой механизм и прочие интересности мы проходили мимо в надежде, что финальная дверь к внутренностям шпиля не будет закрыта. Нам повезло, и мы попали на последнюю винтовую лестницу, которая уже была частью шпиля. Первые мысли - сейчас будет люк, в него вылезем, а дальше по наружной лестнице к Ангелу! Но наши надежды рухнули, когда мы услышали голоса чуть выше нас.

Оказалось, что часовщик устроил экскурсию своим знакомым на шпиль. Люди по два человека поднимались на самый верх к люку, любовались из него несколько минут и сменялись другими. Все спускались довольные, рассказывали о своих впечатлениях. Мы решили, что ничего не потеряем, если поднимемся тоже. Дождавшись своей очереди, мы последними поднялись к часовщику, поздоровались и стали сразу фотографировать виды из люка. Часовщик удивился нам, спросил кто мы такие и как сюда попали. Мы сказали коротко - "Мы фотографы!". Этого было достаточно, чтобы услышать ответ "Я не знаю кто вы и как сюда попали, но у вас есть всего пять минут, потом мне надо уходить, я и так задерживаюсь."

Было мало времени, и был всего один объектив - 10-20мм, потому отснять удалось мало, о чём жалею - оттуда открываются красивые виды, которые можно долго фотографировать на телевик.

2. Кадр вниз

После шпиля, мы спустились со всеми, отсняли всё, что было по пути вниз. Ниже будет историческая справка.

3. В сторону Троицого моста

16 мая 1703г. на острове Люст-Эланд (Енисаари, Заячий) в дельте Невы была заложена крепость святого Петра - Санкт-Питер-Бурх. Она предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Крепость строилась по плану, составленному при участии самого Петра. Согласно правилам фортификационного искусства по углам ее возвели бастионы. Защитой с суши стал Кронверк. К концу 1703г. земляные стены крепости были возведены, а весной в камне. Свои названия они получили по фамилиям сановников, наблюдавших за строительством. В царствование Екатерины 2 стены, обращенные к Неве, облицевали гранитом.

В 1712г. на месте деревянной церкви Апостолов Петра и Павла, Трезини заложил каменный кафедральный собор во имя перво верховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), который стал усыпальницей Российских Императоров. В усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы от Петра I до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. По названию собора крепость стала называться Петропавловской, а ее первое имя, звучавшее по-немецки Санкт-Петербург, перешло на город.

5. Головкин бастион и через реку Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

За всю историю крепости с ее бастионов не было сделано ни одного боевого выстрела (хотя это утверждение спорное... во время Великой Отечественной Войны на территории крепости размещались зенитные орудия, пулемёты и прожектора и они отражали вражеские авиационные налёты). Но к отражению врагов крепость была готова всегда.

На территории крепости в Трубецком бастионе размещалась главная политическая тюрьма царской России, функционировала с 1872 по 1921гг.. Ещё в Петропавловке находится, одно из старейших в городе промышленных производств - Монетный Двор.

Если говорить о самом соборе в современности: высота собора 122,5 м шпиля - 40 м, люк, из которого мы снимали, находится на высоте чуть больше ста метров. Собор освящен 28 июня 1733 г., службы совершаются по особому расписанию (С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно), в остальное время функционирует как музей.

7. Начинаем спускаться вниз

Шпиль несколько раз был поврежден бурей, первый раз в 1777г, второй в 1829г. В первый раз исправление было проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман. Во второй кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3,2 м, размах крыльев - 3,8 м.

9. За окнами циферблат со стрелками

10. Часовой механизм

На высоте 16 м начинается шахта часового механизма, уходящая вверх на 30 м. Вплоть до XX века внутри шахты поднимались и опускались гири, обеспечивая завод часам. Часы-куранты для собора сделаны голландским мастером Б. Оортом Крассом в 1760 году. При помощи колоколов часы исполняли различные мелодии.

Сейчас в колокольне Петропавловского собора находиться уникальный по количеству и разнообразию набор колоколов; подлинные голландские колокола XIX-XX веков, современные фламандские колокола. В общей сложности на колокольне около 130 колоколов.

12. Часы - куранты.Исполняющие 2 мелодии,каждый час (Коль славен наш господь в Сионе) и мелодию (Боже, Царя храни) в 6 и 12 часов. Барабан, который на фото, задаёт мелодию.

