Васильевский остров - стрелка, ростральные колонны, биржа. Ростральные колонны - символ морского могущества россии Когда построили ростральные колонны

Для справки: С увеличением размера судов порт на стрелке Васильевского острова стал терять свое значение. Большие суда не могли пройти в порт естественным фарватером, и товары приходилось перегружать на более мелкие суда в Кронштадте. У англичан появилась поговорка: путь от Лондона до Кронштадта короче, чем от Кронштадта до Васильевского острова. В 1885 году был прорыт морской канал, значительно углубляющий судоходный путь до Гутуевского острова, куда был переведен морской порт.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Сооружение колонн было предусмотрено в проекте Биржи, разработанном французским архитектором Жаном Франсуа Тома де Томоном, и осуществлено в 1810 году. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение биржевого здания как центра Петербургского порта.
Одна из них была маяком для судов на малой Неве,

другая - указывала путь в Большую Неву.

[

Высота каждой колонны 32 метра. Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой - к Бирже.

Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества).

Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков.

На верхние площадки, где находятся треножники с чашами-светильниками для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы.

Это входы внутрь колонны... Закрыты на простые амбарные замки...

Дверь внутрь колонны со стороны Невы...

И дверь внутрь колонны со стороны Биржи...

Двери располагаются прямо под рострами, которые служат одновременно и козырьками над дверьми...

Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. В жаровнях жгли конопляное(!) масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга, олицетворяющих морское могущество России.

Скульптуры, украшающие Ростральные колонны, создавались в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем. Автор эскизов скульптурных групп не известен. Однако, в последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж.Камберлен и Ф.Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения.
Исполнителем колоссальных фигур из пудостского камня был знаменитый мастер-каменотес Самсон Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Для справки: Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Имеет пористую структуру, чем-то напоминающую структуру пемзы, отчего при использовании в облицовке придает зданию благородный «старинный» вид.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными.

Что изображают скульптуры?
Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре великие русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Нева

Волхов

Волга

Днепр

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все - и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.
В 1957 году к чашам светильников, установленных на вершинах колонн, подведены газовые трубы. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Достопримечательности городов столичного типа, таких как Санкт-Петербург, знают во всем мире – это их визитные карточки. Невозможно представить город Петра без Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Адмиралтейства или Исаакиевского и Казанского соборов.

Жемчужиной же среди красот Питера является Стрелка Васильевского острова с монументальными ростральными колоннами.

История ростральных колонн

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.


Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.

Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.


Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.


Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами.

Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.

Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.


В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.


А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны – «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

Совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил в площадь водное пространство, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершиной которого стали Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ стрелка была поднята за счет подсыпки грунта, чтобы избежать затопления невскими водами. Помимо этого, реку «отодвинули» приблизительно на 100 метров.

По проекту де Томона в были включены колонны-маяки. Французский зодчий тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Васильевском острове установили в 1810 г. Одна из них указывала судам путь в Большую Неву, другая же служила маяком кораблям, плывшим по Малой Неве.

Все, связанные с ростральными колоннами, строительные и проектные работы контролировались советом Академии художеств, который возглавлял знаменитый архитектор Захаров. Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный облик, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

Согласно первоначальному проекту де Томона, колонны-маяки были небольшого размера и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток справедливо указал ему архитектор Захаров. Позднее в проект внесли изменения, маяки обрели свою нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо вырисовывались на фоне северного неба и были заметны с далеких перспектив. Маяки зажигались в туманную погоду и ночью, с этой целью они использовались до 1885 года.

Почему колонны ростральные

Еще в античные времена элементы неприятельских кораблей применялись в качестве деталей парадных сооружений. Рострумом называли переднюю часть носа судна. С латинского это переводится как «клюв». Он использовался в качестве тарана во время атаки корабля противника.

Первоначально рострами украшали трибуну ораторов, установленную на древнеримском форуме. Затем ими стали декорировать триумфальные колонны, которыми было принято отмечать морские победы. Их-то и украшали носами захваченных неприятельских кораблей.

Аналогично ростральные колонны в Санкт-Петербурге служили аллегорией торжества морского судоходства России, они символизировали могущество страны как торговой и военной державы.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы. Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров. Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни - это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня - мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой - к Неве. Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами. Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подводя итог

С колоннами-маяками связано несколько любопытных фактов:

  • Брэнсон Деку, посетивший Ленинград в 1931 г., запечатлел их на цветных слайдах.

  • Изображение ростральных колонн в Питере можно увидеть сегодня на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е годы здесь сняли эпизод кинофильма «Белые ночи Санкт-Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета нередко встречается на открытках Северной столицы. Это вполне закономерно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.

Ни одна экскурсия по главным достопримечательностям Санкт-Петербурга не обходит стороной Ростральные колонны - своеобразный символ морских побед России. Огромное количество желающих взглянуть на эти чудо-скульптуры съезжаются сюда в дни Алых парусов и белых ночей.

История и особенности колонн

Для завершенности ансамбля при оформлении стрелки Васильевского острова архитектором Томом де Томоном в 1810 году были спроектированы и построены две ростральные колонны. В XIX веке они служили в качестве фонарей для освещения порта Санкт-Петербурга.

У подножия обе колонны украшены 4 огромными фигурами – 2 мужчин и 2 женщин. Считаете, что они символизируют реки Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Внешняя часть памятников украшена носами – рострами кораблей. Внутри каждой колонны находится лестница, ведущая к смотровой площадке на самом верху статуй. До 1896 года здесь была расположена специальная чаша с конопляным маслом, которая при поджигании давала огненный столб, благодаря чему корабли в ночное время находили путь в порт.


После подведения к сооружениям электричества чаши с маслом заменили электролампочками, но из-за соображений экономии и они долго не послужили. В 1957 году к колоннам подвели газ и до сегодняшнего дня в при праздновании торжественных событий огненные столбы Ростральных колонн освещают центральную часть города.

Интересные факты о ростральных колоннах

За всю свою историю колонны подвергались разрушениям, их реставрировали, а моментами даже забывали. Вот какие факты известны об этих громадных морских символах города:

  • Кирпичная кладка и все работы, связанные с камнем, проводились не всемирно известными скульпторами, а простым выходцем из народа – мастером С. К. Сухановым.
  • Большинство людей, знающих о существовании колонн, считают, что поначалу они служили маяками. Этот миф развеивают многие историки, ведь маяки на берегах рек не устанавливают.
  • В 1999 году завершилась последняя реставрация Ростральных колонн. Занимались их восстановлением мастера из Эрмитажа.
  • В дни белых ночей и Алых парусов сотни горожан и приезжих туристов собираются на Дворцовой площади около колонн и выпускают в небо тысячи разноцветных шаров.


Во время пеших экскурсий городом туристы не могут обойти стороной яркие архитектурные творения. Каждый желает сфотографироваться у ног скульптур.

comments powered by HyperComments

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.