Финансовые рынки на начало войны в корее. Что будет с иеной, если США нанесут удар по Северной Корее? Ядерный сценарий Корея vs США

Акции от Токио до Москвы снизились, в то время как иена выросла на фоне роста политической напряженности после того, как США произвели бомбардировки в Афганистане, а из Северной Кореи поступили официальные комментарии. Торговля была тонкой, поскольку многие рынки закрыты по всему миру в пятницу на праздники. Японский индекс Topix ограничил свою самую длинную цепочку недельных потерь за последние 15 месяцев после нанесения удара в Афганистане.

Американские военные сообщили в четверг, что сбросили на используемую боевиками "Исламского государства" в Афганистане сеть пещер и тоннелей мощнейшую неядерную бомбу из тех, что когда-либо применялись в бою, называемую "матерью всех бомб". По словам Сноудена американцы сами же финансировали строительство этих объектов военной инфраструктуры.

Иена восстановилась после снижения, а рынки акций в Азии увеличили потери после открытия, поскольку северокорейский чиновник заявил, что страна «пойдет на войну», если Америка решит ее спровоцировать. Военные действия в Афганистане произошли всего через неделю после того, как президента США Дональд Трамп санкционировал ракетные удары по Сирии в ответ на применение химического оружия против гражданских лиц. Он также заявил, что Северная Корея может провести еще одно ядерное испытание или запуск ракеты. Трамп пообещал, что США остановт ядерную программу Северной Кореи, если Китаю не удастся сдержать своего соседа. Северная Корея заявила, что Трамп «создает проблемы» своими «агрессивными» твиттами, по данным агентства Associated Press, которое процитировало интервью с заместителем министра иностранных дел КНДР Хань Сонг Рёль.

Северная Корея не будет «скрещивать наши мячи» в случае превентивного удара США, процитировало AP чиновника. Трейдеры будут следить за Корейским полуостровом в выходные. 15 апреля здесь пройдет праздник «День солнца» в память о рождении Ким Ир Сена, давно умершего в Северной Корее основателя КНДР и деда нынешнего лидера Ким Чен Ына. Это событие повышает вероятность провокационных действий со стороны государства.

Военные США, размещенные на юго-западе Японии в районе Окинавы, уже готовятся к перехвату ракет КНДР, сообщило японское телевидение со ссылкой на источники в правительстве страны. Еще во вторник вечером американские военнослужащие начали развертывание наземных установок ПРО "Patriot" PAC-3 в районе базы Корпуса морской пехоты США "Футэмма" в префектуре Окинава, а также на авиабазе Кадена. Силы самообороны Японии еще с августа прошлого года дислоцировали аналогичные установки ПРО для защиты резиденции премьер-министра Японии Сидндзо Абэ, министерства обороны, а также в префектурах Тиба и Сайтама, расположенных недалеко от Токио. В четверг Абэ, выступая в парламенте, заявил, что в настоящее время Северная Корея имеет возможности нанести по Японии ракетный удар с боеголовками, оснащенными химическими отравляющими веществами, в частности, зарином.

Как сообщил телеканалу NBC News источник в американском разведывательном сообществе, Соединенные Штаты действительно готовы нанести превентивный удар по Северной Корее, если получат данные о том, что Пхеньян ведет подготовку к проведению очередного ядерного испытания - шестого по счету. Речь идет об "упреждающем ударе с помощью обычных средств вооружения". О каком именно оружии идет речь, в статье не уточняется. Ударная группа во главе с авианосцем Carl Vinson подошла на расстояние авиационной атаки.

Как заявил журналистам глава МИД Китая Ван И, ситуация вокруг КНДР достигла такой остроты, что способна перерасти в силовую конфронтацию когда угодно. "В последнее время напряженность выросла между США и Республикой Корея с одной стороны, и КНДР с другой, и есть такое ощущение, что конфликт может случиться в любой момент", - сказал он во время совместной пресс-конференции с главой МИД Франции Жан-Марком Эро в Пекине.

"Если вспыхнет война, в результате возникнет такая ситуация, при которой все проиграют, а победителя не может быть", - отметил Ван И. Он пояснил, что любой, кто спровоцирует конфликт, "должен будет принять на себя историческую ответственность и заплатить соответствующую цену", и призвал решать проблему КНДР исключительно путем диалога.

Трейдеры также пытаются получить ясность в отношении экономических планов Трампа после его интервью WSJ в среду, в котором он назвал доллар слишком сильным, просигнализировал смягчение своей позиции в отношении валютной практики Китая и указал на возможность переназначения председателя Федеральной резервной системы Джанет Йеллен.

Данные по валовому внутреннему продукту Китая за первый квартал в понедельник также привлекут внимание. Вероятно, вторая по величине экономика мира выросла на 6,8 процента по сравнению показателем годом ранее, согласно прогнозу экономистов, опрошенных Bloomberg. Это - тот же темп, что и за предыдущие три месяца.

Прогноз в связи с войной в Северной Корее.

Уважаемые читатели! Многие из нас следят за развитием ситуации вокруг сирии и северной кореи.

Как известно, 7 апреля 2017 года с двух кораблей военно-морских сил США был нанесен удар по сирийской авиабазе 59 крылатыми ракетами томагавк по явно надуманному обвинению в химической атаке на мирное население. При этом по данным российского министерства обороны до базы долетело лишь 23 ракеты. Объективные повреждения базы весьма невелики, частично из-за того что российские военные были предупреждены американцами об ударе за 2 часа до атаки и предупредили об этом сирийцев, однако даже с учетом этого фактора повреждения объективно крайне малы, даже взлетно-посадочные полосы не повреждены.

Удар по сирийской авиабазе был нанесен во время пребывания в америке китайского рукодителя, что явно не случайность. В то же время, на Россию оказывается коллосальное давление с целью заставить её отказаться от защиты сирии.

