Петропавловская крепость часы на башне. Петропавловский собор. Часы на башне Института Метрологии

12 июля - день святых апостолов Петра и Павла. Предлагаем Вам совершить фотоэкскурсию по Собору Святых Петра и Павла Петропавловской крепости вместе c председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем Коноваловым и узнать, как устроены звоны самой высокой в России колокольни и кто исполнял на церковных колоколах гимн Советского союза.

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент - кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.


Еще одна обращающая на себя внимание деталь - деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.


Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

Часовой механизм

Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут - один раз, в половину часа - два, в три четверти часа - три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа "Коль славен наш Господь с Сионе", а в 12 часов дня - государственный гимн "Боже Царя Храни". Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком


В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола - часовые, церковные и карильон - в Русской Церкви нет.

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне - вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.


Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР - концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни - не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню - подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами - звонарями из Петербурга - Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

Фотографии Игоря Васильевича Коновалова

Какую мелодию исполняют часы - куранты на Петропавловском соборе название и кто автор?

Куранты Петропавловского собора - старейшие наружные часы города Петербурга.
Это почти механический компьютер середины XVIII века.
Каждые четверть они отбивают четвертной перезвон. Четыре разных музыкальных фразы.
Каждый час играют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а
каждые шесть часов - «Боже, царя храни».
И все происходит автоматически!»

Изготовил и привез в Петербург куранты и набор колоколов известный голландский часовой мастер Бернард Оорто Красс в 1761 году. Правда, увидеть свое творение в действии мастеру так и не пришлось. Строительство каменной колокольни Петропавловского собора, взамен сгоревшей деревянной, превратилось в долгострой. Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги и через несколько лет умер в нищете. Запустили куранты только в 1776 году.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, - механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й - гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки. Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели - отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.

04.01.2017

Главный часовщик Петербурга Андрей Кудрявцев рассказал "ПД" о тайнах старинных механизмов, бывших свидетелями многих исторических событий из жизни нашего города.

До революции 1917 г. куранты на колокольне Петропавловского собора были главными часами страны. Сегодня это механическое сердце Петербурга, которое бьется в унисон с историей города.

С первых дней

В 1720 г. по указу Петра Великого на соборной колокольне в Петропавловской крепости, ставшей первой в Петербурге часовой башней, были установлены куранты-карильон с 35 колоколами, привезенные царем из Амстердама. Часы отбивали каждые полчаса, а по утрам исполняли различные мелодии, что было для России в новинку.

Пожар 1756 г. уничтожил колокольню и часовой механизм. В 1760 г. новые куранты изготовил и доставил в Петербург знаменитый голландский мастер Баренд Оорт Красс. При этом их сборка была завершена лишь в 1776 г., тогда же установили четыре циферблата диаметром 2 м. Куранты прослужили до 1853 г., когда механизм пришел в негодность. За ремонт главных часов столицы взялись московские мастера братья Бутенопы, ранее создавшие куранты на Спасской башне. Они восстановили ход поврежденных часов Петропавловского собора и частично модернизировали механизм. На циферблатах появились ранее не существовавшие минутные стрелки. Отремонтированные музыкальные куранты до октября 1917 г. исполняли две мелодии: "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже, царя храни". После революции куранты надолго замолчали. Предпринятая в 1937 г. попытка настроить их на исполнение "Интернационала" не увенчалась успехом. Куранты заиграли вновь только в 1952 г., но на этот раз гимн СССР. Лишь в 2002 г., после 85‑ летнего перерыва , с колокольни Петропавловского собора снова зазвучали "Коль славен наш Господь в Сионе " и "Боже , царя храни ". Как рассказал Андрей Кудрявцев , он восстановил музыкальный механизм курантов по сохранившимся в архивах докум ентам.

Снова успех

Еще одна работа мастера – ожившие 12 ноября 2014 г. часы на Думской башне. В ходе реставрационных работ были восстановлены оригинальный привод механизма и система колокольного боя. А недавно Андрею Кудрявцеву удалось закончить реставрацию фасадных башенных часов Нахимовского училища, остановившихся около 40 лет назад.Пока был осуществлен только пробный пуск отремонтированного механизма. Церемония запуска старинных курантов запланирована синхронно с полуденным выстрелом со стен Петропавловской крепости 14 января. Куранты Нахимовского училища – это последнее установленное творение знаменитой на весь мир петербургской часовой фирмы "Фридрих Винтер". Только башенных курантов в Петербурге фирма установила более 60.

