Основание риги крестоносцами. Красивые и необычные места нашей планеты! Гастрономия и ночная жизнь

В начале XIII века в Прибалтике происходил распад родового строя, стали выделяться союзы племен во главе с вождями.

Земли от низовьев Вислы до Немана населяли племена пру­сов, за Неманом обосновались ятвяги. На территории современ­ной Литвы жили крупные племена жмуди (жемайте) и аукштайте, а в Латвии - земгалы, ливы и латгалы. У эстов (эстонцев) к на­чалу XIII в. произошло объединение племен.

Восточные славяне издавна поддерживали тесные связи с на­селением Прибалтики. Так, ильменские славяне и кривичи вмес­те с балтскими племенами отражали нападения варягов, а чудь (эстонцы) участвовала в походах князя Олега. В начале XIII века вассалами полоцкого князя были ливы, и на берегах Западной Двины основали княжества Кукенос и Герцике. Крестоносцы вторглись в Прибалтику в конце XII - начале XIII в.

Примерно в 1158 г. к устью Двины, где жили племена ливов, -занесло бурей корабль купцов из города Бремена. Они очень вы­годно произвели обмен товарами. Впоследствии немцы приезжа­ли неоднократно и договорились с вождями об основании торгово­го поселения, которое получило название Укскюль. Вскоре воз­никло и другое - Дален. Узнав об этом, архиепископ Бремена с согласия римского папы направил к ливам монаха Мейнарда про­поведовать христианство (ливы были язычниками). Было учреж­дено ливонское епископство во главе с Мейнардом. Однако пропо­веди священников особого успеха не имели, так как язычники ливы упорно сопротивлялись проникновению новой веры. Епис­коп Бертольд, прибывший в Ливрнию после смерти Мейнарда, был изгнан. Тогда римский папа объявил крестовый поход про­тив ливов.

В 1198 г. войско крестоносцев во главе с Бертольдом высадилось в Ливонии (современная Латвия). Они одержали победу и застави­ли ливов сдаться, и также оставили там своих священников Епископ Бертольд погиб в одном из боев. Считая, что ливы по­корены, крестоносцы покинули страну. Однако после их отъезда жители восстали, изгнали священников и отвергли крещение.

В 1200 г. новый епископ Альберт прибыл в устье За­падной Двины с войском крестоносцев на 23 кораблях. Этот ум­ный и дальновидный политик решил захватить и подчинить Ли­вонию, создав там крупное церковное владение. Он подавил со­противление ливов, уничтожил мятежных вождей, заставил всех креститься и стал контролировать всю морскую торговлю в этих землях. В 1201 г. он основал крепость Ригу, главный опорный пункт в Ливонии, в 1202 г. создал Орден меченосцев (рыцари это­го ордена носили белый плащ с красным мечом и крестом), кото­рый стал ударной силой епископа Альберта.



С 1196 г. датчане начинают завоевание земель эстов (чуди). Они захватили древнее укрепление Колывань и на том месте по­строили крепость, а потом и город Ревель (Таллинн) - опору дат­ского короля в землях эстов.

Определяющее, решающее значение при проникновении крес­тоносцев в прибалтийские и славянские земли сыграл Тевтон­ский орден (Тевтонский дом Девы Марии Иерусалимской), утвержденный в 1198 г. папой Иннокентием III. Устав Ордена был строгим, однако в странах, где говорили на немецком языке, не было отбоя от дворян, желавших вступить в его ряды. В XIII в. великим магистром Ордена стал Герман фон Зальца (1210-1239). Это был умный и искусный политик и дипломат своего времени. Он понял, что позиции крестоносцев в Палестине проиграны и стал искать место, где бы мог обосноваться Орден в Европе, Вен­герский король Андраш II, видевший Тевтонский орден в боях в Палестине, предложил перебраться в Венгрию для обороны ее границ от половцев. Впоследствии Орден был изгнан, видимо, фон Зальца решил создать на территории страны свое орденское государство. Однако вскоре, в 1226 г.. Орден заключил соглаше­ние с мазовецким князем Конрадом. Оно было направлено против врагов князя - языческих племен пруссов, которые постоянно на­падали на княжеские владения, неоднократно побеждали его и требовали выкуп. По соглашению 1226 г., Тевтонский орден по­лучил Хельменскую землю взамен борьбы с пруссами. А вскоре германский император Фридрих II Гогенштауфен своим указом отдал Ордену Пруссию и разрешил использовать изображение им­перского орла на орденском знамени. Впоследствии и папа Григо­рий IX утвердил права Тевтонского ордена на Пруссию.

Пруссия представляла своего рода конфедерацию, включаю­щую в себя более десяти суверенных территорий, не объединен­ных в государство. Племена пруссов оказали решительное сопро­тивление. Однако единства между ними не было, и их распри и междоусобицы умело использовали. В конце XIII в. (к 1283 г.) Тевтонский орден завоевал Пруссию, почти все население было уничтожено. В 1224 г. крестоносцы захватили город Юрьев и да­ли ему название Дерпт (Тарту).



В 1236 г. Орден меченосцев потерпел сокрушительное пораже­ние под Шауляем (Саулем) от войск объединенного Литовского государства. В том сражении погибло много рыцарей, руководи­телей, в том числе и магистр Ордена.

По указанию римского папы в 1237 г. Тевтонский орден был объединен с остатками Ордена меченосцев. Магистру Тевтонского ордена, получившему титул гроссмейстера, подчинился магистр Ордена меченосцев, который стал называться ландмейстером Ли­вонского ордена.

Невская битва

Первое наступление на славянские земли (в частности, на Новгородскую республику) начали шведы. Интересы Швеции и Новгорода столкнулись в Финляндии. С XII в. шведы вели завое­вание земель язычников-финнов. В ходе крестового похода они захватили земли племени суми (суоми), а новгородцы в это время напали и сожгли столицу Швеции (в 1187 г.) город Сигтуну. В XIII в. шведы начали завоевание другого финского племени, сопротивляться которому помогал князь Ярослав Всеволодо­вич (отец Александра Невского).

Нападая на новгородские земли, шведы преследовали следую­щие цели: отрезать Новгородскую республику от финских земель (еми), захватить Неву, лишить республику выхода к Балтийско­му морю, захватить Новгород и его земли.

В начале июля 1240 г. множество шведских судов - шнеков вошли в устье Невы. Начальник берегового дозора ижорский ста­роста Пелгусий (Пелконен, в крещении - Филипп) послал гонцов в Новгород сообщить о нападении.

