Мариупольские греки. «Ехал Грека…», или По греческим местам Донбасса. Как вы лодку назовете…

Приазовские греки.
Приазовские греки - этническая народность, считавшаяся в огромном Советском Союзе, одной из наиболее больших групп греческого населения, проживающего компактно. Не растворившаяся в других этносах, говорящая на своем языке и соблюдающая свои традиции.
История.

История греческого народа в Причерноморье уходит вглубь веков. Греки искусные мореплаватели, путешествовали по Черному морю и устраивали свои колонии в понравившихся им местах. Так к XVII веке множество таких колоний оказалось в Крыму. Но после победы над турками, к Российской империи оказался присоединен ряд земель, практически незаселенных, на которых перемещались лишь кочевые народы. Тогда Екатерина II решила пересилить целый пласт населения Придонья, из Крыма в эти пустынные степи. В 1780- е годы началось переселение греков в степи Приазовья. Каждой семье нарезалось 33 гектара земли, что соответствовало 30 десятинам того времени. Переселение шло тяжело, многие гибли при переходах по пустынным степям, особенно зимой. Зачастую остановившись от усталости где-то в зимней степи, люди уже не имели сил двинуться дальше и основывали на этом месте новое поселение. К грекам из Крыма в дальнейшем были переселены Понтийские греки. Основавшие большое село Андоло.
Неофициальной столицей греков Приазовья стал Мариуполь. А в степи появились поселки со знакомыми по Крыму названиями: Ялта, Урзуф, Старый Крым и т. п. Расселившись в Донбасских степях греки начали много работать, обрабатывать землю. Первые годы после переселения выдались очень неудачными, засуха и саранча уничтожили все посевы. Греки пытались вернуться в Крым, но им этого не разрешили. Лишь после 1820-ых годов Приазовские греки начинают жить более зажиточно, чем в Крыму. Маленькие деревеньки стали расти и расширяться, а греческое население сохраняло свой этнос не растворившись в других народах, постепенно населивших Приазовье. Так греки Приазовья и стали наиболее большой группой компактно проживающего греческого населения СССР.

Этническая неоднородность Приазовских греков.

И не смотря вроде бы на единый этнос, греки Приазовья делятся на урумов и румеев. Которые отличаются друг от друга языковыми диалектами. Так румеи считаются эллиноговорящими, так как сохраняют свой язык еще с момента переселения в Крым из Греции, т. е. говорят они на средневековом греческом.
А урумы прожив в Крыму несколько столетий переняли от крымскотатарского населения его язык, смешав его с греческим, по всей видимости и сами смешавшись частично с народностями, населявшими Крым. В результате сегодня считаются тюркским народом. Хоть и являются греками по сути. При переселении румеи и урумы селились по отдельности друг от друга. Но обе группы исповедовали одну религию - христианство. Поэтому часть сел говорит на румейском, часть на урумском. Но при этом уклад жизни в этих селах практически совпадает.До 1930 года все в жизни приазовских греков шло достаточно гладко, если можно так назвать исторические потрясения, свалившиеся на страну. Организовывались колхозы на земле и на море, в Донбасских степях велась добыча угля. Так же была начата Советской властью политика коренизации малых народов. Создавались греческие школы, пытались издавать учебники. Создавалась письменность. В Мариуполе работал греческий театр. Как-то учили греков родному языку. Именно в те годы закрепилась такая классификация по этнической принадлежности греков: урумы назывались греко -татарами, а румеи - греко-эллинами. Но потом все пошло на спад, греческие школы и делопроизводство на греческом языке закрылись. В 1937 году прошло по грекам Приазовья так называемое «греческое дело» в результате чего многие греки были расстреляны, выселены, а многие и сами разъехались по стране. Во время ВОВ территории греков Приазовья были заняты немецко-фашистскими захватчиками. Многие греки ушли в действующую армию, сегодня их потомки гордятся большим числом приазовских греков- героев Советского Союза.

Приазовские греки сегодня.