В то же время драматические события развиваются вокруг северной кореи. Трамп угрожает применить против северной кореи военную силу, в случае если та не откажется от своей ядерного оружия. В район кореи выдвигаются авианосцы, поводные лодки и другие силы США. В то же время, Северная Корея не собирается отказываться от ядерного оружия, более того 15 апреля в день рождения Ким Чен Има северная корея собирается провести очередное испытание ядерного оружия.

Такова вкратце текущая ситуация вокруг сирии и северной кореи.

Теперь перехожу к изложению своих мыслей по поводу текущей ситуации вокруг сирии и северной кореи. А именно по поводу дальнейших планов американцев.

Что касается Сирии, то здесь основная задача Америки устранить с пути Россию. В этом случае Сирия повергнется разгрому, а Россия понесет коллосальный ущерб своей репутации как трусливая страна и ненадежный партнер. Или так запугать Россию, чтобы гарантировать невмешательство её войск, находящихся в Сирии, при массированном нападении америки на сирию, с тем же результатом - разгром Сирии и еще более сильный позор России. Однако руководство России похоже не ломается, что создает неприемлемый риск ядерной войны с ней при нападении на Сирию. Поэтому возможны новые провокации и удары о Сирии, с целью постепенного слома решимости России защищать Сирию, однако осуществляемые в небольшом масштабе и с попыткой не допустить потери среди российских военнослужащих, чтобы минимизировать риск ядерной войны. В случае непреклонной позиции России возможно будет дан приказ Украине начать массированное наступление на Донбасс, чтобы Россия увязла в войне с Украиной и вынуждена была отказаться от операции в сирии.

А вот Северную Корею никто не защищает. Сама по себе эта страна очень твердый орешек для страны такого размера, однако все же войны с ней значительно менее опасна чем с Россией. Кроме того, при ударе по Северной Корее эта страна, в отличии от Сирии практически наверняка нанесет ответный удар, что приведет к полномасштабной войне.

И что очень важно, дата ядерного испытания в Северной Корее очень близка - 15 . Именно это станет поводом для атаки на северную корею.

Учитывая все изложенное, наиболее вероятно что ближайшая большая война начнется именно в корее буквально на днях.

Попытаюсь кратко предположить план Америки связанный с войной с Северной Кореей.

15 апреля 2017 года Северная Корея проводит ядерные испытания. Это становиться поводом для Американской атаки на Северную Корею. В ответ Северная Корея наносит ответный удар по американскому флоту и базам. Начинается война между америкой и северной кореей, в которую на стороне америки вступает южная корея. Япония пытается сохранить нейтралитет, но провокации и давление Америки направлены на то, чтобы втянуть и японию в войну. Америка захватывает господство в воздухе, Северная корея пытается отвечать ракетными и артелерийскими обстрелами флота и баз америки и территории южной кореи. У Северной кореи нет шанса на победу, но и Америке трудно сломить северную корею. У Северной кореи большая, мотивированная и подготовленная сухопутная армия, хотя плохо с авиацией и ПВО, многочисленный прибрежный флот, огромное количество подземных убежищ, складов и заводов. В воздухе господствует америка, на земле главную тяжесть войны несет южная корея. Война приобретает затяжной характер, так как оккупировать или заставить капитулировать северную корею не получается.

И тут мы подходим к главным событиям войны. В какой-то момент американцы наносят массированный ядерный удар по японии и южной кореи подводными лодками с позиций около северной кореи, обвиняют в этом северную корею и тут же наносят массированный ядерный удар по северной корее, с тем чтобы мертвые северокорейцы не могли рассказать правду. Понимаю, это кажется чудовищным и невозможным, но ведь у американской элиты полностью отсутствует совесть, зато наглости и коварства хоть отбавляй,.

Кроме того, америка обвиняет китай в поддержке северной кореи и вводит запрет на экспорт из китая.

Война используется как отличный повод для обрушения гигантского пузыря на фондовом рынке Америки, что снимает с элит ответственность за это, и позволяет заранее информированном олигархам заработать на разорении лохов.

В америке вводятся новые ограничения прав и свобод, усиливается полицейский режим.

С целью обрушения рынков и ограничения прав может быть организована единичная ядерная атака на какой то населенный пункт в америке.

Большое количество беженцев пытается бежать из северной кореи. На границе с китаем китайские войска пытаются остановить беженцев, однако на небольшом участке российской границе российские пограничники не решаются стрелять в беженцев. В результате часть потока беженцев проникает и в китай и в россию.

Таким образом, цели америки в войне следующие:

  1. Нанесение ядерного удара по политическим союзникам, но экономическим конкурентам Японии и южной корее под флагом Северной кореи с дальнейшим ослаблением и подчинением этих стран.
  2. Выдворение китайских товаров с американского рынка.
  3. Повод для обрушения фондового пузыря и ограничения прав.
  4. Ликвидация независимого северокорейского государства
  5. Создание миграционного кризиса в Китае и России.

Стратегия америки может привести и к негативным последствиям для америки:

1. Северная корея, или китай и россия под флагом северной кореи могут произвести ядерную атаку на США.

2. Промышленные предприятия, принадлежащие американцам в китае, могут быть национализированы китаем, в случае введения серьезных санкции против китая.

3. Укрепится союз россии и китая.

Предлагаю всем обсудить мои мысли, изложенные выше.

Единственный вариант защиты Америка никак не сможет атаковать Северную Корею без огромных потерь Самый большой ущерб понесет Южная Корея, а также экономика США

Теперь, когда возможность войны между США и Северной Кореей зависит от одного жесткого твита или неосторожного высказывания, аналитики начали рассматривать различные сценарии этого конфликта.

Излишне говорить, что это сложная задача, так как она имеет бесчисленное множество вариантов, в том числе и потому, что многие другие страны окажутся втянутыми в такую войну.

Конечно, войны следует избегать, но уже очевидно, что полномасштабный конфликт на Корейском полуострове приведет к масштабным человеческим жертвам, но также будут и значительные экономические последствия.

Угроза применения ядерного оружия в современном мире кажется абсолютно неприемлемым и даже глупым шагом, но Ким Чен Ын и Северная Корея – это "темная лошадка" для мировой общественности, поэтому такой вариант рассматривается в качестве вполне реального.

