Религиозные группы сирии. Вероисповедание Сирии: история и современность На каком языке говорят сирийцы

Сирия – это большая страна, которая находится на Ближнем Востоке. Уже много лет на ее территории происходят войны. Несмотря на то, что на улицах страны не рвутся снаряды, жизнь тут во много подчинена законам ЧП (чрезвычайного положения). Особенно это касается полиции, у которой в настоящее время расширенные полномочия. Это означает, что в стране могут арестовать любого, препроводить в участок, и продержать там сколько угодно времени. К счастью, такие вещи случаются крайне редко.

Население в стране весьма неоднородно. Тут живут и христиане (православные, как правило) и друзы, и арабы-мусульмане, которые составляют 80% от общего населения страны. Армянская община в этой стране также сильна и многочисленна. Курды представляют национальные меньшинства. Они компактно живут на севере Сирии.

Страна считается мусульманской. Но это было ошибочное утверждение, ведь в стране проживает много других граждан, к примеру, около 400 000 палестинских беженцев, а также иракские беженцы. Безусловно, что традиции, обычаи, привычки и быт отличается от жизненно уклада коренных граждан страны.

Если вы выходите замуж за сирийца, то знайте, что вы купили лотерейный билет. Розыгрыш его произойдет тогда, когда молодая супруга переступает порог дома своего благоверного. Очень часто трудно предугадать, какая будет у него семья (бедная, богатая), насколько требовательная она будет к традициям и прочее. Зная этническую принадлежность будущего супруга, можно сделать хоть какие-то выводу. Сейчас об этом и поговорим.

Коренные сирийцы: какие они?

Быт и доходы

Как вы понимаете, Сирия не является зажиточной страной. Это значит, что и населения государства составляют небогатые люди, которые зарабатывают на еду в поте лица. Цены на одежду, еду и вещи первой необходимости низкие, поэтому и жизнь здесь дешевле, чем у соседних государств (Ливане, Турции и, конечно же, Израиле).

Хорошая сирийская зарплата – это двести долларов. Превосходным доходом считается 500 долларов и более. Престижными специальностями являются такие профессии, как инженер, военный и врач. Особый вес в сирийском обществе имеет военный. Люди с этой специальность пользуются большим уважением. Это значит, что и зарплата у офицеров неплохая, конечно же, по здешним меркам.

Те, кто привозит себе супругу из РФ или Украины, как правило, обеспечены, имеют диплом врача, инженера или офицерские погоны, что позволяет им хорошо обеспечивать семью (по здешних меркам).

Затраты

В одежде здешние граждане непритязательны. Это не значит, что они одеваются абы как. Здешняя легкая промышленно выпускает хорошую одежду, которая, кстати, стоит недорого.

Как правило, девушки, которые стали супругами местных мужчин, довольны жизнью. За «смешные» деньги по российским меркам могут показать достаточно качественную одежду.

Очень дешевые в стране продукты. Собственное сельское хозяйство покрывает потребность граждан государства на 100%.

В среднем одна здешняя семья на продукты тратит около 120 долларов в месяц. Это очень мало, если сравнивать с расходами на питание с соседними странами, такими как Турция и Израиль.

За обед в хорошем ресторане вам нужно будет заплатить долларов 15-20, а пообедать в среднем заведении можно долларов за пять.

В этой стране семейное авто – это небывалая роскошь. Если у граждан есть авто, то это говорит об их зажиточности, а также о принадлежности к высшему обществу.

Вода, газ и электричество тут дешевые. Причина этому собственные природные ресурсы, они позволяют властям страны удерживать цены на низком уровне.

Образование в школах бесплатно. Обучение в средней и начальной школах является обязательным (государство декларирует).

Отдых

Здешние граждане любят отдыхать и, кстати, умеют это делать. По вечерам тут никто дома не сидит. Если позволяют финансы, то сирийцы ужинают в ресторане. Для тех, кто предпочитается более дешевый отдых, есть кафе, где можно неплохо провести время. Некоторые люди просто прогуливаются по улицам города.

Не принято тут выезжать на отдых, так как традиции мусульман не особо располагают к пляжному отдыху. Здешние люди отдают предпочтение лесу, национальному парку. Кроме этого, они ездят навещать родственников в других городах. Принято ходить в гости к друзьям и родственникам.

Не пользуется популярность также отдых за границей. Вероятно, что это связано с отсутствием финансов, а также с положением страны в мире, ведь местный паспорт не жалуют многие развитые государства.

Семейные отношения

Официально власти страны поддерживают институт брака и семье. Как правило, здешние граждане создают крепкие семьи, в которых измены являются большой редкость. Число разводов, как вы понимаете, тоже невысоко.

Практически невозможно в этой стране развестись по желанию жены. В этом деле играют не последнюю роль исламские традиции, в которых не предполагается инициативы со стороны девушки, а также госполитика в отношении брака и семьи.

Еще более трудная задача – забрать детей в РФ, если развод все-таки состоялся. Все гос.инстанции, которые вам придется пройти, будут чинить разные преграды, а бывший муж приложит все усилия, дабы оставить ребенка (или детей) у себя.

