Святая гора монастырь ксенофонт. Монастырь ксенофонт Монастырь ксенофонт святой горы афон святогорская мазь

Монастырь Ксенофонт

Монастырь Ксенофонт занимает шестнадцатое место в иерархии афонских обителей. Обитель стоит у подножия отлогого холма, спускающегося к морю, в южной части полуострова – между Дохиаром и монастырем святого Пантелеймона.

Относительно времени основания Ксенофонта существует несколько версий. Согласно одной из них, первый храм был возведен на этом месте в 520 году святым Ксенофонтом, богатым и благородным сенатором. Он посвятил его святому мученику Димитрию.

Согласно другой версии, монастырь был основан в X веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил свое название. Впоследствии он принял постриг в созданной им обители. Он упоминается в житии основателя Великой Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата преподобного Афанасия, Феодора, от рака.

В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083 год) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора – Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон. Он позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами.

В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом. В Третьем уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой Патриарха Гавриила IV. Это произошло в 1784 году.

Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря – Паисий из Митилены, который реконструировал и расширил монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму.

В начале XIX века в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Монастырь Ксенофонт уникален тем, что в нем два соборных храма: такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвел еще преподобный Ксенофонт. Нартекс этого собора соединен с западной стороной келий и трапезной.

В правой части алтаря более раннего соборного храма есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.

Фрески XIV века созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески литийного притвора (1564), а под конец, и наружного нартекса (1637).

Новый собор, посвященный святому великомученику Георгию, построен в 1819 году на пожертвования братии монастыря Филофей. Это самый большой на Афоне храм, с прекрасно спроектированным иконостасом из цветного мрамора.

Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професисе (жертвеннике) и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века.

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями, как на своей территории, так и за ее пределами. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет: святой Евфимии, святых бессребреников, Успения Богородицы и святого Иоанна Богослова, святого Лазаря и святого Димитрия в старом соборе, а также святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых апостолов, святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви и двадцати двух калив, большинство из которых в настоящее время пусты.

Также заслуживают упоминания фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонница (1814) и две башни – святых апостолов и святого Стефана.

Среди святынь, пребывающих в Ксенофонте, несколько чудотворных икон. Наиболее почитаема икона Богородицы Одигитрия Ксенофская. Изначально эта икона пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря – в Ватопеде и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте. Немедля были посланы туда нескольких отцов для перенесения святого образа в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

Еще один чудотворный образ – святого великомученика Георгия Победоносца. Это икона XI века находится в соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но один православный спас ее и бросил в море, для того чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему, икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке святого видна рана, нанесенная ножом, из которой, согласно преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона святого великомученика Димитрия Солунского – это мозаичный образ X века, находится в соборном храме, справа от иконостаса.

Также в Ксенофонте хранится икона Преображения Господня, XIII века, написана восковыми красками на стеарине.

В Ксенофонте хранятся частицы мощей: Пророка и Крестителя Господня Иоанна, святых апостолов Андрея, Варнавы и Филиппа, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, великомученика Пантелеймона, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святителей Григория Паламы, Иоанна Милостивого, Фотия, Патриарха Константинопольского; священномучеников Харалампия, Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносца, мучеников Феодора Тирона и Трифона, великомученицы Марины, мучениц Агафий и Параскевы, святых Модеста и Иакова Персиянина. Также в Ксенофонте хранится часть Животворящего Древа.

В наши дни в самом монастыре и на принадлежащих ему территориях подвизаются около шестидесяти человек.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Житие Афанасия Афонского рассказывает об исцелении преподобным больного раком Феодора, брата «пресвитера Ксенофонта, игумена».

Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Житие Афанасия Афонского рассказывает об исцелении преподобным больного раком Феодора, брата «пресвитера Ксенофонта, игумена». В 998 году Ксенофонт впервые упоминается в официальных документах.

В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом. В 1784 году монастырь (первым из ставших в период турецкого владычества особножительными) получил статус общежительного.

В старом соборном храме (XVI) хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века: вмч. Георгия Победоносца и вмч. Димитрия Солунского и чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия». Эта богородичная икона с незапамятных времён пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря Ватопед и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре, однако, ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте, находящемся в трёх-четырёх часах ходьбы от Ватопеда. Конечно, немедля были посланы туда нескольких отцов для перенесения святого образа в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

Интересна и история чтимого образа Георгия Победоносца: икона чудесным образом прибыла в Ксенофонт из Константинополя. На ней виден рубец и кровь - следы удара одного фанатичного турка. Также в Ксенофонте хранится стеатитовая икона Преображения Господня. Престольный праздник обители - день памяти святого Георгия Победоносца.

Среди монастырских святынь назовём: честные мощи Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Между прочим, монастырь Ксенофонт уникален ещё и тем, что в нём два кафоликона; такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвёл ещё преподобный Ксенофонт, строительство второго началось в 1817 году.

В правой части алтаря более раннего кафоликона есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса и фрески XIV века.

Прекрасен мраморный иконостас главного собора, посвящённого св. великомученику Георгию. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе уступает здешнему в роскоши, красоте и особенно - в разнообразии цветов своих. Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко…

Иеромонах Сергий (Веснин)

Афонская церковная архитектура имеет ряд особенностей.