Приазовские греки вместе со страной пережили развал СССР. В 1990-ые годы многие греки Приазовья поспешили уехать в Грецию. А у молодежи стало популярным изучение греческого языка. С 2014 года греки Приазовья, как и все население Донбасса оказалось на передовой в гражданской войне.
Вот такая неожиданно насыщенная оказалась история третьей по величине группы населения в Донецкой области. История Приазовских греков на этом не закончилась. Энтузиасты в среде греков Приазовья ведут большую исследовательскую работу по истории и лингвистике. Вполне вероятно, что благодаря их самоотверженному труду в скором времени прибавятся новые интересные факты истории такого народа, как Приазовские греки, сохранившего свою идентичность в веках.

Знаете ли вы, что самая крупная община компактно проживающих греков на территории всего постсоветского пространства находится на Донбассе? Я не знала. Вдумайтесь, крупнейшая на всем постсоветском пространстве! Греческую диаспору можно с полным правом назвать древнейшей этнической диаспорой из всех, что существуют в мире. На данное время численность ее составляет около восьми миллионов человек.

В #Приазовье греки попали сравнительно поздно — в конце XVIII в., когда Екатерина II решила заселить приазовские степи и тем лишить татар возможности совершать набеги. О важности этого предприятия свидетельствует тот факт, что переселением греков из Крыма в Приазовье руководил А. В. #Суворов . Переселение было трудным и сопровождалось значительными человеческими жертвами.

О жизни этих греков в Крыму до переселения (т. н. доприазовский период) известно очень немного. Можно достаточно уверенно утверждать, что в Крым было несколько волн иммиграции, начиная с античности и кончая 1813 г., когда туда приехали греки из Малой Азии, позднее, в 1826 г., перебравшиеся в Приазовье и основавшие там с. Анадоль.

По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года Крымское #ханство становилось независимым от Османской империи. С окончанием войны в 1774 году переселения греков из Крыма было возведено в ранг государственной политики. Основными мотивами было укрепление южных границ империи и подрыв экономического могущества ханства. До прихода сюда переселенцев с Крымского полуострова местность была малозаселенной, а земли оставались невозделанными.

До сих пор остается немало спорных вопросов, касающихся истории переселения греков, и результаты этого переселения оцениваются неоднозначно. Начавшийся в 1778 г. переселение православного греческого населения из Крыма в Приазовье продолжалось несколько лет. Целые вереницы телег и повозок, запряженных волами и лошадьми, двигались в сторону Азовского побережья. Первые греческие поселения возникли в Приазовье в 1780-х годах.

28 июля 1778 года под руководством митрополита Готского — Кафайского Игнатия начался вывод из Крымского ханства к России: христиан — всего 31 386 человек, среди них греков — 18 408 человек, армян — 12 598 человек, грузин — 219 человек, валахов — 161 человек. Руководил переселением командующий Крымским корпусом генерал-поручик А. В. Суворов. Расходы по перевозке имущества в дальнейшем российское правительство брало на себя с возвращением в казну затраченных средств через 10 лет, как и поставки переселенцев продовольствием на первый год, скотом, посевным зерном, сельскохозяйственными механизмами, строительным лесом. К 8 сентября 1778 года через Перекоп прошло более 17 500 человек. Согласно докладу Суворова, в середине сентября переселены в Азовскую губернию 31 098 душ, из них 18 394 грека.

На зиму 1778-1779 годов греки Крыма были временно размещены (в том числе и в карантинных целях) в Екатеринославском и Бахмутском уездах — по обоих берегам реки Самары, в районе Самарского Пустынно-Николаевского монастыря: зимовка была очень тяжелой (неустроенность быта, большая скученность населения, нехватка топлива и продуктов, болезни), в связи с чем количество переселенцев сократилась до 30 233 человек по состоянию на 1 января 1779 года. Греки просили у императрицы выдать им земли здесь же — на берегу Днепра между реками Орелью и Самарой, однако им было отказано, поскольку эти земли уже давно были заселены и свободного места не было.

21 мая 1779 года императрица Екатерина II, не дожидаясь окончательного выбора самих греков, дарила грамоту, согласно которой «переселенцам из Крыма дарились привилегии и свободы», в том числе полное освобождение от военной службы, от уплаты налогов на десять лет, создание выборного органа самоуправления, а за митрополитом Игнатием сохранялись его чины и самостоятельность церковного управления.

