Смотреть вифлеем город иисуса христа. Где находится Вифлеем, в какой стране? Дорога в Вифлеем

Более 2000 лет назад в тесной пещере палестинского города Вифлеем родился Иисус Христос. С тех пор маленький населенный пункт неподалеку от Иерусалима стал мировым центром притяжения паломников, туристов и исследователей. О городе Христа, исторические факты, библейские события и современные святыни Вифлеема – в нашем материале.

История города Вифлеем

Древнейшие археологические артефакты, найденные на территории современного Вифлеема, принадлежат к эпохе бронзового века (XVIII-XVII вв. до н.э.). Город на западном берегу реки Иордан никогда не был крупным, но тесно связан с рядом персонажей библейской истории и, конечно, с Иисусом Христом.

«Вифлеем» с еврейского переводится как «Дом хлеба». Рождение Спасителя в городе с данным названием очень символично: значение слов из молитвы Господней «хлеб наш насущный» экзегеты толкуют и как «духовный хлеб», подразумевая Тело и Кровь Христа.

В архивах Тель-Авива сохранились сведения, что в 1350-1330 до н. э. Вифлеем носил название Бит-Лами и был населен финикийцами. В третьем тысячелетии жители города построили языческий храм на возвышенности, в наше время известной как холм Рождества Христова. Вифлеем находится менее чем в 10 километрах от Иерусалима. Именно на этом пути была похоронена супруга ветхозаветного патриарха Иакова Рахиль.

Город Вифлеем в наши дни

Люди и события

Рахиль и ее сестра Лия были дочерями дяди Иакова Лавана. Рахиль отличалась красотой и дерзким нравом. Она не раз спорила с Богом, если события складывались не так, как ей хотелось. Лия же уступала сестре во внешности, но была доброй, скромной и кроткой девушкой. Иаков, приехавший к Лавану свататься, выбрал себе в жены Рахиль, за что вынужден был служить у дяди целых 7 лет. Путем обмана Лаван выдал за племянника Лию. Но Иаков не смог смириться с этим, и взял себе в жены и Рахиль.


Иаков сватает Рахиль

Рахиль умерла на пути в Вифлеем во время родов сына. Она была похоронена «у дороги», на въезде в город. Гробница жены Иакова сохранилась до наших дней и стала центром паломничества для иудеев. Рядом с захоронением Рахиль находится арабское кладбище, и место также пользуется почитанием у мусульман.

Ветхозаветный пророк Иеремия иносказательно упоминал Рахиль, рассказывая о событиях эпохи Вавилонского плена:

(Иер. 31:15)

В VI веке до н.э. страна иудеев находилась в подчинении Вавилонского царства. После очередного восстания царь Навуходоносор II принял решение «обезглавить» Иудею: казнил ряд представителей знати, пленил правителя страны и принудительно вывел в Вавилон десятую часть еврейского населения. Пророк Иеремия также оказался в плену вавилонян, но был освобожден. Город Рама, о котором говорит пророк, находится севернее Иерусалима на возвышенности. С его холмов открывался вид на опустевшую Иудею. Рахиль вспоминалась как мать всех иудеев, горько сожалеющая об их пленении.

Слова пророка о «горьком плаче» Рахили вспоминались и евангелистом Матфеем в новозаветное время. Когда царь Ирод узнал о рождении Иисуса, он испугался, что Младенец будет претендовать на его власть. Иудейский правитель отправил в Вифлеем войска с приказом убить всех детей в возрасте до 2-х лет. Иосиф Обручник, Пресвятая Мария с Маленьким Христом смогли сбежать, а 14 000 младенцев были жестоко убиты. В Православной Церкви невинно убиенные дети почитаются в лике мучеников.


Икона “Рахиль, плачущая о чадах”

Псалмопевец

Иисус Христос был потомком царя Давида, известного православным христианам как создатель сборника Божественных гимнов – Псалтыри. Давид также был уроженцем Вифлеема.

Юный Давид прославился в своем народе после героической победы иудеев над филистимлянами. Будущий еврейский царь в буквальном смысле «проходил мимо» поля боя. Перед войсками иудеев, поигрывая оружием, прогуливался огромных размеров воин по имени Голиаф. Голиаф вызывал на бой самого сильного из евреев, но никто не решался с ним сразиться. Филистимлянин насмехался над иудеями и хулил Бога. Именно это задело юного Давида, который вышел против Голиафа без щита и меча, а с метательным орудием и убил великана точным попаданием камня в лоб. Филистимляне бежали, иудеи торжествовали, а царь Саул сделал Давида полководцем. Позже, после смерти иудейского правителя, Давид был помазан на царство.


“Битва Давида и Голиафа”, художник Nicolaas Goetzee, 1748 г.

