Кто основал ригу. Основание риги. Другие достопримечательности и интересные места Риги


В средние века реки были самыми удобными транспортными путями, именно поэтому все старинные города возводились либо около рек, либо на берегу морей. Дорог в те времена не было, и судоходство было единственным способом перемещения значительных партий товара (а в случае войны - войск) на дальние расстояния.

В этом плане Рига не является исключением, город был заложен в стратегически удачном месте – там, где Даугава (которая в России называется Западной Двиной) впадает в Рижский залив. Увы, столь важное место обусловило непростую историю города на протяжении восьми веков – заполучить в свои владения красавицу Ригу стремились гости со всех сторон света.

Наиболее ранние упоминания о поселении в этом месте встречаются в хрониках 1198 года, в которых описываются битвы между проживающим здесь племенем ливов и первыми оккупантами – крестоносцами. Тевтонский орден основал поселение с тем, чтобы нести христианство в племена, пребывающие в язычестве. В 1199 году на пост епископа Ливонии был назначен каноник из немецкого Бремена Альберт фон Буксгевден (1165 – 1229 гг.). Именно он начал строительство Домского Собора, а также добился от Папы Римского индульгенции для всех, кто стремился переселиться в Ригу. Таким образом, жители Риги становились безгрешными в момент своего приезда в город.

Официальной же датой рождения города называется 1201 год – именно в этом году встречается первое упоминание о городе в хрониках, и началось строительство городских укреплений из камня (а куда деваться, время было, ох, неспокойное). А с тех пор почитается как основатель города.



Вообще же, немецкие архиепископы правили городом долго – до 1561 года. С 1581 по 1621 года Рига входила в Речь Посполитую, а после этого сюда нагрянули незванные гости с севера – шведы, под которыми город находился до 1711 года.

Наконец, после Северной войны между и Россией, Рига стала частью Российской империи, в составе которой она была до 1918 года.

Вторая половина 19-го – начало 20-го веков была временем расцвета города как индустриального центра. В 1861 году была построена железная дорога, которая связала город с Динабургом (ныне Даугавпилс), и далее было налажено железнодорожное сообщение с Москвой, Петербургом, Варшавой. К концу XIX-го века рижский порт был вторым по грузообороту после порта Северной столицы Империи.

В городе появляются текстильные предприятия, в 1919 году начинает работу электротехническая фабрика VEF – именно на приемниках этой марки спустя полвека интеллигенция будет слушать Голос Америки.

Открывается Русско-Балтийский Вагонный завод - на нем были построены первые в России автомобили и самолеты.


Бурный рост сопровождался расцветом города – центр стал застраиваться фантастическими домами в стиле модерн (также известными как югендстиль и арт-нуово). – отцом известного кинорежиссера.

Сегодня Рига считается европейской столицей – такого количество зданий нет ни в одном городе Европы!

В 20-х годах прошлого века Ригу начинают называть «маленьким Парижем». При этом заслуга не во внешней схожести (которой, в общем-то и нет), а в атмосфере, которая была в Риге в те годы. В городе проживало много творческой интеллигенции, художников, высокообразованных эмигрантов из России, не смирившиеся с приходом к власти большевиков. Кроме того, непростая история города наложила отпечаток космпополитичности – здесь всегда уживались различные культуры – латышская, русская, еврейская, немецкая. Город вбирал в себя лучшее от каждой из них, и это видно по современным рижанам – несмотря на непростые события второй половины 20-го века, город сохранил свой неповторимый облик.

По Брестскому миру Латвия впервые получила независимость в 1918 году, и Рига, наконец, стала столицей Латвийской Республики. Впрочем, период независимости был не долог, над Европой нависли тучи Второй Мировой Войны, и в 1940 году страна вошла в состав СССР.

Новейшая история города начинается в 1991 году, когда была провозглашена Латвийская Республика. И это уже совсем другая история..