Если вы решите уйти от сирийского супруга окончательно, лучше делайте это тихо. К примеру, вы едете домой в гости к родственникам. Если вам удастся выехать с детишками за пределы Сирии, то это прекрасно. Получить в РФ развод без присутствия супруга – процесс достаточно длительный, но реально выполнимый.

Национальные особенности

Национальные особенности быта и жизни здешней нации кардинально отличаются от иных народов, которые живут тут. К примеру, если вы попадете в православную семью, то вам, вероятнее всего, не придется сильно менять привычки, образ жизни. Вы выходите замуж за армянина? Не беспокойтесь за свое финансовое положение, так как многие граждане этого народа занимаются тут ювелирным бизнесом и живут на широкую ногу.

В сельских районах государства живут сирийские друзы. Многие из них занимаются сельским хозяйством или служат в армии. Традиции этого народа не предполагают особых прав женщины в семье, а законы в отношении разводов очень строгие. Если говорить о детях, то в случаи развода у вас не получится у мужа-друза забрать ребенка. У этого народа считается, что если человек лишился наследника, то это для него наивысший позор. По этому поводу вам придется воевать не только с благоверным, но и со всем кланом.

Заключение

Если вы собираетесь замуж за сирийца, то помните некоторые важные вещи. Первое, что вам нужно узнать, это к какой общине принадлежит ваш будущий супруг. Ведь это может сыграть огромное значение.

Нужно узнать о материальном положении семьи жениха. То, что ваш будущий супруг, учиться за рубежом не говорит о зажиточности родителей. Можно ненавязчиво спросить у него, если у семьи машина, где придется жить молодым и прочее. Это важный момент, так как жизнь в «муравейнике» не принесет никакого удовольствия.

Когда поедете жить к супругу, не прерывайте связи с «родной» страной. Всегда продлевайте паспорт РФ и регистрируйте детей. Если случится развод, то вам будет легче выехать, если все документы готовы, и оформлены необходимым образом.

В Сирии русские женщины очень много общаются друг с другом. Подобное общение – это бесценный источник достоверных сведений. Среди «русских супруг» традиционные дружеские отношения и моральная поддержка. Очень часто девушки помогают друг другу, выручают в трудных ситуациях. Поэтому не брезгуйте общением с земляками, даже если все прекрасно.

Сегодня Сирия — в мировых сводках новостей. От того, как будет разыграна «сирийская карта» напрямую зависит будущее геополитики.

1. Столица Дамаск - древнейший непрерывно населенный город мира. Оценки его возраста разнятся - от 4000 до 10000 лет . Древнее его, пожалуй, всего один город - палестинский Иерихон. В Сирии есть еще один город с более чем 4000-летней историей - Халеб.


2. В Дамаске и Халебе сохранились целые кварталы, домам в которых больше 400 лет, а некоторые улицы спроектированы еще в античности. Улица Прямая упоминается в Библии. В Дамаске можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера) . Древнейший христианский храм - подземная часовня Святого Анания (I век).

3. Алеппо (второе название Халеба) - самый крупный город страны. Город-миллионник, он расположен недалеко от турецкой границы и превосходит по численности Новосибирск. В Алеппо родился первый президент Армении. Второй миллионник - Дамаск.

4. Сирия находится на севере древнейшего очага цивилизации — Плодородного Полумесяца (Египет, Междуречье, Левант).

5. От её границ 250 километров до Египта, 120 до Кипра, 700 до Греции и около 650 до России.

6. Территория Сирии больше Греции, Болгарии, Венгрии или Австрии, но меньше Белоруссии.

7. В Сирии проживает около 20 млн. арабов и 2 млн. курдов, говорящих на курдском языке - потомке мидийского . Помимо арабов и курдов здесь обитают большие группы армян, черкесов, греков-мусульман, сирийских туркмен.

8. Сирийские арабы говорят на особом диалекте арабского языка, заметно отличающемся от литературного. Жители центральных и северо-восточных областей также говорят на разных наречиях.

9. Благодаря литературному арабскому, друг друга могут понимать более 200 миллионов арабов от Атлантики до Персидского залива.

10. По-арабски название Сирии звучит как «Сурийя» , а в полном варианте «аль-Джумухирийя аль-Арабийя ас-Сурийя» (Сирийская Арабская Республика).

11. Около 90% населения живет в долине реки Евфрат либо в плодородных районах вблизи Средиземного моря, что вместе составляет всего треть территории страны . Остальную площадь занимает Сирийская пустыня, издревле разделяющая два региона - Междуречье и Левант (плодородный треугольник у моря: Израиль, Сирия, Палестина, Ливан ). Различия в культуре и расположении этих двух регионов не раз становились причиной конфликтов.

12. Чем Сирия похожа на Россию, так это своим расположением на стыке европейских и восточных культур. Одна её часть тяготеет к Западу, другая к арабскому миру Востока. Прибрежные регионы занимают преимущественно христиане вперемежку с мусульманскими сектами и несуннитскими течениями, пустынные же районы вдоль Евфрата тяготеют к суннитскому консерватизму. Благодаря своему положению, Сирия - одно из самых древних торговых государств. Некоторым городским рынкам около пятисот лет.

