Город фигерас испания достопримечательности. Испания. О Фигерас мой рассказ. Что такое фонетический разбор

) известен всем как родина Сальвадора Дали . В 70-е годы Дали купил здесь здание муниципального театра и перестроил его (при этом многие элементы здания были сохранены) под свой музей-театр.

В этом музее собраны работы Дали, а также выставлена личная коллекция живописи художника, включающая работы многих великих мастеров живописи. Например, Эль Греко. Рядом с театром находится и особняк Галатеа, перестроенный Дали в память о своей любимой супруги Галы.

Находится в самом центре Фигераса, рядом с главным храмом города – церковью Сен-Пере. Стоит здание на фундаменте средневековой крепости, и на его северном фасаде можно увидеть даже черты бойницы военной крепости. Церковь Сан-Пере была возведена в 14 веке, однако свой нынешний вид она приобрела после реконструкции середины 20-го столетия.

Дом, в котором родился Дали, расположен по улице Монтуроль . На первом этаже этого здания находилась нотариальная контора, принадлежавшая отцу Дали, а выше квартира, в которой провел свое ранние детство художник. Вторым адресом Дали стал дом № 10, находящийся на той же улице. Кроме этого, этот дом является прекрасным экземпляром архитектуры модерн в Фигерасе.

Однако, как уже упоминалось выше, Фигерас очень старый город. Поэтому далеко не все городские достопримечательности связаны с именем Сальвадора Дали. Например, одной из самых красивых улиц Фигереса является улица Марге , которая в средние века была центром еврейского квартала.
Есть в Фигерасе и своя Ла Рамбла , на которой находится несколько городских музеев. Например, Музей Игрушек или Историко-художественный музей.

Еще одна достопримечательность Фигереса – замок Сан-Ферран – самая большая крепость Европы 18 века. Из в Фигерас проще всего попасть поездом.

История Фигераса

Название города Фигерас переводится как “дерево фиги” . Это связано с тем, что еще в до-исторические времена эти деревья в большом количестве произрастали в этой области. В римскую эпоху на месте Фигераса существовало два поселения, однако в настоящий город Фигерас превратился в 10 столетии. Правда, в эпоху раннего средневековья в Фигерасе не происходило ничего значительного. Город постепенно развивался и статус королевского он получил в 1267 году.

Фигерас стал стремительно развиваться с середины 18 столетия, после того как рядом с городом был построен замок Сан-Ферран, внутри которого находился большой гарнизон. Эту крепость нужно было обслуживать и в Фигерасе появилась необходимость в большом количестве свободных рабочих рук. Развитие города не было остановлено и во время оккупации Фигераса войсками Наполеона. Фигерас сильно пострадал во время Гражданской Войны в Испании. Город стал последним ополотом республиканцев, поэтому войска генерала Франко обстреливали Фигерас и замок Сан-Ферран с особой жестокостью.

Музеи Фигераса

Театр-Музей Сальвадора Дали . Этот музей Фигераса находится по адресу Gala-Salvador Dali Square 5. Музей полностью посвящен творчеству Сальвадора Дали и, по сути, является последней большой работой маэстро. Это второй по посещаемости музей Испании после мадридского Прадо так что в музее достаточно многолюдно.

Прекрасный музей. Особенно для того, чтобы посетить его с детьми. Хотя и взрослым будет весьма интересно взглянуть на искусство изготовления игрушек в Испании. Коллекция музея насчитывает около 4500 экспонатов. Входной билет стоит 5 евро для взрослых и 4 евро для детей. Советуем после посещения музея Дали обязательно посетить и этот музей.

Археологический музей . Археологический музей Фигераса находится по адресу Рамбла 2. Это небольшой музей, где можно увидеть несколько интересных экспонатов. Например, фрагменты греческих статуй.

Хоть эта площадь (Placa de led Patates) и не является музеем, посещение Фигераса без визита на эту площадь не будет полным. Эта прекрасная старинная площадь, украшенная фасадами домов 17-18 столетий. Свое название площадь получила от того факта, что до 1950-годов на ней торговали овощами.

