Храм косьмы и дамиана в шубине расписание. Контакты. Храм имеет три алтаря

Путеводитель по архитектурным стилям

Название она получила по располагавшемуся здесь в XIV веке двору воеводы Иакинфия Шубы. Но есть версия, что в этих местах жили шубники или скорняки.

Историки полагают, что храм святых бессребреников Космы и Дамиана не мог уцелеть в пожаре 1812 года. Документы говорят об обратном: хотя у его стен наполеоновские солдаты расстреляли обвиненных в поджогах москвичей, саму святыню они не тронули. Но после войны барочную церковь все равно перестроили в стиле классицизм.

В 1910–1920-х годах регентом храма был композитор духовной музыки Павел Чесноков. Видимо, он отпевал 21 марта 1916 года живописца В.И. Сурикова, скончавшегося в соседнем здании гостиницы «Дрезден».

В 1920-х годах храм закрыли, а в 1933 разрушили колокольню до первого яруса.

Что есть что в церкви

В здании церкви в Шубине устроили хранилище Библиотеки иностранной литературы. Это спасло храм, хотя на его месте хотели построить жилой дом.

Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине частично отреставрировали в 1970-е годы. Тогда стало известно, что в интерьере сохранились фрагменты живописи XVIII-XIX столетий. В 1991 году в храме возобновились богослужения, а в 2003 восстановили колокольню. Восемь ее колоколов, которые отлили на средства почетных жителей города, утрачены, но на заводе ЗИЛ изготовили новые.

Город Москва Конфессия Русская православная церковь Епархия Московская городская епархия Благочиние Сретенское благочиние Строительство - годы Храм Косьмы и Дамиана в Шубине на Викискладе

Координаты : 55°45′42.15″ с. ш. 37°36′41.95″ в. д.  /  55.761708° с. ш. 37.611653° в. д. (G) (O) (Я) 55.761708 , 37.611653

Храм свв. бессребр. и чудотворцев Косьмы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине - православный храм, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви . Находится по адресу Столешников переулок , дом 2.

История храма

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине находится в самом начале Столешникова пер. недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому .

«Шубниками» предположительно называли местность, населенную скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского . В XVIII веке часть совр. Столешникова пер. от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский пер. по наименованию церкви.

Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике под 1368 годом , где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

В архивных документах упоминание о храме впервые встречается встречается в 1625 году . В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.

Святыни храма

  • Икона свв. бесср. Космы и Дамиана.
  • Страстная икона Божьей Матери.
  • Икона блж. Матроны Московской с частицей мощей.

Патриарх Алексий II о приходе

Девять лет тому назад начались богослужения в этом храме. Как и множество храмов Москвы и России, храм был разорён, опустошён, но за девять лет ему возвращено прежнее благолепие, и сейчас здесь живой приход, который собирается на общую соборную молитву в своём храме - храме, который восстанавливался под руководством отца настоятеля руками всего прихода. Прихожане особенно остро чувствуют свою сопричастность к возрождению храма, к преодолению того разорения, которое было здесь, потому что радость воссоздания былого благолепия в порушенном храме объединяет людей и создаёт начало приходской общине. (ноябрь 2001).

Помимо богослужений в приходе собираются группы по изучению Священного Писания, церковному и христианскому пению, иконописанию, проводятся огласительные встречи (катехизация), благотворительная работа. Приход опекает две больницы - Республиканскую детскую клиническую больницу и Институт протезирования, несколько детских домов. Три раза в неделю в храме кормят около 300 бездомных. Каждый день разносят бесплатные обеды престарелым и инвалидам, живущим в окрестных домах. Работает группа милосердия, оказывается помощь беженцам, многодетным, пенсионерам. Прихожане работают с заключёнными (пишут письма, посылают книги, бельё, предметы первой необходимости). С самого первого дня в храме открыта воскресная школа, ведётся работа с молодёжью и подростками. Для взрослых прихожан устраиваются беседы по подготовке к крещению (причём крещение совершается бесплатно).

Пасхальное письмо

"Перестаньте рыдать, но, радуясь вашему спасению, возгласите всем о том, что восстал Господь!" - так просто и задушевно призывает нас стихира второго дня Праздника. И действительно, разве не рыдаем мы, разве сердца наши не стеснены горем от множества житейских, личных и общественных бед, от трагедий, совершенных нами и отцами нашими в прошлом, от беспросветности будущего? - Да, всё это с нами, но перестанем рыдать. Этот мир не станет другим, но Иисус, восстав от смерти, открыл нам иной мир, мир, который потерял Адам, проявив непослушание Богу, и который люди за многие тысячелетия так и не смогли вернуть себе, несмотря на все героические попытки и духовные дерзания.

Этот мир совершенного Божественного бытия не находится где-то "за горизонтом", но вот - он в нас есть, только, пребывая в нас он был недоступен для нас. И так как этот мир, именуемый "Царствием Божьим", "в нас есть", и люди сознательно, полусознательно или бессознательно всегда ощущали его в себе, они не переставали искать совершенство, Бога и Святыню повсюду, от сияющих высот религиозных прозрений до мрачных долин социальных экспериментов.

Но "Царство Божие внутри нас есть", и его не надо искать, его надо открыть в себе - найти в железобетонной стене нашей души потаенную "зеленую дверь". Стена нашей души - наш твердокаменный эгоизм - мы каждый миг живем для себя, а дверь видна только тем, кто сумел жить для другого - ближнего и дальнего. Не он для меня, а я для него - вот капли для глаз, позволяющие увидеть таинственную дверь. Но открыть ее можно только тому, кто всю жизнь строит на этом принципе самоотвержения. И, как показал опыт истории, "человеку это невозможно". "Но Богу всё возможно" - и вот, сшедший с Небес человек Иисус Христос, не имеющий в Себе первородного греха, сделал то, что никто не смог сделать до Него - Он не только увидел дверь, не только указал на неё другим, Он и открыл ее для всех Своей смертью и Своим воскресением. Смертью - потому что зло мира пожелало убить Его и Он не стал противиться этому желанию мира (и в этом был последний акт альтруизма Иисуса). Воскресению - потому, что не имея в нем ни грана эгоизма, смерть не смогла удержать Его в своей власти. Он - восстал из мертвых. Потому и поем мы, что "Он смертью Своей попрал смерть". И как в мир этот пришел Иисус для нас, так и восстал не для Себя, а для нас. Теперь в Нём имеем мы дверь, пройдя через которую входим в иной мир - мир, в котором нет ни рыдания, ни боли, ни смерти, но только покой и радость нескончаемая. Закрытое для нас "Царство Божие внутри нас", открыто Иисусом Христом. Он дает Адаму обрести вновь себя - вернуться в утраченный образ Божий. Ведь царство - это та область, где кто-то царит. И вот, из мира, где царим мы, себе на слезы и смерть (что хочу - то и ворочу), переходим мы в мир, где царит Бог и мы царим в Нём.

Воскрес Господь, и открыта для каждого эта немыслимая возможность божественной жизни, жизни в Боге, жизни Божьей. Теперь, после воскресения Христова, ничто не лежит между этой жизнью и нами кроме нашей воли. Захотим - и будем в Боге, не захотим - и не будем. Но, дорогие друзья, давайте же захотим - ведь восстал Господь, поправ смертью смерть, и Он - всесилен!

Проф. Андрей Зубов. Пасха 2016 г.