Во главе шведских войск стояли ярлы (герцоги) Ульф Фаси и Биргер Магнуссон - зять шведского короля Эрика XI Картавого. Корабли прошли по Неве и остановились у устья ее притока - ре­ки Ижоры. На берегу шведы устроили лагерь, а Биргер направил посла к новгородскому князю передать следующие слова: «Если можешь, сопротивляйся. Знай, я пришел и пленю землю твою».

В Новгороде с 1236 по 1240 гг. княжил Александр Ярославич (1220-1263). (Он установил дружественные связи с полоцким князем Брачиславом, закрепив их женитьбой на его дочери Алек­сандре.) Князь Александр решил добиться победы внезапным, стремительным ударом, отрезав шведский лагерь от кораблей. Времени на подготовку к нападению было мало, поэтому он вы­ступил против шведов со своей дружиной и наскоро собранным ополчением.

Утром 15 июля 1240 г. новгородское войско, пройдя вдоль Не­вы, внезапным ударом обрушилось на шведский лагерь. Первая Новгородская летопись сообщает, что войско князя Александра оттеснило шведов к берегу и сбросило их в реку. «Множество мно­го их пало», - сообщает летопись. Новгородцы были «страшны в ярости мужества своего». Сам Александр сразился с ярлом

Биргером и ранил его: «Возложил ему на лицо печать острым копьем своим». Шведское войско было разбито. Собрав убитых шведов, жители Новгорода «накладше корабля два» пустили их в море, и «потонули они в море». Потери новгородцев, согласно ле­тописи, составили двадцать человек убитыми. За это сражение князь Александр получил прозвище Невский.

Новгородцы были благодарны князю за победу на Неве, но в городе у него были противники. Летопись сообщает, что вскоре после возвращения Александра в Новгород «произошла крамола великая». В итоге князь «с матерью, женой и дружиной» в гневе оставил город и уехал в Переяславль-Залесский, в свое удельное владение.

Ледовое побоище

В 1240 г. рыцари Тевтонского ордена захватили крепость Изборск, город Псков. У устья Невы построили крепость Копорье, преграждавшую путь новгородцам к морю, и грабили купцов и крестьян всего в 30 км от Новгорода.

По решению новгородского веча к князю Александру отправи­ли посольство, которое уговорило его вернуться в Новгород и воз­главить войско против Тевтонского ордена. Вернувшись с дружи­ной, князь стал собирать ополчение со всей новгородской земли. Подошла помощь и от отца Ярослава Всеволодовича из Владими­ро-Суздальского княжества. Первая Новгородская летопись сообщает: «Великий князь Ярослав послал сына своего Андрея в Нов­город Великий в помощь Александру против немцев, и победил он и в плен многих взял, и возвратился Андрей к отцу своему с честью».

Весной 1242 г. князь Александр Невский и его брат Андрей объединенными силами освободили Псков и штурмом взяли кре­пость Копорье. Затем новгородское войско вместе с карелами и ижорцами направилось на запад. У Чудского озера князь узнал, что рыцари Ордена вновь движутся на Псков кратчайшим пу­тем - через Чудское озеро, по еще крепкому льду. Князья решили дать бой войскам Тевтонского ордена на озере.

На рассвете 5 апреля 1242 г, на замерзшем озере началось сра­жение («Ледовое побоище»). Рыцари Ордена сражались в конном строю, имевшем форму клина, внутри которого находилась пехо­та (кнехты). Исход боя решил внезапный фланговый удар дружи­ны князя Александра. Первая Новгородская летопись подробно и эмоционально описывает это сражение. Отмечается, что новго­родцы «дрались как львы», «был страшный шум от ударов копий и мечей и не видно было льда, потому что он был залит кровью». Летописец сообщает: «...погибло чуди бесчисленно, убито 400 ры­царей, а 50 взято в плен». Семь верст преследовали новгородцы отступающих рыцарей. Однако Ливонская хроника XIII в. отме­чает, что в битве погибло 20 рыцарей, а 6 попало в плен.

В 1243 г. в Новгород прибыло посольство от Тевтонского орде­на («прислали послов с поклоном в Новгород»), которое заявило, что отказывается от завоеванных новгородских земель. В ходе пе­реговоров было заключено мирное соглашение между Новгородом и Тевтонским орденом.

Рига, Латвия - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Риги с описанием, путеводители и карты.

Город Рига (Латвия)

Рига - столица Латвии и крупнейший город Прибалтики, расположенная на побережье Балтийского моря в устье реки Даугавы, которая впадает в Рижский залив. Рига известна своими достопримечательностями и старым городом, который внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторический центр представляет собой удивительную смесь самой разнообразной архитектуры от средневековой до модерна (югенд-стиля). Фасады многих домов покрыты красивой резьбой, украшены мифологическими и историческими рисунками, надписями и другими декоративными элементами.

Река Даугава делит Ригу на две части. Старый город расположен на восточном берегу. Большая часть города была разрушена пожарами или пострадала во время Второй мировой войны. Поэтому большинство зданий либо хорошо отреставрированы, либо отстроены с нуля в 90-х годах 20 века, чтобы вернуть Риге свой исторический облик и, конечно, повысить её туристическую привлекательность. Старый город окружён архитектурой 19-20 века, за которой следует многоэтажная типовая советская застройка.

География и климат

Рига расположена на берегу Рижского залива в акватории Балтийского моря на берегах реки Даугава. В основном заселены северная и восточная сторона, т.к. на западе расположены болота. Окрестности Риги - это царство небольших озёр и ручьев.


Климат - умеренно континентальный с тёплым дождливым летом и достаточно мягкой, довольно снежной зимой. Средняя температура лета 15-20 градусов. Зимой обычно держатся небольшие морозы с частыми оттепелями.

История

Рига была основана в 1201 году епископом Альбертом из Бремена , который построил тут небольшую каменную церковь. Хотя уже с середины 12 века шведские торговцы заходили в устье Западной Двины и поднимались по одноименной реке, от которой и произошло название города. В первые годы новый городок развивался очень динамично. Рига быстро стала центром исторической области Ливония. А уже во второй половине 13 века город входит в Ганзейский союз, превратившись в важнейший торговый центр всей Прибалтики. В составе Ганзы Рига находилась до 15 века.

С расширением Тевтонского ордена на восток в 1492 году архиепископ признает его протекторат. В 1522 году в результате Реформации заканчивается власть рижских архиепископов. После Ливонской войны Рига становится свободным имперским городом.


В первой половине 17 века город становится частью шведского королевства с широкими автономными правами. После Северной войны Рига стала частью Российской империи. Развитие города продолжалось до Первой мировой войны. В 1918 году город был оккупирован немцами и была объявлена независимость Латвии. В 1940 году Латвия стала часть Советского союза и оставалась социалистической республикой до 1991 года. В мае 2004 страна присоединилась к Евросоюзу.