Шоппинг в Фигерасе

Несмотря на то, что Фигерас является небольшим городком, из-за большого наплыва туристов в городе есть магазины, представляющие практически все известные мировые марки одежды. Например в городе есть магазины Zara, Benetton, La Coste, Pull & Bear. Кстати, за покупками в Фигерас часто приезжают из соседней Франции. Конечно, есть в Фигерасе и магазины, торгующие испанской одеждой.

Где можно покушать в Фигерасе

Главное правило – не следует кушать в кафе и ресторанах рядом с Музеем Дали. Цены там высоки, а качество блюд уступает, приготовленным в ресторанах чуть дальше от музея.

Фигерас на карте

10 достопримечательностей Фигераса

Общая информация

Фигéрас (Figueras) - небольшой каталонский городок, который расположен всего в 10 километрах от Франции и в 138 км от столицы Каталонии Барселоны . При произношении ударение ставится на второй звук.

Город является столицей региона Альт-Эмпорда (L"Alt Emporda).

От Льорет-де-Мар (Lloret de Mar) Фигерас находится примерно в 80 км.

Сайт города:

http://ca.figueres.cat/

Туристический сайт:

http://en.visitfigueres.cat/

Название города переводится как "Фиговое дерево".
Ранее в этой области росло большое количество фиговых деревьев, что дало название городку.
История Фигераса берет свое начало еще со времен Римской Империи. Раньше на этом месте находились два поселения.
В X веке Фигерас стал именоваться городом, а в XIII веке ему присвоили статус королевского города.

Это родина знаменитого испанского живописца Сальвадора Дали, который родился 11 мая 1904 года. Он очень гордился тем, что родился именно в этом городе.

А город стал известен во всем мире благодаря творчеству Сальвадора Дали. Здесь находится знаменитый театр-музей гениального художника.

Рядом расположено здание Галатеа, которое Дали перестроил в честь супруги Галы.

Кроме музея в городе есть еще много довольно интересных мест.

Что посмотреть

Достопримечательности Фигераса:

Церкви

Церковь святого Петра (Esglesia de Sant Pere) находится рядом с театром-музеем Дали.

Церковь была построена в 10 веке, в гражданскую войну практически полностью выгорела.
Но снаружи церковь по прежнему производит большое впечатление на туристов...

Монастырь Святого Иосифа (Convent de les monges de Sant Josep) расположен на улице Carrer Sol d"Isern,неподалеку от площади Рамбла.

Дворцы

Музеи

Театр-музей Дали (Teatro-Museo Dali) является самой главной достопримечательностью города.

Уникальная обстановка была создана Дали на месте бывшего театра, разрушенного во время гражданской войны в Испании.
Само здание было задумано как сюрреалистический сюжет...

Форт Кастель де Сан Ферран (Castell de Sant Ferran) находится рядом с театром-музеем Дали.

Строительство форта относится к концу XVIII века.

Кастель - де - Сан - Ферран является самой крупной крепостью, которая была построена в этом столетии в Европе.

Периметр составляет около 5,6 км...

Музей игрушек Каталонии (Museu Del Joguet De Catalunya) находится в здании бывшей гостиницы "Париж".

В музее насчитывается почти 4,5 тыс.экспонатов, включая миниатюрные театры, подаренные известными в стране людьми...

Музей Эмпорды (Museu De L"Empordà) предлагает большую коллецию искусства и археологических находок округа L"Alt Emporda.

Небольшой по размеру археологический музей...

Рынки

Улицы, бульвары и площади

Ратушная площадь или площадь Аюнтамьенто (Plaça Ajuntament) - это небольшая по своим размерам площадь. Переводится как площадь городского совета...

Площадь Эрнеста Вила (Plaça Doctor Ernest Vila) называют еще площадью фонтанов (Plaça de la Font Lluminosa), или площадью освещенных фонтанов...