В роли царя пророк также преуспел: Израильское царство стало единым государством, а Ковчег Завета – главная иудейская святыня, была перенесена в Иерусалим. Впоследствии для нее сыном Давида Соломоном будет построен Иерусалимский храм. Однажды царь Давид согрешил, вступив в связь с женой своего полководца. За совершенный грех псалмопевец расплачивался всю жизнь.

Раскаиваясь о содеянном, Давид написал ряд псалмов, легших в основу Псалтыри. Сегодня эта книга стала универсальной в жизни православного человека: она применяется и как богослужебная, и как назидательная, и как читаемая во всякой нужде верующими в домашних молитвах.

С Вифлеемом связано также имя прабабушки царя Давида, Руфи. Руфь была язычницей из народа моавитян, но позже вышла замуж за иудея Вооза и приняла веру в Единого Бога. В Ветхом Завете описывается, что в окрестностях Вифлеема девушка собирала колоски пшеницы. О событиях из жизни прабабушки царя Давида подробно рассказывает одноименная ветхозаветная «Книга Руфи».

Рождество Христово

Безусловно, главным событием, которым знаменит Вифлеем, было, есть и будет Рождество Иисуса Христа.

В 63 году до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудейское царство. Страна превратилась в провинцию Римской империи, а еврейские правители отныне становились вассалами императора. Форма управления и территориальное деление Иудеи постоянно менялись, в итоге местность вошла в состав Сирии. После административных реформ римский наместник Квириний решил провести на подвластных ему землях перепись населения. Делалось это с целью учета потенциальных налогоплательщиков. Согласно распоряжению Квириния, жители Сирии должны были явиться в города, из которых происходил их род и пройти процесс переписи.

Из рода царя Давида, уроженца Вифлеема, происходили Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица. По призыву римских властей они отправились на родину предков. Перепись была масштабной, и, прибыв из Назарета в Вифлеем, Иосиф и Мария заночевали в пещере, поскольку городские гостиницы были переполнены.

Здесь-то и появился на свет Спаситель мира, Младенец Иисус. Вскоре после рождения Христа пастухам из предместий Вифлеема явился ангел, сообщил о великом событии и направил в пещеру к Новорожденному. Вслед за появлением одного ангела евангелист Лука описал появление всего небесного воинства, которое торжественно произносило слова, ставшие одним из гимнов праздника Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(Лк. 2:14)


Рождество Христово, Греция. Современная фреска

Пастухи разыскали пещеру, сообщили родителям Иисуса о необычном явлении и в восторге среди ночи отправились рассказывать жителям Вифлеема о рождении Мессии.

Знамение в виде яркой звезды заметили волхвы (маги) из страны, восточнее Иудеи. Они расценили событие как знак свыше и направились прямиком к царю Ироду, убежденные в связи правителя с Иисусом. Царь лишь развел руками, но попросил волхвов сообщить, где находится Христос. Восточные маги вышли из дворца и проделали путь до Вифлеема, сопровождаемые таинственной путеводной звездой.

Иосиф и Мария к тому моменту уже нашли себе приют в доме. Прибыв в Вифлеем, волхвы принесли Новорожденному знаменитые дар: золото – как царю, ладан – как священнику, смирну – как тому, кто должен умереть. Поклонившись Христу, волхвы возвратились в свою страну, не став возвращаться к Ироду.

Ирод был разгневан, так как считал, что Христос – претендент на его царскую власть. Страх лишиться титула заставил Ирода пойти на убийство нескольких тысяч младенцев. Гнев иудейского царя не коснулся семьи Иисуса, так как ангел явился Иосифу Обручнику и велел ему вместе с семьей бежать в Египет.

Рождество Христово стало одним из величайших событий в человеческой истории, так как через него Бог вошел в мир людей и своим примером показал дорогу к обретению вечного счастья в земной и загробной жизни.


Фреска “Избиение младенцев”

После Христа

В 132 году в Израиле произошло антиримское восстание Бар-Кохбы, которое было подавлено и сопровождалось разрушением еврейских городов. Эта участь постигла и Вифлеем. Город находился в запустении до времен императрицы Елены, христианки, которая отправилась на Святую Землю в паломничество и активно помогала строительству храма Рождества Христова над пещерой, бывшей местом рождения Спасителя.

В VI веке базилика Рождества была разрушена восставшими самарянами, но церковь восстановили при императоре Юстиниане. 100 лет спустя Вифлеем захватили персы, но храм был оставлен неприкосновенным. На протяжении многих столетий город переходил из рук в руки крестоносцев и сарацин, а духовенство, в зависимости от политической обстановке, менялось с латинского на православное. Вифлеем подвергался регулярным разрушениям, но храм Рождества оставался невредимым.