13. Из двух миллионов сирийских христиан примерно половина - православные . Большинство населения (около 18 млн.) мусульмане.

14. Сирия - родина множества христианских, исламских и других религиозных сект и оригинальных течений. Приверженцы алавизма, эзотерического направления ислама, превышают число христиан вдвое. Алавитам разрешается пить вино, молиться 2 раза в день и поститься всего две недели. Свою религию они считают тайным знанием, доступным только избранным. Президент Башар Асад - алавит.

16. Независимая Сирия в современных границах существует с 17 апреля 1946 года, когда она освободилась от колониального господства Франции.

17. На территории страны располагались древнейшие мировые цивилизации: Ассирия, Хеттское царство, Вавилония, Персидская империя, держава Александра Македонского. Эту землю по очереди занимали Римская империя, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, монголы, Османская империя. В 1920 году страна стала французской колонией.

18. Сегодня Сирия — самая «горячая» точка планеты. За время войны (2011 - н.в.) против Сирии были введены санкции ЕС, стран Персидского залива, практически исчез туристический сектор, резко упали продажи нефти, боевиками разграблено более 1000 фабрик и предприятий в Алеппо. По данным Учебного и научно-исследовательского института ООН разрушено около 300 культурных памятников . Одним из триггеров недовольства суннитского населения восточных регионов стала сильнейшая засуха (2006-2011 гг.), особенно затронувшая долину Евфрата и пустынные регионы.

19. Сирия - колыбель христианства. В стране живет несколько десятков тысяч ассирийцев - потомков населения Великой Ассирии. Они говорят на новоарамейских языках. Именно по-арамейски написана часть книг Библии, на этом языке говорил Иисус Христос и его окружение. Народ исповедует преимущественно христианство, причем ассирийцы были одними из первых, кто в I веке принял эту веру.

20. В Сирии заблокированы YouTube, Blogspot и Facebook.

21. В стране бесплатная медицина и образование, а пенсия начисляется с 60 лет. Госслужащим компенсируют затраты на частные клиники, а грамотность составляет 83% (до независимости была 10%), что намного выше чем в Ираке и Египте.

22. Больше 50 лет Сирия находится под управлением партии Баас (Партия арабского социалистического возрождения, сокращенно: «возрождение»).

23. Первым днем недели согласно традиционному арабскому календарю считается воскресение «Аль-Ахад» (первый), а последним - суббота «Ас-Сабт» (отдых). Как и в России празднуются 8 марта, День матери, Новый год, День независмости и 1 мая

24. Отношения Сирии с СССР и Россией всегда были довольно теплыми. Это связано как с общим социалистическим прошлым, так и с противостоянием американской политике господства на Ближнем Востоке. Так, ещё в 1971 году в городе Тартус была размещена материально-техническая база Военно-морского флота СССР, а в 2005 году был списан 10-миллиардный долларовый долг Сирии. Однако Сирия до сих пор не признает Израиль . И если в паспорте есть израильская виза, то, скорее всего, доступ в эту страну будет закрыт.

25. Сирия — родина выдающихся христианских и исламских мыслителей . Среди них философ Посидоний (I век до н.э.), философ Лукиан Самосатский (II век), писатель-аскет Исаак Сирин (VII век), философ-рационалист и вольнодумец Абуль-Ала аль-Маарри (XI век) (именно его статуе в 2013 году отсекли голову джихадисты), арабский средневековый математик Ас-Салар (XII век).

В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку.

Большинство жителей к этому времени были обращены в ислам. Вместе с тем, к оставшимуся христианскому и иудейскому меньшинству существовало терпимое отношение. В дальнейшем Сирия находилась под властью египетских мамлюков , тимуридов и турок-османов .

В настоящее время (2010 год) мусульмане составляют до 92,8 % населения Сирии . В некоторых источниках существует меньшие цифры. Иногда это связано со спорной классификацией друзов , которых зачастую не причисляют к мусульманам.

При этом доля мусульман в населении страны последнее время увеличивалась - в 1990 году мусульмане составляли 87 % жителей Сирии . Связано это с существенной эмиграцией христиан и более высоким естественным приростом мусульман.

Сунниты

Большинство сирийских мусульман - сунниты (74 % населения) . Суннизма придерживается основная часть сирийских арабов, подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен, турок, палестинцев. Сунниты составляют большинство в 12 из 14 мухафаз Сирии. Большинство суннитов придерживается ханафитской правовой школы, помимо них имеется значительное число стронников шафиитского мазхаба . В стране проживает небольшое число сторонников ханбалитской традиции, тесно связанной с консервативной ваххабитской школой, отождествляемой с королевской семьёй Саудовской Аравии .

Шииты

Ок. 13 % населения Сирии являются мусульманами-шиитами . В это число входят алавиты (11,5 %), исмаилиты (1 %) и двунадесятники (0,5 %). Некоторые источники включают в число шиитов и сирийских друзов - в таком случае доля шиитов в общем населении Сирии возрастает.

