Смазка для катушек. Как выполнить смазку безынерционных катушек Какую смазку лучше использовать в мультипликаторных катушках

Каждая безынерционная катушка представляет из себя довольно сложный механизм, состоящий из множества частей, которые во время рыбалки активно взаимодействуют между собой, позволяя рыболову управлять всей снастью.

В процессе рыболовного сезона она не раз бывает в воде, на земле, в песке, а это влечет засорение как наружных, так зачастую и внутренних составляющих этого механизма. Поэтому долг каждого ответственного спиннингиста – заботится о ней, для чего необходимо периодически ее разбирать и смазыват ь.

Ведь, по своей сути, катушка у рыбака, это как оружие у солдата, если откажет в самый ответственный момент – неприятностей не избежать. Для этого в арсенале рыболова, в обязательном порядке, кроме разнообразных удилищ, лесок и приманок, должна быть смазка для безынерционных катушек.

В каких случаях и чем смазывать?

Каждый такой механизм, если вы им дорожите, нуждается в периодическом осмотре для выявления повреждений и степени его загрязнения. В идеале, такой осмотр необходимо производить после каждой рыбалки, он покажет, требуется ли смазка катушки. Процедуру смазки обязательно нужно проводить в следующих случаях:

  • Если в процессе рыбалки она попадала надолго в воду;
  • В случае если во время рыбалки катушка находилась в песке, или просто на земле и внутрь нее попали песчинки или другие загрязнения;
  • Перед началом нового рыболовного сезона;
  • В середине рыболовного сезона, при активном использовании катушки в разных режимах.

После принятия решения о необходимости смазки, нужно определиться – чем смазать рыболовную катушку в домашних условиях.

Зачастую некоторые рыболовы используют для этого обычное машинное масло или даже солидол. Но гораздо целесообразнее и безопаснее для механизма будет использование специальной смазки для рыболовных катушек, которую можно найти в любом приличном магазине рыболовных принадлежностей.

Смазка для рыболовной катушки бывает нескольких видов:

  1. Густая смазка. Такая смазка, ввиду того, что она не стекает, используется для ухода за шестернями и подшипниками.
  2. Специальная жидкая смазка. Предназначены для покрытия ротора и вала катушки.
  3. Универсальная смазка , получаемая путем смешивания жидкой и густой смазки. Используется как смазка спиннинговых катушек в походных условиях или в экстренных случаях.

Подготовка к процессу смазывания

Смазка безынерционной катушки своими руками требует тщательной подготовки рабочего места, инструментария, вспомогательных материалов и пр. Вам обязательно понадобится:

  • Кусок чистой мягкой ткани;
  • Отвертки соответствующих размеров (крестовая и плоская);
  • Пинцет;
  • Гаечный ключ;
  • Мягкая щеточка и тонкая кисть для более тщательной очистки деталей;
  • Немного бензина для снятия загрязнений. Подойдет бензин для зажигалок;
  • Зубочистки. Они могут пригодиться для очистки застарелых загрязнений в укромных местах;
  • Смазка для спиннинговых катушек.

Очень важно создать хорошее освещение рабочего места . Рабочая поверхность стола, на котором будет проводиться смазка рыболовной катушки, должна быть светлой. На такой поверхности гораздо лучше видны мелкие детали механизма. Некоторые рыболовы используют в этих целях обычную бумагу соответствующих размеров.

Также необходимо заранее определиться, какой смазкой вы будете смазывать катушку для спиннинга. О том, чем лучше смазать рыболовную катушку, можно узнать из прилагающийся к ней инструкции по эксплуатации, либо у специалиста в рыболовном магазине. Лучшая смазка для рыболовных катушек именно та, которую рекомендует ее производитель.

Правильный алгоритм смазки

О том, как правильно смазать катушку для спиннинга, написано и сказано уже немало. У каждого опытного рыболова есть свои небольшие секреты, как это сделать быстрее и эффективнее. Приведем правильную последовательность действий, которая поможет вам смазать рыболовную катушку просто, не затрачивая лишнего времени:

  1. Сначала удобно расположите на столе все, что приготовили для этого процесса: тут инструменты, там смазка для катушки, рядом – тряпочки и щетка и пр. Смазка безынерционных катушек не терпит суеты.
  2. Далее начинается разборка механизма:

  • Теперь наступает этап очищения всех внутренних деталей механизма от старой смазки и загрязнений. Легче всего это сделать, поместив их в емкость с бензином.
  • Пока внутренние детали отмокают, следует с помощью зубочисток, щеток и мягкой ткани, очистить корпусные элементы.
  • Далее очищаются все детали, после чего их нужно просушить, чтобы смазка для катушки от спиннинга легла уже на чистую поверхность.
  • Следующий этап – процесс сборки, в ходе которого происходит смазка безынерционной катушки. Чем смазывать катушку для спиннинга, мы определились заранее, главное сейчас – сделать все аккуратно.
  • Важно! Процесс сборки необходимо проводить в строгой обратной последовательности, учитывая расположение деталей на рабочем столе.

  • После сборки, необходимо проверить работу механизма. Особое внимание уделите узлу закрытия дужки. Он также должен быть смазан и срабатывать без задержек.
  • Если все функционирует так, как нужно, значит, вы все сделали правильно.
  • Описанный процесс, конечно, не очень простой и кропотливый, требует сосредоточенности и внимания, но как смазать катушку спиннинга не разбирая ее? Полноценной смазки без разборки-сборки механизма не получится. Возможно только обработать силиконовым спреем с высокой проникающей способностью дужку лесоукладывателя и внешний подшипник. Но это будет временная мера.