Как добраться

Рига связана авиасообщением с большинством крупных городов Европы. Международный аэропорт расположен в десятке километров юго-западнее. От автовокзала до аэропорта каждые 10-15 минут отправляется автобус 22. Паромное сообщение налажено с Стокгольмом, Копенгагеном, Килем.

Добраться в Ригу можно и поездом. Ежедневно ходят поезда из Санкт-Петербурга, Пскова и Москвы. Удобным средством передвижения является также автобус. Рейсы в столицу Латвии курсируют из Москвы , Варшавы , Санкт-Петербурга и других городов. Автомагистрали связывают Ригу с Таллином , Санкт-Петербургом, Вильнюсом , Москвой.


Гастрономия и ночная жизнь

Гастрономия Риги и Латвии в частности - это комбинация традиционной, европейской и русской кухни. Большое внимание в рижских заведениях питания уделяется свежим сезонным овощам и фруктам. Традиционная латышская кухня включает блюда из картофеля, капусты, репы, говядины, свинины, дичи, рыбы и лесных даров. Кстати, столица Латвии отличается довольно бюджетными ценами, поэтому здесь всегда можно найти хорошее и недорогое местечко, где можно вкусно покушать или просто хорошо провести время.

Найти кафе или ресторан можно на данном сайте - www.liveriga.com

Также Рига славится своей насыщенной ночной жизнью. В старом городе можно найти множество клубов и баров, которые по достоинству оценят самые заядлые тусовщики.


Вид на старую Ригу

Шопинг и покупки

Рига - один из главных центров Прибалтийского шопинга. На старинных улицах можно найти много магазинов с сувенирами из янтаря, дерева, керамики, традиционных продуктов, обуви и одежды. Чтобы купить сувениры в Риге дешевле, рекомендуем прогуляться на центральный рынок, расположенный в паре минут ходьбы от Центрального вокзала или по улицам старого города.

Крупные торговые центры:

  • Galerija Centrs на ул. Audēju 16 - 120 магазинов, рестораны, кафе.
  • GalleriaRiga - более 85 магазинов.
  • Podium- торговый центр в историческом центре, где можно найти много брендовых магазинов.
  • ELKORPLAZA - широкий ассортимент одежды, обуви, сувениры, игрушки, продукты.

Площадь Ливов

В декабре в канун Рождества и новогодних праздников в старом городе открываются рождественские рынки. А сама Рига приобретает сказочную и романтичную атмосферу.


Передвижение

Общественный транспорт Риги представлен трамваями, автобусами, троллейбусами. Все они поддерживают систему электронных билетов. Существуют тарифы на однократную поездку, 24 часа, три, пять дней. Билеты можно купить в кассах на некоторых остановках, торговых автоматах, газетных киосках. В Риге работает 11 трамвайных маршрутов, 55 автобусных и 27 троллейбусных. Трамваи являются самым быстрым и удобным средством передвижения по Риге.


Достопримечательности Риги

Рига - город интересных достопримечательностей, место, где многовековая история сталкивается с современностью, затягивая нас в водоворот уникальной архитектуры, старинных улиц и площадей, очаровательный романтической атмосферы. Исторический центр Риги внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главные достопримечательности Риги

Сердцем старой Риги является ратушная площадь. Это одна из старейших площадей города, которая была практически уничтожена во время Второй мировой войны и совсем недавно отстроена вновь.


Изюминкой архитектуры Ратушной площади является дом Черноголовых и Ратуша. Дом Черноголовых - одно из старейших зданий Риги, дата строительства которого первая половина 14 века. Изначально дом использовался для городских нужд. В 17 веке здание стало штаб-квартирой торговцев. Дом был практически полностью разрушен в 1941 году. Восстановлен только пару десятилетий назад.

Напротив дома Черноголовых расположена восстановленная городская ратуша, в которой сейчас заседают Рижские муниципальные власти.


В самом центре Ратушной площади расположена старая Роланда. Роланд был племянником Карла Великого и является символом справедливости и свободы. Первая статуя была установлена здесь более 100 лет назад. Оригинал был разрушен во время Второй мировой войны. Копия восстановлена в наши дни. Подобные статуи установлены во многих других городах Европы. Конечно, самым значительным памятником такого рода является Бременский Роланд.

Недалеко от Ратушной площади разрезает небо высокий шпиль церкви св. Петра. Это настоящий шедевр готической архитектуры и самая высокое религиозное сооружение Риги. Церковь св. Петра была построена в 13 веке и является одним из самых ценных памятников сакральной архитектуры во всей Прибалтике. Внутри церкви Вы можете ознакомиться с историей этого древнего сооружения, посмотреть старинные надгробия.


Следующим пунктом посещения обязательно должна стать Домская площадь. Это крупнейшая площадь Старой Риги. Площадь была образована в 19 веке в результате сноса старых зданий.

Жемчужиной архитектуры является Домский собор. Это главный храм Риги и одно из крупнейших и старейших религиозных сооружений Прибалтики. Основание собора относят к 13 веку. Это величественное религиозное сооружение сочетает в себе романский стиль, готику и барокко. Был заложен Альбертом из Бремена - основателем Риги. Современный вид Домский собор обрёл в 19 веке.


Казармы Екаба - комплекс зданий 18 века, построенные на границе старой городской застройки. В противоположной стороне расположена Пороховая башня и Шведские ворота.


Шведские ворота - это единственные сохранившиеся до наших дней из 8 городских ворот Риги. Были построены в конце 17 века.

Пороховая башня - одна из городских башен, которая упоминается с 14 века. С 17 века в башне начали хранить порох.

На площади Ливов обязательно обратите внимание на знаменитый Кошкин дом - 100-летнее здание с медными коваными котами на крыше, расположенное напротив здания гильдии. Существует забавная история, что этот дом построил богатый торговец, которого не приняли в торговую гильдию. Он так сильно обиделся, что велел на крыше дома установить медных котов, обращённых к зданию гильдии задом.

Определенный интерес вызывает и здание гильдии, построенное в середине 19 века.


Рижский замок - практически ровесник Риги и свидетель ее истории. Почти 7 веков стоит он на берегу Даугавы. Строительство первого замка на этом месте датируется первой половиной 14 века. За свою долгую историю замок не раз разрушали во время войн и перестраивали. В начале своей истории он выполнял только оборонное предназначение. Круглые оборонные башни были возведены в 15 веке. В настоящий момент замок является образцом классицизма и резиденцией президента Латвии. Как и с любым старым замком, с ним связано много историй и легенд.

