Керчь иоанна предтечи храм факты научные статьи. Храм иоанна предтечи керчь. Церковь на карте Крыма

H G Я O L

Древняя часть храма является сооружением VI века после капитальной реконструкции X века с частичной разборкой древнего сооружения . В XIX веке к храму пристроили притвор ы и колокольню в неовизантийском стиле . При этом древняя часть храма даже после всех последующих перестроек и реконструкций сохраняет свою византийскую крестово-купольную планировку.

Храм является памятником византийского искусства периода правления императора Юстиниана I , а реконструкция храма X века, придавшая окончательный вид древней части храма, делает церковь крупнейшим памятником русского Тмутараканского княжества .

Надпись на одной из колонн храма гласит: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260» , что соответствует 752 году от Рождества Христова. Эта надпись определила традиционную дату постройки храма в VIII веке, которая отображена и на охранном знаке на храме. Однако классическая датировка не учитывает, что колонна была принесена из более древнего сооружения.

Результаты раскопок, проведённых под руководством Т. И. Макаровой , опубликованные в 1982 году, говорят, что на самом деле первоначально был возведён обширный храм в форме базилики в крестово-купольной планировке, имевший также в 20 м от себя баптистерий , с реальной датировкой постройки в VI веке, которая отождествляется по описанию с храмом Святых Апостолов, о котором сообщает монах Епифаний, посетивший его между 815 и 843 годами: «Город приморский, куда и мы пришли. Видя чудеса, совершаемые апостолом, боспоряне скоро уверовали, как сами рассказывали нам. Они показали нам ковчег с надписью имени Апостола Симона Кананита , вкопанный в основание весьма большого храма св. Апостолов, содержащий в себе мощи и дали нам часть их» . Как следует из сообщения Епифания, храм может быть связан не только с апостолом Андреем Первозванным. Вероятно, в нём хранились мощи апостола Симона Кананита, который принял мученическую смерть недалеко от этого места

В целом данные археологии и сопоставление её результатов с письменными источниками указывают, что колонны храма на 200 лет древнее, чем ранее судили по надписям на них, сделанными позднее, и относятся к периоду Юстиниана I , который, как известно по источникам, в этот же период в Керчи построил мощную каменную крепость Боспор. Храм и цитадель возводились по единому плану, так как раскопки показывают, что кварталы строились уже с учётом храма. В частности, на это указывает направление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь.

В VII веке баптистерий был разрушен в результате набегов хазар. В IX веке в храме произошёл крупный пожар, здание не разрушилось, но было сильно повреждено. При Тмутараканском княжестве русские и их союзники византийские греки решили выполнить масштабную реконструкцию храма . При этом скорее всего первоначальная постройка была частично разобрана и собрана заново с использование древнего фундамента и колонн. Поэтому текущий облик древней части храма представляет собой постройку около X века времён Тмутараканского княжества с использованием элементов конструкций храма VI века:

В связи с этим интересно упоминание о церкви в надписи Тмутараканского камня , находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен » . Ряд исследователей указали, что это расстояние больше ширины Керченского пролива и скорее соответствует расстоянию между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове , ныне не сохранившейся. Макарова отмечает, что церковь Богоматери в Тамани во многом была подобна церкви Иоанна Предтечи в Керчи: использовался одинаковый красный песчаник при постройке, погребения также совершались в каменных ящиках . Это указывает на общее сообщество городов Тмутараканского княжества.

В 1829 году были снесены остатки древних стен крепости Боспор вокруг храма, так как они мешали застройке Керчи.

В 30-х годах XX века храм был закрыт. Официальная причина - отсутствие прихода. Лишь в конце 1950-х годов о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В 1963 году ей был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Однако это не помешало открыть возле храма рыбный рынок.

Сама церковь выполнена в крестово-купольной византийской планировке как и собор Святой Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле как Морской Никольский Собор в Кронштадте. Хотя посреди храма имеются колонны, но многие из них не играют роль несущих конструкций, а стоят свободно без нагрузки и являются декоративным элементом. Барабан купола в реальности опирается в основном на стены храма через апсиды.

Древнейшая часть храма сложена из рядов белого камня и плоского кирпича. Полосатая бело-розовая кладка характерна для византийских зодчих - так строители укрепляли здания на случай сейсмической встряски.

Если у вас спросят: «Какой из православных храмов России самый древний?», с уверенностью отвечайте: «Церковь святого Иоанна Предтечи в Керчи. Гордость Крыма и всей страны!» В дореволюционной России был лишь один храм старше – Иоанна Златоуста близ Нового Афона. Но сегодня – это территория Абхазии. И потому пальма первенства по праву принадлежит керченскому храму во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, построенному в VIII веке.