В грамоте будущий город Мариенполь именовался «Марианополь», вероятно ошибочно. На плане, утверждённом лично императрицей Екатериной II, от 20 октября 1779 года название записано как «город Мариу-поль, Выгонная земля города Мариу-поля». 29 сентября 1779 наместником императрицы в южных губерниях князем Г. А. Потёмкиным выдан ордер, по которому крымским грекам отводилась территория Павловского (Мариупольского) уезда Азовской губернии, а город Павловск при этом получал название Мариуполь.

Переселенцам выделили 13 000 кв. км. земли, что составляет половину площади полуострова Крым (27 000 кв.км); каждый получил по Указу Екатерины II 33 гектара (30 десятин). Перипетиям этого переселения посвящена историческая поэма грека-румея (янисольца) Георгия Левченко, «Крымиада». Первые годы в Приазовье греки составляли особую епархию и сохраняли специфику церковного обряда, который затем был приведён в соответствие с требованиями Петербургского Святейшего Синода.

Следующий за обоснованием переселенцев год (1780) был засушливым. В 1781 г. посевы поразила не только засуха, но и саранча. «Саранча истребила весь хлеб, засуха страшная, даже бурьяну не было!» — писал священник Феодосий Макаревский. Только с 1820-х годов греки-румеи полностью оправились от понесённых потерь и стали жить более зажиточно, чем в Крыму. Но вплоть до 1820-х гг. в греческих сёлах Приазовья происходили волнения переселенцев, желавших вернуться на родину. В 1805 г. (через 30 лет после выхода из Крыма) сельская община приазовской Сартаны договорилась с владельцем крымской Сартаны генералом Дашковым о том, чтобы выкупить у него имение и всем селом вернуться на полуостров. Они обратились в правительство с просьбой разрешить им эту сделку, причём греки готовы были вернуть российской казне также деньги, затраченные на их переселение и обустройство. Ответ был отрицательным: «Поелику прочих 20-ти греческих селений многие обыватели имеют равное желание к переходу в Таврическую губернию по одному только предрассудку, что там они и предки их жили, каковые мнения о переселении были у них и прежде, и неинако укрощались как только строгими от начальства мерами, ибо тогда при подобных волнениях, правительство в необходимости было для усмирения беспокойных высылать воинские отряды, и если ныне не будет сартанским воспрещено, то поводом оного потревожутся и прочие».

В 1807 году российское правительство создало Мариупольский греческий округ, бывший, по сути, автономной административной единицей, где жили исключительно греки, в то время, когда сама Греция была лишь окраиной Османской империи. На своей новой родине греки занимались преимущественно скотоводством и земледелием.

В 1859 году российское правительство отменило автономию греческого округа и позволило селиться здесь украинским и русским, что было связано с индустриализацией региона, а следовательно необходимостью увеличения численности жителей для работы на заводах и фабриках.

Всего в Приазовье греками было основано 21 село и заселен город Мариуполь, который и по сию пору называют "греческой столицей Украины".

Греки, проживающие в Донецкой области, являются третьей по численности национальностью региона и одной из самых крупных групп греческой диаспоры на территории СНГ. Первые Греческие поселения в Приазовье начали возникать ещё в 1780 году. В 1779 году указом Екатерины II греки были переселены в дикие степи Приазовья. О их потомках, которые уже больше двухсот лет чтят свои корни и традиции и пойдёт речь.

Культура и традции греков Украины

Корни любого народа питают традиции и культура, которые были заложены много веков назад. Греки всей Украины и Донецкой области могут по настоящему гордиться своими предками, их открытия, вклад в культуру, искусство, медицину, образование и религию невозможно переоценить. Волею судьбы первые греки оказались много веков назад в Крыму, основав свои колонии, они всегда жили в мире и добрососедстве с многими племенами и народами населяющими Северное Приазовье и Причерноморье. В 1779 году указом Екатерины II греки были переселены в дикие степи Приазовья, но даже сейчас в греческим городах на побережье до сих пор из поколение в поколение передают те песни, с которыми много лет назад греки переселялись в эти земли. Уважая и зная культуру Украины – страны, в которой родилось множество поколений греков, этот народ никогда не забывал свою настоящую родину – далекую Грецию.