При этом пока речь идет исключительно об ударе по базе на острове Гуам. На самом деле, на этом острове располагаются две базы, а общая численность персонала составляет 7 тыс. человек. Фактически это американский плацдарм для возможной атаки на КНДР, поэтому неудивительно, что в Пхеньяне так сильно испугались повышения активности авиации США в этом районе.

Кроме того, ядерный упреждающий удар – это единственный шанс для КНДР защитить себя от угрозы со стороны Америки.

С формальной точки зрения Северная Корея – это милитаризованная нация. С населением более 25 млн человек только общая численность военного персонала составляет 6,445 млн, из которых 945 тыс. являются активными, а 5,5 млн человек находятся в резерве. Согласно данным GlobalFirepower.com у КНДР есть 944 различных типов военных самолетов и вертолетов, из которых к атакующим можно отнести почти 600. Танков насчитывается более 5 тыс. Также Пхеньян располагает достаточно масштабных флотом, хотя его силы сосредоточены на патрульных кораблях. Но также есть 13 кораблей и 76 различных подводных лодок.

Но все это оказывается совершенно неважным, так как на поддержку всей этой армии требуется около 15 тыс. баррелей топлива в день. Северная Корея в день производит только 100 баррелей, а доказанные запасы остаются неизвестными. Маловероятно, что они значительны. В случае начала реальной наземной войны никто не рискнет поставлять в КНДР топливо, а это означает, что вся эта армия будет стоять мертвым грузом. Да, топливо можно накопить, но для ведения одного дня войны потребуется копить более года, а если сюда добавить гражданское потребление, то срок значительно увеличивается.

То есть для Пхеньяна использование ядерного оружия является единственным возможным ответом на угрозу со стороны США.

Могут ли США нанести "хирургический удар"?

В теории американские военные могли бы провести один или серию быстрых и точных ударов, чтобы лишить КНДР возможности использования своего разрушительного и опасного оружия, но это вряд ли получится.

Ракетные установки и ядерные объекты рассеяны по территории страны, они скрываются в горной местности.

И если этот "хирургический удар" не удастся, то под угрозой будут жизни 10 млн человек в Сеуле, 38 млн человек в окрестностях Токио и десятки тысяч военнослужащих США в Северо-Восточной Азии. При этом, даже если США уничтожат все ядерное оружие, Сеул останется уязвим для атак артиллерии Северной Кореи.

И в КНДР любой атаку, даже небольшую, будут рассматривать как полноценную войну, поэтому отвечать будут с полной силой.

В этом случае США должны сигнализировать КНДР и Китаю, главному торговому союзнику Пхеньяна, о том, что не намерены атаковать Северную Корею.

Попытается ли Вашингтон сменить режим в КНДР?

Смена режима – это любимый прием США, особенно если нельзя вести войну. Но кто-нибудь слышал о северокорейской оппозиции? Да, многие надеялись на то, что Ким Чен Ын, знакомый с западными ценностями, сделает страну более открытой, но этого не произошло.

Очевидно, что он не собирается покидать свой пост, как и не будут делать это другие правящие элиты.

Кроме того, Китай, опасаясь как кризиса беженцев, так и войск США на его границе, скорее всего, будет стремиться поддерживать существующий режим.

США не решатся на полномасштабную войну

Для того чтобы быстро уничтожить артиллерию Северной Кореи, а также не дать использовать ракетное и ядерное оружие, потребуется полномасштабное вторжение.

Но для этого необходимо постепенно наращивать огневую мощь, и это будет очевидно для всех. Подобные действия могут побудить Северную Корею нанести упреждающий удар. Поэтому сейчас эксперты говорят, что войны между США и КНДР не будет, поскольку это полное безумие, в том числе при анализе затрат и результатов.

Многие аналитики отмечают, что необходимо срочно начинать переговоры, чтобы предотвратить ухудшение ситуации, так как необходимо не дать Северной Кореи получить термоядерное оружие или более совершенные твердотопливные ракеты.

Экономические последствия войны

Генсек ООН обеспокоен ситуацией вокруг Северной Кореи и выступает за дипломатическое урегулирование. Об этом заявил его официальный представитель - Стеффан Дюжаррик. Сейчас в Совете Безопасности ООН идет заседание в закрытом режиме.Обычные силы Северной Кореи, которые включают в себя 700 тыс. человек под оружием и десятки тысяч артиллерийских орудий, могут нанести огромный ущерб южнокорейской экономике.

Если речь идет о ядерном ударе, последствия будут еще хуже.

Многие из основных целей в Южной Корее расположены недалеко от границы с Северной Кореей. Сеул, на который приходится примерно пятая часть населения и экономики страны, находится всего в 35 милях от северокорейской границы и станет главной целью.

Опыт прошлых военных конфликтов показывает, насколько большие последствия могут возникнуть для экономики. Война в Сирии привела к 60-процентному падению страны. Однако самым разрушительным военным конфликтом со времен Второй мировой войны была корейская война (1950-53), которая привела к смерти 1,2 млн человек в Южной Кореи, а ВВП рухнул более чем на 80%.

На долю Южной Кореи приходится около 2% мирового объема производства. 50-процентное падение южнокорейского ВВП прямо уничтожило бы 1% от глобального ВВП. Но также стоит рассмотреть косвенные последствия. Главным из них является срыв глобальных цепочек поставок, которые стали более уязвимыми благодаря внедрению систем доставки «точно в срок».

В 2011 г., после наводнения в Таиланде, еще несколько месяцев некоторые заводы осуществляли поставки с задержками.

Влияние войны в Корее было бы намного сильнее. Южная Корея экспортирует в три раза больше промежуточных продуктов, чем Таиланд. В частности, Южная Корея является крупнейшим производителем жидкокристаллических дисплеев в мире (40% мирового объема) и вторым по величине производителем полупроводников (17% рынка). Он также является ключевым производителем автомобилей и является родиной для трех крупнейших судостроителей в мире.