Карильон – механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. В 2001 г. на первом ярусе колокольни Петропавловского собора был установлен карильон из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 т).

"Петербургский дневник": Что может повлиять на правильную работу старинных механизмов?

Андрей Кудрявцев: Прежде всего резкие температурные колебания и повышенная влажность. Все‑ таки механизм фасадных часов – устройство внушительных размеров с большим количеств ом металлических деталей. Только большой музыкальный барабан курантов Петропавловского собора имеет диаметр 2 м и весит 1,2 тыс. кг. Впрочем, часы могут отстать от бега времени или вовсе остановиться, просто уловив что‑ то негативное от человека . За свою до лгую жизнь они были свидетелями многих исторических событий и обрели собственный дух, характер. Каждый механизм по‑ своему уникален .

"Петербургский дневник": Как бы вы охарактеризовали своих подопечных?

Андрей Кудрявцев: Куранты Петропавловского собора, расположенные в самом центре Петербурга, – механическое сердце города. Часы на Думской башне – голос Невского пр., а фасадные часы в Нахимовском училище – символ чести города. Они установлены в здании, где учатся будущие офицеры, наша честь и защита.

"Петербургский дневник": Много ли еще механических часов ждет своего возрождения в Петербурге?

Андрей Кудрявцев: Сложно сказать, последнее время наблюдается тенденция замены сложных механических часов на стилизованные под старину электрические. Они гораздо дешевле и не требуют постоянного обслуживания. При этом уникальные механизмы, установленные в XVIII и XIX вв., в лучшем случае консервируются, а то и вовсе остаются не у дел и безмолвно ржавеют без ухода.

"Петербургский дневник": Как часто вам приходится проверять механизмы?

Андрей Кудрявцев: Больше всего внимания требуют главные часы города. Если заводить их не требуется – сейчас этот процесс контролируют четыре электродвигателя, то следить за точным ходом необходимо практически постоянно. Точность должна быть идеальная, поэтому при подстройке механизма я ориентируюсь на полуденный выстрел со стен Нарышкина бастиона, который происходит ровно в полдень. Часы на Думской башне необходимо заводить вручную не реже раза в неделю. Для этого приходится поднимать на высоту 20 м три гири, вес каждой –160 кг.

Во время реставрации Петропавловского собора в 2003 г. за один день мне пришлось 4 раза подниматься до ангела и 6 раз до часового механизма. Впрочем, при необходимости механизм можно контролировать даже с земли. Малейшую неисправность можно услышать, если внимательно слушать голос часов.

"Петербургский дневник": А какими часами пользуетесь вы?

Андрей Кудрявцев: Никакими. В них нет необходимости, за много лет работы я научился чувствовать время, его бесконечный неумолимый бег.

Текст: Андрей Сергеев

Санкт-Петербург как непревзойдённый город мира с интересной историей, обилием культурных ценностей и достопримечательностей, среди которых Петропавловский собор с его знаменитыми курантами.

Санкт-Петербург - один из красивейших городов мира. Тысячи туристов из разных стран спешат познакомиться с его историей, культурными ценностями, достопримечательностями, уникальными памятниками архитектуры. Изобилие театров, художественных выставок, галерей, музеев впечатляет до глубины души и восторгает.

Во время путешествия по Питеру туристы любуются Петропавловским собором - усыпальницей русских императоров. У знаменитого собора увлекательная история, не менее любопытна она у курантов, которые красуются на его башне.

* В 1704 году установленные на деревенной колокольне церкви Петра и Павла в Петропавловской крепости куранты работы Никифора Архипова стали первыми механическими часами в городе. Куранты сегодня

Первые куранты были созданы русским мастером Никифором Архиповым для временной колокольни, выполненной из дерева, установлены в 1704 году в верхней её части. До этой поры не было традиции оснащать часами башни. Пётр I вводит новшество, позаимствованное в Европе.

