Свято-владимирский кафедральный собор в херсонесе таврическом, севастополь. Владимирский собор в севастополе Церковь в херсонесе

В Крыму на территории Херсонеса находится необычный золотокупольный Владимирский собор, который видно из любой точки древнего города

Именно во Владимирском соборе , согласно церковным преданиям, в 988 году произошло крещение князя Владимира

В 1825 году главнокомандующему Черноморским флотом А. Грейгу пришла в голову идея увековечить место крещения великого князя, в связи с чем в 1827 году в Херсонесе были проведены раскопки, в результате которых были обнаружены руины древних храмов, среди которых была и древняя церковь, находившаяся некогда в самом центре города. Именно в ней, по мнению историков, князь Владимир и принял Крещение


Прошло совсем немного времени - и вот уже в 1850 году на этом самом месте была основана Свято-Владимирская обитель, а 23 августа 1861 года началось возведение самого Владимирского собора


Строительство одного из самых больших храмов страны длилось 15 лет и к 1876 году было полностью завершено


Оформление собора началось лишь накануне празднования 900-летия Крещения Руси, а 13 июня 1888 года был освящён Нижний храм. Освящение же Владимирского собора состоялось лишь 17 октября 1891 года, хотя полностью его оформление было завершено только к 1894 году


В 1859 году из Малой домовой церкви петербургского Зимнего дворца в Херсонес была передана частица мощей князя Владимира, которую после окончания строительства Владимирского собора разместили в Нижнем храме. Всего сюда были перенесены мощи 115 святых!


Вторая мировая война тяжело далась собору - он был полностью разрушен, а восстанавливаться начал лишь в конце века. В 2002 году трудами множества мастеров нашего времени была восстановлена утраченная живопись собора

Владимирский собор находиться в городе Севостополь, в старинное его части Херсонесе Таврическом, по адрессу г. Севастополь ул. Древняя, 1.
Телефон Владимирского собора в Херсонесе +7 978 110-26-21

Географические координаты Владимирский собор в Херсонесе Таврическом на карте Крыма GPS N 44.612357, E 33.490147

является одним из самых больших по площади среди крымских храмов. Сейчас это красивое величественное здание, в котором регулярно собираются тысячи прихожан Севастополя и не только. Но так было не всегда…

Самая идея возведения храма в древнем городе Херсонесе родилась ещё в 1825 году. Она пришла в голову А.С. Грейгу - главнокомандующему Черноморским флотом, который и начал предпринимать последовательные шаги по воплощению этой идеи в жизнь.

Выбор места для строительства был достаточно простым. В 1827 году под руководством Н. Крузе стали проводится раскопки на территории древнего городища, результаты которых подтвердили предположение, что крещение Руси 988 года князем Владимиром произошло именно здесь. Поэтому и решили, что на этом святом месте просто обязан находится христианский собор.

Но разрешение на строительство Владимирского собора в Херсонесе удалось получить лишь к 1852 году, несмотря на то, что деньги на его возведение были собраны намного раньше. Но и тут возникло новое препятствие – Крымская война. Лишь в 1859 году появился проект собора, разработанного архитектором Д.И. Гриммом, и в 1861 году было положено начало строительства императором Александром II и его женой Марией Александровной, которые поучаствовали в закладке первого камня.

Более чем через 15 лет строительство Владимирского кафедрального собора завершилось. Его стены, выложенные мраморными плитами, стояли на месте древнего храма, в котором происходило крещение Руси. Большой медный колокол, пожертвованный российским императором, был установлен на звоннице церкви. Нижняя часть собора состояла из серых известняковых плит, посередине фасадов находились кресты и мраморные колонны. А на второй этаж храма вели две большие лестницы из гранита. В целом, Владимирский кафедральный собор соответствовал всем канонам византийского архитектурного стиля.

На оформление интерьера Владимирского кафедрального собора средств было недостаточно. Как только появилась возможность, несколько художников приступили к росписи стен храма. Они были расписаны П.Ф. Тихобразовым, М. Ю. Арнольдом, В.И. Неффом, И.Т. Молокиным, И.А. Майковым и А.И. Корзухиным, который написал визитную карточку Владимирского собора – «Тайную вечерю». Кроме того им же были написаны ещё более семидесяти икон.

Внутри храм сиял роскошью. Многие элементы были выполнены их каррарского мрамора, окна были украшены цветными стёклами, а на полу была выложена мозаика наподобие той, которая была в древнем храме, стоящем ранее на этом же месте.