Сегодня Вифлеем является городом в составе Палестинской автономии. На территории города проживают как христиане, так и мусульмане. Несмотря на пестрый этнорелигиозный состав Вифлеема и напряженную обстановку на Ближнем Востоке, город открыт для паломников и туристов со всего мира, а жителей гости характеризуют, как радушных хозяев.

Святыни Вифлеема

Пещера Рождества


Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем

Именно здесь от Пресвятой Богородицы родился Иисус Христос. При императрице Елене здесь появился подземный храм. Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую. Вокруг звезды расположены 16 лампад, принадлежащие разных христианским деноминациям, в том числе и православным. Над местом Рождества расположен престол и алтарь подземного храма, где регулярно служится Литургия . Проводить ее позволяется только представителям Православной и Армянской Церквей.


Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44.

Пещера представляет собой небольшую комнату, в которую ведут так называемые северная и южная лестницы, построенные еще во времена императора Юстиниана. В момент Рождения Иисуса пещера, скорее всего, выполняла хозяйственную функцию. Грот из известняка – обычное дело для Вифлеема, над ним, как правило, местные жители надстраивали дома. В самих пещерах содержался скот, о чем свидетельствуют сохранившиеся в стенах железные кольца для привязи. Подобная практика существовала в Вифлееме вплоть до XX столетия.


Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую

Пещера Иеронима Стридонского

Святой Иероним был римским священником, очень образованным человеком, которого интриги завистников и злопыхателей, вынудили покинуть город. Блаженный отправился на святую землю, где и прожил остаток своей жизни.

Иероним основал христианскую общину в Вифлееме, а сам поселился в пещере, соседствующей с Гротом Рождества. Затворничество стало для святого временем плодовитых трудов: Иероним составил новый латинский перевод Библии под названием Вульгата, признанный в более поздние века наиболее точным в Западной Церкви. Святой Иероним почитается в Русской Православной Церкви как блаженный, его память совершается 28 июня. Вход в келью Иеронима находится в западной стене Пещеры Рождества Христова.


Пещера Иеронима Стридонского

Пещера Вифлеемских младенцев

Под Вифлеемом естественным путем устроена целая сеть подземных пещер. Еще одним святым подземельем считается Пещера Вифлеемских младенцев. Здесь покоятся останки убитых по приказу царя Ироду детей, а также кости убитых персами в VII веке христиан. Пещера младенцев также является местом паломничества верующих со всего мира. Перед их мощами людями молятся об умерших насильственной смертью детях, раскаиваются в совершенном грехе аборта.


На фото кости христианских мучеников, погибших в 614 году. Вместе с костями взрослых лежат и детские косточки.

Здесь же, в подземелье, находится одна из самых древних катакомбных церквей, относящаяся к IV веку.

Базилика Рождества

Над всеми перечисленными святыми пещерами расположена базилика Рождества Христова. Ее строительство в Палестине было закончено в 339 году при равноапостольном императоре Константине Великом. Храм Рождества уникален тем, что это единственная церковь, сохранившаяся в регионе с домусульманской эпохи. Под амвоном базилики расположена пещера, в которой родился Христос. Храм находится под совместным управлением греков, армян и католиков. С момента строительства храм богослужения здесь не прерывались. Престольным праздником и центральным торжеством в базилике является праздник Рождества Христова. Кроме святых пещера в храме находится еще одна почитаемая христианская святыня – Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.


Базилика Рождества Христова

Вифлеемская икона Божьей Матери

История создания образа восходит к первым векам христианства. Согласно преданию, евангелист Лука написал икону Пресвятой Богородицы, названной позже Иерусалимской. Образ находился в Византии, был передан в Россию и исчез после занятия Москвы войсками Наполеона в 1812 году. Икона относится к иконописному типу «Путеводительница».

Вифлеемская икона была написана в России. Основное ее отличие – улыбка на лице Богородицы. Точных данных о дате создания и передаче образа в базилику Рождества нет. По одной версии, это сделала императрица Елизавета Петровна Романова, исцелившись перед иконой от тяжелой болезни. Другое мнение говорит, что Елизавета – это преподобномученица, жена великого князя Сергея Александровича, расстрелянная большевиками в 1918 году. Известно, что великая княгиня также получила исцеление от болезни после молитв перед образом. С тех пор Вифлеемская икона находится в базилике Рождества Христова около спуска в пещеру, в которой родился Христос.

С молитвами к Вифлеемской иконе приходят не только христиане, но и мусульмане. Люди просят у Пресвятой Богородицы помощи в самых разных нуждах: выздоровления, благополучия, даровании детей при бесплодии . День памяти иконы установлен на 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Вся пещера отличается тем, что ее стены – молочно-белого цвета. И христиане, и мусульмане приходят сюда с молитвой и просьбами исцелить их от бесплодия. Первый храм над пещерой появился в V веке, но из-за запустения был выкуплен францисканцами в XIV столетии, с тех пор католикам.