    Чем смазать фрикцион катушки? Это частый вопрос среди спиннингистов. Для фрикционного механизма , некоторыми производителями, выпускается отдельный вид смазки . Если не нашли такого, некоторые бывалые рыбаки советуют после очистки от загрязнений, натереть его поверхности канифолью. Но может подойти и любая водостойкая густая смазка.

    Нюансы обработки мультипликаторных механизмов

    Из-за своих конструктивных особенностей мультипликаторы несколько хуже защищены от попадания внутрь механизма воды и различных загрязнений. Поэтому смазка для мультипликаторных катушек должна обладать рядом эксплуатационных характеристик, на которые следует обращать особое внимание:

    • Срок службы смазки для мультипликаторной катушки должен быть максимально большим.
    • Смазка для подшипников мультипликаторной катушки должна создавать на соприкасающихся металлических поверхностях особо тонкий и прочный слой, способный обеспечить полноценное функционирование механизма при повышенных нагрузках.
    • Смазка для мультипликаторной катушки для спиннинга должна обладать повышенной водостойкостью. Из-за частого попадания воды в механизм мультипликатора, масло с плохой водостойкостью образует суспензию, приводящую к выходу из строя самых важных элементов.

    Смазка мультипликаторной катушки, вследствие их повышенной уязвимости, должна проводиться не менее двух раз за сезон . О том, чем смазывать мультипликаторную катушку, должно быть сказано в инструкции по ее эксплуатации. Лучше обратить внимание на продукцию известных и проверенных рыболовных брендов, таких, как: DAIWA, QUANTUM, SHIMANO и пр. Эти производители точно знают, чем смазывать катушку спиннинга. А в их многочисленных аннотациях и брошюрах указанно о том, как можно смазать катушку спиннинга той или иной модели.

    Полезное видео

    На видео представлена профилактика рыболовной катушки:

    В качестве резюме заметим, что обслуживание данных механизмов, это неотъемлемая часть удачного рыболовного сезона. А чем смазывать рыболовные катушки, и с какой периодичностью, вы определитесь в процессе их практического применения. Сейчас выбор разнообразных смазочных материалов достаточно велик.

    Книпович Николай Михайлович

    Зоолог, гидробиолог. Закончил ЛГУ им.Жданова, биолого-почвенный факультет. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

    Обслуживание катушки

    Как правило, новая безынерционная катушка имеет приятный бархатный ход, плавное и бесшумное вращение. Но после длительной эксплуатации, в механизме появляется некоторый хруст, шелест и вибрация. Чтобы избавиться или предотвратить такое, необходимо периодически производить разборку катушки, чистить ее от грязи и менять смазку.

    Качественная смазка катушки делает работу катушки плавной и приятной, более того, новая смазка продлевает срок службы всех механизмов.

    Профилактику катушки нужно делать периодически, несколько раз за сезон, в зависимости от частоты использования. И раз в год нужно делать полную разборку катушки с заменой смазки.

    Естественно, что за катушкой нужно постоянно следить, не ронять ее на твердые поверхности, стараться избегать попадания воды в механизм и стараться избегать всевозможных загрязнений.

    Разборка и смазка безынерционных катушек

    Что необходимо для разборки и смазки катушки:

    • Плоскогубцы
    • Отвертка
    • Кисточка
    • Бензин
    • Ключ на 12 мм
    • Жидкая смазка
    • Густая смазка

    Как разобрать безынерционную катушку

    Разбирая безынерционную катушку, раскладывайте все ее детали по порядку справа налево, это позволит быстро и правильно собрать катушку.

    Внимательно запоминайте положение и порядок установки всех деталей, следуйте следующей инструкции.

    Этапы разборки катушки:

    1. Снимаем гайку фрикционного тормоза;
    2. Снимаем шпулю;
    3. Снимаем шайбы и шестеренки на штоке;
    4. Откручиваем ручку;
    5. Разбираем механизм катушки: откручиваем болтик, фиксирующий гайку.
    6. Аккуратно откручиваем ключом или плоскогубцами зажимную гайку ротора;
    7. Снимаем ротор
    8. Снимаем с ротора дужку лесоукладывателя и механизм, защелкивающий ее.
    9. Разбираем ролик лесоукладывателя (откручиваем отверткой);
    10. Откручиваем болты и заглушки на крышке и снимаем крышку.
    11. Внутри катушки вы увидите две шестерни и бегунок — это главный механизм.
    12. Далее нужно снять шток, предварительно выкрутив болтик, который его крепит.
    13. Снимаем основную шестерню, маленькую шестерню и остальные детали.
    14. Для снятия пальчиковой шестерни откручиваем три болта.
    15. Снимаем подшипник с пальчиковой шестерни.
    16. Снимаем цилиндр с пальчиковой шестерни.

    Разборка катушки завершена!

    Видео по разборке и сборке смотрите ниже по тексту.

    Сборка катушки проводится в обратном порядке.

    Смазка безынерционной катушки

    1. Очищаете поверхность катушки.
    2. Разбираете катушку.
    3. Чистите детали в бензине.
    4. Смазываете детали и подшипники.
    5. Собираете катушку.

    Для смазки шестеренок и деталей используется густая смазка. Для смазки подшипников используется жидкая смазка.

    Зубцы всех шестеренок нужно смазывать таким образом, чтобы смазка полностью заполнила пространство между зубцами. Излишки смазки нужно убрать. Густой смазкой смазываете большую шестерню, пальчиковую шестерню, маленькую шестерню, внутреннюю деталь на маленькой шестерне и шток.

    Тонким слоем густой смазки можно покрыть другие металлические детали, чтобы те не коррозировали. Подшипники открытого типа смазываете жидкой смазкой, а подшипники закрытого типа смазывать не нужно.