В 1922 году Владимирский собор в Херсонесе подвергся антирелигиозным гонениям. Все ценные вещи были вынесены, а колокола сняты. Только восьми монахам разрешили продолжать в нём жить, так как другого дома у них не было. Позже через крышу в собор проникли грабители и вынесли последние ценности. А вода, попавшая в храм от дождей, очень повредила его роспись. В 1926 году провели последнюю церковную службу, и собор стал музеем.

Здание Владимирского кафедрального собора долго находилось в плачевном состоянии. А во время Великой Отечественной Войны оно было ещё больше разрушено из-за попавшей в него бомбы.


В начале 90-х годов 20 века Владимирский кафедральный собор был снова передан верующим. В начале 2000-х годов прошла масштабная его реставрация, которая завершилась в 2006 году. Тогда же прошла первая Пасхальная служба в уже обновлённом соборе, и по сей день его двери открыты для прихожан.

Владимирский собор Севастополь на карте Крыма

О церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Влади́мира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или (так его называли древние русичи, а теперь - Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. ). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную Церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них - остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира - крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.

Фото собора 1880-х годов
Нижний храм Верхний храм

Строительство

Втором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, по замыслу которого храм должен был быть возведен в византийском стиле. Его строительство длилось 15 лет и в 1874-76 годах с активным участием инженера-архитектора М. Ю. Арнольда было завершено. Это был один из самых больших соборов страны (высота - 36 м, общая площадь - 1726 кв.м., диаметр купола 10,5 м) который может вместить до тысячи верующих.

Работы по убранству храма начались только на кануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноап. князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной Иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Н. Чагину. Росписи и Иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил Академик живописи А. Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. Неффа и Художника П. Рисса, иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Торжественное освящение главного престола Князь- Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского.

Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.

Еще в 1859 году из Малой домовой церкви в е в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей св. равноап. князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре Верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано Мощи 115 святых.

Воссоздание

О время Второй мировой войны Владимирский собор был разрушен. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпоектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками ской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из а,

После игумена Василия обителью с 1857 по 1874 годы управлял архимандрит Евгений (Экштейн). Он-то и предложил возвести Владимирский собор в два этажа, чтобы в нижней церкви сохранить для потомков остаток храмовых стен, впитавших в себя память о великокняжеском крещении.

Здесь мы обратимся к важнейшим и драгоценным для истории монастыря запискам неизвестного автора о последних днях жизни архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), когда он, «исчезая в Боге и вечности», отдавал все свое заботливое участие живому пространству самой древней святыни России.

29 апреля 1857 года «владыка предполагал освятить новую церковь (во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. – О.К. ) в херсонесском скиту святого Владимира – месте крещения равноапостольного. Болезнь усилилась, и освящение поручено балаклавскому архимандриту (Геронтию. – О.К. ), при чем особенно наказано помолиться о болящем на обедни и молебне. 30 числа, в день освящения херсонесской церкви, куда преосвященный собирался было ехать помолиться, с ним неожиданно произошли частые и довольно продолжительные обмороки…

6-го числа (мая. – О.К. ) еще раз взглянул на Севастополь, его развалины и укрепления: “Бедный город!”– болезненно произнес владыка. Был в херсонесском скиту. Вид бедной обители, изрытой неприятельскими траншеями, едва возникающий из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Здесь настоятель встретил архипастыря со крестом и святою водою и приветствовал его следующими словами: “Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир”.

В скитской церкви после обычной молитвы одного брата благословил он в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Обходя потом храм и указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: “Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!” В братских кельях пробыл около часу. Кушал немного чаю и, увидев здесь свой портрет, сказал настоятелю: “Зачем ты мертвеца этого повесил на стену; убери его”. Потом: “Живи же, не скучай, пиши каждую почту хоть два слова, что ты жив; а соскучишься, прибеги в Одессу; да займись изучением Крыма; мы у тебя устроим центр; заведешь училище, библиотеку; ты жил при мне, теперь я тебя оставляю одного, думай и живи своим умом, учись, привыкай к деятельности, а Крым-то, пожалуйста, изучи, и когда я буду у тебя в другой раз, потребую строгого ответа”. При этом, вынув 150 рублей серебром, сказал: “На, вот тебе на новоселье, на хлеб; а еще пришлю из Одессы, по приезде, 400 рублей”. А братии, благословляя ее, промолвил, указывая на настоятеля: “Слушайтесь его; бедовый старец! Мы от него довольно терпели, теперь и вы потерпите, да трудитесь и живите только, а мы для вас все сделаем, Бог даст”. Преподав за сим последние наставления бывшим тут настоятелям крымских скитов и монастырей… возвратился с балаклавский монастырь, чрез Севастополь, в ветреную и холодную погоду» .