Другие достопримечательности и интересные места Риги

Здание по адресу Strēlnieku iela 4a, построенное в начале 20 века, является шедевром югендстиля. Также рекомендуем заглянуть на улицу Альберта, на которой можно найти много интересных зданий в стиле югенд и арт-нуво.

На ул. Mazā pils iela 17 расположен старейший комплекс жилых домов в Риге, который носит название "Три брата". Эти дома были построены в 15 веке тремя братьями.


Рижская телебашня - высочайшее сооружение Прибалтики и одно из самых высоких в Европе, построенное в советское время в период с 1979 по 1986 год. Её видно практически со всех частей столицы Латвии. Высота телебашни составляет 368,5 метров.

Недалеко от церкви св. Петра расположена скульптура "Бременские музыканты" по знаменитой сказке братьев Гримм, но с некоторым политическим мотивом.


Храм Рождества Христова - крупнейший православный храм Риги, заложенный в конце 19 века. Это красивое здание в неовизантийском стиле.

Церковь св. Иакова - лютеранская церковь 13 века с изящной готической башней. Хотя в данный момент это католический храм.


Церковь св. Иоанна - считается старейшим религиозным сооружением Риги. Церковь приобрела современный вид в начале 16 века.

Церковь св. Гертруды - неоготическая лютеранская церковь 19 века.

В середине 19 века на месте старого бастиона построена англиканская церковь.

Видео - город Рига

Затерянный мир, или малоизвестные страницы белорусской истории Литвин Игорь

Основание Риги

Основание Риги

Прежде чем перейти к событиям, связанным с появлением Риги, необходимо посвятить читателя в обстановку, складывавшуюся в средневековой Европе к этому времени.

Вопреки всеобщим ожиданиям, в 1000-м году от рождества Христова конец света не наступил. Не случилось этого и в следующем году. Время шло, а трубный глас не раздавался, бояться вроде бы было нечего. Христианство переживало острый кризис. Из-за брожения умов прихожан, стала актуальной выработка новой идеологии. Давние идеологические и финансовые разногласия Рима и Константинополя привели в 1054 году к окончательному расколу церкви на католическую и православную ветви.

Все страны континента сотрясали кровопролитные междоусобные войны. Остановить их не могли ни просьбы, ни проклятья духовенства. Западный христианский мир нашёл для себя выход, организуя так называемые «крестовые походы». Для того чтобы «нести истинную веру» другим народам, все желающие могли нашить себе на одежду крест и двинуться на «подвиги» в направлении, указанном папой римским. Средневековые крестовые походы во многом сформировали менталитет жителей Западной Европы. Они не только позволили выплеснуть негатив на чужие народы, но и обеспечили годы относительного мира в странах участницах походов. Дело в том, что согласно средневековым законам, власть и имущество могли наследовать только старшие сыновья. Младшие сыновья многочисленных княжеских, графских и баронских родов, естественно, не хотели оставаться на обочине жизни. Смерть отца почти всегда означала начало войны за наследство. Масштабы этой борьбы завесили от размеров наследуемого богатства и власти. Проблема младших сыновей родов была причиной постоянных междоусобиц. Крестовые походы за пределы Европы давали возможность младшим князьям захватывать новые земли, не отбирая их у соотечественников. Даже если участники походов погибали, проблема решалась сама собой. Вместе с благородными господами из Европы уходили многочисленные вооружённые искатели удачи. Криминальная ситуация в городах и на дорогах Европы значительно улучшалась.

Совместная борьба с далёкими противниками-иноверцами консолидировала разрозненные европейские нации. Приходившие издалека «похоронки» трансформировались в романтические рассказы о битвах за веру и справедливость.

Был ещё целый ряд позитивных моментов прикладного характера. Европа того времени по сравнению с арабским миром выглядела варварским, отсталым континентом. Европейцы, "познакомившиеся" с клинками из дамасской стали, легко прорубавшими кольчуги, вынуждены были стимулировать науку как военную отрасль, либо заимствовать недостающие знания у противников. Развитие металлургии и механики привело к появлению цельнометаллических доспехов и новых видов оружия. У арабов были заимствованы порох и арбалет. Массовое заимствование знаний по архитектуре, медицине, астрономии и многим другим наукам вырвало европейцев из тьмы невежества. Вместо сложных римских, в Европе появились удобные арабские цифры, а научные трактаты, которые написал мудрец Аль-Джебра, были переведены на европейские языки под названием «Алгебра».

Хотя арабам христианство навязывалось как единственно правильная религия, его преимущества не являлось для восточных людей бесспорными. Восточные религии проповедуют гармонию между разумом и чувствами. Христиане считают, что разум должен подавлять чувства. Приобретение жизненного опыта разумом обычно происходит быстрее, чем душой. Но в случае утраты контроля разума над чувствами, они вырываются на свободу, словно джин из бутылки. Человек начинает поступать непредсказуемо даже для себя самого. Нормы христианства приводят к внутренней борьбе частей человеческого естества. Раздвоенность мировоззрения европейцев, например, поражает буддистов соседством абсолютной добродетели и зла. Язычники - людоеды не понимают и не принимают христианские ценности, из-за которых в войнах гибнут тысячи, а иногда миллионы людей. Людоеды считают дикостью, когда убивают такое количество людей, что их просто невозможно съесть.

Арабский мир, получая взамен знаний и богатств лишь новые партии жестоких грабителей из Европы, постепенно стал приходить в упадок. Спасаясь от набегов крестоносцев, арабы консолидировались вокруг мусульманских ценностей. Благодаря этому всё чаще и чаще европейцы стали получать отпор. Но технология крестовых походов была уже поставлена на поток. Получая отпор на Ближнем Востоке, крестоносцы постепенно стали искать новые направления.

Торговый путь «из Варяг в Греки» по Двине и Днепру в два раза короче обходного пути вокруг Европы. К тому же, европейские государства в те времена не были примером цивилизованности и дружелюбия. Опасность торгового пути была прямо пропорциональна его протяжённости. Климат северной и южной Европы сильно отличается, соответственно отличаются их товары и потребности. Торговля на пути «из Варяг в Греки» приносила огромные доходы купцам и транзитным государствам - Полоцкому и Киевскому княжествам.

Около 1186 года к молодому полоцкому князю Володше, вместе с купцами из германского города Бремена прибыли с миссией латинские монахи. Они просили разрешения проповедовать слово божье среди язычников - подданных князя, живущих в низовьях Двины.

«Пусть язычники станут молиться хотя и не православному, но всё-таки Христу. Важно чтобы не было помех торговле и вовремя платилась дань. А в случае неблагоприятного развития событий, всегда можно послать войско и навести порядок» - так, или иначе рассуждал князь Володша, но он не почувствовал в словах смиренных монахов наличие у них глобального плана, угрожающего экономической безопасности государства. Благосклонность к латинским монахам была продиктована торговыми интересами. Полоцким купцам были выгодны таможенные льготы, предоставляемые Бременом и Любеком. Монахи не только получили разрешение, но и богатые подарки.