Алавиты

Исмаилиты

Двунадесятники

Ещё одна религиозная группа сирийских шиитов - двунадесятники (иснашаариты) насчитывает до 25 тыс. последователей. Общины шиитов-двунадесятников имеются в Дамаске и в деревнях мухафазов Идлиб , Хомс и Алеппо . Сирийские двунадесятники поддерживают тесные связи с ливанскими иснашааритами; в религиозных вопросах они зачастую обращаются за помощью в религиозные центры двунадесятников в Ираке (в Кербеле и Эн-Наджафе) и Иране.

Друзы

Большинство сирийских христиан - жители городов, в первую очередь Дамаска, Алеппо, Хомса, Хама, Латакии, Сувайды, Тартуса. Крупные христианские общины имелись и в провинции Хасака в северо-восточной части страны. По сравнению с представителями других религий, среди христиан заметнее прослойка людей, получивших высшее образование и трудящихся на высокооплачиваемых работах («белые воротнички ») .

В результате начавшейся в 2011 году в Сирии гражданской войны христиане стали одной из наиболее уязвимых и преследуемых религиозных групп. Значительное число сирийских христиан стали вынужденными беженцами. По сообщениям прессы к 2016 году в Сирии остались лишь 0,5 млн христиан из 1,25 млн, проживавших на её территории в 2011 году .

Православие

Собственно православие представлено в Сирии Антиохийской православной церковью . Территория Сирии разделена на 6 епархий (архидиоцезов): Дамасская архиепископия, Веррийская митрополия (Халеб), Басрская митрополия (Сувейда), Эмесская митрополия (Хомс), Эпифанийская митрополия (Хама) и Лаодикийская митрополия (Латакия). По оценкам, в 2010 году в Сирии проживало 260 тыс. верующих Антиохийской православной церкви, объединённых в 161 приход .

В 1958 году в Дамаске было открыто представительство Русской православной церкви . В 1973 году при представительстве был освящён храм в честь Игнатия Богоносца. С конца 1990-х годов в стране заметно возросло число русскоязычных православных; среди таковых были как женщины из России, Беларусии, Украины, вышедщие замуж за сирийцев, так и работники дипломатического корпуса, различных российских представительств. Были образованы ещё два прихода РПЦ - в Латакии и Алеппо. После начала гражданской войны в Сирии в 2011 году их деятельность была приостановлена; в 2016 году сообщалось об эвакуации русского прихода в Дамаске .

Древние восточные церкви

Многие сирийцы не приняли определений Халкидонского собора (451 год); в результате произошедщего раскола была образована Сирийская православная церковь. Церковь относится группе ориентальных (нехалкидонских) церквей, а её прихожан обычно кратко именуют яковитами. В 2010 году в Сирии действовало 54 прихода данной церкви, прихожанами которых считались 195 тыс. человек .

Ещё в XIII веке на территории Сирии обосновались армяне; их численность заметно возросла в нач. XX века, за счёт беженцев из Турции, покинувших эту страну в результате геноцида. В настоящее время большинство верующих армян в Сирии являются прихожанами Армянской апостольской церкви (до 150 тыс. в 2010 году ). Большая часть армяно-григориан проживают в Алеппо, крупные общины имеются также в Эль-Камышлы и Дамаске.

Ещё одной крупной нехалкидонской церковью в Сирии является несторианская в вероучении Ассирийская церковь Востока . Большинство верующих несториан в Сирии являются потомками беженцев, бежавщих из окрестностей иракского Мосула от преследований в 1930-х годах . По некоторым данным в 2010 году прихожанами церкви были до 70 тыс. сирийцев .

Католики

Римско-католическая церковь сумела вновь закрепиться в регионе только в XVI веке, когда ряд православных общин Сирии вошли в евхаристическое общение с Римом. Среди них была Маронитская католическая церковь , история которой прослеживается до королевства крестоносцев в XII веке. Между XVI и XVIII веками появляются Мелькитская , халдейская и Сирийская католические церкви.

В 2010 году в Сирии проживало 430 тыс. католиков (как римо-католиков, так и верующих пяти восточнокатолических церквей) . По собственным данным церкви, к 2014 году это число сократилось до 270 тыс. В это число входят мелькиты (92 тыс., 6 архиепархий), сиро-католики (74 тыс., 4 архиепархии), марониты (64 тыс., 3 архиепархии), армяно-католики (17 тыс., 3 архиепархии), халдо-католики (10 тыс., 1 архиепархия). Ещё 13 тыс. верующих являются римо-католиками, которые проживают преимущественно в Алеппо.

Протестанты

Первые протестантские миссии обосновались в Сирии в XIX веке. Это были преимущественно американские реформаты . После Первой мировой войны из соседней Турции в Сирию бежали значительное число армян, среди которых были протестанты-реформаты. Ими был создан Союз армянских евангельских церквей Ближнего Востока . После Второй мировой войны в Сирии начали деятельность баптисты , пятидесятники и др.

В 2010 году в стране проживали 40 тыс. протестантов . Свыше половины из них являлись прихожанами церквей реформатской традиции. Ещё 5 тыс. относились к англиканской церкви. Общины перфекционистов , баптистов, пятидесятников и др. евангельских христиан были относительно немногочисленными. Помимо духовной работы, сирийские протестанты вовлечены в социальное служение, включая ряд медицинских и общеобразовательных проектов. Так, с 1855 года в Хомсе действует частная Национальная евангелическая школа (англ.) русск. , в которой одновременно обучается более 2 тыс. детей разной религиозной принадлежности.