Площадь президента Жозепа Тарраделлы в Фигерасе (Plaça del President Josep Tarradellas)

Самый сюрреалистичный из всех сюрреалистов жил и ушёл из жизни сюрреалистично. Творить дивные сюжеты картин, жить и думать не как все, и, переходя в мир иной, пожелать быть похороненным тоже не так, как все. Это в стиле Сальвадора Дали. Великий, каким его считают многие, художник создавал удивительные и понятные далеко не каждому полотна. Он захотел, чтобы его прах покоился в театре-музее, созданном им же самим. Его волю исполнили. Теперь на родину Дали съезжаются многочисленные туристы, ведомые желанием увидеть и музей, и прочие выдающиеся достопримечательности города Фи́герас. Отправляемся туда и мы с вами.

Поезд от Барселоны доставит вас до Фигераса без проблем и хлопот. Такой транспорт тут курсирует достаточно часто. Билеты – в районе 20 евро (плюс-минус). Путешествуете на авто – вам ещё проще. 10км от Франции и 140км от каталонской столицы Барселоны – это столица региона Альт-Эмпорда – Фигерас.

В названии города каждый может услышать что-то своё, но в действительности слово это означает «Фиговое дерево». Это и понятно, ведь раньше на этой территории росли многочисленные фиговые деревья. Отсюда и название.

Городок этот достаточно возрастной. Описание его встречается ещё в Римской Империи. Правда, в то время это было всего лишь пару поселений. В город они превратились только в 10м веке. А статус королевского город тот и вовсе получил в 14м столетии по прихоти тогдашних правителей.

Городу и горожанам явно повезло. Посчастливилось, я бы даже сказал. Вот стоит только родиться какой-то будущей знаменитости, как город превращается из рядового населённого пункта в буквально туристическую Мекку. Так произошло и в нашем случае. Родина легендарного сюрреалиста Дали, небось, благодарна ему за то, что сегодня сотни тысяч туристов приезжают сюда, оставляя в городской казне свои кровные. За что же не жалеют туристы выкладывать свои честно заработанные? Об этом я расскажу далее…Добавлю только, что кроме достопримечательностей, славится городок и своими многочисленными фестивалями, которые своим весельем привлекают туристов не менее, чем культурные и архитектурные памятники.

Что посмотреть в Фигерас

В этом городе действительно, есть много объектов, заслуживающих внимания туристов. Любите ли вы искусство или увлекаетесь архитектурой, отдаёте предпочтение истории либо любопытствуете в вопросах религии, интересуетесь ли творчеством Дали, — тут все найдёт то, за чем приехали. Новые впечатления и эмоции в этом каталонском городе вам обеспечены. Даже те, кто в своих годах не попрощался с детством и до сих пор не прочь пошалить с куклами и машинками, выстроить замки из конструкторов или поиграть в кукольный театр, — и те найдут в Фи́герасе интересные для себя объекты. Не буду перечислять все достопримечательности в подробностях, просто начну рассказывать о том, что сам видел и где сам побывал. Итак, достопримечательности Фигерас (Испания)

Театр-музей Сальвадора Дали (Teatro-Museo de Salvador Dali)

Эта достопримечательность, пожалуй, считается главнейшей в Фи́герасе. Открыли её в середине 70-х годов 20-го века. Единственная цель – воспеть творчество величайшего земляка – Сальвадора Дали.

Тут всё подчинено идее. Даже внешний облик музея – он тоже в «сальвадорском» стиле сюрреализма.

Примечательно, что над проектом музея работал сам «виновник» — Дали. На месте старого лично выкупленного театра он создал музей, в экстравагантности которого трудно усомниться. По этому же критерию с ним сложно и соперничать…В-общем, он претендует на уникальность и эксклюзивность.


Сюда стремятся попасть все туристы, оказавшиеся в Фигерасе. Посмотреть на полторы тысячи экспонатов, выставленных тут, — желающих хоть отбавляй.

В Castell de Sant Ferran посетители увидят воплощённые в жизнь эксперименты художника. Футуризм с кубизмом и импрессионизмом, сюрреализмом – гремучая смесь жанров и течений в работах легендарного «чудака».

Кстати, согласно завещанию самого Сальвадора, его захоронение находится в этом же здании.