После того как император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в специально изготовленном ковчеге в виде Евангелия с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славнее, и святым крещением просветятся, светом познания Христова землю Русскую озарил еси», – стало очевидно, что пришла пора деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова, разобрать и на его месте возвести каменный. 2 апреля 1861 года епископ Херсонский и Таврический Алексий освятил новое здание церкви. А через несколько дней, 11 апреля, последовал указ Святейшего Синода, согласно которому херсонесскую киновию «во внимание к историческому значению местности» возвели в степень штатного первоклассного монастыря по окладу западных епархий.

В том же 1861 году, 23 августа, император Александр II и члены августейшей фамилии заложили в основание херсонесского собора, «предположенного, – как писал архиепископ Иннокентий, – к постройке от лица всей России в память крещения Владимирова», 30 золотых червонцев. Тогда же государь и государыня Мария Александровна пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной Корсунской иконе Божией Матери, которой святитель Иннокентий Таврический благословил еще первоначальный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских. От представителей Одесского общества истории и древностей, с усердием участвовавших в разработке соборного проекта, поступила престольная средневековая византийская мраморная доска с высеченными крестами, обнаруженная при раскопках Херсонеса в 1845 году.

Пока шло строительство Владимирского собора, монастырь креп и развивался. Был поставлен настоятельский корпус с домовой церковью в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященный 14 июля 1863 года. С просторной террасы второго этажа, где находились покои архимандрита и высоких гостей, был виден Инкерманский монастырь. 14 августа 1867 года великий князь Владимир Александрович заложил основание престола верхнего соборного храма и тогда же принял почетное послушание соборного ктитора. Император Александр II пожертвовал монастырю 1000 рублей и средства на отливку 111-пудового монастырского колокола.

В 1874–1876 годах третьим настоятелем был поставлен игумен Анфим (Казимиров). При нем возводился Владимирского собор, генеральным подрядчиком исполнения проекта был московский предприниматель Губонин. Закончилось строительство в 1877 году при архимандрите Александре, управлявшем монастырем в 1876–1877 годах. Все отделочные работы предполагали завершить к 900-летию Крещения Руси. Но нужной суммы для дорогостоящего благоукрашательства так и не удавалось собрать. Тогда в 1887 году архимандрит Иннокентий (Жежеленко), бывший настоятелем монастыря в 1886–1893 годах, благодаря покровительственному участию обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, повелением императора Александра III получил от казначейства 300 тысяч рублей. Потому монастырь смог в 1888 году принять верующих в сияющем радостной красотой нижнем храме – месте купели святого Владимира, освященном в честь Богородичного Рождества.

В 1891 году двухэтажный херсонесский собор с приделами во имя благоверного князя Александра Невского и во имя апостола Андрея Первозванного предстал во всем своем величии. Над его иконами и росписью трудились академики живописи И.А. Майков, В.И. Нефф, П.Т. Рисс, А.И. Корзухин. Полы создали по образцу раннехристианских херсонесских базилик. Иконостасы были исполнены из каррарского мрамора.

17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) в присутствии К.П. Победоносцева освятил главный Владимирский престол собора. Именно в этот день, как гласила надпись на левой части иконостаса, совершалось «благодарное воспоминание дивного спасения благочестивейшего императора Александра III и всего августейшего семейства его от грозившей при крушении поезда опасности». На специальном аналое находился складень, бывший с императором во время катастрофы в Борках в 1881 году и пожертвованный им Херсонесскому монастырю.

Архиепископ Никанор, потрясенный внешним величием соборного храма, его убранством, «а также и служением, совершаемым в нем истово и благоговейно», только и смог сказать, «подобно послам святого Владимира, бывшим в храме Святой Софии в Царьграде: “Стояще в храме сем, на небеси стояти мним”» . Лучшее, что есть в византийском «умозрении в красках», на что отозвалось (и продолжает отзываться) в нем русская душа – любовь, милосердие, свободный полет боговдохновенной мысли, – воплотилось в херсонесском «доме князя Владимира». Он оказался и молитвенно красив, и царственно прост.

В Владимирском соборе покоились в двух раках частицы мощей 115 святых. Епископ Херсонский Иннокентий, ставший настоятелем монастыря 11 сентября 1902 года, над могилой погребенного в нижнем храме в честь Рождества Богородицы архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана основал на свои средства придел во имя преподобного Мартиниана.