Когда на месте деревянной башенки в 1733 году возвели величавый каменный Петропавловский собор по проекту архитектора Д. Трезини, Петром I в Голландии за сумасшедшие деньги были приобретены уникальные куранты и установлены согласно его указу. В начале XVIII века самобытные часы считались настоящим чудом, были самыми большими в Санкт-Петербурге. Но они вскоре сгорели при пожаре. Новые часы, изготовленные в Голландии мастером Оортом Красе, поставлены на место прежних лишь через 13 лет, когда после пожара полностью восстановили башню в 1773 году. Часовой механизм курантов голландского мастера Оорта Краса (сами часы были куплены за 45000 рублей — просто огромную по тем временам сумму)

* фото: dedmaxopka.livejournal.com

Тех, кто путешествует по самому красивому российскому городу, рады разместить в своих уютных номерах многочисленные отели, среди них отель атриум санкт петербург считается городом с высокой культурой обслуживания, персонал гостиницы отличается профессионализмом, доброжелательностью. Оборудование отеля современное, выполненное по последнему слову индустрии гостеприимства, имеется всё необходимое для полноценного отдыха. Номера можно забронировать через интернет.

К услугам гостей разнообразие гостиниц в любом районе города, они предлагают элитные номера, эконом и средний класс. Туристы, предпочитающие мини отели санкт петербурга недорого платят за высокий уровень сервиса и комфортное размещение.

Знаменитые куранты были несколько раз модернизированы, они дополнялись минутными стрелками, маятниками, музыкальными устройствами. Во II половине XIX века куранты исполняли 3-й российский гимн, написанный Д. Бортнянским. До сих пор каждый час звучит эта бессмертная мелодия, раз в четверть часа бьют колокола, в полдень и в 18 часов раздаётся гимн Российской Империи (1833-1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…»

Два раза за всю свою историю существования часы останавливались на длительное время. Это случилось в периоды революции 1917 года и Великой Отечественной войны.

Нет, я не буду рассказывать вам про Петропавловскую крепость или сам Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Для этого надо глубоко разбираться в истории. У меня, как у обычного туриста, появилась удивительная возможность подняться на смотровую площадку Колокольни Петропавловского собора и я поднялся. В этой статье хотелось бы, если можно так выразиться, на время одолжить вам свои глаза. Просто посмотрите, полюбуйтесь на те удивительные виды, которые открываются с высоты. Возможно, когда вы сами окажетесь в Санкт-Петербурге, вы тоже захотите подняться на колокольню, ибо ни одна фотография не передает полноты атмосферы парения "над городом". А пока... вы готовы к подъему? Тогда - за мной!

Шпиль Петропавловского собора сложно не заметить. Его видно почти из любой точки исторической части города. Безусловно, сквозь стены домов он не просвечивает, но выйдете на берег Невы и - вот он! Высота - 122 метра!

Будучи в Санкт-Петербурге впервые после сорокалетней отлучки, не зная правил, я даже не предполагал, что в Петропавловскую крепость вообще можно войти, а не то что подняться на колокольню. Не удивительно, что я так подумал. Достаточно было наткнуться на две закрытые двери:

чтобы понять, что вход туда или совсем закрыт простым смертным, или это доступно только каким-то особым людям, или за большие деньги. Со временем стало понятно, что ворота в тот конкретный момент были закрыты лишь потому, что я примчался в Петропавловскую крепость в 6 часов утра.

На самом деле вход на территорию совершенно свободный. Подробный обзор территории комплекса будет представлен в отдельной статье, а сейчас давайте перейдем к теме смотровой площадки на колокольне Петропавловского собора.

Когда, бродя неподалеку от монетного двора я вдруг заметил наверху человека, у меня возникла мысль о том, что если он смог каким-то образом очутиться там, рядом с колоколами, то, может быть и мне это как-то удастся?

Вот здесь на площади перед колокольней я сделал данное неожиданное открытие. Кстати, обратите внимание на лавочки - это место, где можно послушать звучание совершенно особенного музыкального инструмента - карильона . Чуть позже мы увидим его и послушаем музыку, а пока, просто чтобы вы знали. Карильон - это музыкальный инструмент с клавиатурой, звучащими частями которого являются колокола.

И тут в окошке под часами я вдруг увидел человека. Да вон, смотрите, он и теперь там маячит!

Обуреваемый робкой надеждой на, казалось бы, недостижимое, я зашагал через площадь прямо ко входу в собор. Там сразу обрадовали: Да, подняться можно, но для этого надо сначала купить билет в сам собор (450 руб.), а потом, уже войдя внутрь, купить еще один билет на колокольню (150 руб.).

