Бисерный храм бахчисарай как добраться. Бисерный храм. Где располагался скит святой Анастасии Узорешительницы

Скальные монастыри, горные часовни, да и просто пещеры, в которых христиане устраивали алтари, разбросаны по всему полуострову. Во времена гонений на церковь воинствующим атеистам не под силу было с ними расправиться, как это происходило с рукотворными храмами в городах и селах. Многие из них так и останутся историей, а некоторые обретают вторую жизнь. «МК в Крыму» посетил восстановленный скит святой Анастасии Узорешительницы, который примечателен не только своим прошлым, но и настоящим - свой пещерный скит монахи покрыли бисером!

За великолепием по тропе грешников

Мы, непривыкшие надолго покидать город, вряд ли сами будем искать пусть и прекрасные, но удаленные от цивилизации места. Чтобы попасть в скит великомученицы Анастасии нужно приложить усилия. Встать пораньше, выдержать часовую поездку на автобусе, а потом с полчаса карабкаться вверх по «тропе грешников», которую, чтобы не размывали дожди и снега, монахи выложили автомобильными шинами.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близь пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились. Сейчас скит разросся: выросли на скале скромные, но уютные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необычный сад - железные бочки, в которых растут овощи и фрукты, издалека слышится мычание коров.

Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать такой объемный грот понять сложно. Нынешние обитатели скита пытались создать похожий уже с помощью современной техники, но скала им не поддалась.

Вход в церквушку через небольшую деревянную пристройку. Похожий на большую, поблескивающую от влаги, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот только и каменную глыбу сразу не замечаешь - глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками – а ведь это только «прихожая».

Какими мы привыкли видеть храмы? Строгие, по большей части светлые, когда солнечный свет струиться из высоких окон, расположенных под крышей церкви… А здесь не так. Глубокая пещера, по которой уже и не скажешь, что это пещера, освещается только огнями лампадок. Пламя свечей отражается в тысячах бисеринок, образуя на потолке и стенах причудливые тени. Потолок храма поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Свободное пространство заполнено уменьшенными копиями этих православных святынь. Наряжали приход почти три года. Монахи трудились над украшением обители поздней осенью и зимой, когда выполнять другие работы на улице было уже холодно.

Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.

В каждой вещице дух монастыря

Сколько в церкви лампадок монахи затрудняются ответить. Зато подсказывают экскурсоводы, которые водят в скит многочисленные группы паломников, – здесь 65 лампад с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. Десятки светильников, мерцая как маленькие маячки вселенной, порождают впечатление жаркой звездной августовской ночи. Так создается особая, благодатная для молитвы обстановка. Но потолком и светильниками не заканчивается бисерное великолепие церкви. Стоят в храме стасидии - деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками - на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий - десять Божьих Заповедей, вышитых бисером по бисеру. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. Рельефные картины с цветочным орнаментом, бисерные тарелочки с ликами святых, большие деревянные кресты, украшенные лакированными камушками – все это можно не только увидеть, но и забрать домой. На территории скита есть церковная лавка, где прихожане и посетители обители могут приобрести не только украшения, но и полезные мелочи: пахучее мыло ручной работы, выполненное с добавлением различных горных трав, ароматное масло из этих же трав, маленькие магниты, повторяющие орнаменты храма. Каждая созданная с молитвой вещица, говорят монахи, хранит в себе дух монастыря.

Люди, однажды посетившие обитель, в следующее паломничество везут подарки монахам и друзьей об этом же просят. Несут бисер, ненужную бижутерию, пуговицы, морские камушки – здесь все идет в ход.

В благодарность – украшают икону

По благословению настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана восстановлением обители занимаются семеро монахов и несколько послушников. Кроме того, насельники ухаживают за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива и даже хурма. Есть у скита и небольшое хозяйство – 12 коров и несколько телят.

Когда появились буренки, братья научились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а затем освоились – и сейчас излишки идут на продажу. Есть у нас своя пекарня, в которой мы печем хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы, - рассказывает отец Агафадор.

Кроме монашеских келий на территории построена гостиница для паломников. Тут же могут остановиться и трудники – люди, которые хотят пожить в монастыре и поработать во имя Бога.