В конце XIX– начале XX веков, при настоятелях иеромонахах Андрее и Евфимии (1877–1880), архимандритах Пахомии (Звереве, 1880–1886), Иннокентии (Лозянове, 5 месяцев 1886 года), Александре (Сухорукове, 1893–1900) и епископе Сарапульском Михее (Нексеевиче, 1900–1902), монастырь обзавелся новой трапезной, гостиницей для паломников, каретным сараем, кузницей, двумя корпусами для братии, баней, домом для эконома. В обители разбили два изумительных сада – для отца настоятеля и братии. Вообще Херсонесский монастырь, судя по документам, умел вести хозяйство деятельно и экономно. Приносили постоянное пополнение в казну обители два собственных доходных дома в Севастополе, племенной скот, жалованные в 1860-х годах земли в Крыму, Мелитопольском и Бердянском уездах, отведенный в 1895 году лес в 158 десятин в Каралесской волости. В Севастополе, на центральной Большой Морской улице, устроилось добротное подворье на переданных монастырю по указу императора Александра II в 1862 году 762 саженях земли. Росло монастырское денежное благосостояние и в 1916 году достигло 94 281 рубля. Креп и монастырский уклад: если в 1875 году на Херсонесе подвизалось 19 человек монашествующих и послушников, то в 1907 году их уже было 158.

Из приходно-расходных книг Херсонесского монастыря следует, что его насельники были людьми образованными – из военного, купеческого, духовного сословий, из интеллигенции. Обитель выписывала многие книжные новинки и почти все значимые периодические издания.

В архиве монастыря сохранились интересные сведения о приготовлениях к престольному празднику. В день святого равноапостольного князя Владимира хором руководил специально приглашенный регент из Адмиралтейского собора, праздничный обед готовил лучший севастопольский повар, гостям прислуживали шесть официантов из Морского собрания, дорогую посуду брали напрокат, полотеры загодя натирали паркетные полы. В монастырской лавке продавались специально изданные к празднику видовые фотографии .

Император Николай II четыре раза посещал Херсонесский монастырь. 5 мая 1886 года, будучи цесаревичем, он с Александром III, Марией Федоровной и братом Георгием впервые осматривал святые места. В 1893 году все августейшее семейство стало гостями обители. В 1898 и 1902 годах царь-страстотерпец Николай II с супругой Александрой Федоровной посетили Владимирский монастырь и пожертвовали 1000 рублей.

Когда началась Первая мировая война, Херсонесский монастырь стал жертвовать средства на госпитали и на «военно-промышленные организации».

После революции 1917 года обитель стала медленно уничтожаться. В 1919 году скончался ее настоятель епископ Иннокентий (Солотчин) и был погребен рядом с владыкой Мартинианом в нижнем храме Рождества Богородицы Владимирского собора. Он говорил о красных: «О них нужно молиться, они – в опасном духовном положении» .

Преемником владыки Иннокентия явился архимандрит Вениамин (Федченков), в феврале 1919 года хиротонисанный во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Когда большевики в середине 1920-х годов арестовали почитаемого владыку, у севастопольской тюрьмы собралось не менее 30 тысяч верующих. Они не разошлись до тех пор, пока епископа не отпустили. Скончался митрополит Вениамин в Псково-Печерском монастыре, где проживал на покое и незадолго до смерти принял схиму.

В 1924 году завершилась короткая и блистательная история Херсонесского монастыря. А в следующем, 1925 году, прошла последняя Божественная литургия во Владимирском соборе – на престольный праздник. В 1927 году все монастырские постройки были переданы так называемой «Дирекции Херсонесских раскопок». До сих пор Херсонесский государственный археологический музей-заповедник занимает территорию и здания обители, не имея на то никакого морального и имущественного права.

С 1992 года возобновились службы в храме во имя Семи священномучеников Херсонесских и на руинах разрушенного во время Великой Отечественной войны Владимирского собора. Первым настоятелем возрожденных святынь был протоиерей Александр Курбачев; во время восстановления соборного храма настоятелем херсонесских церквей являлся иеромонах Иов (Бородулин), ныне настоятель Инкерманского Климентовского и Балаклавского Георгиевского монастырей; после открытия и освящения вновь отстроенного Владимирского собора митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь поставил в его настоятели протоиерея Владимира Карпеца († 2005). С 2008 года настоятель Владимирского собора – благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Ему предстоит воплотить проект, задуманный святителем Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим, и начатый несколько лет назад игуменом Иовом. У развалин раннесредневекового храма в честь Влахернской иконы Божией Матери будет возведен Православный духовно-просветительский центр при Владимирском соборе в Херсонесе. 9 июня 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил предстоящее строительство, назвав его «востребованным временем».