Крепость Castell de Sant Ferran (Fortaleza Castell de Sant Ferran)

Эта достопримечательность – из разряда тех, которыми принято гордиться и выставлять напоказ. Строили крепость в честь испанского правителя – короля Фердинанда-шестого. Попасть в крепость можно, отправившись на окраину города. Не буду уточнять, на какую, – язык, как говориться, и до Castell de Sant Ferran доведёт. Как добраться — любой путеводитель по Каталонии даст вам нужную информацию. Карта Фи́гераса с достопримечательностями тоже не будет лишней. Скажу только, что от упомянутого ранее мною Музея Дали до этой крепости всего 10 минут пути.


Крепость, нужно сказать, достаточно молодая. В 18м веке её построили для военных нужд в качестве укрепления. По периметру длина крепости превышает 3км. Что говорить, если самой только воды для нужд вояк и населения хранилось в резервуарах до 40ка миллионов литров. Её могли использовать до шести тысяч человек. Почти с десяток зданий для военных, конюшни для четырёх с половиной сотен лошадей – всё это было внутри крепости. Мощь сооружения сделала его одним из самых «ударостойких» среди себе подобных во всей Европе того времени.

Проводить экскурсии в Castell de Sant Ferran стали лишь к концу 90-х годов 20го столетия. Все они, разумеется, платные. Входные билеты не дорогие, в районе 3х евро. Бесплатно можно гулять только по периметру сооружения вдоль стен. Во время таких прогулок можно любоваться природными видами равнины, выходящей к морю. Местный народ такой возможностью регулярно и успешно пользуется.

Церковь Святого Педро (Iglesia de San Pedro)

Церковь Святого Педро (или Петра) найдёте рядышком с Театром-музеем легендарного Сальвадора, о котором речь шла чуть выше. И то и другое находится на площади с таким же названием – Святого Педро (Петра). В принципе, за один день можно обойти все важнейшие памятные места этого города. Но мы о церкви.


Дата строительства – 10 столетие. Как это обычно бывает, войны и конфликты не пожалели это религиозное заведение. Iglesia de San Pedro почти целиком сгорела во время вооружённых столкновений. Она претерпела реконструкцию и пережила неоднократное восстановление. Не смотря на свой новый (не аутентичный) облик, церковь до сих пор притягивает взгляды приезжих своей красотой. впрочем, это уже совершенно новая церковь, построенная в 14м столетии на месте прежнего древнеримского храма. А на северной стороне церкви до сих пор можно увидеть сохранившиеся элементы, созданные ещё в 10м веке. Потому, наверняка, для поддержания статусности и важности здания, для придания его портрету штрихов древности и суровости и принято говорить о том, что история его берёт своё начало в 10м столетии.

Доминирующий стиль архитектуры сооружения – готика.

Век за веком в облик Iglesia de San Pedro вносились всё новые штрихи, дополняя её архитектурными элементами, функциональными особенностями и интерьерными новшествами. Так по очереди стали появляться: орган, неф, апсиды, трансепт, купол…

Для тех туристов, которые увлекаются подобными достопримечательностями, данный объект может показаться интересным и заслуживающим внимания.

Старый город Фигерас

Любой город когда-то с чего-то начинался. Не исключение и Фигерас. В своё время первые жители этого города стали селиться вдоль берегов речки Риера де Фигерас. Это и было ядро, центр сегодняшнего города. Там и тогда и было решено построить замок. Типичная картина для подобных городов. А в 19м столетии берега реки соединил мост. Оттуда и берёт начало бульвар Рамбла. Его функция подобна роли похожих центральных бульваров Барселоны или Жирона. Это главная широкая и многолюдная пешеходная улица для гулянок, прогулок, ярмарок и прочих массовых мероприятий. Эта старая часть города пытается, и успешно, соответствовать современным реалиям. Уже давно старинные постройки старого города мирно уживаются с брендовыми модными магазинами и ресторанами. А как иначе – главная артерия Фигераса должна соответствовать своему статусу и удовлетворять запросы местных и приезжих.