День в ските начинается в половине шестого утра с утреней молитвы. После завтрака все идут на послушание – выполняют вверенную им работу. В монастыре положено труд соединять с молитвой, но иногда человек забывается, уходит в себя, - делится отец Агафадор, - Поэтому раз в час звучит колокол, напоминая о долге каждого инока. Через пять минут второй удар колокола извещает о возврате к работе. Вечером служба, потом ужин и вечернее молитвенное правило. Такие дни проходят в монастыре, немного похожие друг на друга.

Прихожан у храма немного, сетуют монахи, всего около 40 человек и те приезжие - из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. А вот жители окрестных сел в храм редко наведываются. Зато приезжают из Украины и разных уголков России - даже из Башкирии и Якутии.

Просят святую Анастасию о разном, но церковный люд говорит, что Анастасия – покровительница тех, кто находятся в заключении. Часто паломники возвращаются с благодарностью святой. Это видно по храмовой иконе великомученицы Анастасии: на ней разные подвесочки, крестики и сережки – их люди несут в благодарность за молитвенную помощь небесной заступницы.

Около пяти лет назад в монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь возведена в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но, отмечают монахи, его внутреннее убранство тоже сделают бисерным.

Из досье «МК»

Точных сведений, когда образовался пещерный монастырь великомученицы Анастасии, нет. Судя по найденным археологами высеченным греческим крестам, характерным для того времени, и сохранившейся переписке преподобного Иоанна епископа Готского со святителем Стефаном архиепископом Сурожским, произошло это примерно VIII веке, рассказывают в обители. Тогда в Византии как раз начались гонения на христиан за иконопочитание - и, спасаясь от казни, монахи переселялись в Таврику, распространяя почитание святой великомученицы Анастасии, названной Узорешительницей за ее служение и облегчения страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову.

Справка «МК»

Как добраться

Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапного. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка.

Редакция сайта благодарит журналиста изд. «МК в Крыму» Екатерину Крутько за предоставленный материал.

СИМФЕРОПОЛЬ, 20 сен - РИА Новости Крым, Евгения Мартыненко. Крым — уникальный уголок планеты, здесь за каждым углом красота. Путешествуя на машине, каждый раз открываю для себя что-то новое. Однако самым сильным открытием стал скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в Бахчисарайском районе.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир около пещерного города Качи-Кальон. О нем знают все местные жители, поэтому дорогу найти не сложно. Пешком путь короче, но он пролегает через "тропу грешников". Сто пятьдесят метров вверх по узкой крутой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, даются нелегко. Поднимаются медленно и с молитвой. Для непривычных к горным прогулкам людей это настоящее испытание, повод собрать волю в кулак и сделать усилие над собой.

Можно и на машине в объезд - дорога проходит по краю каньона, открывая живописную панораму Качинской долины. Затем через лес, под пение птиц и хруст придорожных веток. Упоительная красота и пьянящий горный воздух - как это возможно всего в десяти километрах от шумного города? И вот скалы расступились, освобождая место для огромного "амфитеатра".

На скальном склоне, словно грибы, "растут" уютные домики-кельи с резными ставнями, мини-библиотека и гостиница для паломников, тут же раскинулся необычный монастырский сад. Каждая стена здесь - настоящее произведение искусства, от пола до потолка все украшено бисером и разноцветными камнями. Сентябрьское солнце отражается от миллиардов бусин и в ущелье сразу становится светлее. Инстинктивно тянусь за солнцезащитными очками и тут же останавливаюсь: нет, на такую красоту хочется смотреть во все глаза.

О времени образования пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство священнослужителей полагают, что это случилось примерно в VI-VIII веках. Многие столетия он был христианской обителью, однако в ХХ веке монастырское подворье было ликвидировано, и лишь редкие любопытные заглядывали сюда. Да и смотреть было особо не на что - решением властей здесь образовали карьер и добывали камни. Только тринадцать лет назад скит вновь стал возрождаться.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Храм в старой штольне

В 2005 году в это место пришел иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Он получил благословение настоятеля архимандрита Силуана и начал восстанавливать в заброшенном карьере христианскую обитель. Сначала вдвоем с послушником, а после и с единомышленниками, они начали разбирать завалы и обустраивать храм.

Путь к восстановлению был нелегким: за водой по горам приходилось идти с канистрой за спиной по полтора километра, жить в землянках, поднимать стройматериалы по крутой скале. С верою и молитвой обитель начала благоустраиваться. В пещере скалы монахи устроили храм во имя святой Анастасии Узорешительницы.