    При сборке, штырек маленькой шестерни должен попасть в паз накрывающей его детали. Основную шестерню нужно смазать в нескольких местах и установить в корпус катушки. Далее смазываете шток по всей длине густой смазкой и устанавливаете на место. Основной механизм катушки смазан!

    Сборка катушки проводится строго в обратном порядке!

    Видео по разборке, смазке и сборке катушки

    Не стоит злоупотреблять смазкой, так как ее излишек может сделать ход катушки тугим, а в некоторых случая это может привести к заклиниванию.

    Чистка ролика лесоукладывателя

    Строение безынерционных катушек

    Не стоит применять солидол в качестве густой смазки.

    Используйте специализированные густые и жидкие смазки для катушек. В продаже можно отыскать смазки для катушек от специализированных рыболовных компаний: Abu Garcia, Daiwa, Shimano, Ryobi, Tica, Mikado, SFT и т.п.

    Лучше использовать смазку той же компании, что произвела катушку.

    К примеру, компания Shimano выпускает специальную консистентную смазку, предназначенную для главной пары, механизмов и подшипников. Ее вязкая структура уменьшает трение, увеличивает срок службы и делает работу катушки более плавной.

    Цена смазок для катушек варьируется от 2 до 100 долларов, в зависимости от фирмы и объема.

    Разборка катушки Shimano Exage

    Разборка катушки Daiwa Caldia

    Обзор люфтов в катушках Daiwa и Shimano

    Статьи по теме:

    Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

    Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

    Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

    Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

    Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

    Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

    Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

    Рыболовные самоделки своими руками

    Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


    Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


    Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

    Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


    Как выбрать катушку для спиннинга?

    Электромоторы для надувных лодок(обзор)

    Алюминиевые катера для рыбалки

    Тема выбора смазок и масел для обслуживания мультипликаторных катушек не нова, но тем не менее является весьма злободневной… Нет необходимости доказывать что от правильного подбора смазок и масел зависят и качество работы катушек и сроки их эксплуатации. На эту тему Сергей Леденёв (saled) любезно предоставил материал где достаточно подробно изложил суть вопроса. Сергей… Попытаюсь в статье обобщить наработки коллег занимающихся техническим обслуживанием рыболовных катушек и своё видение решения данной проблемы. К смазкам и маслам предъявляются следующие основные требования. Во первых они должны обеспечивать создание на металлических поверхностях достаточно тонкой и прочной плёнки предотвращающей контакт и трение между металлическими деталями. Во вторых. Срок службы смазок и масел должен быть максимально большим. И в третьих. Это водостойкость и смазок и масел. Очень часто бывает что смазка или масло обладающее хорошими эксплуатационными характеристиками, имеет весьма низкую водостойкость, и в результате совершенно непригодно для использования в мультипликаторных катушках. Позволю себе напомнить коллегам что из за особенностей конструкции мультипликаторные катушки значительно хуже защищены от попадания воды во внутренние части механизма в сравнении с обычными безинерционными катушками. Особенно этой напасти подвержены круглые катушки ABU GARCIA. Круглые катушки фирм DAIWA, SHIMANO и низкопрофильные в том числе ABU GARCIA гораздо лучше защищены от попадания воды в механизм. Но тем не менее эта досадная неприятность происходит постоянно. При использовании смазок с низкой водостойкостью при попадании на них воды образуется эмульсия, смазка теряет свои свойств и в итоге происходит достаточно сильный износ в первую очередь шестерней главной передачи. Последствия износа шестерёнок ГП - их выход из строя и в целом невозможность использования катушки по своему прямому предназначению.
    Далее рассмотрим смазки пригодные для проведения обслуживания катушек. О маслах речь пойдёт ниже, т.к.это отдельная тема. Но прежде всего акцентирую внимание на следующем моменте. На мой взгляд существует две концепции проведения ТО катушек.
    Первая – применение любых подходящих смазок, но в этом случае ТО проводится два и более раз в сезон.
    Вторая – применение высококачественных водостойких смазок что предполагает проведение ТО один раз в сезон или один раз в два сезона. В принципе обе эти концепции верны, но я всё же считаю более правильным придерживаться второй.
    И теперь конкретно о смазках. К первой группе смазок, которую чаще всего используют рыбаки, относятся специализированные смазки выпускаемые под рыболовными брендами ABU GARCIA, DAIWA, SHIMANO, PENN, QUANTUM и некоторыми менее известными брендами. Ни одна из перечисленных фирм смазки не изготавливает. Производят их по заказу различные предприятия специализирующиеся на производстве смазочных материалов. В подавляющей массе эти смазки изготавливаются на литиевой основе. Что касается качества рыболовных смазок, которые я использовал в те или иные годы, а перепробовать довелось смазки всех вышеперечисленных брендов, то оно далеко от желаемого. Прежде всего у большинства смазок этой группы очень низкая водостойкость. Единственным приятным исключением из них является смазка PENN PRECISION REEL GREASE . Ранее она выпускалась под названием PENN X 1RREEL GREASE, но от переименования, на удивление, качество её не изменилось. Смазка синего цвета, водостойкая, очень липкая и прекрасно размазывается кисточкой очень тонким слоем по зубьям и поверхности шестерёнок. При её использовании полное ТО катушек достаточно проводить один раз в сезон. Впервые эту смазку я случайно купил в 1996 году. Вначале я использовал при ТО безинерционных катушек, а в дальнейшем после увлечения ловлей на джерки стал использовать её для смазки мультипликаторных катушек.