Маргинальные христиане

В стране имеется небольшое число сторонников околохристианских религиозных организаций . Ещё в конце XIX века проповеднической деятельностью среди христиан-армян в Алеппо занялись мормоны , миссия которых с небольшими перерывами просуществовала до 1951 года. С 1997 года филиал Церкви Иисуса Христа святых последних дней был открыт в Дамаске. Его посетителями были преимущественно члены иностранных миссий, временно проживающие в стране .

В первой половине XX века в Сирию проникли свидетели Иеговы . С 1964 года их деятельность в стране запрещена. В частности, им запрещены религиозные встречи; литература организации конфисковывается и уничтожается .

Иудаизм

Евреи присутствовали на территории современной Сирии на протяжении всей своей истории, с XVIII века до н. э. В начале н. э. крупные еврейские общины существовали практически во всех крупных городах страны - в Антиохии , Дамаске , Алеппо , Латакии , Хомсе , Тадморе и других. После превращения христианства в государственную религию Римской империей положение евреев ухудшилось; различные христианские правители Сирии пытались обратить евреев в христианство насильно. В период правления династии Омейядов права и свободы еврейского населения были увеличены; среди приближенных к власти были христиане и евреи. В конце IX - первой половине X века еврейская община страны численно возросла, благодаря притоку беженцев из Вавилонии. В годы правления Салах ад-Дина и его преемников из династии Айюбидов еврейская община Сирии процветает, немало евреев занимает высокие государственные посты.

В конце XV - начале XVI веков в страну массово переселяются сефарды , изгнанные из Испании и Португалии. Вплоть до конца XVIII века численность иудеев в Сирии возрастала. Со второй половины XIX века евреи Сирии начинают переселяться в Израиль, а также в страны Латинской Америки и Ливан.

К моменту провозглашения независимости государства Израиль в Сирии проживало 15-16 тыс. евреев. В течение последующего десятилетия ок. 10 тыс. евреев покинуло страну, переселившись в Израиль, страны Западной Европы и Америку. По состоянию на 2010 год в Сирии проживало 90 иудеев . В основном это были люди преклонного возраста, проживающие в Дамаске и Алеппо.

Другие

Ещё одним крупным религиозным меньшинством в Сирии являются езиды . На рубеже XX и XXI веков число езидов в стране существенно выросло - с 25 тыс. в сер. 1990-х годов до 80 тыс. в 2011 году . Происходило это за счёт массового притока беженцев с Ирака. Езиды проживают в окрестностях Алеппо и на северо-востоке страны.

По состоянию на 2010 год в Сирии имелась небольшая община сторонников веры бахаи (180 верующих) и зороастрийцев (40 человек) .

Не религиозные

Конфессиональная политика государства

Конфессиональную политику в Сирии определяет Министерство по делам религии. Государство декларирует равенство всех граждан перед законом. При этом юридически признанными являются лишь три религии: ислам , христианство и иудаизм . Религиозная принадлежность граждан Сирии документируется в свидетельстве о рождении и указывается в юридической документации при вступлении в брак . Все религиозные группы должны регистрироваться в правительстве; специального разрешения от правительства также требуют любые религиозные собрания, за исключением регулярных богослужений.

Правительство Сирии также старается ограничивать прозелитизм и переход из одной религии в другую. При этом запрещается обращение мусульман в другие религии, как нарушение шариата . Однако переход христиан в ислам допускается. Также женщина-мусульманка не может на законных основаниях выйти замуж за мужчину-христианина, в то время как христианка может законно выйти замуж за мусульманина .

Примечания

  1. The Global Religious Landscape . A Report on the Size and Distribution of the World’s Major Religious Groups as of 2010 (англ.) (pdf) (недоступная ссылка) . Pew Research Center (англ.) русск. (December 2012) . Дата обращения 29 мая 2017. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  2. The Future of the Global Muslim Population (англ.) (недоступная ссылка) . Pew Research Center (January 2011). Дата обращения 29 мая 2017. Архивировано 11 февраля 2014 года.
  3. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. International Religious Freedom Report for 2015. Syria (англ.) . 2015 Report on International Religious Freedom . U.S. State Department
  4. J. Gordon Melton . Syria // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton , Martin Baumann (нем.) русск. . - 2-е. - Santa Barbara, California: ABC-CLIO , 2010. - P. 2788-2793. - 3200 p. - ISBN 978-1-59884-203-6 .
  5. Ruth Sherlock. In Syria"s war, Alawites pay heavy price for loyalty to Bashar al-Assad . The Alawites, the Assad family"s sect, have seen up to a third of their young men killed in the Syrian conflict and mothers are now refusing to send their sons to war (англ.) . The Daily Telegraph (7 April 2015) . Дата обращения 23 мая 2017.
  6. People and Society::Syria (англ.) . The World Factbook . Central Intelligence Agency . Дата обращения 29 мая 2017.
  7. David B. Barrett, George Thomas Kurian, Todd M. Johnson. Syria //

арабы – 90%. Самыми значимыми национальным меньшинствами являются курды (порядка трёхсот тысяч, живут в горных районах, провинциях Латакш и Эль-Хасака), армяне (135 тысяч, населили города Дамаск и Халеб), ассирийцы (область Эль-Джазира, долина реки Хабура), черкесы (провинции Деръа и Халеб), турки и туркмены (провинция Латакия) и другие.