Основание Риги и рассказы о крестоносцах
Летом 1201-го года от РХ в песчаный берег реки Рига упёрлось носом немецкое судно, на котором прибыл католический епископ Альберт Буксгевден. Он и заложил город, названный как и река, на берегу которой его начали строить, - Рига. Какая река Рига, скажете вы? Ведь город Рига, вернее, старая его часть, лежит на правом берегу реки Даугавы (Западной Двины). Действительно, реки Рига больше нет... Вот во время экскурсии вы и узнаете, куда же подевалась река, куда причаливал отец-основатель города. Пройдёте по её руслу. Послушаете рассказ об улочках города, как и почему они названы, какие функции выполняли. Посмотрим на самое старое каменное здание города - церковь святого Георгия, единственное, что осталось от первого замка рыцарей - крестоносцев. Вы узнаете о том, как жили рыцари, огнём и мечом обращавшие местное население в христианство.

Замки, легенды и военные страницы истории
Посмотрим мы и на последний замок рыцарей ливонского ордена, который ныне занимает президент Латвийской Республики. Ну а где замки, там и легенды о сокровищах и, конечно же, приведениях. Впрочем легенды на пустом месте не берутся, ведь до президента хозяевами замка были польские, шведские и русские генерал-губернаторы, имена многих из которых ещё при жизни стали легендами! Увидим мы также и останки крепостных стен с башнями. Рига до 1857 года имела статус города-крепости, и ещё какой крепости! Тем более, что причин тому было при достаточно! Войны. Кто с кем и почему? Немцы, поляки, шведы, русские осаждали или стойко переносили осаду в городе не один раз, ну и не без участия простых горожан, конечно же.

Чем раньше жили рижане
Вы увидите, в каких домах жили рижане, как эти дома строились и в каких архитектурных стилях, а также чем занимались горожане. И об этом мы подробно поговорим у зданий Большой (торговой) гильдии и Малой (ремесленной) гильдии. Какие ремёсла в городе были почитаемы, а какие не очень. Как развивалась торговля. Где и как хранили товары и что себе позволяли разбогатевшие купцы. Конечно же, не пройдём мы и Ратушную площадь. Узнаем, как она возникла. Какие функции исполнял рижский рат. Как наказывали преступников в средние века и какие девушки, размахивая мётлами по утрам, радовали взгляд рижан. Непременно мы с вами заглянем и на улочку, более известную как Блюменштрассе или как Бейкерстрит.




Стоимость экскурсии

На сайте вы оплачиваете 23% стоимости, а остальные деньги - гиду на месте. Вы можете

Полезная информация для туристов о Риге в Латвии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Рига – столица Латвии. Это третий по количеству населения город в регионе Балтийского моря. Первое и второе место занимают Санкт-Петербург и Стокгольм. Рига располагается на обоих берегах реки Даугава (Западная Двина), недалеко от её впадения в Рижский залив. Официальной датой основания города считается 1201 год. Рига разделена на 6 административных районов. Исторический центр города расположен на правом берегу реки Западная Двина, примерно в 10 км от впадения в Рижский залив.

Географическое расположение Риги вблизи моря определяет климат города – умеренно теплый и влажный. Летние месяцы здесь обычно относительно прохладные и облачные. Зимы – сравнительно теплые, характерны частые оттепели.

История Риги насчитывает более 8 веков. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, дающие основание полагать, что поселение здесь существовало уже в 12 веке. В конце 12 века здесь произошло событие, зафиксированное в летописях. Здесь появились крестоносцы. Во время боя возле Рижской Старинной горы погиб их первый предводитель - епископ Бертольд. Об этом и рассказывает летописец. Следующий епископ в 1201 году перебирается в Ригу и приступает к строительству укреплений возле Рижского озера. Этот год и принято считать датой основания Риги.

В 13 веке город расцветает, здесь разрастается торговля, и Рига становится важным посредником между западом и востоком. Во время Ливонской войны, в 1581 году Рига попадает под власть Польши. Позднее, во время войны Польши и Швеции, Ригу после долгой борьбы захватывают в 1621 году шведы.