Икона “Млекопитательница”

Другие знаменательные места и достопримечательности Вифлеема

Центром Вифлеема считается Ясельная площадь, вокруг которой расположены христианские святыни. На площади расположена базилика Рождества и вход в святые пещеры. Здесь встречаются паломники и жители города.

На юго-восточной стороне базилики расположен греческий монастырь, на северной – францисканский. В городе есть и «колодцы царя Давида» – резервуары, из которых пророку принесли воду воины во время битвы с филистимлянами.

На окраинах Вифлеема и вокруг него находится несколько монастырей. Самыми известными считаются Лавра Саввы Освященного, обители Феодосия Великого и Каранталь (Искушения). К ведению Русской духовной миссии на Святой Земле относятся монастырь Святой Троицы в Хевроне, подворье Иоанна Предтечи и скит Харитона Исповедника. На территории хевронской обители находится Мамврийский дуб, под которым праотец Авраам беседовал с тремя явившимся ему ангелами.


Лавра Саввы Освященного

К историческим достопримечательностям города можно отнести крепость Ирода Великого и пруды царя Соломона.

Вифлеем был и остается городом Рождества нашего Бога, Иисуса Христа, пришедшего к людям, чтобы показать им дорогу к вечной жизни и вечному счастью. Спустя 2000 все святыни города были сохранены Господом с тем, чтобы верующие могли прикоснуться к библейской истории и живому миру веры. Места и храмы, в которых сохранен отпечаток святости Христа и Богородицы, издревле помогали людям найти ответы на вечные вопросы и получить помощь в разрешении самых тяжелых вопросов. Вифлеем открыт для каждого человека, входящего в него с добрым сердцем и намерением встретить Бога.

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они – христиане. Главное занятие жителей – земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек – сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, – все это вместе образует на юго-восточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 – 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее – 12 м. 40 см., ширина – 3 м. 90 см. и высота – 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей – Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события – рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (­8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 – 152).

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер – «Башня Стад» (), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа» (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных» (Эдершейм, стр. 238).

Библейская и хронологическая история Вифлеема неразделимы. Можно отсчитывать его историю и от дня рождения Иисуса Христа, а можно - и от хананеев, обосновавшихся здесь задолго до этого библейского события. Вифлеем поочередно захватывали персы и турки. Но даже у них не поднималась рука на то, чтобы разрушить древнейшие символы христианства. Так и сохранились они до наших дней, превратив Вифлеем в место всемирного паломничества.

ОАЗИС ХРИСТИАНСТВА

Кто бы ни владел Вифлеемом в разные эпохи, судьба берегла места, имеющие сакральное значение для христиан.

Вифлеем - город на территории исторических областей Иудеи и Самарии, священный для христиан. Он неизменно остается всемирным центром паломничества.

Иногда город именовали Вифлеемом Иудейским, чтобы подчеркнуть его отличие от одноименного города в Северной Палестине. Город носит разные названия в разных языках: на арабском - Бейт-Лахм, на иврите - Бет-Лехем, согласно старинной русской традиции он именуется Вифлеем, а на английском - Бетлехем. Предположительно Вифлеем в переводе с древнееврейского - «Дом хлеба», и был он назван так за плодородие окружающих его земель.

Согласно библейским легендам около дороги в Вифлеем похоронена вторая жена Иакова - Рахиль, мать Иосифа и Вениамина. В рассказе о смерти Рахили (Быт. 35:19) встречается первое упоминание Вифлеема в Библии: «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем». Предположительно царь Давид был родом из Вифлеема и здесь же был помазан на царство Самуилом, за что Вифлеем именуют также «Градом Давидовым» (1Цар. 20:6). В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь. 1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.

Вифлеем указывается евангелистами как место рождения Иисуса Христа (Мф. 2:1): «...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода...» С Вифлеемом напрямую связаны евангельские предания о младенце Иисусе в яслях, об ангельском хоре, славящем рождение Спасителя, о звезде Вифлеемской, о поклонении и дарах волхвов. Святое семейство покинуло Вифлеем, когда царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола. Согласно христианским богословским традициям Вифлеем - символ и знамение благовестия и спасения во Христе, а также небесной надежды.

Вифлеем - один из древнейших городов на Земле. Он появился примерно в XVII-XVI вв. до н. э. в земле Ханаанской.

В библейские времена Вифлеем стоял на холме восточнее пещеры Рождества Христова и был защищен с северо-востока и юго-запада крутыми обрывами.