Когда в 2004 году восставший из руин Владимирский собор в присутствии президентов России и Украины В.В. Путина и Л.Д. Кучмы освятил митрополит Киевский и всея Украины Владимир, казалось, что каменные останки тысячелетней давности под сенью православной храмовой архитектуры неожиданно обрели гармоническое совершенство. Словно ступавшие по этой земле священномученик Климент, святой Мартин Исповедник, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный князь Владимир со всей полнотой херсонесских мучеников вошли небесными прихожанами в великолепный и строгий собор. И сплотились здесь святые «зодчие духа» в слове молитвы Христовой.

Еще в далекие 1830-е годы меценат Анатоль Демидов, князь Сан-Донато, считал, что «на этом опустошенном месте наука… идет, можно сказать, ощупью. Здесь царствует лишь поэзия» . Действительно, «бывалые дела исчезнувших жильцов» призывают в память о себе «красное слово», которое, по мысли святителя Григория Богослова, «до времени необходимо, как подпорка у свода». Вот и в древнерусской «Голубиной книге» есть духовный стих о херсонесском Ангельском храме:

Посреди моря Океанского
Выходила церковь соборная,
Соборная богомольная
Святого Климента, попа Римского,
На церкви главы мраморные,
На главах кресты золотые,
Из этой церкви, из соборной,
Из соборной, из богомольной
Выходила Царица Небесная,
Из Океана-моря Она омывалася,
На собор-церковь Она Богу молилася.

На Херсонесе А.С. Грибоедов собирался написать драму о великом князе Владимире. И много было потом с тем же замыслом – писателей, поэтов, драматургов. Но все же одна только Анна Ахматова, называвшая себя «последней херсониткой», в 1914 году у «самого синего моря» точно и пронзительно рассказала, как «монах у ворот Херсонеса / Говорил: “Что ты бродишь ночью?”» Поэтесса знала назубок «пустынную, мертвую Корсунь» не только потому, что рядом с монастырем ее семья снимала дачу. Она прозрела в этом легендарном месте, где «несказанным светом сияла круглая церковь» – Владимирский собор, напряженное молитвенное стояние воинства Христова, которое в положенный ему Господом час прошло по херсонесской земле, а потом взошло на Небо, чтобы оттуда неустанно звать нас к Корсунскому источнику вечной, кипучей, горячей жизни Православия. И после бесстыдного здесь забвения веры, наконец-то, «приносит к нам соленый ветер / Из Херсонеса звон пасхальный», а «в нижней церкви служат молебны / О моряках, уходящих в море».

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, созидавший драгоценное по священным воспоминаниям для Церкви и Российской державы монашество в Крыму, в тяжелейшие дни Севастопольской обороны 1854 года произнес слово, смысл и завет которого не меркнут ныне. Он говорил: «Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России? Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы… говорим врагам нашим как бы так: непростительно грубо ошибаетесь вы, воображая, что полуостров Таврический составляет для России только недавнюю добычу меча и плод побед: нет, это древнее, родовое достояние наше, это наследие еще святого Владимира!.. Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира».

Ныне в Севастополе, на древней Корсунской земле, живут в литургической полноте два храма Русской Православной Церкви – во имя Семи священномучеников Херсонесских и Владимирский собор. Их неуклонно возрастающая духовная крепость все настойчивее попирает мертвые камни павшей Византии. Величие их живой веры очевидно заявляет о будущем восстановлении здесь монастыря во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, по слову Христову взявшего свой крест и пошедшего за Ним – из Херсонеса на Святую Русь.

О последней поездке в Крым и последних днях жизни синодального члена преосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Херсонского и Таврического. Б/м, 1862. С. 16–17.

Никанор , архиепископ. Херсонисский монастырь в Крыму: История и настоящее состояние. Варшава, 1907. С.19–20.

Архивные материалы частично публикованы: Терещук Н.М. Приходно-расходные книги – важнейший источник изучения деятельности Херсонесского монастыря // Sacrum et profanum. Севастополь; Краков, 2007. Вып. 2. С. 149–154.

Вениамин , митрополит. Божии люди. М., 1991. С. 69.

Демидов А.Н. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году. М., 1853. С. 362.

Зайцевский Е.П. Вечер в Тавриде. 1827 // Поэты 1820–1830 годов: В 2-х т. Л., 1972. Т. 1. С. 517. Стихотворение «Развалины Херсонеса».