Музей игрушек Каталонии (El Museo del Juguete de Cataluña)

El Museo del Juguete de Cataluña в Фигерасе найдёте в помещении экс-гостиницы под названием «Париж» (бульвар Рамбла). Любителям кукольной темы должно тут понравиться. Экспонатов собрано и выставлено более четырёх тысяч. Среди просто кукол есть целые мини-театры. Их, как правил, в дар приносили богачи и публичные персоны. В качестве дополнения к театрам – фотоснимки детей, играющихся с куклами.


Впрочем, статус кукольного не означает, что в музее есть только исключительно куклы. Тут можно увидеть также мячи, машинки и самолётики, игровые наборы иллюзиониста, игрушечные кухни, различные конструкторы, самокаты с велосипедами и тому подобное.

Интересно, что это не просто магазинные игрушки. Некоторыми из экспонатов в своё время играли знаменитости типа Дали, Лорки, Миро и прочих. В этом изюминка экспозиции. Это добрый музей во всех смыслах слова. Вряд ли, при знакомстве с экспозициями у посетителей возникнут негативные эмоции. Наоборот – в памяти всплывают ощущения спокойствия и стабильности, детской мечтательности и фантазийности, уюта и домашнего комфорта.


С ругой стороны, можно чётко проследить, как и чем играли дети разных десятилетий и столетий, что влияло на производство и смысловую нагрузку игрушек и так далее.

Открыли данное заведение не так давно – в начале 80-х годов 20го столетия.

Музей Эмпорда (El Museo del Empord)

Museu De L’Empordà (в разных источниках Эмпорда или Эмпорды) – это так называемый музей одного округа. Его экспозиции знакомят посетителей с собранием произведений искусства округа под названием L’Alt Emporda. Также тут представлено всё то, что «откопали» археологи, ведя работу в этой местности.

Что мы тут увидим? Керамику и скульптуру, домашнюю утварь, работы выдающихся местных живописцев. Ну и, конечно же, невозможно на данной территории было бы обойтись без произведений Сальвадора Дали и прочих «звёзд» живописи.

В двух словах:

музей традиционный, почти рядовой. Его цель – защита и пропаганда местных авторов и искусства своего региона.

Заведение сравнительно небольшое, но собранные в нём материалы интересны любознательным туристам. Из всех своих собратьев данной территории этот музей считается самым богатым. В основном, экспонаты датируются 19м веком, но есть и произведения, созданные в эпоху Средневековья.

Найти Museu De L’Empordà можно в самом начале бульвара Рамбла города Фи́герас.

Площадь картошки Plaça de les Patates

Когда-то, когда эту улицу только «придумали», её называли не иначе, как Площадью картошки. Имя родилось как-то само собой, поскольку тут до второй половины 20-го столетия селяне-фермеры из окрестностей продавали свой урожай. Сегодня же от шума и гама ярмарок не осталось и следа. Площадь тиха и спокойна. На ней в тени деревьев и в окружении зданий 17-го века прогуливаются и отдыхают горожане, туристы и путешественники.


Впрочем, это только днём. А вечером на площади становится шумно и весело. Тому способствуют работающие тут кафэшки и сплошная пешеходная зона без какого-либо транспорта. Особенно в летнюю пору любит народу потусить на Plaça de les Patates. Как видим – была бы площадь, ей всегда найдётся применение: то ли картошкой торговать, то ли на голубей смотреть, то ли отдыхать в ресторанчике.

Напоследок!

Любителям экзотической кулинарии и гастрономии в Фигерасе явно понравится. Приезжайте сюда, если мечтали попробовать хвосты быков, фуэт, гаспаччо, паэлью, разнообразные морепродукты и всевозможные сыры. Каталонцы удивят вас своей кухней и вкуснейшими блюдами. Голодными вы точно не останетесь. И увезёте с собой домой массу впечатлений.

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.

Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.

Список всех букв - это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв - гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч"о́рный"]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар"]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] - апострофом;
  • ударный [´] - ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] - гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] - знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.

Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] - бодрый и [б’] - белка;
  • или [д]-[д’]: домашний - делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до "ма].
  • Новые дома [но"выэ да ма"].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы - гора = [го "ры] - [га ра"];
  • он - онлайн = [о "н] - [а нла"йн]
  • свиде те льница = [св’ид’э "т’и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре -ди [фп’ир’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста -ч’ка ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • - ёжиться [йо´ жыц:а], ёлочный [йо´ лач’ный], ёжик [йо´ жык], ёмкость [йо´ мкаст’];
    • - ювелир [йув ’ил’и´р], юла [йу ла´], юбка [йу´ пка], Юпитер [йу п’и´т’ир], юркость [йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • - ель [йэ´ л’], езжу [йэ´ ж:у], егерь [йэ´ г’ир’], евнух [йэ´ внух];
    • - яхта [йа´ хта], якорь [йа´ кар’], яки [йа´ ки], яблоко [йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • - приё мник [пр’ийо´мн’ик], поё т [пайо´т], клюё т [кл’уйо ´т];
    • -аю рведа [айу р’в’э´да], пою т [пайу ´т], тают [та´йу т], каюта [кайу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: - объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу "та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: - интервью [интырв’йу´ ], деревья [д’ир’э´в’йа ], друзья [друз’йа´ ], братья [бра´т’йа ], обезьяна [аб’из’йа´ на], вьюга [в’йу´ га], семья [с’эм’йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • - единение [йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • - январский [йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайи вр’э´м’ина], поезда [пайи зда´], поедим [пайи д’и´м], наезжать [найи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йи ц], учащиеся [уч’а´щ’ийи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийи м’и], суета [суйи та´],
    • лаять [ла´йи т’], маятник [ма´йи тн’ик], заяц [за´йи ц], пояс [по´йи с], заявить [зайи в’и´т’], проявлю [прайи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: - пьянит [п’йи н’и´т], изъявить [изйи в’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё - [о],
    • е - [э],
    • ю - [у].
    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´ лтый], шёлк [шо´ лк], целый [цэ´ лый], рецепт [р’ицэ´ пт], жемчуг [жэ´ мч’ук], шесть [шэ´ ст’], шершень [шэ´ ршэн’], парашют [парашу´ т];
  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´ фка], лёгкий [л’о´ хк’ий], опёнок [ап’о´ нак], актёр [акт’о´ р], ребёнок [р’иб’о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´ н’], зеркало [з’э´ ркала], умнее [умн’э´ йэ], конвейер [канв’э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´ та], мягко [м’а´ хка], клятва [кл’а´ тва], взял [вз’а´ л], тюфяк [т’у ф’а´ к], лебяжий [л’иб’а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ ф], людям [л’у´ д’ам ], шлюз [шл’у´ с], тюль [т’у´ л’], костюм [кас’т’у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´ л’], бретелька [бр’итэ´ л’ка], тест [тэ´ ст], теннис [тэ´ н:ис], кафе [кафэ´ ], пюре [п’урэ´ ], амбре [амбрэ´ ], дельта [дэ´ л’та], тендер [тэ´ ндэр], шедевр [шэдэ´ вр], планшет [планшэ´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: - зе рно [з’и рно´], зе мля [з’и мл’а´], ве сёлый [в’и с’о´лый], зве нит [з’в’и н’и´т], ле сной [л’и сно´й], ме телица [м’и т’е´л’ица], пе ро [п’и ро´], прине сла [пр’ин’и сла´], вя зать [в’и за´т’], ля гать [л’и га´т’], пя тёрка [п’и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые - мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] - [б’]: б анан - б елка,
    • [в] - [в’]: в ысота - в ьюн,
    • [г] - [г’]: г ород - г ерцог,
    • [д] - [д’]: д ача - д ельфин,
    • [з] - [з’]: з вон - з ефир,
    • [к] - [к’]: к онфета - к енгуру,
    • [л] - [л’]: л одка - л юкс,
    • [м] - [м’]: м агия - м ечты,
    • [н] - [н’]: н овый - н ектар,
    • [п] - [п’]: п альма- п ёсик,
    • [р] - [р’]: р омашка - р яд,
    • [с] - [с’]: с увенир - с юрприз,
    • [т] - [т’]: т учка - т юльпан,
    • [ф] - [ф’]: ф лаг - ф евраль,
    • [х] - [х’]: х орек - х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] - всегда твердые (ж изнь, ц икл, мыш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] - всегда мягкие (доч ка, чащ е, твоей ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) - самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р ай , н ол ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум - значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з ав од , б люд о, ж из нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст опк а, ф ишк а, к ост юм, ц ирк, заш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш ], снег [с’н’э´к ], огород [агаро´т ], клуб [клу´п ];