Во время Северной войны, когда борьба за господство на Балтийском море идет между Россией и Швецией, Рига после длительной осады и эпидемии чумы попадает в подчинение России. Во второй половине 18 века происходит стремительное промышленное и торговое развитие города. В 19 веке Рига превращается в важный портовый и железнодорожный пункт. Территория Риги и население значительно увеличиваются. В начале 20 века Рига превращается во второй по величине город в западной части России. Первое место занимает Санкт-Петербург.

Переломным пунктом в развитии города стала первая мировая война. Рига становится городом, располагающимся практически на линии фронта. Тогда из города было эвакуировано огромное количество рабочих промышленных предприятий. Ближе к концу войны становится возможным образование независимой Латвийской республики, которая и была провозглашена в 1918 году. Постепенно, после войны, которая нанесла немалый урон городу, в 20-30-е гг. происходит промышленное, торговое и культурное развитие Риги.

Во время Второй Мировой войны советские войска в 1940 году оккупировали Латвию. Во время восстановления суверенитета страны столица Латвии становится центром движения «Атмода» (Пробуждение). В 1991 года жители Латвии собирались на баррикадах с целью противостояния возможному вторжению военных сил СССР.

Одним из самых красивых ландшафтных садов в Риге является парк «Аркадия». В 1808 году на этом месте здесь был разбит частный сад, впоследствии выкупленный Рижской думой. Он был расширен, засажен новыми саженцами, были построены мостики и новые дорожки.

До наших дней в Риге сохранилось немало красивых церквей, домов времен средневековья, замков. Старейшим является Рижский замок, который был заложен в 1330 году. В 1642 году, когда Рига была под захватом Швеции, было пристроено новое крыло, которое в своем первозданном виде сохранилось и дошло до наших дней. В 1938 году внутренние интерьеры замка изменили под нужды Латвийского правительства. Сейчас в Рижском замке находится резиденция латвийского президента. Помимо этого, в замке располагаются несколько музеев: зарубежного искусства, истории Латвии, литературы, театра и музыки.

"Дом котов" был построен в 1910 году. По легенде его построил богатый купец, которого не хотели принимать в Гильдию, и установил на нем котов, которые были повернуты задом к Гильдии. После долгих разбирательств дело купца было улажено, а коты развернуты лицом к Гильдии.

Домский собор и монастырь начали строить в 1211 году. Строительство продолжалось несколько веков. Девяностометровая башня свой окончательный вид приобрела в 1766 году. В конце 19 века специально для собора был построен орган, который был одним из крупнейших в мире. Современный вид Домская площадь приобрела в 1935 году. Малоценные постройки снесли, площадь стала более просторной. Здесь и сегодня проводятся ярмарки, концерты и другие всевозможные праздники и мероприятия.

Шведские ворота были прорублены в рижской крепостной стене в 1689 году. По легенде, здание, где сейчас расположены ворота, было собственностью купца. Он, чтобы не платить пошлину на ввоз товара прорубил такой проезд через свой дом. Это единственные городские ворота Риги, которые сохранились в своем первоначальном виде.

Этнографический музей под открытым небом создан в 1924 году. Здесь собраны из разных мест реальные постройки, которые характеризуют быт и жизнь латышей: крестьянские усадьбы, общественные постройки. В музее можно увидеть мельницу, несколько церквей, кузницу, корчму. Здесь есть сувенирная лавка, в которой можно приобрести памятные подарки для себя и своих друзей.

Затерянный мир, или малоизвестные страницы белорусской истории Литвин Игорь

Основание Риги

Основание Риги

Прежде чем перейти к событиям, связанным с появлением Риги, необходимо посвятить читателя в обстановку, складывавшуюся в средневековой Европе к этому времени.

Вопреки всеобщим ожиданиям, в 1000-м году от рождества Христова конец света не наступил. Не случилось этого и в следующем году. Время шло, а трубный глас не раздавался, бояться вроде бы было нечего. Христианство переживало острый кризис. Из-за брожения умов прихожан, стала актуальной выработка новой идеологии. Давние идеологические и финансовые разногласия Рима и Константинополя привели в 1054 году к окончательному расколу церкви на католическую и православную ветви.