Спрашивает о том, где находится Владимирский собор, то чаще всего он подразумевает собор в Херсонесе и часто не догадывается даже, что с таким названием в городе два объекта, и оба - памятники архитектуры с большой и нелёгкой историей. Второй для отличия называют усыпальницей адмиралов. Они внешне даже немного похожи для неискушенного взгляда. Но оба храма - краеугольной важности православные святыни Севастополя.

Идея появления Владимирского собора в Херсонесе

Всем известна, хотя бы в общих чертах, история крещения князя Владимира в Корсуни (Херсонесе) в 988 году. От этой исторической точки стартует хронологический отсчет для православия на Руси. Одними историками этот факт ныне опровергается, другими ставится под сомнение искренность киевского князя при принятии новой веры. Ему, говорят они, просто нужен был союз с императором Византийской империи Василием, поэтому последний выставил условие крещения князя и его народа. Так это, или нет, но официальная версия церкви считает Владимира тем человеком, который открыл ворота православию на Киевскую Русь, хотя на него сильно давили католические и иудейские миссионеры. С точки зрения официальной церкви князь Владимир - святой.

Когда стал вопрос об открытии храма (а инициатором послужил главнокомандующий Черноморским флотом А.С. Грейг), дело стало за малым - определить место, где мог стоять древний храм, принявший крещение князя Владимира. Естественно, это должно было произойти на территории старого Херсонеса . Раскопки, которые проводились в 1827 году, открыли миру остатки старого храма в районе центральной площади Херсонеса.

Вид на Владимирский собор и
укрепительные стены Херсонеса
Вид на Владимирский собор
с городища Херсонес

Историки предположили, что именно здесь должен был креститься Владимир, так как очевидно, что раскопанная церковь занимала центральное положение в городе, а значит и главенствующее. Конечно же, это предположение. И довольно смелое, так как оно в итоге воплотилось в жизнь в виде нового Владимирского собора.

История Владимирского собора в Херсонесе

Архитектором Владимирского собора был назначен Давид Иванович Гримм, которому возведение этого храма принесло профессорское звание. Этот архитектор прославил своё имя постройками не только на территории Российской империи, но и за границей (например, красивая церковь Александра Невского в Копенгагене). Несмотря на то, что Гримм был поклонником русского стиля в архитектуре, Владимирский собор он решил строить в византийском, что было вполне оправдано - в Херсонесе времён Владимира все постройки испытывали сильнейшее влияние византийской зодческой школы.

Первый камень в основание будущего собора был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовал император Александр II с семьёй. Император пожертвовал деньги на колокола, а ктитором церкви стал Великий князь Владимир Александрович. Именно он заложил камень в фундамент главного престола в 1867 году. Строительство началось под руководством Гримма, а заканчивалось под началом Максима Юрьевича Арнольда в 1876 году. В Крыму таких больших храмов ещё не было. Он легко мог вместить более тысячи человек одновременно. В ходе постройки использовали местный известняк из Гаспры, в отделке применялся дорогой каррарский белый мрамор. Покрытый цинковой черепицей купол увенчали крестом.

Интерьер Владимирского собора начали создавать с серьёзной задержкой, так как грандиозный размах строительства быстро поглотил все средства, и это привело к тому, что к девятисотлетнему юбилею крещения Руси расписать храм не успели. Верхний храм не был завершен, поэтому торжества и богослужения провели в Нижнем храме Рождества Пресвятой Богородицы. Средства всё же были найдены с помощью обер-прокурора Синода Победоносцева.

В итоге внутренний вид храм поражал богатством замысла и исполнения. Верхний главный храм был доверен Николаю Михайловичу Чагину, который известен крымчанам как архитектор известной Форосской церкви Воскресения Христова . Росписью иконостаса занялся знаменитый русский живописец Алексей Иванович Корзухин. Итальянские мастера выполнили разноцветный мозаичный пол и мраморную балюстраду. Все основные работы были завершены в 1891 году, и Владимирский собор был освящен архиепископом Мартинианом, который будет похоронен в одном из боковых приделов семью годами позже. Косметические доработки продолжались ещё в течение трёх лет. Боковые приделы храма со своими престолами были названы в честь Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.

Владимирский собор был богат на реликвии. Из Санкт-Петербурга была передана частица мощей князя Владимира, пожертвованная домовой церковью Зимнего дворца. В храме находилась почитаемая копия Корсунской иконы Божьей Матери, оригинал (по красивому преданию писаный с самой Богородицы) которой увёз с собой из Херсонеса в Киев князь Владимир. Потрясающей красоты иконостас был выполнен из мрамора, из мрамора же был изготовлен постамент для возложения почитаемых мощей Равноапостольного князя Владимира.