Религия

Вероисповедание жителей страны разнообразно. Подавляющее большинство (около 85%) сирийцев исповедуют мусульманство . В основном это сунниты, но среди религиозных меньшинств встречаются шииты и их разновидности. Порядка 15% местных жителей являются христианами. Из них больше всего относят себя к православной греко-византийской ветви. Помимо этого, в стране проживают армяне-григориане, униаты, якобиты, несториане, протестанты и католики.

Язык

Государственным языком в Сирии является арабский. Он же наиболее распространён в стране. Из других языков часто употребляются курдский, армянский, туркменский, адыгский (черкесский). Можно встретить сирийцев, способных изъясняться на некоторых европейских языках, например, на английском, французском или русском.

Правила поведения для туристов

  • Туристам следует с осторожностью относиться к скоплениям народа и избегать массовых акций протеста сирийцев.
  • В Сирии запрещено курение в общественных местах . Курение кальяна также входит в этот запрет. За нарушение взимается штраф.
  • Мусульманская часть общества не употребляет алкоголь, однако для туристов предлагаются спиртные напитки в барах, ресторанах и магазинах. Употреблять спиртное нужно в специально отведенных для этого местах или же в своём номере.
  • По традициям, связанным с религиозным мировоззрением, в некоторые общественные места могут не пустить женщин.
  • В магазинах, парикмахерских и банях принято предлагать гостям сигареты, чай или кофе. Хороший тон согласиться на предложение.
  • Принимая гостей, сирийцы сначала общаются и только потом предлагают им угощения. Это обычное явление.
  • Многие сирийцы не считают непунктуальность существенным недостатком. Упрекать за нерасторопность местных жителей бессмысленно.
  • Так как в стране проживает большое количество мусульман, в священный месяц Рамадан следует вести себя корректно – воздержаться от приёма пищи и напитков в публичных местах.
  • Посещая мечеть или жилой дом , необходимо снять обувь.
  • Есть принято правой рукой. Можно брать еду с тарелки руками.
  • Неприлично есть на ходу или стоя.
  • Дурной тон смотреть в лицо человеку, принимающему пищу.
  • В мусульманских храмах не следует обходить людей, совершающих молитву, спереди.
  • Во избежание неприятностей не нужно делать фотографии государственных учреждений, военных объектов, внутреннего убранства мечетей и местных женщин.
  • Путешествие по юго-западу страны, где она граничит с Израилем , можно только, если у туриста есть специальное разрешение. Если гость страны планирует потом совершить путешествие в Израиль , то ему ни в коем случае не нужно рассказывать об этом в Сирии (Сирия и Израиль не находятся в дружественных отношениях). Из Сирии в Израиль можно попасть только через Иорданию .

Общение

  • Опытные туристы советуют при общении с местным населением произносить «мархаба, ана руссия», что обозначает для собеседника вашу национальную принадлежность. Обычно сирийцы доброжелательно реагируют на славянских туристов, так как многие из них помнят дружбу своей страны с СССР.
  • В случае если кто-то из сирийцев повёл себя неадекватно, например, обсчитал, нагрубил или попытался пристать, то можно произнести слово «мухабарат». Оно означает что-то вроде «организация государственной безопасности, разведка, полиция». При этом упоминании местные жители обычно пугаются и затихают.
  • В Сирии на данный момент сложная политическая обстановка, поэтому воздержитесь от резких высказываний в области политики этой страны, либо вовсе не затрагивайте эту тему.
  • Если сириец приглашает туриста нанести ему визит , то это значит, что он оказывает честь и отказ в этом случае может очень сильно оскорбить его.

Жесты и мимика

  • Если турист общается с сирийцем, ему следует быть умеренным в жестикуляции.
  • Приветствуя друг друга, сирийцы жмут руки, причём каждому из присутствующих.
  • Хорошо знакомые друг другу люди совершают троекратный символический поцелуй.
  • Когда сириец хочет поблагодарить , он прикасается ладонью к сердцу или ко лбу.
  • Брать что-либо из рук другого человека следует правой рукой .
  • Нельзя садиться так, чтобы подошвы ног были направлены в чью-либо сторону, это оскорбительный жест.
  • Совершая рукопожатие , турист не должен смотреть в глаза сирийцу. Также при этом не следует держать вторую руку в кармане или активно ей жестикулировать.

Одежда

По правилам ислама принято носить одежду, закрывающую плечи о колени. Особенно это касается женщин. Если туристам очень хочется походить в открытой одежде, они могут отправиться в христианские районы, где нормы одежды не так строги. Кроме того, не уместна на публике пляжная и спортивная одежда, на пляжах не рекомендуется загорать топлесс. В целом во внешнем виде рекомендуется умеренность.