Во II в., после окончания Второй римско-иудейской войны, непосредственно на месте рождения Иисуса Христа римляне поставили святилище Адонису, и Вифлеем оставался местом культа этого воскресающего бога вплоть до IV в., когда эти места посетила св. Елена - мать первого императора-христианина Константина (272-337 гг.). Св. Елена способствовала строительству на месте языческого святилища первого христианского храма - базилики Рождества Христова. В 614 г. Вифлеем захватили персы, при этом храм не подвергся разрушению. В 637 г. персов вытеснили арабы, но и они не стали разрушать храм и оставили его христианам. Тем не менее в христианском мире зрело недовольство тем, что место рождения Христа находится под властью мусульман, и началась эпоха Крестовых походов. Вифлеем вошел в созданное крестоносцами Иерусалимское королевство, впоследствии разгромленное мусульманами.

С 1517 по 1920 г. Вифлеемом владела Османская империя. В XIX в. османы отказались предоставить России во владение христианские храмы в Вифлееме, что послужило одним из поводов для начала Крымской войны 1853-1856 гг.

После распада Османской империи Вифлеем пережил английскую оккупацию, находился под юрисдикцией ООН, в период арабо-израильских войн был захвачен Иорданией, затем Израилем.

С 1995 г. Вифлеем контролируется администрацией Палестинской автономии.

Вифлеем стоит на западном берегу реки Иордан. Город располагается на водоразделе между Средиземным и Мертвым морями, в отрогах Иудейских гор. Исторически Вифлеем располагался к югу от Иерусалима, в настоящее время фактически граничит с ним.

БЕСПОКОЙНЫЙ ВИФЛЕЕМ

Вифлеем расположен на Западном берегу реки Иордан, на территории, которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости.

Большая часть населения города - арабы, некоторая часть из них - приверженцы христианства.

Сегодня в Вифлееме проживает одна из старейших мировых христианских общин, но в последние годы численность христиан в городе заметно сократилась вследствие интенсивной эмиграции христиан в Западную Европу и Америку. В настоящее время численность христиан составляет едва ли пятую часть жителей города.

Бюджет города целиком зависит от туризма и паломничества, пик посещаемости приходится на период Рождества, когда христиане со всего мира устремляются к базилике Рождества Христова.

Вифлеем отделяет от Израиля бетонная стена, и, чтобы пройти в город, необходимо миновать контрольно-пропускной пункт, причем при проходе в сторону Вифлеема проверка довольно поверхностная, а при проходе в сторону Иерусалима досмотр сверхтщательный.

Главная достопримечательность и место поклонения христиан всего мира - пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. В сохранившихся до наших дней письменных источниках пещера впервые упомянута примерно в 150 г. Размеры пещеры - 12,3x3,5 м и 3 м в высоту. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, инкрустированной в мраморный пол и символизирующей Вифлеемскую звезду. Пещера естественного происхождения, с появлением здесь людей приспособленная для хозяйственных нужд, в том числе для содержания скота.

Это не единственная подобная пещера в Вифлееме: здесь многие старые здания построены прямо над пещерами в известняковых скалах.

Зачастую в домах, стоящих на склоне, первым этажом является пещера, вход в которую находится на уровне улицы. Вплоть до середины XX в. первый этаж всегда использовался как хлев, а на втором жили хозяева.

Над пещерой Рождества построена базилика Рождества Христова, что вместе с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Эта базилика постройки VI-VII вв. остается единственным христианским храмом во всей Палестине, сохранившимся в целости с доисламского периода. Причем этот храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, был предназначен не для проведения обычных богослужений, а с целью предоставить возможность каждому посетителю увидеть места евангельской истории. С 2012 г. базилика внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одно из самых необычных мест поклонения христиан именуется Молочным Гротом (пещерой), или Церковью Лактации. Место это связано с библейским преданием о том, что в этой пещере Святое Семейство укрывалось от преследования царя Ирода по пути в Египет, чтобы покормить младенца Иисуса. Несколько капель молока Девы Марии брызнули на стены пещеры и окрасили стены в белый цвет.

Специфическая достопримечательность новейшего периода истории Вифлеема - улица Путина, получившая свое название во время официального визита российского президента В. В. Путина в Палестину в июне 2012 г., когда в городе был открыт Российский центр науки и культуры.

Рождество - период массовых праздников в Вифлееме, и его отмечают трижды: 25 декабря - католики и протестанты, 6 января - православные греки и сирийцы, а также копты, 19 января - армяне, последователи Армянской апостольской церкви.

Есть и совершенно особые праздники, порожденные палестинским фольклором, такие как Праздник Св. Георгия (аль-Хадра), сопровождающийся массовым крещением в водах реки у монастыря Св. Георгия и принесением в жертву овцы.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Более десяти населенных пунктов в США названы в честь Вифлеема.