После окончания Гражданской войны в 1922 году из Владимирского собора были изъяты все реликвии. Прихожанам оставили только часть херсонесской обители. Но и это было ненадолго. Администрация Херсонесского музея выселила всех обитателей монастыря. Владимирский собор был закрыт окончательно. Всё не разграбленное имущество храма досталось музею. Многочисленные раки с мощами святых (а их до революции было 115) вскрывались в рамках правительственной кампании тех лет по разоблачению нетленных святынь. Последняя служба во Владимирском соборе была проведена в 1926 году.

Владимирский собор медленно разрушался без должного присмотра, хотя и числился как архитектурный и исторический памятник в составе музея Херсонеса. А в Великую Отечественную войну здание храма разделило судьбу множества построек Севастополя, прошедшего все круги ада. В храм угодила бомба, обрушившая купол. При отступлении немецкие оккупанты заминировали Владимирский собор. Взрыв превратил его в руины, которые и простояли мрачным напоминанием бездушию властей до развала Советского Союза. А ведь в 1988 году праздновалось тысячелетие крещения Руси.

В 1992 году переданный прихожанам Владимирский собор начал свою новую жизнь. В 1997 году было принято решение о его восстановлении, в 2001 возведены стены, на которых упокоился купол, к 2006 году была закончена внутренняя отделка храма, подняты колокола.

Вид на Владимирский собор
со стороны руин Херсонеса

Кстати, один из колоколов можно ныне увидеть среди развалин Херсонеса. Раньше он находился на колокольне Владимирского собора, куда попал из французского «плена», ведь ещё во времена Крымской войны был увезен во Францию (на колокольню Нотр-Дам де Пари), предварительно снятый с одного из местных монастырей.

На берегу его поставили в 1925 году и в дополнение лишили языка.

Владимирский собор в Херсонесе. Как добраться

Для того чтобы посетить Владимирский собор, для начала нужно приехать в историко-археологический музей-заповедник Херсонес на одноимённом полуострове. Туда ходит общественный транспорт, нужная остановка - улица Дмитрия Ульянова. По ней нужно будет спуститься в сторону Севастопольской бухты. Далее улица Дмитрия Ульянова вольется в улицу Ерошенко, которая в свою очередь - в улицу Древнюю. Гуляя по музею под открытым небом, вы не сможете не заметить Владимирский собор, ведь он стоит на открытом пространстве, представляющем собой местность, на которой археологические раскопки явили белому свету далёкое прошлое бывшей греческой колонии. Колокол стоит северо-западнее на берегу залива.

Владимирский собор (Усыпальница адмиралов)

Владимирский собор на Суворовской улице родился из той же идеи главнокомандующего Черноморским флотом Грейга о необходимости постройки посвященного Владимиру и его крещению собора. Однако адмирал М.П. Лазарев указал на отсутствие православных храмов в центре Севастополя, и предложил возвести его не в Херсонесе, а в центральной части города.

Николай I поддержал эту идею и лично указал на Центральный городской холм как место основания будущего Владимирского собора. К тому времени был уже готов проект нового собора в исполнении знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона, который прославил своё имя в первую очередь проектом Храма Христа Спасителя в Москве. Расчистка территории началась в 1845 году, скальный грунт приходилось взрывать пороховыми зарядами. Работа продвигалась крайне медленно. Вскоре должны были начаться работы и в херсонесском Владимирском соборе.

В 1851 году умирает прославленный и уважаемый адмирал Лазарев и принимается решение похоронить его в склепе, над которым возвысится в грядущем Владимирский собор. Адмирал был похоронен под оглушительный шум палящей корабельной артиллерии. 15 июля 1854 году состоялась церемония торжественного освящения строительства нового севастопольского храма. На ней присутствовал вице-адмирал Черноморского флота Владимир Алексеевич Корнилов, который и представить не мог, что его тело уже совсем скоро будет покоиться в склепе строящегося Владимирского собора.

Но дыхание Крымской войны уже коснулось Севастополя. И уже в октябре гибнет Корнилов, в марте следующего года - ещё один герой войны - Владимир Иванович Истомин. Как и Корнилов, контр-адмирал русского флота также опустился в склеп не построенного ещё храма. Следующей невосполнимой утратой русского командования стал адмирал Павел Степанович Нахимов, сражённый пулей на Малаховом кургане. И его тело упокоилось в склепе рядом с боевыми товарищами. Во время оккупации солдаты союзнических войск осквернили саркофаг с покоящимися там телами русских флотоводцев.