В результате, дефицит отдельных товаров наблюдался во всем мире в течение длительного времени. Так, например, для создания полупроводниковой фабрики с нуля требуется около двух лет.

Влияние войны на экономику США, вероятно, будет значительным. На своем пике в 1952 году правительство США тратило 4,2% своего ВВП, борясь с корейской войной. Общая стоимость второй войны в Персидском заливе (2003 г.) и ее последствия оценивается в 1 трлн долл. США (5% от ВВП США за один год). Длительная война в Корее значительно подстегнет федеральный долг США.

Реконструкция после войны была бы дорогостоящей. Необходимо будет перестроить инфраструктуру. Массивные запасные мощности в сталелитейной, алюминиевой и цементной промышленности в Китае означают, что реконструкция вряд ли будет инфляционной, и вместо этого должна стать стимулом для глобального спроса.

США, ключевой союзник Южной Кореи, вероятно, возьмут на себя значительную часть расходов. США потратили около 170 млрд долларов на реконструкцию после самых последних войн в Афганистане и Ираке. Экономика Южной Кореи примерно в 30 раз больше, чем эти две экономики. Если бы США потратили пропорционально столько же на восстановление в Корее, как это было в Ираке и Афганистане, это добавило бы еще 30% ВВП к национальному долгу Америки.

Южная Корея является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 1960-2010 ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос в 25 раз и сегодня составляет 36,6 тыс. долл. Сейчас Корея — высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного дирижизма — вмешательства государства в экономику. Александр Жолудь внимательно изучил современную экономическую историю Кореи и нашел ответ на вопрос, действительно ли государственное вмешательство так полезно для экономики.

Республика Корея, или как чаще ее называют после Корейской войны 1950-53 гг., Южная Корея, является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 50 лет (1960-2010) ВВП на душу населения в постоянных ценах (то есть исключив инфляцию) по паритету покупательной способности (ППС) вырос в 25 раз. Страна, которая начинала на одном уровне с тогдашним Китаем , на сегодня имеет ВВП по ППС 36,6 тыс. долл.

Рис. 1. ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года, Северная и Южная Кореи, 1950-2008

Такой значительный и длительный рост безусловно вызвал интерес экономистов. Это может показаться странным широкой общественности, но сегодня в экономической среде нет консенсуса относительно того, что именно помогло Корее достичь подобных успехов. Целью этой статьи является попытка описания факторов и политик, которые повлияли на развитие корейской экономики, и возможные уроки для Украины.

Развитие экономики Кореи обычно делят на 3 периода: импортозамещение, экспортоориентированность, индустриализация.

Первый период, 1953-1961: «импортозамещение»

После окончания войны южная Корея была беднее большинства стран Африки, не говоря уже о Европе. Большинство капитала и земель до независимости были в собственности японских колонизаторов. Эти активы были конфискованы в пользу государства и приватизированы после окончания Второй мировой войны, часто покупателями были мощные родственные группы со связями. Первой попыткой запуска экономического роста была популярная на тот момент идея импортозамещения — «самодостаточности» экономики. Для ее реализации правительство ввело высокие (до 77% цены) импортные тарифы, импортеры должны были получить специальное разрешение на ввоз продукции, одновременно существовало несколько обменных курсов. Эта политика дала нажиться ряду приближенных к власти бизнесменов, которые позже сформировали «родственные корпорации» или чеболи, но как политика она была провальной — средние темпы роста в это время были на уровне 5,5%, что очень мало для страны, которая восстанавливается после войны. Не помогла даже безвозвратная финансовая, техническая и гуманитарная помощь от США, которая составляла до 10% ВВП Кореи в год — с 1954 по 1960 годы в среднем свыше двух третей ежегодного импорта финансировались помощью США. В 1960 году происходят очередные президентские (и вице-президентские) выборы, в которых с большим отрывом побеждает 85-летний президент Ли Сын Ман. Выборы проходили со значительными нарушениями и вызвали массовые студенческие протесты (армия открыла огонь по протестующим, убив 180 и ранив тысячи гражданских), что привело к свержению режима Ли Сын Мана. Результатом была кратковременная «вторая корейская республика», которую менее чем за год свергла военная хунта во главе с Пак Чон Хи, который возглавил страну.

Второй период, 1962-1972: «экспортоориентированность»

Пак Чон Хи был непримиримым противником коммунизма, что не помешало ему активно внедрять государственное вмешательство в экономику, создание и осуществление пятилеток и незаконное преследование политических оппонентов. На первом этапе он попытался проводить активную борьбу с коррупцией и бизнесменами, приближенными к предыдущей власти, однако до каких-либо значительных «посадок» не дошло, а связь между крупным бизнесом и властью только усилилась. От провальной политики импортозамещения перешли к ориентации на экспорт.

Рис. 2. Строительство, с/х и перерабатывающая промышленность, доли добавленной стоимости,%

Очень важно понимать геополитическую ситуацию начала 60-х годов: Корея улучшает отношения с бывшим колонизатором — Японией (Япония выплачивает многомиллионные компенсации) и в обмен на военную и политическую поддержку действий США во Вьетнаме получает доступ к закупкам, которые осуществляли США для ведения кампании. Например, по оценке Kim (цитируется по , оригинальная статья 1970 недоступна онлайн), доходы Кореи от контрактов, связанных с войной во Вьетнаме, составили в 1967 году 185 млн долл. или около 4% ВВП страны за этот год.

Закупки не только предоставляли валюту для приобретения современного импортного оборудования, но и создавали гарантированный рынок сбыта и помогали получить навыки, которые потом можно было использовать в других проектах. По данным Glassman and Choi , 21% строительных работ в 1965-1969 было произведено по заказу США. Проекты строились гражданскими компаниями в составе чеболов. Например, Хюндай строил дорогу Паттан-Наратхиват в Таиланде в 1965 году, по которой должны были поставляться войска и припасы во Вьетнам. В результате, источником от 40% до 60% валового накопления основного капитала (ВНОК) были контракты публичных закупок со стороны США и финансовая и гуманитарная помощь США в конце 1960-х годов.