    Возможно помимо смазки PENN в настоящее время на рынке появились качественные водостойкие смазки под другими рыболовными брендами, но информации по данному вопросу у меня пока нет.
    К следующей группе смазок относятся многоцелевые смазки в частности автомобильные и для использования в подвесных лодочных моторах. Рынок этих смазок весьма велик. Из всего этого многообразия смазок можно выбрать подходящие по констинтенции, водостойкости и использовать их при проведении ТО катушек. Из автомобильных смазок очень хорошо себя зарекомендовала смазка MOBIL XHP 222. Ярко синего цвета, очень хорошая водостойкость и достаточно большой срок службы, гуманная цена около 200 рублей за картридж 397 грамм, но имеет один не достаток – довольно сильный неприятный запах. По этой причине использовал её только один сезон, но в принципе при отсутствии качественных смазок без запаха, могу смело рекомендовать её для проведения ТО катушек.
    Из смазок применяемых для обслуживания подвесных лодочных заслуживает внимания смазка YAMALU BEMARINE GREASE. Разработана по заказу компании YAMAHA MOTOR CO. и производится в США и Германии. Как и большинство смазок изготовлена на литиевой основе.

    Выпускается в тюбиках весом 284 грамма и картриджах весом 397 грамм. Пользоваться этой смазкой мне не доводилось, но тем не менее в руках держал и пробовал на ощупь. Синего цвета, очень липкая и также как и смазка PENN очень хорошо размазывается по металлическим поверхностям тончайшим слоем. Пользуется большой популярностью среди рыболовов США. В отличии смазки PENN имеет чуть меньшую водостойкость (http://alantani.com/index.php?topic=6615.0), но по соотношению цена/качество значительно её превосходит. Из наших российских коллег YAMALUBE применяет известный джерковик Дмитрий Лучин. Надеюсь что от него поступит подробная информация об эксплуатационных характеристиках данной смазки.
    Особое место в группе смазок общего применения занимают так называемые молибденовые смазки. В этих смазках используются специальные загустители базового масла и в качестве основной добавки дисульфид молибдена. Именно благодаря дисульфиду молибдена молибденовые смазки обладают прекрасными эксплуатационными свойствами, которыми не обладает ни одна из смазок ни с литиевыми, ни с кальциевыми или иными загустителями. По противозадирным и противоизносным свойствам с молибденовыми смазками достойно могут конкурировать только смазки с PTFE или чаще их называют тефлоновыми смазками. О этих смазках речь пойдёт далее. Практически все молибденовые смазки предназначены для работы в условиях больших механических нагрузок. Существует мнение что молибденовые смазки вызывают коррозию металла, т.к. дисульфид молибдена (MoS2) превращается в трисульфид молибдена (MoS3) который является одним из сильнейших окислителей. Всё это верно, но лишь отчасти. Этот процесс происходит при температурах более 150 градусов, при наличии большого количества кислорода и присутствии паров воды.
    Молибденовые смазки присутствуют в ассортименте продукции большинства производителей смазочных материалов. Типичным представителем группы молибденовых смазок является смазка HTS-2 американского концерна HUSKEY ITT.
    Выпускается в основном в картриджах весом 397 грамм. Цвет её грязно-серый ближе к чёрному, водостойкость довольно высокая. Смазка пластичная, эксплуатационные характеристики на высоком уровне. Сезон эксплуатации легко выдерживает. Недостатком смазки является невозможность из-за грязно-серого цвета определить реальную степень износа материала шестерней ГП и прочих деталей механизма катушки. В этом плане смазки синего, бежево-кремовых цветов или полупрозрачные более предпочтительны, т.к. даже незначительное изменение первоначального цвета смазки является первым признаком начала износа деталей и соответственно необходимости проведения нового ТО.
    И последняя группа смазок общего применения появившаяся на свет примерно около сорока лет назад – это смазки с PTFE(политетрафторэтилен) или тефлоновые смазки. В отличии от всех других типов смазок в которых в качестве загустителей в основном используются соединения лития, кальция и реже ряд других соединений, в тефлоновых смазках загустителем базового масла является ультрадисперсный порошок тефлона. Тефлон (фторопласт) - конструкционный материал обладающий на настоящее время самым низким коэффициентом трения, устойчив к низким и высоким температурам. Тефлоновые смазки в зависимости от свойств базового масла прекрасно работают в диапазоне температур от -50 до +260 градусов по Цельсию. Срок их эксплуатации, особенно при температурах выше +150 градусов, в 10 -15 раз превышает срок эксплуатации практически всех остальных типов смазок. Образующаяся на поверхности пар трения тефлоновая плёнка толщиной несколько микрон резко снижает коэффициент трения, предотвращает контакт деталей между собой и защищает металлические поверхности от коррозии.
    Всё выше перечисленное делает PTFE смазки, по мнению специалистов Национального института пластичных смазок (США), смазками XXI века. Сегодня тефлоновые смазки есть в номенклатуре практически всех ведущих производителей смазочных материалов. Например, корпорация SHELL производит такие PTFE смазки как AeroShell 15, AeroShell 15A, Shell Grease 1499 ½, компания Castrol – Braycote 600EF, Castrol Microcote®196, Castrol Inertox Greases, фирма Dow Corning – Molykote BG87, Molykote FS3451, Molykote HP300, компания Kluber – Barrierta EL, Barrierta L55/2, Barrierta IMI/V, концерн Exxon Mobil – Unirex PF500 и т. д. Кроме этих гигантов, в Европе и США десятки относительно небольших фирм специализируются на производстве исключительно PTFE смазок.
    Из довольно большой номенклатуры смазок с PTFE в течении последних четырёх лет использовал смазки американской фирмы HUSKEY ITT LVI-50 и в течении двух лет смазку также американской фирмы SYNCO CHEMICAL CORPORATION SUPER LUBE. Выбраны эти смазки были не случайно, в основном по причине их свободного приобретения в некоторых торговых сетях и небольшой цены. Приобретение смазок других производителей вызывает определённые сложности, да и времени для их тестирования потребуется полжизни. Обе смазки относятся к классу Н-1 и могут использоваться в пищевой промышленности где возможен их случайный контакт с продуктами питания.
    Смазка LVI-50 выпускется в картриджах весом 397 грамм, тюбиках по 85 грамм и пластиковых пакетиках по 3 грамма.
    Цвет белый полупозрачный, очень липкая, сверх водостойкая. Широко применяется в качестве дополнительного уплотнителя различных сальников в инженерных системах горячего и холодного водоснабжения. Диапазон рабочих температур от -24 до +163 градусов по Цельсию.