Напрасно я с пеной у рта увещевал тетеньку у турникета, что сам по себе собор меня не очень-то интересует, а мне надо "туда, наверх". Дежурная была неприступна как Трубецкой бастион и отправила меня за билетом.

Как ни жаль было расставаться с деньгами, которые были заготовлены на перекус в столовке, пришлось выбирать - или пища насущная, или пища духовная. Исходя из того, что вы читаете данный отчет, нетрудно догадаться, что именно перевесило в тот чудный осенний вечер.

Билеты продавали в отдельном строении, который называется странным именем "Ботный дом ".

Да-да. Вот это желтое строение с колоннами (вход с обратной стороны). Размышляя о происхождении столь странного названия, сначала я подумал, что там всех "ботают" или, по крайней мере, раньше "ботали". На практике оказалось, что внутри, как ни странно, находится самый настоящий кораблик, хоть и небольшой. Это ни что иное, как Ботик Петра I . После окончания Северной войны в 1721 году Петр I решил перевести свой ботик в Петербург. Сначала для него соорудили простой навес, а потом выстроили целое здание.

Причем, здание сначала построили, а потом стали соображать, "как же бы теперь эту лодку внутрь затащим?". Через двери и окна она, естественно, не проходила. Пришлось разбирать часть стены и сквозь образовавшийся проем затаскивать "дедушку русского флота" - так называли Ботик Петра I - внутрь помещения. Одним словом, все правильно сделали:). И до сих пор это обычное дело. Сначала делаем, потом думаем.

А вот и он - Ботик:

На самом деле у этого утлого суденышка очень интересная история. К сожалению, в рамках данной статьи нельзя осветить ее полностью. Поэтому, если будет интересно, осведомитесь у википедии. Там все написано коротко, но ясно.

Кроме самого бота в здании развернута обширная торговля сувенирами. И чего только тут нет:

Приятно то, что можно расплатиться картой. Неприятный момент - цены здесь просто неприличные. Тут же находится билетная касса. Вот цены, действительные до конца октября 2016 года:

Тут я сразу понял, как важно владеть информацией . Дело в том, что до этого момента я уже посетил Музей космонавтики и ракетной техники, заплатив за вход 150 рублей. Сейчас для посещения собора мне надо было заплатить еще 450 рулей. То есть вместе уже получается - 600.

За ту же стоимость можно было купить так называемый "комплексный билет" и посетить дополнительно еще несколько интересных экспозиций. Комплексный билет необязательно использовать в один день. Он действует два дня и позволяет посетить все указанные музеи по одному разу. Увы, я об этом не знал, поэтому сам того не зная, ограничил свои возможности. Причем и себе и вам, поскольку не смогу показать отчеты по остальным выставкам. В следующий раз буду умнее. И вы тоже имейте в виду.

То же самое касается и экскурсий по Санкт-Петербургу. Важно знать, где их покупать, чтобы не переплачивать посредникам.

Подъем на смотровую площадку Петропавловского собора

Но вот, наконец, все формальности улажены, билет в Петропавловский собор - на руках. Пора в путь. К сожалению мое восхождение состоялось уже ближе к вечеру, поэтому картинки, которые вы увидите с высоты, будут скорее вечерними.

Здесь позвольте мне дать один важный совет. Если одной из целей вашего подъема на колокольню является фотосъемка, то вам лучше подниматься с утра и до обеда. В это время солнце освещает ту часть панорамы, которую вы сможете фотографировать. После обеда солнце будет светить вам в глаза и хороших фотографий может уже не получиться. Во всяком случае, освещение будет уже не так интересно.

Заходим! Все начинается с того, что вы проходите через турникет. Там Ваш билет будет погашен, а у вас самих будет два плана дальнейшего развития событий.

  1. Вы сразу идете прямо в Петропавловский собор
  2. Вы покупаете еще один билет на колокольню, сначала идете туда, а потом уже в собор.

Билет на колокольню покупается на месте и дополнительно стоит 150 рублей.

После покупки билета (внимание! карты здесь не принимают!) можно самостоятельно начинать подъем. Это удобно. Дело в том, что на смотровую площадку на колокольне можно еще подниматься в составе организованной экскурсии. Что такое толпа народу в замкнутом пространстве я уже ощутил на примере подъема на колокольню Никольского Морского собора . Поэтому перспектива самостоятельного восхождения меня более чем устроила.