Национальные праздники Сирии

Январь-февраль - День жертвоприношения (мусульманский праздник)

Апрель – мусульманский Новый Год

Июнь – День рождения Пророка Мухаммеда

Ноябрь-декабрь – окончание священного месяца Рамадана

Из традиционных праздников рекомендуется посетить Международное Цветочное Шоу, которое проводится в Дамаске в мае, Фестиваль Пальмиры в мае, Фестиваль Виноградной лозы в Свейда и Фестиваль Хлопка в городе Алеппо проводятся в июле, Фестиваль Дружбы в Латакии в августе, Международную Ярмарку и Фестиваль Шёлкового пути в сентябре, Фестиваль Музыки и Фольклора в Босре в октябре и Фестиваль фильма и театра в ноябре.

Последователи Христа составляют в Сирии не многим более десяти процентов населения. Благодаря сильной эмиграции, росту антизападных и антихристианских настроений, которые особенно усилились с началом войны в Ираке, а также некоторым «особенностям» сирийского законодательства и системы образования, количество христиан здесь продолжает уменьшаться.

Формально сирийцы - христиане и мусульмане равны в своих социальных экономических правах. Но главой государства по конституции может быть только мусульманин. Признаются браки, заключенные мусульманином и христианкой. Однако, до сих сириец-христианин не может вступить в брак с сирийкой-мусульманкой. В области образования также заметно неравенство. В христианских школах ученики в обязательном порядке изучают исламскую культуру и историю. Однако ни слова не говорится о христианстве в стенах учебных заведений, куда ходят мусульмане. Ребята - студенты из университета Алеппо, показавшие мне цитадель, например, даже не слыхали о крестоносцах. И все же благодаря гибкой политике президента страны Башара Асада, Сирия сейчас является приятным исключением на мусульманском Ближнем Востоке, где христианам в целом приходится очень не сладко. Достаточно вспомнить недавний погром у коптского храма Св.Георгия в Каире, поджог 14 домов в христианской деревне Тайба близ Иерусалима, методичные убийства последователей Иисуса в Ираке или узаконенная под личиной «защиты светских основ конституции» дискриминация турецких христиан.

Алеппо, или Халеб, как называют его местные жители, не похож на остальные города. А все потому, что здесь бок о бок живут не только арабы, но и курды, турки, армяне … много русских. Это настоящий «плавильный котел» народов, религий и культур. Достаточно взглянуть, на пестрые вывески магазинчиков и лавок, которыми изобилует древний Халеб. Все они продублированы на двух, а то и на трех языках. «Фабрика готовой одежды «Очарование», «Модная мужская и женская одежда», «Первоклассный текстиль», - аршинные русские надписи на рекламных щитах соседствуют с арабской вязью, армянскими закорючками, латиницей. Торговля у халебцев в крови. Пять тысяч лет, что существует этот город, его жители занимались только одним: торговали, торговали и торговали. В то же время Алеппо – самый христианский город Сирии. Последователей Иисуса здесь около 120 тысяч, то есть почти каждый десятый. Как и на всем Ближнем Востоке христиане здесь живут компактно:кварталами, улицами.Половина из их – армяне. В начале двадцатого века именно армянский народ привнес в Халеб сильный христианский элемент. История эта трагична.

В начале ХХ века османские власти обрушили на своих армянских подданных невиданный геноцид. Число жертв резни превысило 1 млн человек. Целый народ вынужден был бросить все и бежать в безжизненную Сирийскую пустыню. Здесь от голода, болезней и недостатка воды погибли еще несколько десятков тысяч. Алеппский чиновник Наим-бей в 1916 году оставил в своем дневнике такую запись: «Только из Алеппо было отправлено двести тысяч армян в сторону Мескене и Рас ул-Айна, и лишь пять-шесть тысяч человек из этой огромной массы остались в живых. Новорожденных бросали в Евфрат. Женщин убивали штыками или револьверами в разных местах дороги жестокие жандармы. Высланный в пустыню армяне – более 200 000 человек были уничтожены». Но и этого казалось мало кровожадным националистам. На стол губернатора Алеппо за подписью турецкого министра внутренних легла шифрованная телеграмма: «До нашего сведения дошло, что некоторые духовные лица отправлены в такие сомнительные пункты, как Сирия и Иерусалим, несмотря на то, что армянское духовенство должно быть истреблено в первую очередь. Подобное разрешение является непростительным упущением. Место высылки этих мятежных людей - уничтожение. Я рекомендую Вам действовать в соответствии с этим».

Воскресное августовское утро выдалось солнечным. На пронзительно синем сирийском небе – ни облачка. Днем, значит, будет жарковато. Но в этот ранний час все дышит свежестью и прохладой. Пока вся мусульманская часть города еще спит, последователи Христа уже идут нарядно одетые в храм на воскресное Богослужение. Каждые - в свой. Могучая река христианства разделяется в Халебе на множество конфессиональных притоков, потоков и ручейков. Кого здесь только нет: православные, армяне, греко-католики, монофизиты, ассирийцы, марониты, протестанты. Храмов на всех не хватает. Поэтому многие молятся сообща. Особенно те, кто причисляет себя к Восточным Церквам. В православном храме, например, нередко можно увидеть армян, а ортодоксы могут зайти помолиться в яковитскую церковь. Особняком держатся только «латины», насчитывающие около трети халебских христиан, и немногочисленные протестанты.