Основой такой датировки служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод церкви: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца июня третьего дня, от Адама в шесть тысяч двести шестидесятом году». Согласно летоисчислению по григорианскому календарю – это семьсот пятьдесят второй год от Рождества Христова. Кроме того, в кладке стен обнаружены амфоры VIII века, которые использовали в качестве голосников для лучшей акустики.

На сегодня храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь к концу XIX века. Композиция его древнейшей части в точности соответствует ранневизантийскому культовому зодчеству. Массивные стены сложены из чередующихся рядов, которые состоят из четырех полос белых каменных блоков и четырех полос плоского красного кирпича – плинфы. Этот приём придает церкви Иоанна Предтечи не только нарядность, но и помогает противостоять землетрясениям.

Внутри храм украшен колоннами и капителями, сделанными из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Такой сорт мрамора добывали только на острове Проконнесс в Мраморном море. А то, что каменоломни там были закрыты к концу VIII века – еще одно подтверждение времени возведения храма.

За столетия своего существования храм видел многое. Сменялись народы и государства вокруг, а он оставался молчаливым свидетелем истории. Благополучие христианской Византии, владычество хазар, исповедовавших иудаизм, язычников-половцев, генуэзское католическое господство… Почти семь веков церковь во имя Предтечи Иоанна служила приходским храмом для православной греческой общины города, пока в середине XV века с вхождением Керчи в Крымское ханство, не стала мечетью.

В 1774 году Керчь включили в состав Российской империи, церковь вернули православным и освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Её прихожанами стали крымские греки и прибывшие из России переселенцы.

На протяжении XIX века храм неоднократно ремонтировался и достраивался. В 1801 году с запада был пристроен небольшой притвор. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стелы, обнаруженные во время земляных работ. Эти античные надгробия можно увидеть и сейчас. В 1842 году, по проекту архитектора Александра Дигби к притвору была пристроена двухъярусная колокольня. Зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов.

Говоря об истории Иоанно-Предтеченского храма в XIX веке, стоит вспомнить о том, что именно здесь 13 мая 1877 года был крещен в младенчестве будущий Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий), уроженец Керчи. Об этом событии напоминает ныне мемориальная доска у центрального входа.

Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы XX века, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержались греческая и русская церковноприходские школы.

При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI века, рукописный «Апостол» XII века, древние иконы Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи. Все эти святыни, к сожалению, погибли в огне революции.

Вновь вспомнили о храме в 60-е годы. Он привлёк внимание советских исследователей как памятник византийской эпохи. В то время древняя православная церковь являла собой печальное зрелище. С выбитыми окнами и выросшими на стенах и крыше кустами, она униженно стояла среди шумного рыбного рынка, суетившегося вокруг.

В 1963 году церкви Иоанна Предтечи был присвоен статус памятника архитектуры. А в 1972 году храм начали восстанавливать. Реставраторы старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, которые совсем разрушились. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма установили крест. После воссоздания в церкви Иоанна Предтечи была открыта коллекция каменных экспонатов Керченского историко-культурного заповедника.

Новейшая история храма Иоанна Предтечи началась в июне 1990-го года, когда он был возвращен Русской Православной Церкви.

В настоящее время, как и двенадцать столетий назад, самый древний храм России – вновь центр религиозной жизни Керчи. И её духовное сердце.

Неподалеку от горы Митридат расположился — в Керчи это старейшее религиозное сооружение, созданное византийскими мастерами. Древнейшая часть церкви была заложена в VI веке и реконструирована в X столетии. Колокольня и притворы, относящиеся к неовизантийскому архитектурному стилю, появились в XIX веке. Крестово-купольная планировка, несмотря на многочисленные модернизации, сохранилась до наших дней.

Храм относится к эпохе правления Юстиниана Первого — византийского императора, правившего в VI веке. Последующая реконструкция происходила в период, когда Крым принадлежал Тьмутараканскому княжеству. Современный вид формировался на протяжении нескольких столетий. Плоский купол поддерживается крестообразными сводами, опирающимися на четыре столба. Сооружение укреплено колоннами.

Историческая справка

Споры о начале строительства храма ведутся постоянно. Церковные источники уверяют, что строительные работы благословил сам Андрей Первозванный, живший в I столетии. Коринфские капители относятся к пятому или шестому веку. Также на одной из колонн есть надпись, датируемая 752 годом. При Византии церковь была одной из самых посещаемых на полуострове.