Сначала подъем идет по тесному коридору:

Конечно, здесь проход пошире, чем, скажем, в в Переславле-Залесском. Там уж точно двум людям не разойтись! В Петропавловской колокольне чуть просторнее, но в любом случае группе людей придется продвигаться "гуськом".

Всего до смотровой площадки нам предстоит преодолеть около 270 ступенек. Точнее не скажу, пока считал, пару раз сбивался, но общее число примерно такое. Чтобы представить себе подобную лестницу, попробуйте пешком подняться на 13-й этаж высотного дома. Для некоторых людей это не простая задача. Хорошо, что можно подниматься в несколько приемов. Первое помещение, которое нам встретится на пути, это "чердак" колокольни. Здесь размещена экспозиция по истории Петропавловского собора.

Здесь, например, можно узнать, что изначально статуя ангела на шпиле колокольни задумывалась совсем другой, нежели та, что мы привыкли видеть. Можно увидеть каркас статуи в натуральную величину:

Как раз здесь, на чердаке, меня встретил молодой человек, который проверил и порвал мой билет. Далее он зачем-то следовал за мной вплоть до того момента, пока я не покинул башню. Наверное за нами, туристами, все же нужно присматривать. А то мы ведь такие! Вдруг, не дай Бог, колокол потрогаем, а этого делать никак нельзя. Соответствующие строгие объявления встречаются здесь на каждом шагу.

В принципе мне он не мешал, над ухом не сопел, просто стоял в стороне и "присутствовал". Однако, обозревать панораму города под надзором служителя, который только и ждет, "пока этот идиот насмотрится и нафотографирует" было как-то неуютно. Тем не менее, программу съемок я отработал полностью. Отснял все что собирался, всеми объективами, которые в данном случае были уместны. Скоро все сами увидите.

Обратите внимание на ступени лестницы. Каждая из них имеет накладку из натурального камня. С одной стороны это хорошо - они более долговечные. С другой - они отполированы подошвами не одного миллиона ног. Поэтому будьте внимательны и старайтесь держаться за поручни. При неблагоприятных условиях можно поскользнуться.

Во время подъема на этом этапе в середине помещения нас будет сопровождать массивный деревянный каркас. Он тянется в середине башни и уходит куда-то вверх:

Пройдя еще несколько пролетов мы можем рассмотреть музыкальную диковинку. Это Карильон. Музыкальный инструмент из колоколов, соединенных с клавишным механизмом. Кстати, как по вашему мнению называется музыкант, играющий на карильоне? На трубе играет трубач, на барабане - барабанщик. Еще мы знаем гитаристов, арфистов, скрипачей и т.д. А кто играет на карильоне? Даю вам несколько абзацев на размышление.

Вот как выглядит этот редчайший музыкальный инструмент (не смог удержаться, чтобы не сделать своеобразное селфи с карильоном:):

На массивном каркасе установлен 51 колокол общим весом 15 тонн. Впрочем, подробнее об этом инструменте можно прочитать на табличке:

От себя могу добавить следующую занятную информацию. Когда этот карильон установили в Петропавловский собор, внезапно выяснилось, что играть на нем особо некому. И даже отправить учиться некого. У Петропавловской крепости "нет штатной единицы карильонера". Кстати, вот и ответ: карильонер - это музыкант, играющий на карильоне.

Боюсь предположить худшее, но его нет и сейчас. Поэтому концерты карильонной музыки проходят в исполнении обычного "мальчика", который просто выбирает на смартфоне очередную мелодию. Так что, музыку, которую вы услышите в следующем видео, играет отнюдь не человек, а смартфон Samsung по заранее заданной программе. Я сам видел, как это происходит.

Видео. Концерт карильонной музыки (руки бы поотрывать)

Качество исполнения, конечно, не выдерживает никакой критики. Не берусь утверждать. Может быть так бывает не всегда. Может быть в сезон сюда действительно поднимается маэстро во фраке и пленяет собравшихся внизу зевак своим искусством. Увы, я увидел несколько другой подход к делу.