Кафоликон - это соборный монастырский храм. Кроме кафоликона в каждом монастыре есть несколько малых храмов - параклисов ; например, во втором по величине Ватопеде их около двадцати. Слово «параклис» часто неправильно переводят как «часовня», на самом деле это полноценный храм с алтарём и престолом, только, как правило, очень небольшой, человек на 10-15. В основном параклисы стоят на некотором удалении от собора, но изредка их пристраивают к кафоликону, и тогда это напоминает привычную для нас архитектуру церкви с приделом. Отличие лишь в том, что такой параклис непосредственно не объединяется с кафоликоном, как придел с основным храмом в России, а сообщается с ним узким проходом или просто дверью.

Все афонские кафоликоны схожи по своему плану, в основании которого лежит крест. Входя в храм, вы оказываетесь в нартексе - крытом, расписанном фресками притворе в виде галереи, идущей направо и налево от основного входа. После этого вы попадаете в обширный литийный притвор , свод которого поддерживают две мощные колонны; при которых находятся стасидии игумена и седмичного иеромонаха. (Стасидии - особые сиденья, в которых можно стоять, полусидеть или сидеть - в зависимости от текущего момента богослужения. В России стасидии можно увидеть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, на Валааме и в некоторых других монастырях).

По периметру притвора, равно как и самого храма, стоят стасидии остальной братии; места в них не возбраняется занимать и паломникам, только советуем вам пристроиться поближе ко входу, чтобы не потеснить монахов и не нарушить строго соблюдаемый на Святой Горе чин. Прямо напротив колонн и стасидий игумена и седмичного иеромонаха на стене помещаются большие иконы Спасителя и Божией Матери, а между ними - массивная дверь, соединяющая притвор с четвериком храма, в который проходят только в определённый момент богослужения и тоже в строгом порядке. При этом все прикладываются к этим иконам, точнее говоря, к небольшим их копиям, установленным у нижней кромки больших оригиналов.

Пройдя центральными дверями, вы окажетесь в основной части храма. Праздничная икона расположена справа от амвона, свечи перед ней и перед другими иконами обычно устанавливает экклесиарх (монах, который следит за церковным благолепием). Справа и слева расположены клиросы, в центре подвешены большое паникадило и хорос . Во время торжественных богослужений их раскручивают в разные стороны. Впечатление от этого неповторимого зрелища трудно передать словами; такого в России не испытаешь…

Напротив входа в кафоликон располагается трапезная. В непосредственной близости от соборного храма обычно находится фиал - мраморная беседка, а в ней - огромная мраморная чаша, в которой освящают воду.

Высокий резной иконостас в мерцании света и позолоты. Громадное паникадило над головой, тёмно-медового цвета. Тяжёлые эти паникадила с сотнями незажжённых свечей рядами теснятся в пространстве храма. Из серебряных и золотых риз выступают лики Христа, Богородицы и святых. Погруженные в полумрак, они придают глубину игре света, который падает на позолоту сквозь приоткрытые двери и далёкие окна в куполе церкви. Алтарь таинственно мерцает тёмно-пурпурными красками. Свет льётся одновременно отовсюду и ниоткуда. Тёплый вертеп, прибежище, предусмотренное где-то на небесах: укрытое так, чтобы слабые человеческие глаза защитить от невыносимого сияния Сущего Света, Отца и Создателя, - но и на достаточном расстоянии от пронзительного гама земной суеты. Пустого места почти нет, как будто нет вообще никакого «места», словно иконы, подсвечники и паникадила погружены не в пространство, а в тишину, заполнили собой тишину и сами заполнены ею.

Павле Рак

Конечно, нашему соотечественнику нелегко будет сразу разобраться в греческом святогорском богослужении: некоторые моменты сильно отличаются от современного русского. Так, например, Символ веры и молитва «Отче наш» на Литургии здесь не поются, а читаются кем-нибудь из монахов или наиболее почётных гостей.

Всех отличий, естественно, не перечислишь, но уже к концу вашего паломничества греческие распевы станут вам привычными и, надеемся, полюбятся. Участвуя в афонских службах, человек испытывает ни с чем несравнимые ощущения. Постепенно погружаясь в звуки византийской музыки и поэзии, паломник постепенно перестаёт ощущать течение времени и уже не понимает, где находится - на небе или на земле.

Этому способствует и окружающая обстановка - храмы освящаются только свечами и лампадами, а не электричеством. Афонские певчие известны во всём мире. Они сочетают певческое мастерство с опытом аскетического делания, поэтому их голоса звучат особенно искренне и естественно. Наиболее известны хоры монастырей Ватопед, Дохиар, Каракал и Симонопетра, а также монахов-келиотов Данилеев и Фомадов.

Если вы захотите сэкономить время и силы, то можете пять километров, которые отделяют Ксенофонт от , преодолеть не пешком, а на пароме (в том случае, если вы переночевали в Дохиаре или Ксенофонте). Точное время прихода парома на пристань (как говорят на Афоне: «На арсану́») нужно узнать в монастыре.