Постоянные набеги хазар привели к разрушению храмового баптистерия в VII веке. Свой вклад в разрушение святыни внес и большой пожар, случившийся в девятом столетии. Масштабная реконструкция комплекса началась уже при Тьмутараканском княжестве. Храм святого Иоанна Предтечи был частично разобран и возведен заново. В итоге сохранились следующие конструкционные элементы:

  • фундамент и общая планировка;
  • коринфские капители;
  • мраморные колонны;
  • северная стена с византийской кладкой.

В эпоху владычества крымских ханов, церковь была превращена в мечеть. В 1774 году полуостров стал частью Российской империи. К зданию была пристроена лестница, а в 1834 г. появился неовизантийский трёхнефный притвор. Колокольня появилась в 1845-м — её сделали по проекту Александра Дигби.

Реставрационные работы

На протяжении большей части 20-го века церковь Иоанна Предтечи находилась в упадочном состоянии. Ситуация радикально изменилась в 60-е, когда керченскую достопримечательность признали архитектурным памятником. В 1974-1978 гг. начались масштабные реставрационные работы. Вот что изменилось:


Реставраторы проявили и определенные вольности. Так, был установлен православный крест — это сделали без надлежащего правительственного разрешения. Кроме того, обзавелся собственной лапидарной коллекцией. Начиная с 1990-х, в керченской церкви идут постоянные богослужения.

Ежегодно тысячи туристов едут в Керчь, чтобы посетить церковь Иоанна Предтечи. Чем эта достопримечательность привлекает путешественников? Назовём пять причин для посещения храма:

  1. Это древнейшее культовое сооружение Керчи . Храму без малого полторы тысячи лет, так что, переступив порог святыни, вы погружаетесь в атмосферу седой старины. Церковь действующая, что важно для верующих людей.
  2. Акустические хитрости . В стены сооружения вмурованы пустотелые амфоры. В старину этот хитрый прием позволял усилить акустику и донести слова проповедей до каждого прихожанина. Так что, если у вас есть есть желание насладиться работой церковного хора, обязательно загляните внутрь.
  3. Лапидарная экспозиция . За этими непонятными словами скрывается коллекция древних валунов, на которых высечены исторические надписи.
  4. Фрески . Большинство фресок были варварски уничтожены в период Крымского ханства. Но при очередной реконструкции ученые нашли изображения двух святых. Авторство работ приписывается ученикам Феофана Грека, легендарного византийского иконописца.
  5. Уникальный вид . Церковь сохраняет на себе печать древности. К возведению и реконструкциям храма приложили руку известные зодчие. Здесь трудились византийские, русские и генуэзские мастера.

Как добраться

Включили в список обязательных для посещения мест храм святого Иоанна Предтечи (Керчь), а как добраться до него не знаете? Строение расположилось по адресу: Керчь, ул. Дмитрова, 2. Попасть в Керчь можно четырьмя способами:

    1. Самолёт . Конечным пунктом будет аэропорт Симферополя. В Крым летают авиакомпании S7, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии». Из Санкт-Петербурга и Москвы путь занимает менее трех часов, а цена вопроса — порядка 12 000 рублей. Дальше придётся ехать на такси.
    2. Автобус . В Москве отправляйтесь на Щёлковский либо Павелецкий автовокзалы. Оттуда в Керчь регулярно отправляются рейсы, но ехать придётся минимум сутки. Зато дешево — около 1200 рублей (вместе с паромной переправой).
    3. Поезд . Ехать нужно до Симферополя с Казанского вокзала (для москвичей). Билет обойдётся вам примерно в 4-7 тысяч рублей (зависит от класса вагона). Второй вариант — поездка до Краснодара или Анапы с последующей пересадкой в автобус.
    4. Машина . Это самый длинный путь. Ваша цель — порт «Кавказ». Дальше — паромная переправа. Расстояние между Керчью и Москвой составляет порядка 1200 километров. За бензин вы отдадите 1500 рублей (в среднем).

Попав в Керчь, направляйтесь к площади Ленина. От автобусного вокзала туда следуют маршрутки № 5 и 6. Также к площади ходят автобусы № 19, 28, 5, 6 и 3. От железнодорожного вокзала нужно ехать шестым автобусом.