Покидаю свою пятидолларовую берлогу в дешевом квартале. На сегодняшний случай я приберег чистые белые брюки, которые не одевал с самого начала путешествия и такого же цвета футболку с изображением мечети Омейядов. Христиане, думаю, будут на меня не в обиде. Тем более, что это бывший византийский храм Иоанна Крестителя. Ловлю желтое такси и бросаю водителю: «Мар Элиас» (храм Св.Илии). Как ни странно, араб сразу все понял жмет на «газ». Вот что значит «плавильный котел» народов.

Пару раз проехав на красный свет, и едва не врезавшись в битком набитый тюками с хлопком «пикап», таксист резко тормозит и высаживает меня меня около огромного белокаменного храма в стиле модерн. Это Свято-Ильинский кафедральный собор, место служения православного митрополита Алеппо Паулуса Язиги. Во всем – выверенный геометризм и симмметрия. Покоящийся на колоннах фронтон по бокам подпирают две квадратные башни. Они придают церкви сходство с рыцарским замком. Просторный белый купол. Берусь за отполированную латунную ручку и толкаю массивную дверь с резным двуглавым орлом наверху. Огромный просторный зал. Сквозь разноцветные иллюминаторы-витражи струится солнечный свет. С потолка свисает фигурная люстра с миллионами электрических лампочек-свечей. На каменных стенах через строго определенные промежутки размещены иконы. Литургия идет на мелодичном греческом языке. Иногда хор переходит на гортанный арабский.

Служба окончилась, но прихожане не расходятся. Все спускаются в полуподвальное помещение под храмом. «Что бы это значило?», - недоумеваю я. Оказывается, если выйти из церкви, обогнуть ее слева и спуститься по широкой каменной лестнице на этаж ниже, то попадешь в уютное кафе. В непринужденной обстановке за чашечкой ароматного прихожане здесь обсуждают последние события, делятся впечатлениями от воскресной службы, завязывают деловые контакты. Последнее время в этих стенах нередко раздается и русская речь. В Алеппо проживают около двух тысяч выходцев из бывшего Советского Союза. Долгие годы они не имели возможности участвовать в русском православном богослужении. Однако недавно митрополит Алеппский и Искандеронский Павел любезно предоставил этот кафедральный собор для совершения регулярных богослужений на славянском языке.

Иногда с лекциями о Русском Православии в прихрамовом кафе выступает Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе архимандрит Александр (Елисов). На таких вечерах, как правило присутствуют не только сам глава православной общины Алеппо - митрополит Павел, но и сотрудники российского консульства. Оно существует здесь уже около двух столетий. По итогам Русско-турецкой войны 1768-1774 гг., завершившейся победой России, был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Согласно последнему России предоставлялись права наиболее благоприятствуемой нации в османских владениях. То есть и в Сирии. По этому трактату Россия впервые получила право назначать своих консулов во все пункты Турции, «где они признаны будут надобными». В том числе и в Алеппо.

Основное занятие христиан здесь то же, что и остальных халебцев – торговля. Только делают они это на порядок ловчее и успешнее. Народ здесь вообще предприимчивый. Даже ушлые арабы не выдерживают конкуренции. В этом я имел возможность убедиться своими глазами. По окончании службы, прихожанка храма - преклонных лет женщина вступила в ожесточенный спор с торговцем-бедуином о цене на один единственный початок кукурузы. Продолжалась «битва миров» минут тридцать. Не меньше. Наконец, деморализованный мощной атакой дамочки кочевник капитулировал. Женщина покинула поле боя победно зажав руке кукурузину.

Об экономическом процветании христианской общины Халеба можно судить по его северным предместьям. Здесь, в старинных домах, богато отделанных в восточном стиле, с внутренними двориками, бассейнами и фонтанами, изящными цветниками и садиками с лимонными и апельсиновыми деревьями проживают халебские буржуа. Большинство их - наши собраться по вере. Те же арабы, уверовав в Христа как правило сильно меняются. Они становятся более открытыми, лучше обазованы и придерживаюстя прогрессивных взглядов. Результат - представители общины, как правило, живут более зажиточно, чем большинство мусульман.

Они работают в основном врачами, преподавателями, юристами, банковскими служащими, занимаются оптовой торговлей. Успех объясняется, и вырабатывавшейся веками корпоративной «спайкой». Со времен арабского завоевания городские православные общины выработали четкую внутреннюю организацию. Во главе стоит элита в лице местного духовенства, глав корпораций, коммерсантов и чиновников-христиан. За исключением редких эксцессов, как правило, вызванных униатской активностью, между последователями Христа из разных деноминаций господствуют отношения уважения и взаимовыручки. Нередки смешанные браки. На высшем уровне, представители всех одиннадцать течений христианства сообщаются между собой на заседаниях халебского Совета Архиепископов, где по слову апостолов они «составляют одну душу и один дух».

Алеппо-Москва