греческая культура

Сила народа – в сохранении своих традиций и уважении предшествующим поколениям. Греки Донбасса сохранили и до сегодняшних дней чтят и помнят множество традиций своих предков. Одна из таких традиций, на первый взгляд, очень проста – надо просто быть хорошими людьми: быть добрыми и вежливыми, уметь любить и сопереживать. Не смотря на то множество трудностей, с которыми пришлось столкнуться грекам Донецкой области эти люди сумели сохранить душевную чистоту, сумели сохранить добрососедские отношения с множеством народом и национальностей, проживающих на Донбассе. Греческая культура имеет множество способов выражения: традиционная борьба куреш, греческие танцы и песни, а духовные традиции помогли преодолеть грекам большое количество сложностей и проблем, сопровождающих их во время множества переселений.

Митрополит Игнатий

На территории Украины грекам Донбасса помогли в выживании, и способствовали их развитию уникальные духовные ценности и традиции, которые не были ими забыты. Большую роль в этом сыграла фигура митрополита Игнатия - митрополита Русской православной церкви, известно еще как и митрополита Кефайского и Готфейского. Как и у многих греков Донецкой области, его родина была сама Греция – остров Фермия.

Поселившись вначале возле одного из греческих селений Марианаполь (которое находится поблизости от Бахчисарая), уже в 1778 года владыка Игнатий начал готовить всех христианских греков Крыма к переселению, которое им предстоит. В период с 1779-1780 года множество греческих семей переселились в Мариупольский уезд, сохранив свою веру, культуру и традиции предков. Одним из первых зданий, которое строилось после переселения греков Донецкой области был храм. Духовность, заложенная еще далекими предками никогда не покидала и современных греков.

Нынешние греки Приазовья являются прямые потомки античных эллинов, которые на протяжении многих столетий внесли неоценимый вклад в развитие философии, науки и искусства. Каждому знакомы слова «гармония», «музыка»,«гамма» «мелодия», имеющие корни греческого происхождения. Из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» известно - греки всегда любили и умели петь и играть на разнообразных музыкальных инструментах. Предлагаем прослушать красивую песню греков Донбасса

Греческая песня

Ранее эта площадь носила название Административная . Однако после того, как местная власть поддержала инициативу Пантелеймона Бумбураса о реконструкции и благоустройстве, площадь переименовали в Греческую .

«Каждый раз, когда я приезжаю в Мариуполь, чувствую большую радость. Здесь живут прекрасные люди. И я рад, что могу помогать этому городу и его жителям. Греческая площадь – это не только подарок ко Дню города Мариуполя, но и дань уважения и памяти тем грекам, которые здесь жили и продолжают жить. Нужно помнить историю своего народа и по возможности делать личный вклад в развитие будущих поколений.
Я благодарен всем, кто приложил усилия к появлению Греческой площади в этом прекрасном солнечном городе », – сказал в своем выступлении Пантелеймон Бумбурас .

В знак благодарности мэр Мариуполя Вадим Бойченко вручил Пантелеймону Бумбурасу почетную награду «За заслуги перед городом».

Поздравил мариупольцев и гостей города с открытием Греческой площади Посол Греческой Республики в Украине Георгиос Пукамиссас .

Мариуполь называют греческой столицей Украины. Представители диаспоры радуются, что теперь в их городе есть кусочек их исторической родины.

Греческая площадь в Мариуполе – один из значимых проектов благотворительной организации «Фонд Бумбураса». Ее общая площадь составляет 2,45 гектара.

“Мариуполь – греческий город. В этом районе 80% населения – греки, это более 100 тысяч человек. Здесь стучит греческое сердце!” – рассказывает Пантелеймон Бумбурас.

В план благоустройства площади вошла также реконструкция памятника знаменитому художнику Архипу Куинджи .

Инициатива мецената связана с активной греческой поддержкой в Украине. В начале сентября при поддержке фонда в Одессе открыли Греческий парк, а теперь приступят к реконструкции сквера в Волновахе.