Гостиницы рядом

Чтобы не ходить долго пешком, можно подобрать отель неподалеку от храма Иоанна Предтечи. Для этого можно воспользоваться агрегатором наподобие «Трипадвизора». Вот что получается:

  • Kerch Hotel . Расстояние от церкви — 500 метров. Есть бесплатный Интернет и парковка. Уровень сервиса — три звезды, отзывы хорошие.
  • Zaliv Hotel . До храма — без малого 7 километров. Цены бюджетные, но путешественники отмечают плохое оснащение санузлов и старую мебель.
  • Графская пристань . Гостиница эконом-класса, рассчитанная на семейных путешественников. Отзывы хорошие, завтрак включён. Расстояние — 100 метров.
  • Эдельвейс . Мини-отель с трёх- и двухместными номерами. Приличный ремонт, бесплатный вай-фай. Расстояние — 200 метров.

Как видите, храм Иоанна Предтечи — интересная крымская достопримечательность, которую стоит посетить. Попасть в Керчь можно разными путями, гостиниц тоже хватает. Приятного путешествия!

В новых незнакомых городах меня всегда больше всего привлекает архитектура. Ведь именно она, будучи свидетелем различных исторических событий, храня множество тайн, придает городу особую атмосферу.

Не смотря на то, что считается не только одним их старейших городов России, но и мира, древних сооружений сохранилось крайне мало. Одним из таких является храм Иоанна Предтечи, расположенный в самом центре города. Храм этот можно отнести и к одному из самых ранних православных храмов на территории России.

Как добраться

Как я уже сказала храм расположен в самом центре Керчи в створе переулка Дмитрова и улицы Свердлова, идущей вдоль набережной. Слева от церкви расположена главная площадь города - площадь Ленина с памятником вождю коммунизма в центре. А еще чуть дальше начинается каменная лестница, ведущая к сердцу города - горе Митридат.

Доехать сюда можно на общественном транспорте (маршрутные такси №№ 3, 5, 6, 19, 28, автобус № 5 , троллейбус № 1). Выходить нужно на остановке «Площадь Ленина». Сразу за ней и возвышается церковь.

История

На мой взгляд, неудивительно, что с храмом Иоанна Предтечи в Керчи - с одной из древнейших церквей связанно столько загадок и легенд. Начну с того, что до сих пор точно не установлено время ее создания. Скорее всего, церковь была возведена в XVIII-XIX веке. Об этом свидетельствует прежде всего надпись на греческом языке на одной из колонн храма, гласящая, что в этой церкви в 752 г. был похоронен некий сын Георгия. Кроме того, учеными в кладке стен были найдены амфоры - древнегреческие вазы, датируемые
VIII-IX веками. Они довольно часто использовались при строительстве храмов для создания определенной акустики внутри церквей.

Еще одна версия гласит, что церковь Иоанна Предтечи была построена на месте другой, еще более древней, основанной здесь апостолом Андреем Первозванным в 1 веке. Более того, существует легенда, что будто бы от того времени сохранился плита, на которой отпечатался след самого апостола.

Изначально церковь стояла возле самого берега моря, но со временем, люди «отвоевали» у моря кусок суши и церковь ушла чуть дальше на вторую линию.

В период господства генуэзцев храм пользовался большой известностью. Считается, что даже и Керченский пролив в то время имели неофициальное название - пролив и порт святого Иоанна. Исследователи склонны думать, что в это же время были созданы фрески, украшавшие интерьер церкви.

Прискорбная участь постигла храм Иоанна Предтечи во время активного заселения Крымского полуострова турками, как и многие другие православные храмы, она была превращена в мечеть.

Самая сказочная легенда, мне кажется, связана с именем монаха-доминиканца Эмиддио Дортелли д’Асколи, который посетив Керчь в середине XVII века, рассказывал всем будто бы данная церковь была найдена на дне морском, так как на каменных блоках, из которых состояла церковь, встречались остатки морских ракушек.

С 1774 года, после заключения Кучук-Кайнарджинского мирного договора и вхождения Керчи в Российскую империю, церковь Иоанна Предтечи стала именоваться «греческой церковью» и снова использоваться в качестве православного храма.

В 19 веке церковь получила огромную популярность, возможно с этим связана произошедшая в это время перестройка храма.

Следующий период истории - XX век - оказался для церкви очень сложным, собственно, как и для многих православных церквей в Советской России. Церковь Иоанна предтечи была закрыта в 1930-х годах.

Большие утраты она понесла в ходе событий Великой Отечественной войны. А после войны, как я недавно узнала, прямо возле церкви был устроен большой рыбный рынок, который. к сожалению, в то время привлекал гораздо большее внимание людей нежели древняя церковь.

Но не смотря на это, уже в 1963 году церковь Иоанна Предтечи была признана памятником архитектуры, постепенно, со временем начали проводиться реставрационные и восстановительные работы.