■ Над звездой в пещере Рождества, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. Так сделано, чтобы не вызывать споры и не провоцировать разногласий между представителями разных направлений в христианстве.

■ С арабского языка название города Вифлеем переводят как «Дом мяса».

■ Согласно библейской легенде, крепость Иродион построил царь Ирод Великий, правивший в Иудее во время рождения Христа и приказавший, как сказано в Евангелии, совершить известное «избиение младенцев».

■ В Вифлееме с 386 г. и до конца дней своих был настоятелем монастыря блаженный Иероним (Софроний Евсевий Иероним, 342-419/420 гг.) - один из отцов христианской церкви. Здесь он сделал перевод Библии на латинский язык - так называемую Вульгату, которая в XVI в. была провозглашена Тридентским собором в качестве официального латинского перевода священного писания.

■ Ясли, находящиеся в пещере Рижде-ства, в которые был уложен Христос после рождения, изначально являлись корытом для домашних животных, и Пресвятая Богородица по необходимости использовала его как колыбель.

■ Слово «бедлам» имеет прямое происхождение от названия города Вифлеем. Бедлам (официальное название - Бетлемская королевская больница) первоначальное название старейшей психиатрической больницы в Лондоне, действующей с 1547 г. Название Бедлам стало именем нарицательным: вначале это был синонимом любого сумасшедшего дома, позднее - слово для обозначения крайней неразберихи и беспорядка.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Исторические: пещера Рождества, Гробница Рахили (Куббат-Рахиль), пещера Святого Иеронима, пещера Вифлеемских младенцев, Молочный Грот, поле Пастушков, крепость Иродион, пруды Соломона.
■ Культовые: базилика Рождества Христова, православный греческий монастырь, францисканский монастырь с церковью Св. Екатерины, армянский монастырь, католический храм Слава в Вышних Богу, православный греческий монастырь Илии Пророка, православный греческий монастырь Св. Феодосия Великого, лавра Св. Саввы Освященного, мечеть Омара.

Атлас. Целый мир в твоих руках №213

Читайте в этом номере:

И в настоящее время фактически граничит с ним.

В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.

Вифлеем в Библии

Ветхий Завет

Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרתה‎, плодоносный).

Около Вифлеема умерла при родах Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается.

В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.

Новый Завет

Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа.

Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку.

История города


Древний период

Вифлеем - один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI вв. до н.э. в .

Сначала в городе проживали хананеи, после - .

Византийский период

В Вифлееме во II в. после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины св. Еленой, матерью первого императора-христианина Константина.

На месте языческого святилища в 326 г. был построен первый .

За исключением нескольких периодов доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю.


В 1867 г. город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.

Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны.


С конца XIX в. начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.

Британский мандат и позднее

В 1918 г., в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят английскими войсками.

В 1922 г., после распада Османской империи, Вифлеем стал частью .

Вифлеем - конечная остановка.

Чтобы добраться до нужно от остановки пройтись 15 минут или проехаться на такси, об этом назойливо вам напомнят многочисленные таксисты. если решились ехать, торгуйтесь.

Обратно выезд с уже известной вам остановки 21 маршрута.

Въезд и выезд в/из Вифлием(а)

Вифлеем отделен от Израиля бетонной , чтобы попасть в город надо пройти через контрольно-пропускной пункт.

Для того чтобы пройти из Иерусалима в Вифлеем гражданину РФ из документов нужен только действующий загранпаспорт установленного образца.

При проходе в сторону Вифлеема проверка сравнительно нестрогая, при проходе в сторону Иерусалима досмотр примерно как в аэропорту.

Следует иметь в виду что время от времени израильские власти закрывают контрольные пункты по соображениям безопасности на срок до нескольких дней.

Климат

Вифлеем расположен на возвышенности на высоте 760 м над уровнем моря, поэтому климат немного прохладнее, чем в низинах.

С мая по октябрь стоит сухая жаркая погода, практически без осадков. Зимой осадки выпадают в виде дождя. Снег выпадает крайне редко и не каждый год.

Среднегодовая норма осадков - 570 миллиметров.

Дневные температуры зимой +12-14°С, летом - около +30 °C.

Относительная влажность колеблется от 75-80 % зимой до 35-40 % летом.

Вифлеем — желанный город для иудейских, христианских и мусульманских паломников. Во все времена жители города занимались исключительно обслуживанием пилигримов и изготовлением сувениров. Именно поэтому, в экономическом смысле Вифлеемодин из самых успешных городов Палестинской автономии.