Новое правительство продолжило активно вмешиваться в экономику, но изменило акценты этого вмешательства. Тарифы на импорт были снижены, зато бизнесы, выполнявшие установленные экспортные квоты, получали доступ к субсидированным кредитам и другим преимуществам. До 1967 года существовал перечень разрешенных товаров для импорта (остальные — запрещены. Их можно было ввозить только при наличии спецразрешения и были ограничения по покупке твердой валюты на эти цели), но под внешним давлением с 1967 года правительство изменило политику на обратную — перечень запрещенных товаров.

Кредиты экспортерам выдавали как иностранные банки под госгарантии, так и государство через ренационализованные банки. Основное развитие промышленности шло через трудоемкие производства, которые могли привлекать рабочую силу из сельского хозяйства. Если в 1963 году в с/х производилось 43,1% ВВП и было занято 63,4% рабочей силы, то в 1970 эти показатели ссоставляли 26,7% и 50,4% соответственно . Стимулирование экспорта было успешным как в абсолютном, так и в относительном измерениях: рост экспорта с 55 млн долл. в 1962 (2,4% ВВП) до 1,6 млрд долл. в 1972 (15% ВВП). Структура экспорта сместилась с с/х продуктов и минералов на товары легкой промышленности — тройку товаров-лидеров в экспорте В 1970 году составили текстиль (40,8% экспорта), фанера (11%) и парики (10,8%). В целом трудоемкие товары легкой промышленности составляли более 70% экспорта — то есть страна в полном соответствии с классической теорией международной торговли использовала свое конкурентное преимущество. Основными торговыми партнерами Кореи были США (47,3%) и Япония (28,1%).

Рис. 3. Чистый экспорт как процент ВВП

Экспорт рос очень высокими темпами — в 1963-1969 годах средний ежегодный прирост был на уровне 35% , в то время как импорт рос в среднем на 22% ежегодно. Вместе с тем следует заметить, что весь этот период чистый экспорт оставался отрицательным со средним уровнем в -6,9% ВВП в 1962-1971. Поддержание такого постоянного и значительного внешнеторгового дефицита требовало притока внешнего капитала — сначала финансовой помощи, затем — инвестиций и долга.

Из-за того, что для получения большинства государственных стимулов необходимо было иметь значительные объемы производства и экспорта, происходила концентрация бизнеса и развитие чеболов. Кредитная поддержка правительства не всегда была успешной, что часто требовало затрат дополнительных ресурсов на спасение провальных проектов. Для генерации доходов для обеспечения таких расходов правительство оказывало успешным компаниям защиту путем ограничения входа на рынок новых участников. 4 попытки изменить законодательство в пользу дерегуляции и конкуренции в этот период потерпели неудачу.

В 1960-е годы корейские фирмы активно делали инвестиции в новые активы — темпы роста валового накопления основного капитала выросли с 10,5% в год в первой половине десятилетия до 33,2% во второй. Компаниям не хватало собственных средств на такие инвестиции и они активно наращивали долги — отношение собственного капитала (net worth) к активам упало с 51,6% в 1965 году до 23,3% в 1970, появилась большая доля компаний, которые имели положительный cash flow, но критически зависели от продолжения кредитных линий и обращения собственных векселей. Когда компаниям не были доступны банковские кредиты, они занимали на внутреннем нерегулируемом финансовом рынке ,часто под значительные проценты.

Третий период, 1973-1979: «развитие тяжелой и химической промышленности»

В июле 1971 Федерация корейской промышленности (представитель интересов крупных компаний), обратилась к президенту Паку с просьбой выкупа государством долгов проблемных компаний. Последней каплей в накоплении проблем была 17-процентная девальвация национальной валюты в предыдущем месяце, которая привела к росту стоимости обслуживания валютных кредитов. Рассматривалась возможность банкротства таких фирм, но из-за опасений остановки внешних инвестиций в случае громких банкротств был избран возможно более дорогой, но более политически приемлемый вариант. Прошло чуть больше года, и правительство издало указ (т.н. Указ 3-го августа ), которым все старые долги компаний перед нерегулируемым финансовым рынком были заменены на долг по единой ставке (1,35% в месяц), который необходимо было выплачивать 5 лет после первоначального трехлетнего периода без выплат. Краткосрочные долги перед банковской системой были заменены на унифицированный долг (8% годовых, 3 года льготного периода, 5 лет выплат). Реальные процентные ставки были практически нулевыми или отрицательными — годовая инфляция в 1971-1974 годах составляла соответственно 13,5%, 11,7%, 3,2% и 24,3%.

Рис. 4. Валовое накопление основного капитала как % ВВП

Итак, произошло перераспределение стоимости в пользу заемщиков за счет формального и неформального финансового сектора, от которого выиграл прежде всего большой бизнес, в то время как малый и средний были в значительной мере ограничены в возможностях получения кредитов. Однако и крупному бизнесу это принесло лишь временное облегчение — уменьшение кредитных выплат привело к оппортунистическому наращиванию новых долгов.

Кроме прямой кредитной поддержки крупного бизнеса правительство ввело мораторий на обслуживание долга компаний перед неофициальным финансовыми рынками. У компаний, которые не желали направлять инвестиции в избранные государством отрасли, не только исчезал доступ к финансированию (банковская система находилась под контролем правительства), но и возникали проблемы с налоговой и ограничения на получение лицензий, что закрывало для них доступ на перспективные рынки. Многие компании создали избыточные производственные мощности, которые не могли использовать из-за отсутствия спроса на соответствующие товары.