Архитектура

Церковь Иоанна Предтечи примечательна еще и тем, что это интересный пример византийской архитектуры, созданный в традициях восточно-христианского зодчества. Похожие церкви можно было тогда увидеть в столице Византии - Константинополе. Сейчас же аналогов сохранилось крайне мало.


Храм состоит из двух частей - собственно древней церкви XVIII-XIX века постройки и относительно поздней пристройки XIX столетия, возведенной с запада. Кстати говоря, при проведении реставрационных работ часть древней кладки в интерьере была обнажена, что, на мой взгляд, позволяет даже неопытным туристам визуально определить, какая часть храма древнее.


Церковь Иоанна Предтечи представляет собой крестово-купольный тип храма. Это наиболее распространенный тип в православной архитектуре. Попробую объяснить его конструкцию: это прямоугольный объем, внутри разделенный, как правило, четырьмя столбами-опорами на девять ячеек, центральная его часть перекрыта куполом, остальное пространство - сводами.


Древняя церковь состоит из блоков белого камня, чередующихся с плинфой - плоским кирпичом, отсюда такая интересное цветовое решение экстерьера церкви.

Храм Иоанна Предтечи - трехапсидный, то есть в восточной части расположены три полуциркульных выступа - апсиды, в которых находится главная часть христианской церкви - алтарь. Довольно плоский шлемовидный купол опирается на широкий барабан - черта характерная прежде всего для византийской архитектуры. В роли столбов в храме Иоанна Предтечи выступают мраморные колонны с коринфскими капителями.


В XIX веке было принято решение расширить храм. Думаю, это было связано с тем, что рос город, росло число прихожан и, конечно, старая церковь, небольшая по объему, уже не могла вместить в себя всех желающих. С запада был пристроен широкий притвор, который попытались стилистически приблизить к древней части церкви. Об этом свидетельствуют, например, спаренные полуциркульные византийские окна, расположенные на северном и южном фасадах притвора. С запада церковь замыкает двухъярусная колокольня, возведенная в 1845 году. Еще позднее был построен дополнительный северный притвор. Завершенный еще одной главой, он был создан по проекту итальянского архитектора Александра Дигби, того самого, который возвел в Керчи знаменитую Митридатскую лестницу.


Так получилось, что церковь расположена ниже уровня земли, поэтому, чтобы попасть в притвор храма, необходимо спуститься по ступеням вниз.

Храм Иоанна Предтечи сегодня

В настоящее время церковь действующая, в ней регулярно совершаются богослужения. Поэтому к ее посещению нужно подготовиться, и как минимум надеть соответствующую одежду. Хотя надо отдать должное, привыкшие к наплыву туристов с одной стороны и к жаркому Керченскому климату с другой, служители храма перед входом вывесили большое количество платков, которыми можно воспользоваться совершенно бесплатно, если вдруг у вас неподобающий для церкви вид, только нужно не забыть вернуть их на место.

Возле церкви любят «подрабатывать» местные старушки, предлагая за символическую плату провести вам небольшую экскурсию и рассказать об истории храма.

Внутри храма есть лавка с религиозной продукцией, там можно приобрести свечи, иконы, христианскую литературу и прочую религиозную атрибутику.

***

Я думаю, что Предтеченский храм - это не только то место, где православные могут помолиться Богу, не только памятник архитектуры, но и древнейший храм России, который по праву я могу назвать одним из главных символов города. Советую всем тем, кто будет в Керчи хотя бы проездом (а таких, как правило, много, так как с паромной переправы в города Крыма едут именно через ) обратить свое внимание на этот небольшой, но очень интересный храм.

[b]Церковь Иоанна Предтечи в Керчи является выдающимся памятником ранневизантийского культового зодчества конца IX – начала X вв.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6169.jpg

Храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь в конце XIX в. Первоначальная византийская постройка, занимающая ныне восточную часть церкви, представляла собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. На нижнем кубическом массиве возвышался крестообразный верх, который хорошо выделялся сверху благодаря пониженным угловым частям. Внутри крест был нарушен отдельно стоящими колоннами, в результате чего церковь органически объединяет две архитектурные системы: базиликальную и крестово-купольную. Подобные храмы строили начиная с IX в. в восточных районах Византийской империи. Сейчас невозможно ответить на вопрос, кто же построил храм: боспорские мастера или заезжие зодчие. Можно говорить о том, что строительство подобного храма вряд ли было под силу местным мастерам*. Его сооружение несомненно контролировалось имперской администрацией и константинопольской патриархией.
Даже при беглом осмотре здания в глаза бросается оригинальный тип кладки внешних стен. Небольшие, хорошо обработанные блоки известняка, чередуются с прослойками тонких обожженных кирпиче и плинф.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6167.jpg
Этот необычный прием придает стенам некоторую пышность и нарядность. Подобный тип кладки был хорошо известен византийским зодчим и неоднократно применялся при строительстве больших общественных зданий в Херсоне, Солуни и Константинополе. При помощи кирпича выложены также внутренние арки ветвей креста, верхняя часть барабана купола и навершия узких окон. Церковь венчает единственный полусферический купол, образующим центр креста. Он установлен на круглом светонесущем барабане, который придавал церкви стройные очертания. Фасады были украшены перспективными арками и пилястрами.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6178.jpg
В композиции храма господствовала вертикаль. Несоразмерностъ поперечных и вертикальных размеров церкви еще в 1867 г. отметил инженер Рыдзевский, тщательно обследовавший храм. Благодаря этой особенности она являлась архитектурной доминантой в городской застройке.
Интерьер храма формировался подпружными арками и парусами опиравшихся на четыре крестообразных в сечении столба. Они, в свою очередь, поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами. увенчанными резными капителями. Колонны, как и капители, были сделаны из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Этот сорт мрамора добывали на острове Проконнсс в Эгейском море вплоть до конца VIII в**. Здесь же находились мастерские, где изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали храмы Константинополя, Равенны, Афин, Венеции и многих других городов.
Капители керченской церкви относятся к одному из самых ранних типов византииско-коринфских капителей и датируются концом V – началом VI вв.
Еще в конце XIX в. исследователь средневековой Таврики А.Л. Бертье-Делагард обратил внимание на сборный характер капителей и колонн, которые даже не совпадали по диаметру. Кроме того, было хорошо заметно, что тонкие, изящные колонны и не менее причудливые капители не вписываются в строгое, несколько тяжеловесное убранство интерьера. На этом основании Н.П. Кондаков предположил, что на месте церкви Иоанна Предтечи раньше находился более древний храм, который, судя по колоннам, имел базиликальную форму. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестово-купольные храмы построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени.
Для улучшения акустических свойств, в паруса церкви были вмонтированы небольшие амфоры. Несколько из них было обнаружено пол слоем поздней штукатурки во время реставрационных работ.
Вокруг церкви, по древнему обычаю, на протяжении нескольких столетий совершались захоронения. Во время раскопок были обнаружены десятки могил, устроенных в виде каменных ящиков. Некоторые из них служили семейными усыпальницами. Внутри таких погребений обычно содержались останки нескольких человек. Судя по немногочисленному скромному инвентарю, большинство могил относилось к XII–XV вв., хотя самые ранние можно датировать временем постройки храма
Благодаря прекрасной сохранности, церковь издавна привлекала внимание путешественников и ученых. Первые упоминания о ней относятся к 1334 г., когда ее посетил арабский путешественник Ибн-Батута. В 1634 г. церковь подробно описал монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д"Асколи. Он донес до нас очень интересную, но неправдоподобную легенду, согласно которой церковь была найдена в море. В этом путешественника убеждали многочисленные отпечатки морских ракушек на блоках известняка-ракушечника, из которых сложены стены и своды храма. В 1666 г. в своей «Книге путешествий» Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», упомянул и о «церкви неверных», которую построили, по его мнению, во времена владычества генуэзцев.
После присоединения к России, в 1783 г. в Крыму создалась благоприятная обстановка для изучения его древностей. К концу XIX в. в науке сформировалось две точки зрения относительно времени постройки храма. Большинство ученых датировали его первой половиной–серединой VIII в. При этом в качестве аргумента использовали надпись, обнаруженную на северной колонне храма. В переводе В.В. Латышева, надпись, написанная на греческом языке, выглядела следующим образом «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Таким образом получается, что Кириак скончался в 757 г.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6176.jpg