    Смазка прекрасно работает в тёплое время года. Но при температурах ниже + 12 градусов ручка катушки вначале вращается с неким подтормаживанием, но после нескольких оборотов эффект подтормаживания исчезает. Вероятнее всего происходит небольшой нагрев смазки и уменьшается её вязкость. Но тем не менее применение LVI-50 при эксплуатации катушки при температурах ниже +5 градусов считаю нецелесообразным.
    Смазка SUPER LUBE по внешнему виду очень похожа на LVI-50, чуть менее липкая и более пластичная. Также относится к категории сверхводостойких смазок. Диапазон рабочих температур от -43 до +232 градусов.


    Очень легко кисточкой размазывается тонким слоем по металлическим поверхностям. Две катушки при ТО которых была использована SUPERLUBE, интенсивно использовались два сезона и соответственно в этот период времени не обслуживались. После рыбалок катушки не вскрывались для просушки механизма. Рыбачить иногда приходилось и при температурах около -3 градусов. При таких температурах загустевания смазки отмечено не было что свидетельствует о том, что катушки обслуженные с использованием этой смазки можно эксплуатировать и при температурах ниже 0 градусов.
    Выше уже говорилось что катушки эксплуатировались два сезона без проведения ТО.
    На фото видно что произошло небольшое изменение цвета смазки. Процесс вполне закономерный, т.к. в июле 2013 года после обильных дождей вода в реках и речках Подмосковья и Рязанской области была очень мутной а на речке Пахра имела насыщенный жёлто-коричневый цвет из-за растворённой в ней частиц глины. В результате попадания капель такой воды на некоторые детали механизма катушек и произошло изменение цвета смазки.


    Отмечу два важных момента.
    Во первых. При взаимодействии воды и смазок LVI-50 и SUPER LUBE не происходит образование эмульсии.
    Во вторых. В следствии очень высокой водостойкости этих смазок не отмечено следов вымывания смазок каплями попадающей на них воды.
    Из-за ограниченного объёма статьи на этом обзор смазок заканчиваю. О маслах речь пойдёт в следующей части статьи. Продолжение следует…

    Часть II


    С выбором смазок для проведения ТО мультипликаторных катушек ситуация более или менее ясная. С выбором масел предназначенных в первую очередь для обслуживания подшипников установленных на оси шпули ситуация не такая радужная как выглядит на первый взгляд. Акцентирую внимание именно на шпульных подшиниках по следующим причинам. Во первых. Нагрузки на эти подшипники в момент заброса увесистых джеркбейтов очень большие. Вес забрасываемых приманок колеблется в диапазоне от 30 до 200 и более грамм. Во вторых. Скорость вращения шпули при забросе составляет около 10000 оборотов в минуту. В связи с этим требования предъявляемые к маслам довольно жёсткие. Это и низкая вязкость, возможность работы при высоких скоростях вращения и максимально большой срок эксплуатации. Подшипники установленные в других узлах катушек хотя и работают при достаточно больших нагрузках, но при малых скоростях вращения и по этой причине при проведении ТО их можно обслуживать используя смазки или густые масла срок службы которых намного больше срока службы жидких масел используемых при ТО шпульных подшипников. А теперь перейду непосредственно к рассмотрению данной группы этих масел. Выпускаются они в основном под рыболовными брендами ABU GARCIA, DAIWA, SHIMANO, PENN, QUANTUM и некоторыми другими менее известными брендами. К данной группе также можно отнести известное большинству коллег веретённое масло советского и российского производства и масла для смазки швейных машинок. Все эти масла имеют очень низкую вязкость позволяющую работать шпульным подшипникам при высоких скоростях вращения. Но к сожалению по причине их довольно высокой испаряемости и быстрого износа тончайшей масляной плёнки на трущихся металлических поверхностях срок их службы мал и в зависимости от качества и вязкости составляет от двух недель до одного месяца. Именно по этой причине специалисты и авторы различых статей и пособий по ТО рыболовных катушек настоятельно рекомендуют после трёх-четырёх рыбалок обязательно промазывать шпульные подшипники. Хотя эта операция и не является технически сложной, но тем не менее требует определённого времени и зачастую у большиства коллег вызывает только лишь отрицательные эмоции. Исходя из собственного опыта все эти вышеперечисленные масла можно использовать для смазки шпульных подшипников лишь в случае отсутствия более качественных масел.


    За рубежом, в частности в США, разработкой и производством масел для обслуживания высокоскоростных подшипников занимаются не только гиганты нефтехимии, но и небольшие но не менее известные производители. Например американская фирма Corrosion Technologies Corporation производит два очень интересных для рыбаков продукта. Первый из них масло ReelX конкретно предназначенное для обслуживания подшипников рыболовных катушек. Производитель гарантирует срок его эксплуатации примерно 6 месяцев, что в сравнении с маслами выпускаемыми под рыболовными брендами является просто прекрасным результатом. Для наших российских условий средней полосы достаточно подшипники обслужить перед началом сезона и забыть о их ТО до окончания сезона.