Сам скитоначальник — игумен Дорофей — не любит рассказывать о себе и своем жизненном пути, поэтому в провожатые нам направил монаха Исидора. Он пришел в обитель спустя год после отца Дорофея, поэтому о монастыре знает все.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Монах Исидор

"На этой территории в середине прошлого века была каменоломня, однако потом ее забросили. А в месте, где сегодня наш храм, располагалась промышленная штольня. Скит небогат, поэтому первые иконы здесь были бумажными. Монахи и верующие молились и трудились, делая общее дело, — рассказывает Исидор. — В заброшенной известковой штольне очень сыро, а, значит, краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому тогда было принято решение украшать тем, что приносили верующие - бусами, серьгами, тканевыми украшениями".

За неторопливой беседой подходим к храму. Вот она - святая святых. Вход в церквушку — через небольшую деревянную пристройку. С порога понимаешь - попал в уникальное место. Внутри горят несколько свечей, однако их сразу не замечаешь — глаз мгновенно цепляется за украшения: разнообразные бисерные панно, разноцветные лампады, тысячи крестов из ярких бусин. И это - только "передняя". Доводилось мне бывать в пещерных храмах, но такое вижу впервые.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Убранство в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Неожиданно взгляд падает на те самые кресты, украшающие "прихожую". К каждому из них привязан миниатюрный красный мешочек с завязками. Словно прочитав немой вопрос, монах Исидор поясняет: это - самые сокровенные желания прихожан.

"У нас такая традиция - паломники пишут записки с самыми главными просьбами, прячут их в мешочек и привязывают к кресту, а затем вешают его вот здесь, на входе. Это то, чего они желают больше всего, и это никто не читает, кроме Бога", — говорит Исидор.

В пещере тепло и невероятно тихо. В центре - иконостас, вдоль стен - стасидии (кресло в храмах с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками - ред.), на спинках которых заповеди. По периметру — удивительной красоты иконы. И все это из бисера, бусин и камней. И хотя внутри нет окон, все залито необычным светом — пламя свечей отражается в каждой бусинке, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Дополняют убранство сотни свисающих с потолка лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Именно с них, рассказывает Исидор, началось украшение храма.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Прихожане в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

"Наш игумен Дорофей ездил в паломническую поездку в Грецию и увидел там в храмах много лампадок. По возвращении он начал делать их здесь своими руками, украшая бусами, которые жертвовали прихожанки. Сначала одну, потом еще одну… и сегодня их несколько сотен. Каждая создана руками нашего настоятеля, и ни одна не повторяется", — улыбается монах.

В течение нескольких лет все способные к творчеству монахи и послушники помогали украшать скит. Вслед за храмом в бисер "облачились" стены строений монастыря, церковная лавка, хозяйственные постройки. Монастырь засиял разноцветными огнями. А потом произошел пожар.

Второе возрождение

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Пещерный монастырь святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

28 января 2018 года на территории христианской обители произошел страшный пожар — большая часть построек сгорели дотла. Благодаря слаженной работе спасателей МЧС и братии удалось избежать человеческих жертв и отстоять у огня храм. Однако кельи, трапезная с кухней и склады с материалами оказались уничтожены. Спустя несколько дней монахи и верующие, отойдя от пережитого шока, начали разбирать завалы на пепелище и приводить территорию в порядок.

"Помощь приходила со всех концов России - пожертвования, посылки… Большую помощь оказало крупнейшее промышленное предприятие Бахчисарая, они поставили нам стройматериалы для возведения новых построек", — рассказывает Исидор.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Монахи за сборкой панно

И в монастыре вновь закипела работа. Он начал возрождаться снова, во второй раз. Из пепла. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы — утром и вечером. С каждым днем скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. На территории стремительными темпами возводятся новые деревянные строения, и каждое из них также украшают разнообразными панно и бисерными иконами. В скиту рядом с действующим, к счастью, сохранившемся при пожаре храмом, начата постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица". Он также будет находиться в горе.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Место строительства храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица" под Бахчисараем

"По проекту мы здесь построим второй храм, а возле него, где сейчас работает техника, будут новые здания - большая трапезная, монашеские кельи и другие постройки. Вместе со строителями и братией их возводят паломники и трудники - люди, которые живут и работают при монастыре", — рассказывает Исидор.

Пока одни трудятся "в полях", другие - создают украшения и иконы в так называемых церковных цехах. Работа не прекращается ни на минуту. Тяжелую и творческую берут на себя монахи и послушники, более легкую - например, уход за садом и огородом - доверяют паломникам. Пока их немного, сетуют в монастыре, да и те в основном приезжие — из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. Зато приезжают гости со всех уголков России, из Украины и даже Белоруссии.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Иконы в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Пока мы неспешно прогуливаемся между кельями, нас обгоняет очередная группа туристов.