Мраморные плиты с именами русских адмиралов
на стенах Владимирского собора в Севастополе

После окончания Крымской войны, когда раны на теле Севастополя стали затягиваться, власти города снова вернулись к строительству Владимирского собора. Новым архитектором стал Алексей Александрович Авдеев. Он изменил первоначальный проект Тона. Вместо пяти куполов, которые его предшественник видел во главе храма, он предложил однокупольный храм в византийском стиле. Купол должен был покоиться на восьмигранном барабане, который со всех сторон подпирали бы двускатные треугольные фронтоны фасадов.

Владимирский собор, таким образом, стал усыпальницей четырех героев Крымской войны. Их могилы объединили в общую гробницу, представляющую собой большой черный крест, на каждом луче которого начертаны фамилии погибших за родину героев. Крест был увенчан золотым крестом. Позже здесь хоронили и других участников войны и командующих Черноморским флотом России.

Нижний храм во имя святителя Николая был освящен в 1881 году, Верхний во имя святого князя Владимира - в 1888 году. На его киоте стояла икона, написанная Айвазовским. Как и в одноимённом храме на Херсонесе, в этой церкви мозаичный пол изготовили мастера из Италии. В строительстве активно использовали мрамор разных цветов. Иконы и роспись стен выполнил академик и живописец Карнеев. Владимирский собор мало в чем уступал своему херсонесскому собрату в пышности и богатстве отделки.

Интересно, что Владимирский собор на Центральном городском холме не функционировал в привычном для нашего понимания режиме постоянного доступа прихожан. Богослужения велись только по воскресеньям, церковным праздникам и дням рождения членов императорской фамилии, а также в связи с памятными датами Крымской войны и Черноморского флота России. Дважды во время Первой мировой войны во Владимирском соборе молился Николай II, здесь же проходила торжественная литургия в честь вступления барона Петра Врангеля в должность Верховного командующего вооруженными силами Юга России.

После революции храм был закрыт, склеп осквернен вскрытием, останки адмиралов выброшены. Уже в девяностых годах были перезахоронены найденные в склепе останки. Обычная незавидная судьба святых мест Крыма при новом режиме была разделена и Владимирским собором. Здесь размещались мастерские и склады.

В Великую отечественную войну храм сильно пострадал от обстрелов. Восстанавливаться Владимирский собор начал раньше других бывших храмов Крымского полуострова по причине того, что стал филиалом Музея обороны и освобождения Севастополя. Уже в восьмидесятых годах прошлого столетия здесь велись масштабные реставрационные работы. Владимирский собор снова становился привлекательным и чистым храмом, каким и был до революции. Восстановлена усыпальница, обновлены росписи, снова в мраморном иконостасе красуются иконы. И хотя после распада Советского союза в здании церкви стали снова проводиться богослужения, музей всё так же располагается в стенах Владимирского собора.

Владимирский собор (Усыпальница адмиралов). Как добраться

Найти Владимирский собор не составит труда. Он находится в центре Севастополя в окружении массы исторических и архитектурных достопримечательностей. Если вы приехали на железнодорожный вокзал, можно посоветовать оттуда маршруткой доехать до площади Суворова (там же памятник этому полководцу), откуда пройти метров двести в северном направлении по улице Ленина для того, чтобы, взглянув налево, увидеть Собор Святых Апостолов Петра и Павла . Продолжайте свой путь по улице Ленина до пересечения с улицей Марата, поворачивайте налево и через пару сотен метров вы увидите Владимирский собор на Центральном холме.

Вернувшись на улицу Ленина, пройдите в северном направлении ещё с полкилометра, пока не увидите храм Архистратига Михаила, который ныне является частью Музея истории Черноморского флота России. Заканчивается улица Ленина памятником адмиралу Нахимову, за которым раскинулся Приморский бульвар, невероятно насыщенный достопримечательностями: Памятник затопленным кораблям, Графская пристань, адмиралтейский якорь и другими памятниками и мемориалами.

По маршруту 5-й км - пр. генерала Острякова, центральный рынок, ул. Дм. Ульянова, ул. Ерошенко и до ворот музея-заповедника ходит автобус № 22.

Либо по этому же маршруту до ост. ул. Дм. Ульянова на автобусах № 2, 105.

По маршруту бухта Камышовая, бухта Омега, проспект Октябрьской революции, ул. адм. Юмашева, Студгородок, ЦуМ до ост. ул. Репина (или ЦУМ) также можно добраться на автобусах.

Два Владимирских собора в Севастополе несколько похожи друг на друга, и не только названием, но каждый несёт свою историю, оба они возродились из руин, оба вынырнули из забвения. Без них сложно представить облик современного города-героя.

olegman37

Владимирские соборы Севастополя