Все страны континента сотрясали кровопролитные междоусобные войны. Остановить их не могли ни просьбы, ни проклятья духовенства. Западный христианский мир нашёл для себя выход, организуя так называемые «крестовые походы». Для того чтобы «нести истинную веру» другим народам, все желающие могли нашить себе на одежду крест и двинуться на «подвиги» в направлении, указанном папой римским. Средневековые крестовые походы во многом сформировали менталитет жителей Западной Европы. Они не только позволили выплеснуть негатив на чужие народы, но и обеспечили годы относительного мира в странах участницах походов. Дело в том, что согласно средневековым законам, власть и имущество могли наследовать только старшие сыновья. Младшие сыновья многочисленных княжеских, графских и баронских родов, естественно, не хотели оставаться на обочине жизни. Смерть отца почти всегда означала начало войны за наследство. Масштабы этой борьбы завесили от размеров наследуемого богатства и власти. Проблема младших сыновей родов была причиной постоянных междоусобиц. Крестовые походы за пределы Европы давали возможность младшим князьям захватывать новые земли, не отбирая их у соотечественников. Даже если участники походов погибали, проблема решалась сама собой. Вместе с благородными господами из Европы уходили многочисленные вооружённые искатели удачи. Криминальная ситуация в городах и на дорогах Европы значительно улучшалась.

Совместная борьба с далёкими противниками-иноверцами консолидировала разрозненные европейские нации. Приходившие издалека «похоронки» трансформировались в романтические рассказы о битвах за веру и справедливость.

Был ещё целый ряд позитивных моментов прикладного характера. Европа того времени по сравнению с арабским миром выглядела варварским, отсталым континентом. Европейцы, "познакомившиеся" с клинками из дамасской стали, легко прорубавшими кольчуги, вынуждены были стимулировать науку как военную отрасль, либо заимствовать недостающие знания у противников. Развитие металлургии и механики привело к появлению цельнометаллических доспехов и новых видов оружия. У арабов были заимствованы порох и арбалет. Массовое заимствование знаний по архитектуре, медицине, астрономии и многим другим наукам вырвало европейцев из тьмы невежества. Вместо сложных римских, в Европе появились удобные арабские цифры, а научные трактаты, которые написал мудрец Аль-Джебра, были переведены на европейские языки под названием «Алгебра».

Хотя арабам христианство навязывалось как единственно правильная религия, его преимущества не являлось для восточных людей бесспорными. Восточные религии проповедуют гармонию между разумом и чувствами. Христиане считают, что разум должен подавлять чувства. Приобретение жизненного опыта разумом обычно происходит быстрее, чем душой. Но в случае утраты контроля разума над чувствами, они вырываются на свободу, словно джин из бутылки. Человек начинает поступать непредсказуемо даже для себя самого. Нормы христианства приводят к внутренней борьбе частей человеческого естества. Раздвоенность мировоззрения европейцев, например, поражает буддистов соседством абсолютной добродетели и зла. Язычники - людоеды не понимают и не принимают христианские ценности, из-за которых в войнах гибнут тысячи, а иногда миллионы людей. Людоеды считают дикостью, когда убивают такое количество людей, что их просто невозможно съесть.

Арабский мир, получая взамен знаний и богатств лишь новые партии жестоких грабителей из Европы, постепенно стал приходить в упадок. Спасаясь от набегов крестоносцев, арабы консолидировались вокруг мусульманских ценностей. Благодаря этому всё чаще и чаще европейцы стали получать отпор. Но технология крестовых походов была уже поставлена на поток. Получая отпор на Ближнем Востоке, крестоносцы постепенно стали искать новые направления.