Родной город Иисуса Христа находится не на территории Израиля, а абсолютное большинство туристов попадают в него из Иерусалима, необходимо приготовиться к некоторым формальностям:

  • Вифлеем неотъемлемая часть территории Палестинской автономии, при переходе границы всех паломников и туристов ожидает контроль (простой и быстрый на пути к городу Христа, долгий и дотошный при возвращении на территорию Израиля);
  • Для перехода границы не требуется никаких дополнительных виз или сборов, годится обычный загранпаспорт;
  • Основное население Вифлеема — мусульмане, поэтому стоит подумать об одежде, особенно женщинам (несмотря на толерантность и трепетное отношение ко всякому паломнику или туристу, в шортах или короткой маечке сюда лучше не приезжать);
  • Не стоит спорить или выказывать неудовольствие при осмотре ваших вещей и личного досмотра при переходе границы, все это только замедлит процедуру и грозит серьезными неприятностями с пограничниками;
  • Воздержитесь от употребления алкоголя, особенно на территории Палестинской автономии.

На самом деле, при соблюдении всех вышеперечисленных простых правил, поездка в Вифлеем не будет некомфортной или хлопотной. Оказавшись в городе, где происходили многие события, описанные в Ветхом и Новом заветах, можно с легким сердцем окунуться в уникальную атмосферу тысячелетней истории. Переходим к достопримечательностям Вифлеема.

Читайте в этой статье

Место, где явился миру Спаситель

Храм Рождества Христова в Вифлееме — это не только старейшая христианская церковь, это главнейшая святыня и место поклонения для христиан всех конфессий. По количеству чудотворных ликов, чудесных явлений и ценнейших артефактов храм несомненно лидирует среди всех христианских святых мест. И если уж мы оказались в этом удивительном месте, то постараемся ничего не пропустить.

Капелька истории

Место рождения Спасителя почитается со II века нашей эры, тогда же над пещерой, где случилось великое чудо, была поставлена самая первая часовенка, сложенная из валунов. Разрушили часовенку по приказу сурового и деятельного римского императора Адриана, прославившегося ненавистью к христианам, обильной растительностью на лице и нестандартной сексуальной ориентацией. Чтобы еще усугубить горе последователей Христа, римский правитель приказал на месте рождения Мессии поставить храм Адонису, богу весеннего возрождения, цветения и красоты. Христиане приходили в храм, но молились своему Богу.

Христианский храм, очень скромный, вновь появился на этом месте стараниями Елены, матери императора Константина. В VI веке церковь сгорела, но быстро была восстановлена. Больше Базилика Рождества Христова разрушениям не подвергалась никогда.

«Место»

Главная святыня храма — пещера Рождества. Согласно каноническим текстам, именно здесь и произошло воплощение Господа в человеческий облик, Рождество Христово. Расположена пещера под амвоном храма. Место рождения Младенца обозначено серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду, появление в небе которой возвестило миру о приходе Спасителя.

Звезда, которую сегодня может видеть каждый паломник, была установлена лишь в середине XIX века. Древнее украшение «Места» было похищено турками, за что извиняться пришлось самому Османскому султану. Он же и восстановил символическое обрамление места Рождества Христова за свои кровные.

В пещере всякий желающий может освятить нательный крест, образок или икону самостоятельно, без участия священника. Достаточно приложить предмет к серебряной Вифлеемской звезде с молитвой и благодарностью.

Придел колыбели

Известно, что колыбелью Спасителю служила обычная деревянная кормушка для скота — ясли. На месте, где по преданию стояла колыбель Христа, устроена маленькая часовня в пещере Рождества. Деревянная часть кормушки с VII века хранится в Риме — христиане боялись, что захватившие эти земли мусульмане осквернят святыню. В Вифлеемском храме можно увидеть лишь «место», обрамленное мрамором и увешанное лампадами.

Пещеры «молочная» и «Вифлеемских младенцев»

Поблизости от храма Рождества Христова в Вифлееме находится не одна, а сразу несколько пещер, связанных между собой. Доступ паломникам открыт в две из них:

  • Молочная пещера — место убежища Святого семейства во время кровавого «избиения младенцев»; предание гласит, что Богородица во время кормления младенца Спасителя пролила несколько капель молока на камни пещеры, поэтому они и стали белоснежными. В древности камешки из этой пещеры почитались наравне в частичками мощей святых угодников.
  • Пещера младенцев — место хранения мощей младенцев и их родителей, убитых по приказу Ирода, напуганного пророчеством о рождении «Царя Иудейского». Сегодня здесь можно увидеть не только останки несчастных, но и старейший алтарный престол в Израиле — остаток древнейшей пещерной христианской церкви времен Римской империи.

Свидетельства Чудес Господних

Помимо пещеры, в храме Рождества Христова множество чудесных и загадочных артефактов (если подобное «картонное» слово можно применить к тем чудесам, что находятся в этой древней церкви Вифлеема).