    Второй продукт СorrosionX изначально разрабатывался как средство защиты охотничего оружия от коррозии. Достаточно глубоко проникает в микропоры металла. В процессе эксплуатации однако было установлено что помимо прекраснейших антикоррозионных свойств СorrosionX обладает очень хорошими смазывающими свойствами, большим сроком эксплуатации чуть больше одного года. Используя СorrosionX достаточно проводить ТО подшипников один раз в два сезона.


    И ReelX и СorrosionX пользуются большой популярностью у наших коллег в США, но к сожалению об этих замечательных продуктах практически ничего неизвестно у нас в России.


    Хочу уделить немного внимания маслам с PTFE (тефлоном). У данной группы масел в качестве загустителя базового масла используется ультрадисперсный порошок тефлона что является большим преимуществом в сравнении с обычными маслами. Даже при испарении или высыхании базового масла на металлических поверхностях остаётся тончайшая плёнка из микрочастиц тефлона которая предотвращает трение между металлическими поверхностями. В течении двух сезонов использовал и буду в будущем использовать масло с PTFE (тефлон) Super Lube американской фирмы SYNCO CHEMICAL CORPORATION.


    Данное масло несмотря на то что оно достаточно густое можно считать универсальным. Т.е. я использую его для смазки шпульных подшипников, обгонных муфт и валов привода лескоукладывателя в катушках с неотключаемым лескоукладыватем. Чтобы избежать в будущем при обсуждении статьи бурных дискуссий о недопустимости использования достаточно густого масла для обслуживания шпульных подшипников особо отмечу следующий момент. Полностью соглашусь с тем что такое масло (масла) действительно нельзя использовать для ТО шпульных подшипников мультипликаторных катушек используемых для заброса и проводки очень лёгких приманок весом от 3 до 15-20 грамм. Реальная дальность заброса действительно будет значительно меньше чем при использовании для ТО шпульных подшипников очень жидких масел. Но позволю себе заметить что в этой части статьи речь идёт о маслах используемых при ТО мультипликаторных катушек предназначенных для заброса и проводки приманок имеющих веса от 26 грамм (например Stick Shadd 114F) и заканчивая весами за 100 и более грамм. При забросе увесистой приманки сила инерции такова, что летящий джерк или другая приманка очень легко раскручивают шпулю с намотанным на неё шнуром. О силе инерции приманки в полёте говорит следующий нюанс с которым сталкивались практически все джерковики и я в том числе. При образовании бороды на шпуле даже такая относительно лёгкая приманка как Slider F весом всего лишь в 37-38 граммов зачастую легко рвёт качественный шнур с тестом 80 lb. Так что все споры о возможности или невозможности использования масла Super Lube для ТО всех типов подшипников используемых в мультипликаторных катушках считаю пустой тратой времени. Теория говорит одно, а практический опыт показывает другое. Теперь о потребительских свойствах масла. Как уже говорилось выше масло имеет достаточно густую конститенцию сопоставимую с конститенцией обычного подсолнечного масла. Цвет полупрозрачный. Водостойкость масла очень высокая. Точный срок службы указать не могу, но катушка AG 5601JB не обслуживалась два сезона и эксплуатировалась достаточно интенсивно.


    Масла на валу стало заметно меньше чем после ТО и цвет изменился с полупозрачного на полупрозрачно серый. Скорее всего это не частицы износа деталей, а пыль после рыбалок в Астраханской области. Могу сделать предварительный вывод - на валах масло легко выдерживает два сезона (год) эксплуатации при постоянном попадании капель воды и пыли. В закрытых (экранированных) подшипниках срок эксплуатации масла будет составлять не менее 3 сезонов.


    В заключение статьи речь пойдёт об уникальнейшем масле TSI-301 разработанным и выпускаемым американской фирмой AMERICAN GAS&CHEMICAL CO. LTD для нужд NASA и министерства обороны США.


    По истечении определённого времени масло появилось в свободной продаже на территории США. Собственно говоря TSI-301 не является продуктом нефтепереработки, а представляет из себя смесь сложных полиэфиров растворённых в растворителе на основе бутанола. Бутанол является смывкой ранее используемых масел, а полиэфиры очень глубоко проникают в микропоры металла и одновременно защищают металл от коррозии и выполняют функцию смазки. Ещё одним достоинством этих полиэфиров является их крайне низкая испаряемость в отличии от жидких масел выпускаемых под рыболовными брендами. Американские коллеги используют этот продукт с 2008 года. По их отзывам срок службы масла не менее двух лет. Основатель и идейный вдохновитель форума alantani.com/ Алан Тани и многие его сподвижники считают что TSI-301 на сегодяшний является лучшим маслом для обслуживания шпульных подшипников. Весной прошлого года выпало мне счастье приобрести фляжку этого масла. С его использованием обслужены шпульные подшипники примерно на трёх десятках катушек. Для чистоты эксперимента на одну из своих катушек AG 5601С4 вместо штатных шарикоподшипников установил бронзовые втулки от 5601JB смазанные TSI-301. Заодно на всякий случай этим же маслом промазал и ось шпули. Время вращения шпули на оси с использованием втулок (шпуля и ось вне механизма катушки) значительно больше времени вращения шпули на шарикоподшипниках при тех же условиях. Странно, но против фактов не попрёшь. Весь прошлый сезон эта катушка эксплуатировалась на износ. Действительно масло имеет большой срок эксплутации. Не могу с полной уверенностью утверждать что срок службы масла составит два года (четыре сезона), но скорее всего выводы американских коллег близки к истине.