Другие исследователи считали, что колонна, которая была взята из более древнего храма, попала в церковь Иоанна Предтечи уже с надписью. Следовательно, храм относился к позднему времени. На основании архитектурных особенностей они датировали его X и XII вв.
Этот сложный вопрос был окончательно разрешен лишь после того, как в 60-х гг. XX в., внутри храма и вокруг него были проведены археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Используя вновь полученные данные, ученые смогли воссоздать в целом историю храма.
Место, на котором находится церковь Иоанна Предтечи, было за селено человеком относительно поздно, в первые века нашей эры. До этого, судя по мощному слою стерильного, без всякой примеси керамики, морского песка, где-то поблизости проходила береговая полоса В начале VI в., после того как центр Боспора переместился с вершины горы Митридат к ее подножию, здесь был построен большой храм-базилика. В эпоху правления императора Юстиниана I строительство подобных храмов развернулось по всей империи. Не был исключением и Боспор. Во время раскопок внутри северной часовни церкви, ниже ее фундаментов, были обнаружены фрагменты древних монументальных кладок, сложенных из хорошо обработанных квадров известняка В восточной части храма выявили остатки древней апсиды, кривизна которой не совпадала с диаметром апсиды церкви Иоанна Предтечи Эти находки подтвердили гипотезу о существовании на этом месте древнего храма. Помимо этого, во время раскопок было собрано большое количество расколотых плит и архитектурных деталей, изготовленных из проконесского мрамора, излюбленного материала зодчих юстиниановской эпохи.
В 20 метрах к северу от церкви были обнаружены остатки монументального здания, носившего, по-видимому, общественно-культовый характер. Об этом свидетельствовали находки могилы, устроенной в полу здания, остатки фресок, оконных стекол и фрагмент большого мраморного ритуального сосуда-лутерия. Во время раскопок неоднократно встречались части архитектурных деталей, сделанных из проконесского мрамора. Помимо этого, внутри помещения были обнаружены колодец и большой резервуар для воды, которые и послужили ключом к разгадке назначения этой постройки. По мнению археологов, что был баптистерий – специальное здание для крещения вновьобращенных. А резервуар и мраморный лутерий служили соответственно купелями. Подобные крещальни обычно располагались недалеко от базилик и составляли с ними единый архитектурно-культовый комплекс. Такие комплексы известны в Херсоне и других крупных религиозных центрах Византии.
Дальнейшую историю базилики можно реконструировать, используя немногочисленный археологический материал, обнаруженный в засыпи ограбленной могилы внутри баптистерия. Судя по находкам небольших кусочков амфор, красного лака и стекла, могила была ограблена в промежутке между серединой VI и серединой VII вв. Как раз на этот отрезок времени, приходится тюркский погром 576 г., когда Боспор, судя по упоминавшейся выше строительной надписи дуки Херсона Евпатерия, был основательно разрушен. Именно с его восстановительной деятельностью можно связать реконструкцию баптистерия, во время которой ограбленная могила была засыпана, а поверх ее настлали новые мраморные полы. Но пострадала ли сама базилика, к сожалению, выяснить археологам пока еще не удалось.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6174.jpg
В конце VII в. Боспор вновь становится ареной борьбы, но теперь уже между Византией и Хазарским каганатом, попытавшимся заявить свои права на имперские владения в Крыму. В результате этих событий была разрушена крещальня. На ее руинах были построены хазарские постройки. Однако базилика, по-видимому, не пострадала. На это косвенно указывает «надпись Кириака», датированная 757 г. Хазары, известные своей веротерпимостью, могли сохранить христианский храм, хотя территория самого комплекса значительно сократилась. Побывавший на Боспоре в конце VIII в. византийский монах Епифаний видел в городе большой храм во имя Святых Апостолов. Вполне вероятно, что под «большим храмом» Епифаний подразумевал обширные внутренние пространства базилики.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6171.jpg
Гибель храма вероятно связана с событиями конца IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора. Но единственно, что может подтвердить это предположение – небольшой слой гари, обнаруженный в слоях этого времени во время раскопок внутри храма. Нельзя исключать, что перед постройкой новой церкви, старая, обветшавшая базилика была попросту снесена.
В конце IX – начале X вв. на руинах хазарского времени сооружаются жилые кварталы и церковь Иоанна Предтечи. Подобный ход событий прекрасно иллюстрируют данные археологических раскопок древней западной стены храма. Здесь были обнаружены остатки paзрушенной, а после снивелированной усадьбы VIII в. Как показали раскопки, кварталы строились уже с учетом храма. На это указывает на правление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь. Возведение нового храма несомненно было связано с усилением могущества Византии и Константинопольской патриархии в Крыму.
На протяжении следующих четырех столетий судьба храма остается практически неизвестной. Можно говорить лишь о нескольких небольших ремонтах. В XIV в. храм был капитально реконструирован. Первоначальные, граненые, апсиды исчезли под массивной грубой обкладкой из необработанных камней. Внутренние стены были покрыты слоем штукатурки и фресками.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6177.jpg