Монашеский приход в устье Двины постепенно расширился и превратился в епископство. Во главе рыцарей-крестоносцев был уже не скромный монах, а ставший к тому времени епископом Мейнард. Немцы не только проповедовали христианство среди язычников, но и собирали с них налоги для Полоцка. До поры, до времени. В прежние времена полоцкие князья заставляли племена ливов платить дань, но всё-таки относились к ним, как к своим подданным и силу применяли лишь в особых случаях. Немцы не считали язычников за людей и без всяких церемоний пускали в ход мечи. То, что это мотивировалось необходимостью сбора дани для Полоцка, формировало негативное отношение населения нижнего Подвинья к Володше. Кроме того, князь был далеко, а немцы - рядом и считаться приходилось в первую очередь с ними. В устье Двины и в других местах началось строительство замков. Цель этого строительства рыцари объясняли ливам необходимостью их же защиты от Полоцка, а князю - защитой от восстаний ливов. Действительно ли Володша в это верил? Едва ли. Но таможенные льготы, предоставляемые Бременом и Любеком, приносили неплохие дополнительные доходы. Кроме того, крестоносцы теснили конкурентов полочан - новгородцев. Поэтому князь смотрел на строительство замков «сквозь пальцы».

Рига. Торговый дом купеческой гильдии «Черноголовых».

Старый епископ Мейнард умер, а новый - Бертольд к полоцкому князю уже не поехал. К 1201 году основные замки были построены и дань перестали отправлять князю. Для обороны от Полоцка и ливов, рижским епископом в 1202 году был учрежден рыцарский Орден Братьев Рыцарей Христовых. По изображению меча на плащах, рыцарей стали называть меченосцами. Постепенно орден поставил под контроль не только племена ливов, но и выход в Балтийское море. Так в торговой цепочке Север - Юг Европы появился ещё один посредник, а 1201 год считается датой основания Риги, чье восьмисотлетие недавно было весьма пышно отпраздновано.

Епископ Бертольд рьяно взялся за крещения ливов. Начались восстания язычников. Во время одной из битв, напуганный конь Бертольда занёс хозяина в самую гущу противников. Смерть епископа на время охладила энтузиазм крестоносцев. Язычники стали возвращаться к старым обычаям: смывали в Двине христианское крещение, пускали по реке выкорчеванные кресты, ставили новых идолов.

Но орден не собирался сдаваться. Папа римский благословил новую волну крестоносцев. Профессиональные разбойники и искатели удачи приезжали по морю и по суше. Лучшие технические достижения, финансовая, политическая и военная мощь Западной Европы были на стороне крестоносцев. Прибывавшие новые люди не считались не только с местным населением, но и с учредителями ордена - рижскими епископами.

Полоцкий князь Володша тоже не сидел, сложа руки. Спецслужбы князя готовили среди ливов восстание против крестоносцев. Активно шли переговоры с Новгородом о создании коалиции. Однажды среди пленных рыцарей оказались специалисты-оружейники. Их заставили сделать пять осадных машин.

В 1203 году всё было готово к походу. Однако новгородцы ещё надеялись, что меченосцы дальше берегов Двины не пойдут. Они вспомнили полочанам старую обиду - как Всеслав Чародей снял колокола с новгородской Софии, и в поход не пошли. Володша без них взял несколько замков и на подступах к Риге, у крепости Гольм решил испытать осадные машины. Напротив стены поставили все пять машин, а за ними в готовности к штурму войско. Пленные немцы, обслуживавшие орудия, что-то сделали с ними, и залп полетел в обратную сторону. Погибло пятнадцать полочан, но моральный эффект был гораздо больше. Пока княжеское войско было в растерянности, открылись ворота замка, и атака рыцарской конницы оказалась успешной. Сражение было проиграно.

У современного человека возникает вопрос: как оружие может стрелять в обратную сторону? Неужели полочане ни разу не испытывали технику перед боевым применением? Дело в том, что средневековая техника, естественно, не была такой надёжной как современная.

Требушет минского рыцарского клуба «орден Северного храма»

Метательная машина преобразует энергию опускающегося груза (иногда до пяти тонн) в ускорение относительно лёгкого снаряда. Основным элементом конструкции является верёвочная праща. Стрела движется по окружности, а праща сначала назад, потом вверх и вперёд. В момент изменения направления снаряду придаётся большое ускорение. Например, похожую траекторию описывает кончик хлыста. Точка траектории пращи, в которой происходит выброс снаряда, определяется длиной спусковой верёвки, удлиняя или укорачивая которую, регулируют наклон траектории к земле, а, следовательно, дальность стрельбы. Если длину спусковой верёвки сделать на несколько сантиметров короче критического значения, снаряд полетит вертикально вверх или даже назад. Видимо, пленные крестоносцы, предварительно договорившись, так и сделали. Для неспециалиста определить на глаз, достаточно ли длины спусковой верёвки для нормальной стрельбы достаточно сложно. Скорость снаряда на начальном участке размаха относительно небольшая, но для поражения незащищённой пехоты вполне достаточная.

После поражения под Гольмом полочане были вынуждены прекратить поход на Ригу. В 1203 году меченосцы смогли удержать свои основные замки. Северные ворота торгового пути из "Варяг в Греки" оказались под контролем Ливонского ордена.

Тинторетто. "Осада Константинополя крестоносцами"

Едва затихли бои на подступах к Риге, крестоносцы устремились на сборные пункты для следующего крестового похода, объявленного папой. Цель нового похода - поставить под контроль Константинополь, являвшийся южными воротами пути из "Варяг в Греки". Повод был объявлен самый благородный - восстановление справедливости и возврат престола бывшему константинопольскому монарху - Исааку Ангелу, изгнанному византийским императором Алексеем II. В конце 1203 - начале 1204 года, крестоносцы уже были на подходе к Византийской империи. Случай был беспрецедентный - крестовый поход на православных христиан был приравнен к войне с мусульманами и язычниками. На известной картине, изображающей осаду Константинополя, изображены те же крестоносцы, с которыми за несколько месяцев до этого сражались полочане. События, последовавшие за взятием огромного и сказочно богатого города, вошли в историю как «разграбление Константинополя в 1204 году». Южные ворота торгового пути тоже оказались в руках крестоносцев. Возвращать престол династии Ангелов, естественно, никто не собирался. Они вынуждены были бежать и на окраине былой империи создали маленькое государство - Эпирский деспотат. Константинополь был объявлен столицей Восточной Латинской империи.