«Одесса – это прекрасный город. Здесь живут прекрасные люди. Мы, греки, всегда любили и продолжаем любить черноморскую жемчужину. Мы открыли арт-зону Греческого парка. Это музей под открытым небом, в который вложено не только деньги, но и греческая душа. Я и моя семья благодарны Одессе за то, что однажды она стала для нас вторым домом. А свой дом нужно любить и украшать», – отметил Пантелеймон Бумбурас.

Греческий парк – это подарок Одессе и одесситам от Бумбураса и его семьи.

В благодарность за весомый вклад в развитие Одессы, активную гражданскую, благотворительную деятельность и меценатство мэр Одессы Геннадий Труханов вручил Пантелеймону Бумбурасу почетную городскую награду «Знак Маразли II степени» .

Основная достопримечательность парка – уникальный фонтан, созданный одесским скульптором Михаилом Ревой . По замыслу автора, образ символизирует мироздание. Скульптура фонтана состоит из 150 отдельных частей, которые были собраны вручную.

9 марта 1778 года российская императрица Екатерина II подписала указ по которому христиане Крымского полуострова должны были переселиться в Азовскую губернию. В честь и во имя наследника престола Павла Петровича здесь был заложен город Павловск, впервые нанесенный на карту в сентябре 1778 года. 29 сентября 1779 года по распоряжению Г.А. Потемкина городу было присвоено новое название – Мариуполь, а уезду – Мариупольский.

Греки и угроза извне

С VII века до н. э. до XVIII века н. э. на протяжении 2500 лет остров Крым и прилегающее к нему северное побережье Черного моря были одним из ареалов компактного расселения греков и одним из очагов греческой цивилизации. Несмотря на постоянную угрозу нападений кочевых орд из степей Азии греческое население играло ведущую роль в жизни региона. Греческие полисы сохраняли относительную независимость даже во времена римского владычества. Особенно благоприятным был византийский период.

Ситуация осложнилась в XIII веке, когда в регионе появились монголо-татары. Вплоть до XV века Северное Причерноморье было частью татарского государства Золотая Орда. После ее распада в 1443 году возникло Крымское ханство, в состав которого вошли территории степного Крыма, Нижнего Поднепровья, Северного и Южного Приазовья. Основой хозяйства крымских татар являлось кочевое, а позже отгонное скотоводство. Одним из основных занятий были набеги на соседние земли. Заложником новых хозяев в регионе стало оседлое население, состоящее из греков, аланов, половцев, армян и караимов.

Османский период

В 1475 году Крымское ханство стало вассалом Османской империи. В многочисленных крепостях были размещены турецкие гарнизоны. В XVII веке в степях Северного Причерноморья и Приазовья кроме татар появились и другие кочевники ногайцы, перекочевавшие сюда из Заволжья. Они стали частью населения Крымского ханства. Незадолго до этого в конце XVI века в Приазовье появились запорожские казаки. Казакам из-за угрозы агрессии со стороны кочевников приходилось объединяться в военные казацкие отряды и быть хорошо вооруженными. На рубеже 70 – 80-х годов XVI века казаки объединились в военно-политическую организацию под названием Запорожская Сечь или Войско Запорожское низовое. Запорожские казаки находились в постоянном состоянии войны с турками и татарами.

Присоединение к России

После заключения Кючук-Кайнарджийского договора в 1774 году Запорожье, в том числе и устье реки Кальмиус, стало частью Российской империи. Кальмиусская паланка (округ) как и вся Запорожская сечь была ликвидирована в 1775 году. 14 февраля 1775 года была создана Азовская губерния. Центром губернии стал город Екатеринослав, построенный в 1776 году на берегу реки Самары. В 1778 году был основан уездный город Павловск, в центре которого губернатором В.А. Чертковым была заложена церковь в честь святой Марии Магдалины. На период строительства главной церкви соборной церковью в Павловске была объявлена Свято-Николаевская церковь, известная со времени существования запорожского сторожевого укрепления Кальмиус. На 1 января 1779 года в городе проживало всего 57 человек, а к марту – 75. Основное население составляли казаки. Город Павловск 29 сентября 1779 года был переименован в Мариуполь (город Богородицы Марии). По мнению некоторых исследователей название городу дали греки, отсюда и его греческое название.