Во время реставрации, с восточной части церкви, под поздними наслоениями были обнаружены лики святых. Цветовая гамма росписей была сильно ограничена. Складки одежды святых и их лица были окрашены в темно-красный цвет. Нимб над головой обведен коричневой и белой краской. По мнению исследователей, фрески можно было отнести к кругу работ мастеров школы Феофана Грека.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6179.jpg
В дальнейшем в отдельные периоды турецкого господства церковь возможно, меняла свою конфессиональную принадлежность и превращалась в мечеть. Возможно поэтому были разобраны апсиды, и до наших дней не дошли фрески, которые были варварски соскоблены со стен и покрыты новым слоем штукатурки. Интересно отметить, что новый слой штукатурки был за мешан на шерсти. Такие растворы очень часто использовали мусульманские зодчие. Сейчас уже тяжело сказать, когда точно были уничтожены фрески, но в 1666 г. их еще видел Эвлия Челеби.
В результате строительства турецкой крепости, церковь оказалась посреди земляного вала. Чтобы в нее попасть, приходилось спускаться по нескольким ступенькам. Немногочисленная греческая община не могла поддерживать храм в хорошем состоянии, и он постепенно ветшал и разрушался.
После того, как в 1774 г. Керчь вошла в состав Российской империи, церковь была передана архипелажским грекам, поселенным в конце XVIII в. на южных рубежах империи.
Заботу о сохранности и восстановлении немногочисленных греческих церквей взяло на себя государство.
На протяжении XIX в. церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась. В 1801 г. с запада был пристроен небольшой придел. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стеллы, которые были обнаружены во время земляных работ***.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6166.jpg
По крайней мере, уже в 1818 г. их уже видел адъютант Александра I А.И. Михайловский-Данилевский. Эти античные надгробия и сейчас можно увидеть на стене храма.
В 20-х годах XIX в. по генеральному плану одесского архитектора Франсуа Шаля, Керчь, как и многие южнорусские города, приобрела регулярную застройку. В 1827 г. на месте разобранной турецкой крепости была разбита прекрасная восьмигранная площадь, главным украшением которой становится церковь Иоанна Предтечи. В 1832–1834 гг. снова удлиняется западный притвор. Продолжая перспективу храма, он тоже делился колоннами на три нефа. С западной стороны к притвору была пристроена невысокая колокольня.Спустя несколько лет, в 1842 г., по проекту архитектора Александра Дигби, была сооружена новая, двухъярусная колокольня.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6163.jpg
Причем зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов. Ее фасады были украшены многочисленными фронтонами, нишами и карнизами-сандриками. В 1894–1896 гг. с северной стороны храма, на месте портала, сооруженного в первой четверти XIX в., была построена часовня.
Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержалась греческая и русская церковноприходские школы. Каждым год, при огромном стечении народа, справлялся храмовый праздник. Снаружи храма, под стеклянным футляром, хранился камень с оттиском подобия человеческой стопы. Согласно легенде, он был оставлен апостолом Андреем Первозванным или Иоанном Предтечей. Во время праздников стопу аккуратно вынимали из футляра, заполняли водой и жаждущие могли черпать ее руками для исцеления своего недуга
Алтарь храма был украшен прекрасным резным иконостасом XVIII в. Он был сделан из орехового дерева и в 1857 г. покрыт позолотой. В центральной апсиде находился престол во имя покровителя церкви Иоанна Предтечи, в западном располагался жертвенник, а в правом – еще один престол, во имя святой Екатерины. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI в., рукописный «Апостол» XII в., иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученницы (1703 г.), три старинных медных подсвечника и паникадило. Все эти реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.
В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи является храмом Русской православной церкви. Это уникальный памятник средневекового зодчества, который является древнейшим действующим православным храмом Восточной Европы.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6168.jpg

Литература:
Макарова Т.И. Боспор-Корчев по археологическим данным // Византийская Таврика. Киев, 1991.
Макарова Т.И. Боспор-Корчев // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века. Археология. М., 2003.
Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. VI. Симферополь, 1998.
Подосинов А.В. Керчь – город греческий, хазарский, русский // Восточная Европа в древности и средневековье. Политическая структура древнерусского государства. М., 1996.
Иваненко П.И., Иванина О.А. Керчь: история имени. Керчь, 1996.
Пономарев Л.Ю. Средневековая Керчь. Керчь, 1999.
-----
* Храм является примером константинопольской архитектурной школы этого периода.
** Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века.
Элементы храма, вероятней, являются местными сполиями, в т.ч. местного храма Святых Апостолов. Как правило, старались использовать местные сполии.
***Периода Боспорского царства.

Видео:
http://smg.photobucket.com/albums/v58/atavin/?action=view¤t=1242987805_xvid.flv