  • перед глухими согласными: незабудк а [н’изабу´т ка], обх ватить [апх ват’и´т’], вт орник [фт о´рн’ик], трубк а [трупк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] - [в’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з ’ийа], рецензия [р’ицеэн’з ’ийа], пенсия [пэн’с’ ийа], ве[н’з’] ель, лице́[н’з’] ия, ка[н’д’] идат, ба[н’д’] ит, и[н’д’] ивид, бло[н’д’] ин, стипе[н’д’] ия, ба[н’т’] ик, ви[н’т’] ик, зо[н’т’] ик, ве[н’т’] илъ, а[н’т’] ичный, ко[н’т’] екст, ремо[н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканч ик [стака′н’ч’ик], сменщ ик [см’э′н’щ’ик], понч ик [по′н’ч’ик], каменщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульварщ ина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезж ий [пр’ийэ´жж ий], восш ествие [вашш э´ств’ийэ], изж елта [и´жж элта], сж алиться [жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» - как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’эщ’ ч’ исла´], с чем-то [щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ч’: ик], молодч ик [мало´ч’: ик], отч ёт [ач’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’: а´н’ик], разносчик [разно´щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´щ’: ик], грузчик [гру´щ’: ик], рассказчик [раска´щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [мущ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´щ’: ик], бороздчатый [баро´щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ращ’: ип’и′т’], расщедрился [ращ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [ач’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’ этна], тщательно [ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [ач’: о′т], отчизна [ач’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [пач’: о′рк’иват’], падчерица [пач’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [иж: ы´т’], розжиг [ро´ж: ык], уезжать [уйиж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ш: ый], расшитый [раш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’иш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [шт о′бы], не за что [н’э′ зашт а], что-нибудь [шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’т а´т’ил’], почта [по´ч’т а], предпочтение [пр’итпач’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шн а′], скучно [ску´шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] - буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’н ый], дачный [да´ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» - в сочетаниях:
    • стн → [сн] : местн ый [м’э´сн ый], тростник [трас’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестн ица, честн ый, известн ый, радостн ый, грустн ый, участн ик, вестн ик, ненастн ый, яростн ый и прочих;
    • стл → [сл] : счастл ивый [щ’:асл ’и´вый"], счастл ивчик, совестл ивый, хвастл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гигантск ий [г’ига´нск ’ий], агентск ий, президентск ий;
    • стьс → [с:] : шестьс от [шэс: о´т], взъестьс я [взйэ´с: а], клястьс я [кл’а´с: а];
    • стс → [с:] : туристс кий [тур’и´с: к’ий], максималистс кий [макс’имал’и´с: к’ий], расистс кий [рас’и´с: к’ий], бестс еллер, пропагандистс кий, экспрессионистс кий, индуистс кий, карьеристс кий;
    • нтг → [нг] : рентг ен [р’энг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц: а], мыться [мы´ц: а], смотрится , сгодится , поклониться , бриться , годится ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детс кий [д’э´ц к’ий], братс кий [бра´ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спортс мен [спарц: м’э´н], отс ылать [ацс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братц а [бра´ц: а], отц епить [ац: ып’и´т’], к отц у [к ац: у´];
  • «Д» - при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : поздн ий [по´з’н’ ий], звёздн ый [з’в’о´зн ый], праздн ик [пра′з’н ’ик], безвозмездн ый [б’извазм’э′зн ый];
    • ндш → [нш] : мундш тук [мунш ту´к], ландш афт [ланш а´фт];
    • ндск → [нск] : голландск ий [гала´нск ’ий], таиландск ий [таила´нск ’ий], нормандск ий [нарма´нск ’ий];
    • здц → [сц] : под уздц ы [пад усц ы´];
    • ндц → [нц] : голландц ы [гала´нц ы];
    • рдц → [рц] : сердц е [с’э´рц э], сердц евина [с’ирц ыв’и´на];
    • рдч → [рч"] : сердч ишко [с’эрч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подц епить [пац: ып’и´т’], двадц ать [два´ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заводс кой [завац ко´й], родс тво [рац тво´], средс тво [ср’э´ц тва], Кисловодс к [к’иславо´ц к];
  • «Л» - в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : солнц е [со´нц э], солнц естояние;
  • «В» - в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравств уйте [здра´ств уйт’э], чувств о [ч’у´ств а], чувств енность [ч’у´ств ’инас’т’], баловств о [баластв о´], девств енный [д’э´ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