Разграбление и уничтожение православных святынь нанесло не только материальный ущерб. Представьте, что Ватикан и главная святыня католиков - собор святого Петра оказались в руках иноверцев. Как бы это отразилось на католиках? Константинополь был не только богатым городом, но и духовной столицей Восточной Европы. Его захват повлек тяжелейший кризис православия, выразившийся в многочисленных крещениях и перекрещиваниях восточноевропейских народов. Регион на длительное время стал центром нестабильности и неблагополучия, не раз взимавшим кровавую "дань" и с католического мира. На пороге наступления III тысячелетия, папа римский Иоанн Павел II просил прощения у православных христиан за разграбление Константинополя в 1204 году.

Полоцкий князь Володша правил около тридцати лет. Половину этого времени он сомневался: можно ли было пускать крестоносцев на свои земли? Вторую половину срока князь пытался исправить ошибку, сделанную в начале своего правления. Княжество много раз пыталось вернуть свои земли. Не теряли время и меченосцы. Подкупом и льготами они привлекли на свою сторону вождей местных племен. В 1215 году Папа Римский переименовал Ливонию в Землю Святой Девы Марии. Интересно, как бы отреагировал понтифик, если бы кто-то другой переименовал бы Ватикан? К Володше пробирались посланцы эстов с просьбами вместе идти на Ригу. Начало похода было назначено на май 1216 года. Тщательная подготовка шла несколько месяцев. Наступать решено было по суше и по Двине. В день, назначенный началом похода, князь неожиданно умер. Скорее всего, он был отравлен. Спецслужбы меченосцев добились своего. Князь не жаловался на здоровье, поэтому никакого плана на этот случай не было предусмотрено. Воеводы разъехались, чтобы провести избирательную кампанию и снова собраться в поход на Ригу.

Полочане продолжали бороться за возвращение утраченных земель. Из-за часто вспыхивавших боевых действий на участке Двины Полоцк - Рига, купцы стали осваивать новые торговые пути, в частности через Литву, находившуюся в бассейне Немана. Объект притязаний сторон - река Двина, стала утрачивать своё значение как торговая артерия. Перенос торговых, а значит и финансовых потоков, с двинских берегов на неманские просторы, постепенно приводил к ослаблению Полоцка и Риги. Одновременно этот фактор усиливал рост нового государства - Великого Княжества Литовского. Постепенно, в летописных описаниях совместных походов на ливонцев, фраза «Полоцк и Литва» уступала место новой: «Литва и Полоцк».

Как это часто бывает в истории, чужой пример ничему не учит. Спустя десятилетие после смерти князя Володши, польский князь Конрад Мазовецкий разрешил рыцарскому ордену Святой Девы Марии «нести слово божье» язычникам - прусам. Орден, больше известный как Тевтонский, имел символ - самоотверженную птицу пеликан. Согласно существовавшей легенде, во время голода, пеликан разрывает свою грудь и кормит птенцов своими внутренностями. Тевтонскую «самоотверженность» прибалтийские народы прочувствовали на себе. После поголовного истребления полабских славян, их земля стала «исконно немецкой» и теперь на ней находится город Берлин. Истребив язычников-прусов, тевтоны начали свою экспансию на соседние земли.

Непрерывные войны ослабляли противников. Территориальные претензии меченосцев к Полоцку и Литве привели к войне на два фронта. В 1236 году в битве с литвинами под Шаулями (совр. Шауляй), погиб магистр ордена. В следующем году, обескровленные меченосцы вынуждены был заключить союз с Тевтонским орденом, обосновавшемся в Пруссии. С тех пор их орден назывался Ливонским. Борьба между Полоцком и крестоносцами за устье Двины продолжалась более ста пятидесяти лет и закончилась подписанием компромиссных соглашений, регулирующих торговлю и судоходство.

Методы тевтонских рыцарей имеют много общего с «понятиями» современных криминальных «крыш». Польские князья, участвовавшие в многочисленных междоусобных конфликтах, часто обращались за военной и финансовой помощью к рыцарям. Однажды став их «клиентами», князья до самой кончины не могли расплатиться с тевтонами. Например, польский король Владислав Локеток воевал с Бранденбургом за права на балтийское Поморье. Наняв тевтонов за деньги, он, казалось, решил проблему. Согласно заключенному с ним договору, тевтоны защищали Гданьск от бранденбуржцев в течение года. Получив деньги, рыцари не ушли, а остались ещё на год, потребовав дополнительную плату. Получив отказ, они перерезали польский гарнизон замка. Тем временем, бранденбуржцы отказались от своих притязаний на Гданьск. «Братки» - рыцари договорились с ними за 10 тысяч гривен. Так Гданьск на длительное время стал тевтонским Данцигом.

Вместе с тем, отношения меченосцев со своими учредителями - рижскими епископами тоже нельзя назвать тёплыми. Камнем преткновения был пункт устава ордена, согласно которому рыцарям доставалась только треть завоёванных богатств и земель, а остальное получало епископство. Меченосцы открыто конфликтовали с преемником Бертольда - Альбертом и постепенно вышли из-под контроля епископов. В 1330 году меченосцы проломали Рижскую стену и торжественно вошли в город, продемонстрировав, кто здесь хозяин. Внутри Риги они построили свой замок. Рижский епископ жаловался Папе Римскому на то, что меченосцы убивают не только язычников, но и христиан, добивают даже своих раненых сослуживцев. Несмотря на проклятие понтифика, меченосцы жили в рижском замке и продолжали заниматься тем же.

Из книги Прибалтика и геополитика. 1935-1945 гг. Рассекреченные документы Службы внешней разведки Российской Федерации автора Соцков Лев Филиппович

Телефонограмма из Риги от 10 октября 1938 г Телефонограмма из РигиСООБЩЕНИЕПо телефону из Риги от 10.X.38 г.Здесь упорно циркулируют слухи, что вскоре после захвата Тешина Польша поставила перед Латвией требования о присоединении к Польше латвийской территории с польским

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Основание городов Лишь немногие города были изначально основаны с целью обороны. Они строились для торговли, и их расположение выбиралось наобум. Со временем города росли, и жители окружали их стенами для защиты как от набегов иноземных врагов, так и от внутренних

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Основание нового Рима Наша история начинается с основания Константинополя как Нового Рима, то есть с 330 года, так как именно тогда зародились новые идеи, ставшие основой византийской государственности. Установление там патриархата и его теснейшее сотрудничество с