В января 1973 г. Пак Чон Хи объявил «декларацию о развитии тяжелой и химической промышленности» (англ. Heavy and Chemical Industry, HCI). 1970-е были пиком государственного вмешательства в деятельность корпораций. До этого стимулирования экспорта не выбирало виды промышленной деятельности, которые надо поддерживать. Переход к прямой поддержке отраслей был следствием трех основных факторов (по Anne O. Krueger (1995) ):

1) уменьшение военного присутствия США, вызвавшее необходимость в развитии собственного ВПК;

2) рост зарплат из-за общего роста экономики, которое сделало трудоемкий экспорт менее конкурентным. Рост стран-соседей с похожими трудоемкими производствами;

3) наличие большого дефицита текущего счета платежного баланса, несмотря на стимулирование экспорта, в том числе из-за использования импортных ресурсов в производстве.

Сокращение финансовой поддержки со стороны США означало, что внешнеторговый дефицит необходимо срочно сокращать, потому что исчезал источник его финансирования.

Рис. 5 Темпы роста реального ВВП,% годовых

Происходило создание государственных промышленных предприятий, одним из самых известных примеров которых является POSCO (Pohang Iron and Steel Company) — металлургический завод, построенный на средства, предоставленные Японией в рамках программы взаимопонимания между бывшими метрополией и колонией. Соглашение о кредите, финансовой и технической помощи было подписано в 1969 году, выпуск стали начался в 1972 Предприятие было приватизировано в конце 1990-х, и на сегодня это четвертый крупнейший производитель стали в мире.

В этот период ВВП Кореи рос быстрее (11% в год в 1973-1979 гг. против 9,6% в 1963-1972), хотя оппоненты вмешательства государства отмечают, что основной рост был вызван общим экспортным направлением экономики и притоком прямых иностранных инвестиций и его темпы могли бы быть выше без вмешательства государства. Необходимо отметить, что в 1980 году произошло первое падение ВВП за почти тридцать лет. На это безусловно повлияло убийство Пак Чон Хи и второй нефтяной шок, но замедление было очевидным и до этих событий.

1979-2017: устранение ошибок

В 1979 году состоялся ряд событий, которые вызвали кризис и заставили правительство двигаться от поддержки конкретных компаний к созданию более равных условий — процесс, который продолжается до сих пор. Во-первых, состоялся второй нефтяной шок, который нанес удар по химической промышленности — одной из отраслей со значительной государственной поддержкой. Во-вторых, ускорение инфляции до 18,3% в 1979 и 28,7% в 1980 из-за большого бюджетного и внешнеторгового дефицитов и искажение цен государственной политикой привели к дефициту многих потребительских товаров. В-третьих, 26 октября 1979 было совершено успешное покушение на президента Пак Чон Хи, диктатора, который практически единолично решал тактические и стратегические вопросы развития экономики. В-четвертых, из-за засухи в 1980 году был очень плохой урожай, ВВП впервые с 1953 года продемонстрировал падение — на 1,7%.

К власти пришла очередная группа военных во главе с Чон Ду Хван, которая, опасаясь восстановления военного конфликта с Северной Кореей, ввела чрезвычайное положение. В ответ участились протестные выступления студентов и рядовых граждан против политической диктатуры и засилья чеболов — например, восстание в Кванджу в мае 1980 года, подавленное армией, в результате которого погибло более полутора сотен человек. Начались протесты профсоюзов. Протестующие достигнут успеха лишь в 1996, когда бывший президент Чон Ду Хван будет осужден на пожизненный срок в частности за чрезмерное использование силы в подавлении протестов.

К началу 1980-х уровень ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года в Корее был примерно такой, как в современной Украине. Советники Чон Ду Хвана объяснили бесперспективность продолжения политики активного вмешательства государства в экономику — Корея на тот момент уже приблизилась к технологическому фронтиру, а ее экономика усложнилась настолько, что предсказать успешность того или иного вмешательства стало практически невозможно. Поэтому состоялась постепенная экономическая либерализация. Она не помешала дальнейшему экономическому росту — с 1981 по 1997 (год Азиатского финансового кризиса) — среднегодовой ВВП рос на 9,1%. Импортные пошлины были снижены, новые государственные проекты в промышленности не запускались, бизнес получил более равный доступ к кредитам.

Однако, как стало понятно особенно после азиатского кризиса 1997 года, у страны остались значительные структурные дисбалансы. Банковская система до сих пор имеет проблемы со значительными объемами кредитов, выданных под давлением властей крупным корпорациям, некоторые из которых (например., Деу) — обанкротились. Руководство чеболов обвиняют во взяточничестве, финансовых махинациях, уклонении от уплаты налогов и влиянии на власть — в последние годы подобные судебные приговоры вынесены руководителям таких крупных компаний как Samsung, СК, Хюндай, Хангва и Лотте. В то же время главы крупных чеболов после осуждения получают амнистию — как это было с Ли Кун-хи (Самсунг) или Чонг Монг-ку (Хюндай). В конце 2016 объявлен импичмент первому президенту-женщине Пак Кин Хе по обвинению в коррупции.

1953-1979: три декады государственного вмешательства

Имела ли такая политика положительное влияние на экономический рост — нет единого мнения. Большинство соглашается, что на этапе импортозамещения вмешательство имело негативное влияние, о чем свидетельствуют умеренные темпы роста ВВП несмотря на массированную финансовую внешнюю помощь. Государственные ограничения на импорт не дали ни прямого эффекта уменьшения внешнеторгового дефицита, ни существенного роста промышленности. Ситуация изменилась только при переориентации на внешнюю экспансию.

Периоды экспортоориентации и развития тяжелой промышленности являются схожими в том смысле, что в обоих периодах было активное вмешательство государства, но они существенно отличаются механизмами такого вмешательства. В первом случае любой экспортер получал доступ к преференциям за выполнение установленных экспортных планов — кредитам с низкой ставкой, твердой валюте, налоговым льготам и тому подобное. Поэтому развитие отраслей происходило по рыночным законам — страна специализировалась на товарах легкой промышленности, в которых имела конкурентное преимущество — дешевую рабочую силу. Когда же государство взялось за развитие тяжелой и химической промышленности, главной целью было не получение максимальной прибыли, а обороноспособность страны. Поэтому применялась политика прямой поддержки конкретных производств и предприятий — правительство устанавливало для них цены ниже рыночных на материалы, направляло инженеров и другую квалифицированную рабочую силу. Это привело к введению контроля и над потребительскими ценами, появлению дефицита потребительских товаров и черного рынка, а в конце концов замедлению экономического и экспортного роста.