    Чуть не забыл упомянуть о водостойкости TSI-301. Следует отметить что водостойкость на весьма высоком уровне в чём я имел честь убедиться на открытии сезона 12 апреля сего года. Под воздействием определенных факторов и при большом скоплении почтенных и уважаемых форумчан и гостей данного мероприятия палка вместе с катушкой была утоплена и благополучно извлечена с помощью тонущего джерка. После удаления из катушки воды рыбалка продолжилась без всяких последствий для втулок и катушки в целом, что свидетельствует о реально высокой водостойкости и масла и естественно смазок использованных мною при поведении ТО катушек. В завершение статьи позволю себе напомнить всем уважаемым коллегам - катушка это оружие рыболова. А оружие любит чистку, ласку, уход и смазку. И не следует экономить на смазках и маслах. От их качества зависит и надёжность работы катушки и в конечном итоге срок её эксплуатации


    С уважением Леденёв Сергей (saled)

    Сегодня хочу написать о некоторых заблуждениях, связанных с обслуживанием рыболовных катушек, а именно касаемо смазок!

    Основные заблуждения о рыболовных смазках

    1. "Подшипники смазываются жидким маслом" - Это не верно! Любой заводской подшипник смазывается густой, но мягкой смазкой. Для подтверждения можете в вскрыть любой подшипник и посмотреть. Только в мультах шпульные подшипники смазывают жидким маслом для увеличения дальности заброса. Однако нужно понимать, что чем более жидкое масло, тем тоньше рабочая пленка, а износ подшипника гораздо выше.
    2. "Ролик лесоукладывателя нужно периодически прокапывать маслом" - Такого категорически делать нельзя. Так как жидкое масло подхватывает грязь и мусор и заносит его в рабочую зону ролика. Если внутри ролика подшипник это грозит и попаданием грязи в него и вымывание густой смазки подшипника. Смазывать маслом можно лишь ролик на втулке(ах) после полной разборки и очистки узла.
    3. "Для обслуживания катушки достаточно двух смазок в баллончиках" - Смазочные наборы Дайва, или Шимано в баллонах подходят лишь для вспомогательного обслуживания. Обслужить главную пару, или фрикцион ними нельзя!
    4. "Фрикцион можно смазать той же смазкой что и главную пару" - Это заблуждение! Для фрикциона нужна отдельная специализированная смазка.
    5. "Чем больше смазки - тем лучше" - Сколько бы Вы не наложили смазки на зубья шестерен, после первых оборотов более 95% её будет выдавлено и останется лишь тонкая практически не видимая пленка смазки. Это и есть та рабочая смазка, которая препятствует и уменьшает износ шестерен. Лишняя смазка (если её большое количество) лишь добавит вес и дополнительные проблемы выдавливаясь и попадая в другие узлы катушки.
    6. "Автомобильные и другие смазки и масла можно использовать для обслуживания катушек" Специализированные смазочные материалы отвечают всем тем характеристикам, которые нужны для правильной работы механизма катушки. Использование не специализированных смазочных материалов на свой страх и риск часто заканчивается плачевными последствиями для катушки.
    7. "IOS - панацея от всего" - Это далеко не так. Данная смазка не во всех случаях будет оптимальной, а в некоторых даже наоборот затруднять ход. Дорогие специализированные смазки, как правило, имеют узкий спектр применения. Так, к примеру, IOS grease разработан для твердосплавных главных пар.
    8. "Стопор обратного хода можно смазать густой смазкой" - Это не так и может привести к отказу узла. Стопор обратного хода (муфта обгона, или роликовый подшипник) смазывается только жидким маслом, на катушках фирмы Шимано это указано на данном узле.
    9. "Технические отверстия служат для обслуживания катушки" - Это не так. Они служат для экстренного обслуживания в случае клина катушки на рыбалке, или просушивания механизма в случае попадания воды и не более. Поняв свою ошибку на последних Шимано технические отверстия в ролике и на корпусе убраны.
    10. "Шток катушки необходимо периодически прокапывать жидким маслом" - Тут есть рациональное зерно, однако частое нанесение жидкого масла на шток в результате приводит к попаданию жидкого масла во внутренние механизмы с нехорошими последствиями. На шток можно нанести одну каплю жидкого специализированного масла примерно раз в 7-10 рыбалок, предварительно вытерев со штока старое загрязненное масло. Однако, большой нужды в этом нет.
    11. " нужно смазывать только смазкой этого же бренда" - Действительно такие брены как Шимано, Дайва, Пенн и т.д. с помощью посторонних фирм выпускают смазки к своим катушкам. Но это не значит, что катушку Шимано нельзя мазать смазкой Дайва, или наоборот. Для правильного подбора смазки под определенный узел, Вы в первую очередь должны руководствоватся характеристиками смазки, характеристиками катушки, её особенностями и износом механизмов. Оптимальные схемы смазки, как правило приходят с опытом применения смазок.
    12. "Не обязательно промывать механизмы катушки, можно просто добавить новой смазки" - Это, как побрызгать дезодорантом на грязное тело! Просто добавив смазки, Вы не убрали частицы износа, которые ускоряют износ катушки.

    Ничего нет вечного - в рыбацких принадлежностях это утверждение справедливо, прежде всего, в отношении механизма сматывания лески, а чтобы продлить его безотказную работу, необходимо знать, чем смазать катушку для спиннинга. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо для начала ознакомиться с конструктивными особенностями этих устройств и с маслами, применяемыми для технического обслуживания.

    Когда придет понимание сути вопроса, тогда уже можно будет приступить к осуществлению практических действий по приведению прибора в должное инженерное состояние. Итак, по установленному порядку к цели.

    Понятно, что качество обслуживания зависит от знания материальной части объекта.