"Мама, а это все настоящее? Не нарисованное?" — спрашивает один из них, школьник лет 8-10, спешащую за ним женщину.

"Настоящее, конечно, ручная работа. Ты что - экскурсовода не слушал?" — удивляется мама.

"Подождите, вы еще храм не видели, — спешит за ними экскурсовод, седовласый мужчина лет пятидесяти. — Там так красиво и необычно, такого больше нет нигде в мире".

Невольно услышав диалог улыбаюсь. Действительно, такого храма видеть мне не доводилось. То ли еще будет, говорит монах Исидор, после окончания строительства и без того уникальный в своем роде монастырь станет еще более красивым и необычным. Еще одной жемчужиной Крыма. Однако когда это будет - пока сказать сложно. Здесь не загадывают и сроки не ставят, провожая нас, говорит монах. И возвращается к работе.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Восстановление пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Тихое, спокойное, намоленное место. Говорят, что у каждого человека есть свое, индивидуальное место силы, в котором ему бывает хорошо и спокойно. Это место стало таким для многих.


Долина реки Кача, правый берег реки, у села Предущельное невероятно красивые места, еще человек эпохи палеолита тут жил - Качинский навес. Рядом на скале Таш Аир наскальные рисунки Кеми-обинской кльтуры. В скале, в четырех гротах расположен пещерный город Качи-кальон, человек там жил предположительно с IV века. В Качи-кальоне большое количество тарапанов (винодавилен), город специализировался на выращивании винограда. Фото – скит Анастасии Узорешительницы, Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, в ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон. К скиту можно подняться по тропинке, или заехать со стороны Предущельного по грунтовой дороге. Церковь святой Анастасии упоминается в грамоте царя Бориса Годунова, обители была оказана денежная помощь, а также образа и свечи. Точная дата основания пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилась. Предположительно это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном. Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой. Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. – дата переселения христиан из Крыма. В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы были приписаны к Бахчисарайскому Успенскому монастырю, в 1921 г. эти храмы закрыли. После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту. Свято-Анастасьевская киновия просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт.

Красивый вход в скит: на стене, сложенной из бута картины святых.

Еще фото входа в скит


Приехали в скит мы довольно поздно, внутри было совершенно темно, так что внутреннего убранства - многочисленных лампадок из бисера.

Колонна у входа в пещерный храм

Убранство потолка в ските святой Анастасии


Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Её мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям.

Вблизи пещерного г. Качи-Кальон разместился небольшой скит, принадлежащий Свято-Успенскому мужскому монастырю и названый в честь св. Анастасии Узорешительницы. Данный материал расскажет об истории его появления, а также об особенностях этого религиозного достопримечательного места.

Где находится скит в Крыму?

Скит Анастасии Узорешительницы находится в Бахчисарайском районе, неподалеку от сел Предущельное и Баштановка. По дороге в скит на вашем пути справа будет водохранилище Эгиз-Оба.

Найти на карте

История появления скита

Благодаря многочисленным археологическим исследованиям, ученым удалось точно установить, что пещерный монастырь был основан в далеком VIII веке. Это подтверждает и найденная переписка св. Стефана со св. епископом Готфии Иоанном.

В тот период православные монахи, претерпевая гонения, мигрировали из Византии в Таврику и принесли с собой историю почитания великой мученицы Анастасии Узорешительницы. С тех пор монастырь стал хранить учение Христово и историю жития мученицы для того, чтобы просвещать народы языческие.
Монастырский источник, названный в честь великой святой, притягивал все окрестные народы своей чудотворной силой и способностью исцелять людей от различных недугов.

Особо почитали монастырь святой Анастасии такие великие цари, как Борис Годунов, а также Михаил Федорович. Они, чтобы поддержать обитель, часто оказывали ей финансовую поддержку.
В 1778 году обитель, претерпевая от мусульман сильные притеснения, опустела. Все монахи и христиане были вынуждены покинуть полуостров. С ними исчезла и чудотворная икона святой небесной покровительницы монастыря.

Возрождение скита приходится на XIX век. Оно тесно связано с архиепископом Иннокентием, благословившим возродить в Крыму пещерные обители. В 1859 году заброшенную церковь восстановили, после чего к святому источнику вновь потянулись вереницы людей.