Из Крыма в Приазовье

В 1778 году главнокомандующий южной русской армией генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский предложил императрице Екатерине II переселить христиан Крыма в Россию. 9 марта 1778 года был подписан соответствующий указ и были проведены переговоры. В переговорах участвовали посланник при крымском хане А.Д. Константинов, командующий русским корпусом в Крыму генерал-поручик А.А. Прозоровский, а позже сменивший его на этом посту генерал-поручик А.А. Суворов, митрополит Готско-Кафайской епархии Константинопольского патриархата Игнатий, архимандрит армяно-григорианской церкви Петрос Маркосян, патер армян-католиков Акоп (Яков) Мардеросов и представители христианских общин.

императрица Екатерина II

Благодаря авторитету Игнатия переговоры прошли успешно и в Петербург было отправлено «Постановление крымских христиан», в котором указывалось, что крымские христиане согласны добровольно вступить в российское подданство и просят для себя и своих потомков ряд привелегий. Политику заселения свободных земель колонистами других национальностей в России использовали часто из-за быстрого роста территории и нехватки населения. Переселение христиан продолжалось в середины июля по середину сентября 1778 года.

18 сентября 1778 года А.В. Суворов направил рапорт командующему российской южной армией о том, что христиане покинули Крым. Согласно ведомости, в Россию переселилось 31386 христиан, из них греков – 18408 (вместе со священниками), армян 12598, грузин 219 и валахов (молдаван) – 161. Карантин и зимовка, предусмотренные для переселенцев на первой стадии привели к скученности людей и к эпидемиям. Поиск земли для заселения начался после исхода из Крыма. Хотя указом российской императрицы и предусматривались льготы для переселенцев, неорганизованность российского бюрократического аппарата стоила жизни многим переселенцам.

Митрополит Игнатий

Отдельно определялся и статус митрополита Игнатия. За ним до конца его жизни сохранялся чин и право руководить церковным устройством в греческих поселениях с непосредственным подчинением его Святейшему Синоду. Из грамоты, касающейся греческого митрополита, видно, что греки Крыма были оторваны российским руководством от Константинопольского патриархата. Для решения вопроса связанного с землей для расселения греков митрополит Игнатий и представители греческих общин направились в Петербург. Греки высказали пожелание поселиться отдельно от других национальностей. Больше всего для их расселения подходил Павловский уезд с минимальным на тот момент населением. 29 сентября 1779 года, через год после вывода христиан из Крыма был подписан ордер по которому грекам выделялись земли от Азовского моря в устье Берды – по рекам Берда и Каратыш, балке Коблой, рекам Мокрые Ялы и Волчья, балкам Осиковой и Береснеговатой, реке Кальмиус до ее устья, берегу моря до устья Берды. Это и был Павловский уезд ставший Мариупольским. Другим национальностям в течение 10 лет запрещалось селиться в уезде и пользоваться промыслами в регионе. В ордере указывалось, что все земли незаселенные греками за 10 лет, будут изъяты и переданы другим переселенцам.


памятник Святителю Игнатию, Мариуполь

В Петербурге Екатериной II митрополиту Игнатию и представителям греческих общин была вручена Жалованная грамота христианам-грекам. Она была богато оформлена и содержала текст на греческом и русском языках. И вскоре в Мариупольском уезде появились греческие села. Переселенцы говорящие на греческом языке основали села: Ялта (приазовская), Урзуф, Сартана, Чермалык, Малый Янисоль, Чердаклы, Каракуба, Стыла и Константинополь. На крымско-татарском языке говорили в селах: Мангуш, Старый Крым, Карань, Ласпа, Камар, Керменчик, Богатырь, Улаклы и Бешев. В селе Большой Янисоль поселились и одна и другая категории греков. В самом городе Мариуполе переселенцы появились во главе с митрополитом Игнатием 26 июля 1780 года.

(в статье использованы материалы из книги «Мариуполь и его окрестности: взгляд из XXI века», из-во Рената, г. Мариуполь, 2006 г.)