Из книги Коминтерн и мировая революция. 1919-1943 автора Маккензи Кермит

Глава 2 ОСНОВАНИЕ КОМИНТЕРНА Начало Первой мировой войны в 1914 году показало, что такое понятие, как пролетарский интернационализм, существовало только на бумаге. Согласно самому радикальному определению, пролетарский интернационализм – это верность рабочего класса в

Из книги Шотландия. Автобиография автора Грэм Кеннет

Основание газеты «Скотсман», январь 1817 года Генри Кокберн Основание газеты «Скотсман», которая осмеливалась публиковать статьи, противоречившие официальному мнению, ознаменовало наступление новой эры во взаимоотношениях народа и власти. Так зарождалась шотландская

Из книги Русская Швейцария автора Шишкин Михаил

VII. «Горная философия» в краю Телля. От Сен-Готарда до Риги «Выступив из пределов Италии к общему сожалению всех тамошних жителей, где сие воинство оставило по себе славу избавителей, переходило оно через цепи страшных гор. На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Основание Карфагена Самым знаменитым финикийским поселением стал Карфаген в Северной Африке, который со временем превратился в могущественную империю и соперничал за господство в древнем мире с великим Римом.По преданию Карфаген основала тирская царевна Элисса в 814

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Основание Джемстауна В мае 1607 года три английских корабля достигли американского континента и бросили якорь в заливе Чесапик. 105 колонистов заложили в устье реки поселение Джемстаун, названного в честь английского короля Якова I (James).Во время плавания через

Из книги Ковчег Завета. От Синая до Пруссии автора Бахтин Анатолий Павлович

Из книги автора

Основание рыцарского ордена Стремясь воплотить в жизнь свою идею о создании мировой империи и государства будущего, тамплиеры продолжали действовать в этом направлении. Чтобы иметь влияние на немецкоговорящее общество, которое в последнем походе доказало свою мощь


В средние века реки были самыми удобными транспортными путями, именно поэтому все старинные города возводились либо около рек, либо на берегу морей. Дорог в те времена не было, и судоходство было единственным способом перемещения значительных партий товара (а в случае войны - войск) на дальние расстояния.

В этом плане Рига не является исключением, город был заложен в стратегически удачном месте – там, где Даугава (которая в России называется Западной Двиной) впадает в Рижский залив. Увы, столь важное место обусловило непростую историю города на протяжении восьми веков – заполучить в свои владения красавицу Ригу стремились гости со всех сторон света.

Наиболее ранние упоминания о поселении в этом месте встречаются в хрониках 1198 года, в которых описываются битвы между проживающим здесь племенем ливов и первыми оккупантами – крестоносцами. Тевтонский орден основал поселение с тем, чтобы нести христианство в племена, пребывающие в язычестве. В 1199 году на пост епископа Ливонии был назначен каноник из немецкого Бремена Альберт фон Буксгевден (1165 – 1229 гг.). Именно он начал строительство Домского Собора, а также добился от Папы Римского индульгенции для всех, кто стремился переселиться в Ригу. Таким образом, жители Риги становились безгрешными в момент своего приезда в город.

Официальной же датой рождения города называется 1201 год – именно в этом году встречается первое упоминание о городе в хрониках, и началось строительство городских укреплений из камня (а куда деваться, время было, ох, неспокойное). А с тех пор почитается как основатель города.



Вообще же, немецкие архиепископы правили городом долго – до 1561 года. С 1581 по 1621 года Рига входила в Речь Посполитую, а после этого сюда нагрянули незванные гости с севера – шведы, под которыми город находился до 1711 года.

Наконец, после Северной войны между и Россией, Рига стала частью Российской империи, в составе которой она была до 1918 года.

Вторая половина 19-го – начало 20-го веков была временем расцвета города как индустриального центра. В 1861 году была построена железная дорога, которая связала город с Динабургом (ныне Даугавпилс), и далее было налажено железнодорожное сообщение с Москвой, Петербургом, Варшавой. К концу XIX-го века рижский порт был вторым по грузообороту после порта Северной столицы Империи.

В городе появляются текстильные предприятия, в 1919 году начинает работу электротехническая фабрика VEF – именно на приемниках этой марки спустя полвека интеллигенция будет слушать Голос Америки.

Открывается Русско-Балтийский Вагонный завод - на нем были построены первые в России автомобили и самолеты.


Бурный рост сопровождался расцветом города – центр стал застраиваться фантастическими домами в стиле модерн (также известными как югендстиль и арт-нуово). – отцом известного кинорежиссера.

Сегодня Рига считается европейской столицей – такого количество зданий нет ни в одном городе Европы!

В 20-х годах прошлого века Ригу начинают называть «маленьким Парижем». При этом заслуга не во внешней схожести (которой, в общем-то и нет), а в атмосфере, которая была в Риге в те годы. В городе проживало много творческой интеллигенции, художников, высокообразованных эмигрантов из России, не смирившиеся с приходом к власти большевиков. Кроме того, непростая история города наложила отпечаток космпополитичности – здесь всегда уживались различные культуры – латышская, русская, еврейская, немецкая. Город вбирал в себя лучшее от каждой из них, и это видно по современным рижанам – несмотря на непростые события второй половины 20-го века, город сохранил свой неповторимый облик.

По Брестскому миру Латвия впервые получила независимость в 1918 году, и Рига, наконец, стала столицей Латвийской Республики. Впрочем, период независимости был не долог, над Европой нависли тучи Второй Мировой Войны, и в 1940 году страна вошла в состав СССР.

Новейшая история города начинается в 1991 году, когда была провозглашена Латвийская Республика. И это уже совсем другая история..

Старый епископ Мейнард умер, а новый - Бертольд - к полоцкому князю уже не поехал. К 1201 году основные замки были построены и дань перестали отправлять князю. Для обороны от Полоцка и ливов в 1202 году был учреждён рыцарский орден Братьев Рыцарей Христовых. По изображению меча на плащах рыцарей стали называть меченосцами. Постепенно орден поставил под контроль не только племена ливов, но и выход в Балтийское море. Так в торговой цепочке Север - Юг Европы появился ещё один посредник, а 1201 год считается датой основания Риги.

Епископ Бертольд рьяно взялся за крещение ливов, не останавливаясь перед применением насилия. Начались восстания язычников. Во время одной из битв напуганный конь Бертольда занёс хозяина в самую гущу противников. Смерть епископа на время охладила энтузиазм крестоносцев. Язычники стали возвращаться к старым обычаям: смывали в Двине христианское крещение, пускали по реке выкорчеванные кресты, ставили новых идолов.

Но орден не собирался сдаваться. Папа Римский благословил новую волну крестоносцев. Профессиональные разбойники и «джентльмены удачи» приезжали по морю и по суше. Лучшие технические достижения, финансовая, политическая и военная мощь Западной Европы были на стороне крестоносцев. Прибывавшие новые люди не считались не только с местным населением, но и с учредителями ордена - рижскими епископами.