Чтобы посетители не попадали вниз и не убились о колокола карильона, помимо перил вдоль лестниц дополнительно натянута сетка. Все выше и выше мы поднимаемся внутри башни. Выглядывая в окна мы находимся в состоянии приятного волнения. Ведь очень скоро мы окажемся на смотровой площадке и увидим такое!!!

Вот и конечная цель нашего путешествия. Признаться сначала, увидев закрытую лестницу, я слегка растерялся:

Оказалось, нам на площадку, которая слева. Вот тут и началось самое интересное.

Первое, что меня очень сильно удивило, причем не сказать чтобы приятно, это сетка. Ей был затянут весь проем, через который можно было любоваться городом:

Понятно, что высота большая - 43 метра. Наверное теоретически можно упасть. Но... это было так неожиданно! Честно признаюсь, я не был готов к такому повороту событий. За свою историю путешествий я не раз поднимался на высокие колокольни (Преподобенская в Суздале, Богоявленская в Переславле-Залесском), там тоже существовала теоретическая возможность сверзиться вниз.

Но нигде не приходилось смотреть на пейзаж через сетку Рабица. Да что там смотреть. А как через нее прикажете фотографировать?

Вторая засада - из четырех "окон", обращенных в разные стороны горизонта, можно подойти только к одному. К остальным, к сожалению, проход закрыт.

Я-то думал, сейчас сниму полную 360-градусную панораму Петербурга, как однажды сделал в Суздале . А тут мало того, что доступно лишь одно окно, так еще и сетку натянули! Одним словом на смотровой площадке Петропавловского собора пришлось, уж простите за банальность, спуститься с небес на землю.

Потоптавшись в нерешительности, я решил хоть что-то, хоть как-то сфотографировать. Просто для того, чтобы обозначить, что я действительно был здесь. Сначала немного пощелкал внутренности колокольни:

От расстройства решил нарушить запрет и потрогал язык колокола. И вот как раз в этот момент я заметил, что в сетке есть разрыв, куда можно просунуть мой 77-миллиметровый объектив. Кстати, его - этот разрыв - немного видно на предыдущей фотографии. Видите, на фоне реки слева? Правда, дырка была сделана явно каким-то лилипутом. Она находилась на уровне моего пояса. Но... знаете, иногда чтобы сделать хорошие фото люди идут и на более серьезные лишения. Снимать пришлось изогнувшись буквой "Г".

Что и говорить: искусство требует жертв (и разрушений) . Я прицепил к фотоаппарату правильный объектив и работа закипела. Далее вы увидите некоторое количество фотографий, сделанных со смотровой площадки. На самом деле их гораздо больше. Просто отобраны самые удачные.

Это знаменитый Исаакиевский собор, Адмиралтейство и Дворцовый мост через Неву. В правой части совсем чуть-чуть виден памятник Петру I на коне:

Это Биржевой мост, набережная Макарова, на переднем плане подковообразное здание - Здание архивов (на месте Секретного дома):

Это Стрелка Васильевского острова - место, где Нева разделяется на два больших рукава. Получается Нева (идет влево) и Малая Нева (вправо, откуда плывет Метеор):

Исаакиевский собор. Увы, верхушка находится на реставрации. На переднем плане - Адмиралтейство и Дворцовый мост:

Вот этот же вид, но уже снятый телеобъективом. Здесь можно увидеть лестницу, по которой экскурсанты поднимаются на смотровую площадку Исаакиевского собора. Увы, в этот раз я до нее не добрался (но обещаю исправиться):

Одна из знаменитых Ростральных колонн. Интересно, что на самом верху находятся газовые горелки, которые зажигают по праздникам. В одной из следующих статей я покажу вам горелку совсем близко, а пока посмотрите на Ростральную колонну издали:

По Неве то и дело проплывают корабли, внося разнообразие в пейзаж:

На этой фотографии виден стадион на Крестовском острове. Его никак не достроят к чемпионату мира по футболу 2018 года. Справа - будущий небоскреб - Лахта-центр. Когда его выстроят до конца - получится самое высокое здание в Европе высотой около 460 метров:

Вот еще несколько фотографий вечернего Санкт-Петербурга:

А вот орудия, из которых производят знаменитый полуденный выстрел. Эта традиция очень старая. В 1865 году ровно в полдень 6 (18) февраля был произведен первый полуденный выстрел в Петербурге. Причем вначале сигнальная пушка была установлена во дворе адмиралтейства. В 1872 году ее перенесли в Петропавловскую крепость.