Песнопения Литургии
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:31 мин. Размер 5.5 Mb)

Пасхальные песнопения (запись 1978 года)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 5:47 мин. Размер 5.6 Mb)

Монастырь Ксенофонт (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Ведущий свою историю с 10 века, монастырь Ксенофонт расположился на западном побережье полуострова Афон, почти у самой кромки моря, поблизости от святых «соседей» - Дохиара и Свято-Пантелеимонова монастыря . Как можно догадаться по названию обители, ее основателем был монах Ксенофонт, в миру греческий вельможа, принявший постриг и поселившийся на Святой горе. От прочих монастырей Афона Ксенофонт отличает наличие двух кафоликонов - главных храмов. Оба они посвящены Георгию Победоносцу, а старый вдобавок расписан уникальными фресками с изображением раннехристианских символов.

В кафоликонах и 11 церквях Ксенофонта хранятся почитаемые реликвии: частицы Животворящего Креста Господня, мощи святых и мучеников и чудотворная икона Богоматери Одигитрия.

Немного истории

Ксенофонт - ровесник Великой Лавры: заря его истории взошла на рубеже 10-11 веков. У истоков новой обители стоял греческий монах Ксенофонт, по имени которого позже и стали называть монастырь. История Ксенофонта схожа с судьбой других афонских обителей: череда взлетов и падений, разрушения и, к счастью, непременное восстановление. В 13 веке здесь лютовали пираты, но во времена турецкого правления монастырю оказывали щедрую поддержку правители Валахии. В 16 столетии большинство братии составляли славяне. В конце 18 века Ксенофонт получает второе рождение под руководством настоятеля Паисия Лесбосского - именно тогда здесь появляется второй собор. Сегодня в монастыре живут 30 монахов.

В новом кафоликоне Ксенофонта стоит увидеть две старинные иконы 14 века: одна изображает святого Георгия, другая - святого Димитрия.

Видеопрогулка по монастырю Ксенофонт

Что посмотреть

Ксенофонт - один из самых живописных «приморских» монастырей Святой горы. Его величественная громада крепостных стен, за которыми теснятся храмы, церкви и жилые покои братии, словно персонаж древнего сказания, вырастает, кажется, прямо из морских вод. Монастырь выглядит особенно впечатляюще, если прибывать к нему на пароме: обитель, как драгоценный камень, вдруг предстает лежащей на изумрудном бархате пышной греческой растительности.

Крепостные стены Ксенофонта вовсе не выглядят подавляющими, как в большинстве других монастырей: они довольно невысокие и открывают панораму внутреннего двора обители. Обращенный к морю фасад венчают кельи монахов - отдельные деревянные постройки, навершия стен. А за ним ярко выделяется кирпично-красный купол нового кафоликона.

Старый собор монастыря находится в правой части территории обители и датируется 11 веком. В 17 столетии его интерьеры украсил резной иконостас, тогда же были переписаны фрески. В 1864 г. кафоликон обрел колокольню, а в 1901-м у входа появилась мраморная чаша для святой воды. Новый собор расположен в левом углу монастыря, его строительство было завершено в 1821 г. Здесь стоит увидеть две старинные иконы 14 века: одна изображает святого Георгия, другая - святого Димитрия. Паломники Ксенофонта спешат поклониться и чудотворной Божией Матери Одигитрии.

Среди других реликвий монастыря - фрагменты Животворящего Креста Господня, частицы мощей великомученицы Марины, мученицы Параскевы и великомученика Пантелеимона. А в обширной библиотеке хранится более 600 манускриптов и около 7 тыс. раннепечатных книг.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Ксенофонт стоит у подножия холма на берегу между Дохиаром и Русским Свято-Пантелеимоновым монастырём.
По преданию на месте монастыря в 520 году святым Ксенофонтом был возведён храм, посвящённый святому Дмитрию.
С историей основания монастыря связан ещё один святой, живший в X веке - преподобнй Ксенофонт, о котором в житии основателя Лавры Афанасия Афонского сказано, что он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.
В текстах монастырь впервые упоминается в годы правления императора Никифора III Вотаниата. Монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии.

Последующая история обители особо не отличается от истории других Афонских монастырей . Здесь также имели место разрушения в результате пиратских набегов и последующее восстановление при поддержке, главным образом, византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц.

Ксенофонт - первый из монастырей после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному житию в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784).

В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре он был восстановлен и даже расширен с помощью бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом в монастыре Ксенофонт.
Новый собор был построен в 1819 году. Это самый крупный из греческих соборов на Афоне. Здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями. На территории монастыря находятся 11 часовен, остальные за ее пределами. Монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее и скит Пресвятой Богородицы, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием.

В монастыре хранятся две чудотворные иконы - Матери Божией и святого Георгия. Здесь же находятся мощи святого великомученика Георгия, апостолов Варнавы и Филиппа, святого Стефана, святого великомученика Феодора Тирона, святого Аркадия (сына основателя), святителя Иоанна Златоуста, святой Марины и святого Модеста.

В монастыре и на принадлежащих ему территориях сегодня проживает около 60 монахов.