    Все рыболовные бобины для сматывания лески подразделяются на несколько различных по конструкции типов:
    1. Безынерционная с открытой, полузакрытой и закрытой шпулей, которая в катушках этого вида остаётся неподвижной при забросах, но вращается при вываживании рыбы. Такое исполнение исключает спутывание лески.
    2. Инерционная проводочная гораздо проще по структуре - имеет тормоз для фиксации барабана и фрикционный принудительного схода лески. И также на неё устанавливается трещотка, не допускающая обратного вращения.
    3. Особенность мультипликаторной катушки заключается в свободной укладке нити на шпулю, результатом чего интенсивность намотки возрастает. Механизм довольно сложный и включает в себя дополнительные функции - управления притормаживанием при забросах и обратным тормозом.

    В процессе пользования любой бобиной внутрь механизма может попасть пыль и грязь, посторонние примеси, которые приводят к ухудшению условий работы элементов устройства, зубчики шестерёнок стачиваются и прибор ломается. При всём разнообразии типов катушек и сложности их конструкций общим фактором является необходимость проведения технического обслуживания (ТО). В какие сроки это надо делать - для каждой бобины подход индивидуальный и зависит от интенсивности эксплуатации и отношения пользователя к рыболовной снасти. Внешний вид катушки подскажет, пришло ли время проводить ТО: загустевшая грязная смазка на оси снятой шпули - это определённый сигнал к действию.

    Катушки для спиннинга обязательно следует смазать и в случаях случайного падения снасти в воду или на песок. Если рыбак заядлый, то эксплуатация бобины происходит в интенсивном режиме, и 2 раза в сезон следует осматривать инструмент и, при необходимости, менять смазку. Такая потребность возникает и при посторонних шумах или затруднениях во вращении катушки.

    Не стоит дожидаться того момента, когда снасть выйдет из строя - лучше своевременно провести профилактическую разборку и смазку механизма.

    Чтобы частично разобрать безынерционную катушку много времени не потребуется, но после её сборки останется уверенность в надёжности рыбацкого инструмента.

    Смазки для катушек


    Самым оптимальным решением являются специальные смазки, созданные именно для рыболовных катушек. Наиболее популярная из них на сегодняшний день это смазка для рыболовных катушек от EFELE. Смазка продается в удобном дозаторе, что позволяет легко смазать труднодоступные места катушки, а также совсем не имеет запаха (смазки с запахом попадают на леску и отпугивают рыбу). Зимой выдерживает морозы до -50. В общем мы советуем.

    В случаях, когда происходит срочный ремонт в полевых условиях, в качестве смазочного вещества для бобины вполне подойдёт машинное масло или солидол, но только как временная мера. При выполнении же профилактики и ТО следует пользоваться специализированными смазками, недостатка в которых на сегодняшний день не ощущается. Так чем же смазать катушку для спиннинга?

    Условно все применяемые рыболовами антиадгезивы можно разделить на 3 группы:
    1. Фирменные от производителей катушек: Shimano, Daiwa и Abu Garcia. Выпускаются в виде спрея густого (красный колпачок) или жидкого (синий). Последний применяют для подшипников, а более вязкий - для всех остальных деталей устройства.
    2. Отечественные марки ЦИАТИМ-221 и 221-F морозостойкие, не портят резиновые уплотнения и пластиковые детали, устойчивы к воде. Ими промазывают подшипники.
    3. Силиконовые смазки для оргтехники СИ-180 и ПМС-200 - бывают различной консистенции от очень густых, до совсем жидких, абсолютно инертны и могут работать в мороз и жару. Для подшипников есть силиконовая смазка для катушки с тефлоновым наполнителем ОКS-1148 - она устойчива к высоким температурам и агрессивным средам. Все эти антиадгезивы водоотталкивающие.

    Конечно, лучше применять смазку от изготовителя катушки, которая нуждается в ТО. Но если не получилось по каким-то причинам воспользоваться фирменной, то можно употребить всякую универсальную для бобины (спиннинговое механическое устройство).

    Назначение густых: уход за шестернями, шарикоподшипниками, они не вытекают из конструкции, а универсальные смеси получают соединением густых с жидкими, добиваясь требуемой консистенции. Многие рыболовы сочетают различные типы: к примеру, контакты большой и ведомой шестерён покрывают силиконовой смазкой, а втулки и подшипники - фирменными Shimano или Daiwa.

    Вывод напрашивается один: рыболовные катушки требуют проведения профилактики и хорошо, когда она будет выполняться фирменными материалами. Но и в том случае, если применять смазку ЦИАТИМ или силиконовую, качество ТО не ухудшится.

    Последовательность операций рассматривается на примере популярной модели Daiwa. Перед тем как смазать, катушку надо разобрать, но сначала изучить руководство по эксплуатации и уходу за изделием.

    Инструмент и принадлежности:


    • универсальная отвёртка;
    • гаечный ключ под гайку ротора из комплекта;
    • пинцет;
    • кисточка;
    • смазка жидкая и густая;
    • посуда для мытья деталей;
    • стакан бензина.

    После разборки всю мелочь и детали промыть с чисткой кистью, периодически меняя бензин. Подшипники моются с проворачиванием сепаратора.

    Бензин огнеопасен, исключить применение открытого огня!

    Промыв детали, разложить их на чистом листе и просушить естественной сушкой, не вытирая (исключить попадание ворса). Смазывать катушку можно фирменной смазкой Daiwa или Mitchell (Х3 густая, Х7 жидкая). Смешать первую со второй лучше в соотношении 2:1 (только в рамках одного изготовителя). Не рекомендуется смешивание разнородных смазок. Например, минеральных и синтетических. Все детали, включая примыкающие к ним элементы корпуса, смазывают кисточкой и собирают обратным порядком.

    Аккуратные спиннингисты, не допускающие контакта катушки с песком, обходятся частичной разборкой: снимают только ротор и крышку, удаляют отработанную смазку пропитанным бензином тампоном и наносят свежую.

    Результатом ТО должен быть мягкий ход катушки, что придаст рыбалке ещё больший комфорт и привлекательность.