В годы Великой Отечественной войны шпиль Петропавлоского собора был закрашен серой краской. Маскировка шпиля лишала фашистскую артиллерию ориентира для ведения прицельного огня по наиболее важным в стратегическом отношении объектам.

По воспоминаниям М.М. Боброва, участника маскировочных работ зимой 1941-1942гг., в музее сделан "Уголок блокадного Ленинграда", где показаны условия, в которых в соборе под лестницей на колокольню жили альпинисты.

14. Спускаемся ещё ниже

17. Я не знаю, где начинается и заканчивается музей, но наверно эти и следующие фотографии сделаны на его территории.

18. Конструкция башни

19. Слева показано, как в 1830 году был реализован подъем к ангелу

20. Когда мы спустили на первый этаж, нас встретила женщина полицейский, которая нам в самом начале говорила, что музей закрыт. На этот раз она сказала улыбаясь "Ну что, вы уже всё?", мы ответили "Всё!" и вышли на встречу расстроенному Танкисту (слева на фото). Расстроенному, потому что он не залез с нами. (Но сегодня в контакте видел фотографии, что он тоже залез на днях, с чем его и поздравляю.)

21. На этом всё. Последнее фото для тех, кто не знает, как Петропавловский собор выглядит со стороны.

Спасибо за внимание!

Первые часы-куранты появились на первой, еще деревянной Петропавловской церкви построенной в 1703-04 годах. Собственно сами часы предназначались для Троице-Сергиевой лавры в Москве, но уж коли решил Петр столицу перенести поближе к границам владений, то часы велено было доставить в Санкт-Питербурхъ и поставить в колокольню... Однако, жизнь первых питерских часов-курантов оказалась недолгой...
Для справки: в те годы часы существенно отличались от привычных нам ныне - циферблат делился на 17 частей, минутная стрелка, как таковая, отсутствовала (а нафига, спрашивается?), бой производился одним большим колоколом и несколькими малыми колоколами. Часы являлись непременным атрибутом развитых городов.

В 1714 году было начато строительство каменного Петропавловского собора под чутким руководством архитектора Доменико Трезини. Для новой колокольни, Петр I приобретает в Голландии еще одни часы, во время своего последнего путешествия по Европе. Вскоре их устанавливает на колокольне часовой мастер Андрей Ферзен, но… канцелярия, посчитав, что мастеровых боле не нужно содержать при часах (а что с ними станет, с часами-то?), увольняют всех и часовой механизм лишившись должного ухода, скоро ломается... С чем и обращается Трезини в Канцелярию Городских дел: "Надлежит ныне разобрать и починить большие часы, которые поставлены на колокольне Святой Церкви Петра и Павла, на которое вычищение надобно оружейных... кузнецов, которые прежде были у того дела или других четырех человек по требованию часового мастера Андрея Ферзена".

Сразу же натыкаемся на могилы царских родственников. Эти были погребены еще при жизни Петра - вторая могила сына царя - Алексея Петровича.

А как вы думаете, откуда пошла традиция хоронить ближних ко власти в стенах?))
Интересно, что часы, установленные на колокольне Петропавловского собора были снабжены специальным механизмом - карильоном, с помощью которого можно было исполнять на колоколах различные мелодии. Слово "куранты" произошло от французского слова "carillon" обозначавшего некий набор колоколов разной величины и строя. Колокола помещались на колокольне, и были связаны с механизмом башенных часов или клавиатурой системой тросов.
Часы Петропавловского собора имели 35 колоколов, причем все имели по два молотка и одному языку - то есть отдельно перезвон издавали сами часы, карильон и отдельно звонарь. Русские колокола не годились для карильона, поэтому все колокола были отлиты в Голландии.

Поднимаемся еще выше...

В 1756 году сгорает деревянный шпиль Петропавловского собора, а вместе с ним сгорают колокола и куранты. Правившая на тот момент царица Елизавета Петровна повелела графу Г.И.Головкину найти и купить готовые часы или заказать механизм у какого-нибудь мастера. Вскоре, предприимчивый Головкин находит в Голландии часовых дел мастера Бернарда Ооткраса и заключает с ним контракт на изготовление клокшпиль-часов для колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Если бы мастер знал, что теперь вся жизнь его станет сплошным кошмаром, то сбежал бы от странного русского и его не менее странного и удивительного предложения...