Обитель по праву можно называть многострадальной, ведь вся ее древняя история пропитана фактами гонений и преследований ее насельников.

Так, с приходом советской власти церковь, почитаемую крымским населением, решили ликвидировать. Инициировала такое решение комиссия при Президиуме ЦИК. В результате имущество монахов было конфисковано, а их дальнейшая судьба неизвестна. В те страшные годы монастырская церковь и все постройки монахов были взорваны и снесены до основания.

Во времена СССР над забытым скитом производились карьерные разработки и добывались породы, от чего пещерный храм все больше заваливался камнями. В 2005 году эта территория была объявлена официальной заповедной зоной, где категорически запрещались какие-либо карьерные разработки. Тогда братия монастыря стала разбирать образовавшиеся завалы, чтобы восстановить старый храм. Но чиновники не разрешили этого делать, аргументируя свой запрет тем, что данная территория принадлежит заказнику. Выходом из положения стало строительство нового храма в этой же штольне, только отдаленного на несколько десятков метров от старого места расположения. Сегодня это действующий храм, где регулярно проводятся богослужения.

Возрождение скита произошло в мае 2005 года. Тогда по благословению архимандрита Силуана здесь впервые зазвучала молитва и практически сразу стала формироваться община. По молитвам святой Анастасии Узорешительницы забил целебный источник воды прямо в пределах скита.
Сегодня в скиту, предполагающем пустынножительство, проживает 10 монахов во главе с игуменом Дорофеем. Каждым летом здесь поселяется не меньше 20 человек-трудников.

Особенности скита Святой Анастасии Узорешительницы

Крымский полуостров – не только известнейший курортный регион и место отдыха, это земля, где восточные славяне впервые соприкоснулись с христианством, куда еще на рубеже эпох пришла греческая христианская традиция. Один из ее признаков – широкое распространение монастырских сооружений в пещерах, по типу известного всем верующим Афонского скита. Гонимые превратностями судьбы, монахи уже в первых веках новой эры начали основывать в Крыму подобные конструкции. Их здесь так много, что еще в конце XIX столетия кто-то назвал полуостров «Русским Афоном». Среди местных известных пещерных обителей выделяется Качи-Кальон – настоящий комплекс, куда входит так называемый Скит Анастасии Узорешительницы. В Крыму это место чрезвычайно востребовано у паломников.

Где находится достопримечательность в Крыму?

Скит Святой Анастасии на карте Крыма

Исторические сведения о сакральной памятке

На полуострове Крым Скит Святой Анастасии Узорешительницы можно назвать жемчужиной православия. Название это не просто образное сравнение, оно отображает реальный облик христианской памятки, ведь ее храм полностью украшен миллионами бисеринок. Но обо всем по порядку.

В 1859 г. Иннокентий посетил целительный источник, не исчезнувший в этом месте, и освятил полуразрушенную церковь, которую вскоре восстановили. Сюда, к церкви и святому ключу, потянулись верующие и паломники. Вскоре у дороги, чуть ниже отвесных скал, воздвигли и вторую церквушку, тоже названную в честь Анастасии.

Но времена советской власти вновь принесли сюда разруху и забытье. Восстановление скита началось только в 2005 г., в первую очередь усилиями братии . Многим посещение этого крымского уголка помогает избавиться от разных недугов, кому так вообще возвращаются утраченные способности.

Чем интересен Скит Анастасии Узорешительницы?

За последнее десятилетие Скит Анастасии Узорешительницы в Крыму неузнаваемо преобразился. Его изюминка – обилие бисера внутри церкви.
Им вышиты все монастырские иконы, подставки для свеч, украшены лампадки.

Дело в том, что церковь восстанавливают в бывшей штольне по добыче извести, поэтому здесь всегда сыро и влажно. Ни штукатурка, ни краски не удержались бы в таких условиях, следовательно, первые иконы оказались вышитыми бисеринками. А дальше пошли настенные узоры, подсвечники – весь храм изнутри убрался этим незатейливым украшением.

При свете свечей бисер переливается разноцветными бликами, наполняя внутреннее пространство особым радужным свечением. Здесь строится и другой, более просторный храмовый комплекс – во имя Пресвятой Богородицы «Троеручицы». Он будет в более доступном, не таком сыром месте. Насельники скита разбили на склонах гор небольшой сад, где помимо традиционных плодовых деревьев, растет даже хурма.