Торговый путь «из Варяг в Греки» по Двине и Днепру в два раза короче обходного пути вокруг Европы. К тому же, европейские государства в те времена не были примером цивилизованности и дружелюбия. Опасность торгового пути была прямо пропорциональна его протяжённости. Климат северной и южной Европы сильно отличается, соответственно отличаются их товары и потребности. Торговля на пути «из Варяг в Греки» приносила огромные доходы купцам и транзитным государствам - Полоцкому и Киевскому княжествам.

Около 1186 года к молодому полоцкому князю Володше, вместе с купцами из германского города Бремена прибыли с миссией латинские монахи. Они просили разрешения проповедовать слово божье среди язычников - подданных князя, живущих в низовьях Двины.

«Пусть язычники станут молиться хотя и не православному, но всё-таки Христу. Важно чтобы не было помех торговле и вовремя платилась дань. А в случае неблагоприятного развития событий, всегда можно послать войско и навести порядок» - так, или иначе рассуждал князь Володша, но он не почувствовал в словах смиренных монахов наличие у них глобального плана, угрожающего экономической безопасности государства. Благосклонность к латинским монахам была продиктована торговыми интересами. Полоцким купцам были выгодны таможенные льготы, предоставляемые Бременом и Любеком. Монахи не только получили разрешение, но и богатые подарки.

Монашеский приход в устье Двины постепенно расширился и превратился в епископство. Во главе рыцарей-крестоносцев был уже не скромный монах, а ставший к тому времени епископом Мейнард. Немцы не только проповедовали христианство среди язычников, но и собирали с них налоги для Полоцка. До поры, до времени. В прежние времена полоцкие князья заставляли племена ливов платить дань, но всё-таки относились к ним, как к своим подданным и силу применяли лишь в особых случаях. Немцы не считали язычников за людей и без всяких церемоний пускали в ход мечи. То, что это мотивировалось необходимостью сбора дани для Полоцка, формировало негативное отношение населения нижнего Подвинья к Володше. Кроме того, князь был далеко, а немцы - рядом и считаться приходилось в первую очередь с ними. В устье Двины и в других местах началось строительство замков. Цель этого строительства рыцари объясняли ливам необходимостью их же защиты от Полоцка, а князю - защитой от восстаний ливов. Действительно ли Володша в это верил? Едва ли. Но таможенные льготы, предоставляемые Бременом и Любеком, приносили неплохие дополнительные доходы. Кроме того, крестоносцы теснили конкурентов полочан - новгородцев. Поэтому князь смотрел на строительство замков «сквозь пальцы».

Рига. Торговый дом купеческой гильдии «Черноголовых».

Старый епископ Мейнард умер, а новый - Бертольд к полоцкому князю уже не поехал. К 1201 году основные замки были построены и дань перестали отправлять князю. Для обороны от Полоцка и ливов, рижским епископом в 1202 году был учрежден рыцарский Орден Братьев Рыцарей Христовых. По изображению меча на плащах, рыцарей стали называть меченосцами. Постепенно орден поставил под контроль не только племена ливов, но и выход в Балтийское море. Так в торговой цепочке Север - Юг Европы появился ещё один посредник, а 1201 год считается датой основания Риги, чье восьмисотлетие недавно было весьма пышно отпраздновано.

Епископ Бертольд рьяно взялся за крещения ливов. Начались восстания язычников. Во время одной из битв, напуганный конь Бертольда занёс хозяина в самую гущу противников. Смерть епископа на время охладила энтузиазм крестоносцев. Язычники стали возвращаться к старым обычаям: смывали в Двине христианское крещение, пускали по реке выкорчеванные кресты, ставили новых идолов.

Но орден не собирался сдаваться. Папа римский благословил новую волну крестоносцев. Профессиональные разбойники и искатели удачи приезжали по морю и по суше. Лучшие технические достижения, финансовая, политическая и военная мощь Западной Европы были на стороне крестоносцев. Прибывавшие новые люди не считались не только с местным населением, но и с учредителями ордена - рижскими епископами.

Полоцкий князь Володша тоже не сидел, сложа руки. Спецслужбы князя готовили среди ливов восстание против крестоносцев. Активно шли переговоры с Новгородом о создании коалиции. Однажды среди пленных рыцарей оказались специалисты-оружейники. Их заставили сделать пять осадных машин.