Лики

Среди многочисленных икон Вифлеемского храма, особо выделяют два образа:

  • Икона улыбающейся Богородицы с младенцем — находится у входа в пещеру Рождества, считается чудотворным образом, подарок русского императорского дома; Уникальное, неканоническое изображение Девы Марии полно счастья и светлой радости, к иконе приходят за исцелением от всех недугов, а также в поисках материнского счастья;
  • Лик Спасителя на одной из колонн храма — самая загадочная, среди икон Вифлеема, каждый посетитель видит этот образ либо с закрытыми, либо с открытыми глазами. По мере приближения к изображению создается впечатление, что Спаситель моргает. Достаточно внятных объяснений этому явлению нет.

«Осиная» колонна

По-другому эту колонну называют «колонной просьб». На одной из мраморных опор храма можно увидеть 5 небольших отверстий, расположенных в виде креста. Рассказывают, что во времена захвата этих земель мусульманами, несколько арабов верхом въехали в храм с намерением разграбить его и разделаться с «неверными».

По молитве христиан, находящихся в это время в церкви, свершилось чудо — из колонны вылетел рой ос. Искусанные арабы вынуждены были ретироваться. С тех самых пор (с VII века) каждый может с молитвой попросить о чем-то Господа, засунув пальцы одной руки в отверстия колонны. Просьба будет удовлетворена, если она не направлена на вред кому-либо (включая просящего).

Художественные ценности

Кроме святынь, которыми так богата главная церковь Вифлеема, туристы могут наслаждаться здесь и великолепными произведениями искусства:

  • Остатки мозаичного пола, сохранившиеся со времен храма, построенного Святой Еленой;
  • Богатые византийские мозаики фрагментарно сохранившиеся на стенах церкви;
  • Уникальная роспись колонн храма — несмотря на «потертость» и плохую сохранность, эти росписи, выполненные в забытой технике живописи «восковыми» красками с последующей шлифовкой, несомненно один из шедевров средневекового искусства;

Кроме того

Обычным для Израиля является концентрация в одном месте святынь трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Посетив город Вифлеем, просто необходимо увидеть:

  • Гробницу Рахиль — Ветхозаветной жены и матери патриархов, символа материнской любви и жертвенности. Находится практически в городской черте Иерусалима, но уже на территории Палестины. Священное место для последователей всех трех религий.
  • Колодцы царя Давида — три больших водосборника с колодцами, по легенде именно отсюда захотел напиться Давид во время боя с врагами, сцена описана в Библии. Интересно, что совсем рядом было обнаружено древнее захоронение, которое предположительно может быть гробницей самого великого царя.
  • Мечеть Умара — старейшая в Вифлееме, построена на том месте, где молился калиф Умар, сподвижник и соратник самого Пророка.

И напоследок

Вифлеем, помимо религиозных святынь, церквей, монастырей, гробниц и мечетей, предлагает туристам несколько интересных заведений:

  • Палестинский центр наследия — культурный очаг, в котором сочетаются музей, выставочный центр, модные показы традиционной палестинской одежды, сувенирный магазин (вышивки, резьба по дереву и т.д.)
  • Фольклорный музей — в самом центре города, заведение небольшое, но очень интересное: здесь представлены практически все ремесла, которыми славится город с незапамятных времен.

Когда ехать?

Лучшее время для посещения Вифлеема — весна и осень. Летом слишком жарко, зимой слишком дождливо и неуютно. Не стоит ехать сюда на Рождественские праздники: толчея, высокие цены, длинные очереди. Как бы ни парадоксально это звучало, но Рождество в Вифлееме способно оставить весьма сложные и отрывчатые впечатления.

Как ехать?

Самый простой способ добраться до города, где родился Иисус — рейсовый автобус из Иерусалима. Дешево и достаточно быстро (около 20 минут), правда, не слишком комфортно, часто бывает тесно.

Такси обойдется дороже в три раза, но удовольствия от поездки больше.

Если вы решили присоединиться к группе туристов, которые формируются на улицах Иерусалима, то все ваши проблемы решает туристическая компания-организатор.

Ухо востро!

Вокруг всех главных достопримечательностей Вифлеема постоянно крутится множество «частных экскурсоводов», которые вылавливают наивных индивидуальных туристов. Они безошибочно определяют того, кто впервые оказался на Земле Обетованной и предлагают свои услуги. Главный аргумент: «Без меня вас никуда не пустят!» Помните! Вас пытаются обмануть, заработать на вас. Вежливо поблагодарите и уверенно сообщите, что не нуждаетесь в услугах.

Чаще всего, подобного толка «гиды» могут сообщить лишь одну достоверную информацию: «Иисус родился в Вифлееме». На этом их ценные сведения заканчивается и начинается полная ахинея.

Целесообразнее приобрести путеводитель: дешевле и содержательнее.