Полоцкий князь Володша тоже не сидел сложа руки. Агентура князя готовила среди ливов восстание против крестоносцев. Активно шли переговоры с Новгородом о создании коалиции. Однажды среди пленных рыцарей оказались специалисты-оружейники. Их заставили сделать пять осадных машин.

В 1203 году всё было готово к походу. Однако новгородцы ещё надеялись, что меченосцы дальше берегов Двины не пойдут. Они вспомнили полочанам старую обиду - как Всеслав Чародей снял колокола с Новгородской Софии - и в поход не пошли. Володша без них взял несколько замков и на подступах к Риге, но у крепости Гольм потерпел поражение.

После поражения под Гольмом полочане были вынуждены прекратить поход на Ригу. В 1203 году меченосцы смогли удержать свои основные замки. Северные ворота торгового пути «из варяг в греки» оказались под контролем Ливонского ордена.

Ещё шли бои на подступах к Риге, а на юге крестоносцы уже спешили в другой поход. Его цель - поставить под контроль Константинополь, являвшийся южными воротами пути «из варяг в греки». Повод был объявлен самый благородный: «восстановление справедливости» и «возврат престола» бывшему константинопольскому монарху Исааку Ангелу, изгнанному византийским императором Алексеем II. В конце 1203 - начале 1204 года крестоносцы уже были на подходе к Византийской империи. Случай был беспрецедентный - крестовый поход на православных христиан был приравнен к войне с мусульманами и язычниками. События, последовавшие за взятием огромного и сказочно богатого города, вошли в историю как «разграбление Константинополя в 1204 году». Южные ворота торгового пути тоже оказались в руках крестоносцев. Возвращать престол династии Ангелов, естественно, никто не собирался. Они вынуждены были бежать и на окраине былой империи создали маленькое государство - Эпирский деспотат. Константинополь был объявлен столицей Восточной Латинской империи.

«Штурм Константинополя крестоносцами». Я. Тинторетто

Разграбление и уничтожение православных святынь нанесло не только огромный материальный ущерб. Представьте, что Ватикан и главная святыня католиков - собор Святого Петра - оказались в руках иноверцев. Как бы это отразилось на католиках? Константинополь был не только богатым городом, но и духовной столицей Восточной Европы. Его захват повлёк тяжелейший кризис православия, выразившийся в многочисленных крещениях и перекрещиваниях восточноевропейских народов. Регион на длительное время стал центром нестабильности и неблагополучия, не раз взимавшим кровавую «дань» и с католического мира. На пороге наступления III тысячелетия Папа Римский Иоанн Павел II просил прощения у православных христиан за разграбление Константинополя в 1204 году.

Полоцкий князь Володша правил около тридцати лет. Половину этого времени он сомневался: можно ли было пускать крестоносцев на свои земли? Вторую половину срока князь пытался исправить ошибку, сделанную в начале своего правления. Княжество много раз пыталось вернуть свои земли. Не теряли время и меченосцы. Подкупом и льготами они привлекли на свою сторону вождей местных племён ливов.

К Володше пробирались посланцы эстов с просьбами вместе идти на Ригу. Начало похода было назначено на май 1216 года. Тщательная подготовка шла несколько месяцев. Наступать решено было по суше и по Двине. В день, назначенный началом похода, князь неожиданно умер. Возможно, он был отравлен. Спецслужбы меченосцев добились своего. Князь не жаловался на здоровье, поэтому никакого плана на этот случай не было предусмотрено. Воеводы разъехались, чтобы провести избирательную кампанию и снова собраться в поход на Ригу. Полочане продолжали бороться за возвращение утраченных земель. Но выгнать рыцарей было задачей не из лёгких. С ними то воевали, то договаривались, то опять воевали.

Как это часто бывает в истории, чужой пример ничему не учит. Спустя десятилетие после смерти князя Володши польский князь Конрад Мазовецкий разрешил рыцарскому ордену Святой Девы Марии «нести слово божье» язычникам-прусам. Орден, больше известный как Тевтонский, имел символ - самоотверженную птицу пеликан. Согласно существовавшей легенде, во время голода пеликан разрывает себе грудь и кормит птенцов своими внутренностями. Тевтонскую «самоотверженность» прибалтийские народы прочувствовали на себе. После поголовного истребления и вытеснения полабских славян их земля стала «исконно немецкой» и теперь на ней находится город Берлин. Истребив язычников-прусов, тевтоны начали свою экспансию на соседние земли.

Непрерывные войны ослабляли противников. В 1236 году в битве с жамойтами и земгалами под Шаулями (совр. Шауляй) погиб магистр, а также треть ордена.

Вислая печать Александра Невского. Исторический музей на Красной площади в Москве

Потом против власти ордена меченосцев восстали курши, земгалы и селы. В следующем году обескровленные меченосцы вынуждены был заключить союз с Тевтонским орденом, обосновавшимся в Пруссии. Борьба между Полоцком и крестоносцами за устье Двины продолжалась более ста пятидесяти лет и закончилась подписанием компромиссных соглашений, регулирующих торговлю и судоходство.

Славянские и балтские князья, участвовавшие в многочисленных междоусобных конфликтах, часто обращались за военной и финансовой помощью к рыцарям. Однажды став «клиентами» рыцарей, князья до самой кончины не могли расплатиться с ними.

Вместе с тем отношения меченосцев со своими учредителями - рижскими епископами - тоже нельзя назвать тёплыми.

Камнем преткновения был пункт устава ордена, согласно которому рыцарям доставалась только треть завоёванных богатств и земель, а остальное получало епископство. Меченосцы открыто конфликтовали с преемником Бертольда Альбертом и постепенно вышли из-под контроля епископов. В 1330 году меченосцы проломали рижскую стену и торжественно вошли в город, продемонстрировав, кто здесь хозяин. Внутри Риги они построили свой замок. Рижский епископ жаловался Папе Римскому, что меченосцы убивают не только язычников, но и христиан, добивают даже своих раненых сослуживцев. Несмотря на проклятие понтифика, меченосцы жили в рижском замке и продолжали заниматься тем же.

7. Славяне между двух огней. Необходимость создания ВКЛ

У торгового пути «из варяг в греки» был ещё один выход на севере - через Новгород. Разумеется, Ливонский орден стремился прибрать к рукам и этот торговый поток. И Новгород, естественно, боролся за свои интересы. Псков тоже не оставался в стороне. Но Полоцк, Новгород, Смоленск и Псков успевали воевать ещё и между собой.