10 достопримечательностей Фигераса

Общая информация

Фигéрас (Figueras) - небольшой каталонский городок, который расположен всего в 10 километрах от Франции и в 138 км от столицы Каталонии Барселоны . При произношении ударение ставится на второй звук.

Город является столицей региона Альт-Эмпорда (L"Alt Emporda).

От Льорет-де-Мар (Lloret de Mar) Фигерас находится примерно в 80 км.

Сайт города:

http://ca.figueres.cat/

Туристический сайт:

http://en.visitfigueres.cat/

Название города переводится как "Фиговое дерево".
Ранее в этой области росло большое количество фиговых деревьев, что дало название городку.
История Фигераса берет свое начало еще со времен Римской Империи. Раньше на этом месте находились два поселения.
В X веке Фигерас стал именоваться городом, а в XIII веке ему присвоили статус королевского города.

Это родина знаменитого испанского живописца Сальвадора Дали, который родился 11 мая 1904 года. Он очень гордился тем, что родился именно в этом городе.

А город стал известен во всем мире благодаря творчеству Сальвадора Дали. Здесь находится знаменитый театр-музей гениального художника.

Рядом расположено здание Галатеа, которое Дали перестроил в честь супруги Галы.

Кроме музея в городе есть еще много довольно интересных мест.

Что посмотреть

Достопримечательности Фигераса:

Церкви

Церковь святого Петра (Esglesia de Sant Pere) находится рядом с театром-музеем Дали.

Церковь была построена в 10 веке, в гражданскую войну практически полностью выгорела.
Но снаружи церковь по прежнему производит большое впечатление на туристов...

Монастырь Святого Иосифа (Convent de les monges de Sant Josep) расположен на улице Carrer Sol d"Isern,неподалеку от площади Рамбла.

Дворцы

Музеи

Театр-музей Дали (Teatro-Museo Dali) является самой главной достопримечательностью города.

Уникальная обстановка была создана Дали на месте бывшего театра, разрушенного во время гражданской войны в Испании.
Само здание было задумано как сюрреалистический сюжет...

Форт Кастель де Сан Ферран (Castell de Sant Ferran) находится рядом с театром-музеем Дали.

Строительство форта относится к концу XVIII века.

Кастель - де - Сан - Ферран является самой крупной крепостью, которая была построена в этом столетии в Европе.

Периметр составляет около 5,6 км...

Музей игрушек Каталонии (Museu Del Joguet De Catalunya) находится в здании бывшей гостиницы "Париж".

В музее насчитывается почти 4,5 тыс.экспонатов, включая миниатюрные театры, подаренные известными в стране людьми...

Музей Эмпорды (Museu De L"Empordà) предлагает большую коллецию искусства и археологических находок округа L"Alt Emporda.

Небольшой по размеру археологический музей...

Рынки

Улицы, бульвары и площади

Ратушная площадь или площадь Аюнтамьенто (Plaça Ajuntament) - это небольшая по своим размерам площадь. Переводится как площадь городского совета...

Площадь Эрнеста Вила (Plaça Doctor Ernest Vila) называют еще площадью фонтанов (Plaça de la Font Lluminosa), или площадью освещенных фонтанов...

Площадь президента Жозепа Тарраделлы в Фигерасе (Plaça del President Josep Tarradellas)