Но, обладая другим менталитетом, Оорткрас педантично, скрупулезно, в срок выполнил заказ. 22 апреля 1760 года часы были осмотрены и признаны годными к употреблению. 28 августа 1760 года, на зафрахтованном голландском судне "Фрау Мария", Оорткрас доставляет их в Петербург.

И, наконец, достигаем высоты 16-ти метров от земли (или от уровня моря?) - здесь устроена небольшая выставка по истории колокольни Петропавловского собора - прямо перед нами остов ангела, что на шпиле. Рама совершенно реальная. Ангел простоял около 140 лет и был полностью заменен к 300-летию Санкт-Петербурга

По условию контракта, сроки работы над часами были строго оговорены, но по прибытию на место установки оных, вдруг выясняется, что колокольни еще нет и в помине. Часы, (дабы не попортился механизм) разместили в небольшом деревянном домике, который выстроили специально для них на территории Петропавловской крепости, но, как обычно все пошло не так - или досок не хватило, или проворовались… Домик получился гораздо меньше ожидаемого. Крупногабаритные часы в него едва поместились. Вдобавок ко всему, Оорткраса обязали завести часы с целью проверки их работоспособности. Скрепя сердце, выполняя условия контракта, мастер за свой счет перестраивает домик и проводит все манипуляции с механизмом.

Отсюда начинается лестница внутри самой колокольни.

Чтобы твердолобый голландец вел себя потише к нему приставили в качестве надсмотрщика, часовщика Друнка Миллера, который испытывал профессиональную зависть к своему талантливому коллеге и не мог простить мастеру, что заказ на изготовление курантов "уплыл" у него из рук. Всячески мешая Оорткрасу работать, беспринципно обвиняя его в воровстве, некомпетентности, лени и нерадивости, Миллер добился, что мастеру перестали платить жалование. В итоге Оорткрас в течение двух лет работал бесплатно и умер в нищете от нервного истощения 27 мая 1764 года, так и не увидев свое детище на колокольне.

После смерти своего создателя часы несколько лет пролежали в бездействии. В 1776 году их поручили венскому часовому мастеру Редигеру, который и доделал их, отметив при этом, что "они делают честь своему создателю". В том же году куранты поставили в башне и с этого времени жители Петербурга стали слышать перезвоны, издаваемые часами. Проработали куранты, без какого либо значительного вмешательства и ремонта почти 64 года.

16 метров над землей, балкон над колоннадой западного крыльца.
Обратите внимание на свастику.))

Существует легенда, что перед началом войны (Великой Отечественной), разведка донесла Гитлеру о сем благообразии на соборе в самом центре города Ленинграда. Гитлер же увидя в этом хороший знак, запретил стрелять по собору под страхом смерти, что и было выполнено. Конечно же, случайные снаряды попадали на территорию крепости, но собор остался цел.
Правда это или неправда - кто знает - поправляйте!
В 1854 году часы вытащили из колокольни, шпиль которой, к тому времени, значительно накренился. Их разместили до лучших времен в Кронверкском бастионе. В 1857 году архитектор Д.И.Журавский приступил к замене деревянного шпиля Петропавловского собора на металлический, с частичной реконструкцией нижнего купола колокольни, на которой размещались куранты. И поскольку у часов, прослуживших уже свыше 81 года, не было капитального ремонта, то решено было его провести. Ведущие часовые фирмы России пытались получить этот заказ, но Журавский отдал предпочтение фирме "Братья Бутеноп". Фирма обязалась исправить, обновить и усовершенствовать механизм, установить минутные стрелки (которых просто не было), сделать внутренний циферблат по которому можно было бы поставить стрелки снаружи. Был изготовлен новый маятник и произведена реконструкция узла колокольного боя.

29 октября 1858 года часы были установлены на колокольне Петропавловского собора. Завод-изготовитель оставил на них двухлетнюю гарантию, а также подробную инструкцию пользования, настройки и поправки - на русском языке.
Через 48 лет непрерывной работы, часам снова был сделан ремонт длившийся с 26 июня по 12 июля 1906 года. После переворота 1917 года часы были остановлены.
Революционно настроенные массы, под руководством композитора М.И.Чулаки пытались настроить их на исполнение интернационала, но не удалось… колокола при этом подверглись механической обработке, из-за чего некоторые из них оказались загубленными.