Стоит заметить, что разделение на лагеря по точке зрения на роль государства в развитии Кореи совсем не отражает разделение по экономическим школами или национальности авторов. Так, ярким пропонентом роли государства в развитии Кореи была Alice Amsden со своей книгой Asia’s Next Giant: South Korea и даже в какой-то степени представители Всемирного банка (исследование приветствует вмешательство государства только в случаях, где есть проблемы для рынка, например, асимметричная информация при кредитовании, проблемы достижения экономии на масштабах при конкуренции и т.д.). Оппоненты отмечали, что при расчете по имеющимся мировым ценам производительность тяжелой и химической отраслей осталась ниже производительности легкой промышленности, развитие которой сдерживалось в 1970-е (Yoo Jung-ho, 1990 ), импорт странами ОЭСР из Кореи вырос в 1970-е меньше, чем из Тайваня, который имел схожую структуру экспорта, но не осуществлял значительного государственного вмешательства в этот период. Безусловной сложностью оценки является отсутствие совершенного «контрольного варианта» с которым можно было бы сравнить Корею. Все контр-исторические оценки базируются на тех или иных предположениях, которые невозможно однозначно доказать.

В целом за весь период можно выделить такие факторы, оказавшие значительное влияние на развитие экономики Кореи:

Обычно экономисты выделяют два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Первый заключается в увеличении количества используемых ресурсов — капитала, рабочей силы и т.п. Второй означает более эффективное использование имеющихся ресурсов. Европейские страны и Северная Америка развивались преимущественно за счет интенсивного роста — появления новых, более эффективных технологий. В то же время, СССР периода индустриализации был наглядным примером экстенсивного роста — за счет вытеснения людей на работу в промышленности городов (в частности карточной системой), выжимания частных сбережений (работа Торгсин по покупке золота во время Голодомора), принудительные сбережения и покупка западных заводов и другого современного капитала. Проблема с экстенсивным ростом в том, что в определенный момент ресурсы заканчиваются. Так, можно удвоить рабочую силу, привлекая женщин к производству, улучшить ее качество программами ликбеза и образования, однако вряд ли можно ожидать привлечения всех — от младенцев до пожилых людей — к производству или обучение всех до уровня кандидатов или докторов наук. Именно поэтому после исчерпания ресурсов рост в СССР значительно замедлился, что и привело в конечном итоге к падению советской империи.

В 1970-1980-е годы значительная часть западных экономистов считала «Восточные экономические чуда» результатом повторения западного пути, то есть роста эффективности. Однако в 1990-х, после остановки экономического роста Японии и финансовых проблем Кореи, стало доминировать мнение, что их успех был результатом благоприятных условий (в том числе политических) внешней торговли, в сочетании со значительной мобилизацией ресурсов. Так же, как и в СССР, такая мобилизация позволяет временно иметь значительные темпы экономического роста просто за счет наращивания факторов производства.

Уроки для Украины

Украина вряд ли сможет напрямую скопировать опыт Южной Кореи в силу ряда экономических и политических ограничений:

  • Отсутствие резерва рабочей силы. Нет значительного количества молодежи, которая бы из менее производительного сельского хозяйства переходила в промышленность. Маловероятным является то, что молодежь согласится работать по 10-12 часов в день за незначительную зарплату. В Корее в 1980 году (то есть по истечении значительного прямого государственного вмешательства) в с/х были занято 34% всех работающих, в 1963 их было 63,4%; в Украине в 2012-2015 годах этот показатель составлял в среднем 17,3%.
  • Значительный уровень бюджетных расходов на социальную защиту, требует значительной налоговой нагрузки. В случае предоставления преференций отраслям и фирмам нагрузки на остальную экономику только возрастут. Старение населения потребует дополнительного повышения социальных и медицинских расходов.
  • Низкий уровень сбережений и низкая вероятность принудительной мобилизации средств
  • Отсутствие значительной внешней поддержки — корейская экономика находилась во внешнеторговом дефиците с 1953 по 1997 год за счет помощи США и Японии в 1950-1960-е и ПИИ и кредитов в более поздний период, а также содействия доступу на рынки США и Японии.
  • Политическая неприемлемость диктатуры и дальнейшего сращивания государства и крупного бизнеса.

Примечания:

Около 1000 долл. ВВП на человека. Для сравнения — ВВП на душу населения по ППС в Украине в 2015 году составил почти 8000 долл.
Американцы сначала поставили высокие требования на продажу конфискованных японских активов, и немногие корейские граждане отвечали этим требованиям, поэтому собственность перешла к новому корейскому правительству. Правительство сначала выставило банки на продажу в 1954 году с рядом положений для предотвращения продажи по сверхнизкой цене с ограничениями на источник средств, однако предложений не поступило. Правительство резко ослабило требования. Используя политические связи, крупные промышленные капиталисты занимали деньги у банков, чтобы купить эти самые банки. Когда приватизация была завершена в 1957 году, все коммерческие банки находились под контролем промышленных капиталистов. Согласно одному из исследований, доля инсайдерских кредитов таких банков превышала 50 процентов. Покупатели активно финансово поддержали Либеральную партию президента Ли Сын Ман. (по работе Phillip Wonhyuk Lim «Path Dependence in Action: The Rise and Fall of the Korean Model of Economic Development» )
Кроме коммерческих банков и «депозитных банков» под контролем государства, существовал значительный внутренний нерегулируемый рынок, который оказывал прежде всего краткосрочные ссуды. На 1972 год объем кредитов нерегулируемого рынка составил 346 млрд вон, коммерческих банков — 646 млрд и депозитных банков — 823 млрд (см стр. 166 книги Financial Development in Korea, 1945-1978 ).
Он был основан только в 1988 году. До этого действовали фонды для госслужащих и военных, но они покрывали незначительную часть населения .