Вообще, самые первые полуденные выстрелы были произведены в Севастополе и Николаеве еще в 1819 году. Их целью было вовсе не расшугать ворон, как может показаться, а подать четкий сигнал, по которому сверялись часы на кораблях и в адмиралтействе.

Право произвести полуденный выстрел иногда предоставляется особо почетным гостям города. Поскольку мне до такого статуса еще очень далеко, приходится ограничиваться простым созерцанием двух пушек.

Спуск со смотровой площадки Петропавловского собора

Находиться здесь можно очень долго. Вообще было бы интересно подняться сюда несколько раз - ночью, утром, днем, при разной погоде. При всей неизменности пейзажа картинки каждый раз будут по-своему интересны. Но вот наступил момент, когда надо было подумывать об обратном пути. Ведь надо было еще успеть посетить сам Петропавловский собор (зря что ли я билет покупал).

Сложив в рюкзак свою амуницию начинаю осторожный спуск. Почему осторожный? Это просто. Помните, я писал о каменных накладках на каждой ступеньке? Эти отполированные многими подошвами плиты очень коварны:

Стоит зазеваться и поскользнуться... в лучшем случае - пара сломаных рук. В худшем - волшебный полет, судьбоносная встреча с карильоном и прощальный БОМММ! А ведь вокруг действительно интересно, хочется во время спуска поглазеть по сторонам. Так что лучше держаться за поручень, как в метро. И вообще, говорят, что высота "затягивает". Хоть здесь и есть перила, сетка, но все равно большое пространство под ногам рождает удивительное и неведомое доселе желание. Желание полететь:)

По пути все же удается подойти к окнам на более низких этажах и, хоть и через сетку, сделать интересные фотографии. Это купол самого Петропавловского собора. На заднем плане - улица Куйбышева.

Увы, подойти вплотную к сетке не получилось - проход закрыт. На всякий случай имейте в виду простое правило: чем ближе объектив к сетке, тем меньше ее заметно. Фотоаппарат фокусируется на дальнем плане, а сетка на переднем размывается и становится почти не видна.

Затем - небольшая выставка колоколов (которые запрещено трогать руками):

Постепенно спускаясь, мы попадаем на чердак колокольни, где находится музейная экспозиция. Увы, разглядывать ее долго просто не было времени:

Последний лестничный пролет, и мы попадаем ко входу в Петропавловский собор:

Здесь можно сразу выйти наружу или проследовать в собор. Я, естественно, выбрал второй вариант. У меня ведь был билет!

Однако, описание Петропавловского собора и фотографии из него я хотел бы дать в отдельной статье.

А сейчас, пришла пора прощаться и подводить некоторые итоги.

Вывод

Восхождение на смотровую площадку Петропавловского собора лично для меня стало самым ярким и интересным событием при посещении Петропавловской крепости. Безусловно, стоит отправляться наверх только в хорошую погоду. В сильный ветер и дождь, думаю, удовольствие будет несколько подмочено.

Если сами соберетесь туда, возьмите хороший фотоаппарат. Может быть, бинокль. Вид с высоты открывается превосходный.

Очень важно правильно выбрать время посещения. Бьющее прямо в глаза солнце во второй половине дня способно испортить впечатления от восхождения не хуже проливного дождя.

Если вы большой поклонник экскурсий, вам стоит купить билет и подняться с экскурсоводом. Подобные организованные восхождения происходят четырежды в день (увы, время не уточнил). Подъем с экскурсией имеет свои плюсы и минусы.

Плюс состоит в том, что вам необязательно платить за посещение Петропавловского собора 450 рублей. Экскурсия обойдется гораздо дешевле. Кроме того, вы послушаете речь экскурсовода, узнаете много нового и интересного.

Минус - вы будете толпиться, стоять в очереди к дырке в сетке, чтобы сделать удачные фотографии. Придется работать второпях, поэтому результат может быть далек от ожидаемого.

Если фотосъемка - главное, для чего вы поднимаетесь на смотровую площадку, то лучше идти самостоятельно. Получится немного дороже, зато можете находиться наверху сколько захотите и спокойно сделать все, что задумали.

Желаю вам удачных восхождений и приятных воспоминаний.