В 1947 году, верхолазы произвели работы по автоматизации завода часов-курантов, которые до того времени заводились вручную, с помощью нескольких здоровых крепостных или, позже, - узников крепости. Завода хватало на сутки.
Тогда же были запущены четвертные перезвоны и, собственно, бой часов, привязав куранты к нижней, так называемой «русской» звоннице.
Механизм исполнения мелодий был запущен в 2002 году. «Русскую» звонницу отдали звонарям, а часы стали «играть» в голландские колокола, на «голландской» звоннице, что находится как раз над циферблатами часов. Каждый час куранты исполняют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а каждые шесть - «Боже царя храни». Из-за этого мотива, большевики в свое время, яростно расстреливали циферблаты и колокола из винтовок. Кой-где остались дырки и отметины - на долгую, добрую память...

Остался снизу.

А мы поднимаемся выше. Лестница на "русскую" звонницу...

И выше - в часы.

Русские колокола - теперь на них играет только звонарь.

Малые колокола на "русской" звоннице.

Механизм часов-курантов. Размеров немаленьких - 3 х 3 метра!
Находится на высоте 45 метров от земли, в закрытом помещении. Температура в помещении поддерживается положительная круглосуточно, с помощью нескольких тепловых вентиляторов, иначе часы замерзают и начинают вести себя непредсказуемо.

Хорошо видна надпись "часы переделанные в 1858 году братьями Бутеноп в Москве" - для капремонта их разобрали и по частям переправили в Москву. С трудом себе представляю как их вытаскивали и потом, поднимали и собирали. Силу надо иметь немерянную, да и здоровье богатырское - ведь лифта в колокольне нет.)) Вверх, да вниз - все по ступенькам...

Шестерня, следящая за боем большого часового колокола.

Внутренний циферблат, добавленный братьями Бутеноп для того, чтобы видеть положение стрелок на уличных циферблатах, коих четыре штуки, ориентированных по сторонам света. Этажом выше есть распределительный механизм.

Анкерная шестерня и балансир - не дают часам спешить.

Еще одна шестерня.

Это ж надо было такое придумать... В голове не укладывается. Все здесь достаточно сложно, но работает как часы.))

Центробежный регулятор привода мелодий большого барабана. Перед тем как начать играть часовые мелодии, механизм сам себя взводит и начинает вращаться с бешеной скоростью. Эта хреновина скорость гасит. Когда она по каким-либо причинам ломается, то долбать начинает в несколько раз быстрее, получается какая-то пародия на куранты.

Центрифуга от малого барабана, ведающего четвертным боем.

Барабан четвертного боя - этакая музыкальная шкатулка.

Музыкальная шкатулка посерьезнее. Барабан с набранными мелодиями "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже царя храни".

Ну вот, вроде все... с часами пора прощаться, собираюсь вниз, но тут замечаю еще одну интересную подробность...

За часами находится винтовая лестница в распределительный механизм, а перед нею одна из восьми внутренних тяг, поддерживающих шпиль в вертикальном положении.

Она же, поближе...

И еще восемь тяг внутри стены (они считаются внешними). Инженерный гений Дмитрия Журавского, заменившего деревянный шпиль металлической конструкцией, устроенной по принципу мостовых ферм, до сих пор вызывает неподдельное восхищение. Ведь если шпиль по каким-либо причинам отклонится от своей вертикальной оси, его всегда можно будет вернуть в прежнее положение с помощью...

Вот этого вот нехилого гаечного ключика)))
Но им еще ни разу не воспользовались. Конструкция шпиля очень прочна. В сильные ветры, коими славится Петербург, шпиль вместе с ангелом-флюгером "гуляет" примерно на полметра по сторонам.

Ну вот, из собора вылез.

12 июля - день святых апостолов Петра и Павла. Предлагаем Вам совершить фотоэкскурсию по Собору Святых Петра и Павла Петропавловской крепости вместе c председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем Коноваловым и узнать, как устроены звоны самой высокой в России колокольни и кто исполнял на церковных колоколах гимн Советского союза.

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент - кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.


Еще одна обращающая на себя внимание деталь - деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.


Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

Часовой механизм

Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут - один раз, в половину часа - два, в три четверти часа - три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа "Коль славен наш Господь с Сионе", а в 12 часов дня - государственный гимн "Боже Царя Храни". Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком


В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола - часовые, церковные и карильон - в Русской Церкви нет.

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне - вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.


Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР - концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни - не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню - подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами - звонарями из Петербурга - Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

Фотографии Игоря Васильевича Коновалова