VoxUkraine - уникальный контент, который стоит прочесть. Подписывайтесь на нашу e-mail рассылку, читайте нас в

Полномасштабное вооруженное противостояние может разгореться лишь при условии, что США решат ликвидировать северокорейский ядерный потенциал, невзирая на угрозу атомной войны. При таком развитии событий дело не ограничится азиатским регионом, а это может привести к самым трагическим последствиям.

От конфликта в КНДР пострадают в первую очередь Китай, Япония и Южная Корея, на долю которых приходится более трети от общего объема мировых поставок сырой нефти, перевозимых по морю. Также следует учесть, что эти три страны перерабатывают около двух третей всей нефти на территории Азии. И прекращение поставок сырой нефти из Северной Кореи нанесет серьезный удар по глобальным нефтяным рынкам.

Если конфликт между Северной Кореей и соседними странами перейдет в фазу открытого военного противостояния, то в зоне риска окажется половина китайской добычи нефти. Рост напряженности станет причиной того, что работа более 50% китайских нефтеперерабатывающих заводов будет приостановлена. В Китае добывается почти 4 млн. баррелей сырой нефти в сутки, и около 40% от этого объема приходится на Северо-Китайский бассейн. Следует отметить, что одно из нефтяных месторождений расположено всего в 200 км от границы с КНДР. При дальнейшем ухудшении ситуации Китай будет вынужден впервые прибегнуть к собственным стратегическим запасам нефти, которые были созданы несколько лет назад.

Аналогичный «запас прочности» есть и у Южной Кореи с Японией: их внутренних нефтяных резервов хватит на то, чтобы покрывать возникший дефицит в течение трех месяцев. Помимо этого, Япония сможет компенсировать нехватку импортного газа и нефти, если снова начнет использовать ядерные генераторы.

Как правило, в преддверии глобальных военных конфликтов нефтяные котировки начинают неуклонно ползти вверх. Чем более нестабильна ситуация в мире, тем дороже, как правило, становится «черное золото». Помимо всего прочего, Северная Корея – один из крупнейших экспортеров угля. Объемы экспорта в прошлом году составили около 25 млн. тонн, а выручка от поставок угля превысила 1 млрд. долларов. Если экспорт из КНДР прекратится, это положительно отразится на мировых ценах на уголь, а российские угольщики смогут воспользоваться ситуацией, заместив объемы Северной Кореи своими поставками».


Кроме того, в ближайшее время могут вырасти объемы поставок сжиженного природного газа в Японию, поскольку эта страна нуждается в стратегических запасах голубого топлива. Газ, поставляемый в зону активных военных действий, вырастет в цене: чем сложнее обстановка в регионе, тем выше «премия за риск». Если Россия не будет принимать прямого участия в конфликте с Северной Кореей, то дальнейшая эскалация этого противостояния может положительно отразиться на российской экономике. Мы говорим, прежде всего, об энергетических отраслях: наибольшую выгоду из сложившейся ситуации смогут извлечь российские компании, занимающиеся экспортом угля, нефти и газа.

Если события в Северной Корее будут развиваться по наихудшему сценарию, от этого пострадают в первую очередь два главных потребителя энергоресурсов в регионе – Южная Корея и Япония. Кроме того, военный конфликт в КНДР может негативно сказаться на взаимоотношениях США и Китая, от которых зависит баланс между производством и поставками топлива во всем мире. Сырьевой рынок будет в большей степени реагировать на то, как северокорейское противостояние повлияет на мировую экономику в целом. В данном случае речь не идет о возможной потере столь значительных объемов ресурсов, как в ситуации, скажем, с Ближним Востоком. Поэтому не стоит однозначно утверждать, что из-за военных действий в КНДР к цене на нефть добавится так называемая военная премия.

Прогнозируя дальнейшее развитие событий, также стоит рассмотреть вариант, при котором конфликт КНДР с окружающими ее странами не выйдет за пределы азиатского региона. Однако если верить недавним заявлениям Трампа, США готовы нанести по Северной Корее мощнейший ракетный удар. В этом случае Пхеньян будет атаковать американскую военно-морскую базу, расположенную на острове Гуам.

Хотя не стоит делать какие-либо прогнозы, исходя из того, что северокорейский конфликт якобы ограничивается участием лишь нескольких соседних стран. Настоящая полномасштабная война в регионе может разгореться лишь при условии, что в конфликте примут участие США, которые сочтут необходимым во что бы то ни стало уничтожить ядерное оружие, которым располагает КНДР. Беда в том, что некоторым безрассудным политикам кажется, будто противостояние не выйдет за пределы азиатского региона. Это крайне опасное заблуждение, из-за которого мир может оказаться на пороге ядерной войны. Рассуждать в данной ситуации о том, как повлияет война с КНДР на нефтяные котировки – просто аморально. Нефть нужна только живым.

На сегодняшний день корейский кризис существенно не отразился на состоянии сырьевых рынков. Это происходит главным образом потому, что ситуация пока не выходит за рамки политического кризиса. Уровень напряженности в регионе остается достаточно высоким, но обоюдные ракетные удары существуют лишь в словесных угрозах, которыми обмениваются американские и корейские политики. Наиболее значимый фактор, на который реагируют сырьевые рынки - баланс между поставками и спросом, но пока нет явной угрозы, что он будет нарушен. Евросоюз и США могут сколько угодно призывать к ужесточению санкций против Пхеньяна, но реальное влияние на КНДР есть лишь у Китая с Россией. Пока они не предпринимают никаких активных действий, поэтому на рынках царит относительное затишье.

В итоге потенциальное обострение военного конфликта в Северной Корее может и не отразиться на нефтяных котировках. Цены на нефть могут как расти, так и падать, и ориентироваться следует прежде всего на то, каким образом формируется глобальный баланс поставок. К примеру, из-за урагана «Харви» серьезно пострадали нефтеперерабатывающие предприятия в США, в результате чего объемы экспортной нефти выросли, а это в конечном итоге повлияло на мировые цены.