В 1203 году всё было готово к походу. Однако новгородцы ещё надеялись, что меченосцы дальше берегов Двины не пойдут. Они вспомнили полочанам старую обиду - как Всеслав Чародей снял колокола с новгородской Софии, и в поход не пошли. Володша без них взял несколько замков и на подступах к Риге, у крепости Гольм решил испытать осадные машины. Напротив стены поставили все пять машин, а за ними в готовности к штурму войско. Пленные немцы, обслуживавшие орудия, что-то сделали с ними, и залп полетел в обратную сторону. Погибло пятнадцать полочан, но моральный эффект был гораздо больше. Пока княжеское войско было в растерянности, открылись ворота замка, и атака рыцарской конницы оказалась успешной. Сражение было проиграно.

У современного человека возникает вопрос: как оружие может стрелять в обратную сторону? Неужели полочане ни разу не испытывали технику перед боевым применением? Дело в том, что средневековая техника, естественно, не была такой надёжной как современная.

Требушет минского рыцарского клуба «орден Северного храма»

Метательная машина преобразует энергию опускающегося груза (иногда до пяти тонн) в ускорение относительно лёгкого снаряда. Основным элементом конструкции является верёвочная праща. Стрела движется по окружности, а праща сначала назад, потом вверх и вперёд. В момент изменения направления снаряду придаётся большое ускорение. Например, похожую траекторию описывает кончик хлыста. Точка траектории пращи, в которой происходит выброс снаряда, определяется длиной спусковой верёвки, удлиняя или укорачивая которую, регулируют наклон траектории к земле, а, следовательно, дальность стрельбы. Если длину спусковой верёвки сделать на несколько сантиметров короче критического значения, снаряд полетит вертикально вверх или даже назад. Видимо, пленные крестоносцы, предварительно договорившись, так и сделали. Для неспециалиста определить на глаз, достаточно ли длины спусковой верёвки для нормальной стрельбы достаточно сложно. Скорость снаряда на начальном участке размаха относительно небольшая, но для поражения незащищённой пехоты вполне достаточная.

После поражения под Гольмом полочане были вынуждены прекратить поход на Ригу. В 1203 году меченосцы смогли удержать свои основные замки. Северные ворота торгового пути из "Варяг в Греки" оказались под контролем Ливонского ордена.

Тинторетто. "Осада Константинополя крестоносцами"

Едва затихли бои на подступах к Риге, крестоносцы устремились на сборные пункты для следующего крестового похода, объявленного папой. Цель нового похода - поставить под контроль Константинополь, являвшийся южными воротами пути из "Варяг в Греки". Повод был объявлен самый благородный - восстановление справедливости и возврат престола бывшему константинопольскому монарху - Исааку Ангелу, изгнанному византийским императором Алексеем II. В конце 1203 - начале 1204 года, крестоносцы уже были на подходе к Византийской империи. Случай был беспрецедентный - крестовый поход на православных христиан был приравнен к войне с мусульманами и язычниками. На известной картине, изображающей осаду Константинополя, изображены те же крестоносцы, с которыми за несколько месяцев до этого сражались полочане. События, последовавшие за взятием огромного и сказочно богатого города, вошли в историю как «разграбление Константинополя в 1204 году». Южные ворота торгового пути тоже оказались в руках крестоносцев. Возвращать престол династии Ангелов, естественно, никто не собирался. Они вынуждены были бежать и на окраине былой империи создали маленькое государство - Эпирский деспотат. Константинополь был объявлен столицей Восточной Латинской империи.

Разграбление и уничтожение православных святынь нанесло не только материальный ущерб. Представьте, что Ватикан и главная святыня католиков - собор святого Петра оказались в руках иноверцев. Как бы это отразилось на католиках? Константинополь был не только богатым городом, но и духовной столицей Восточной Европы. Его захват повлек тяжелейший кризис православия, выразившийся в многочисленных крещениях и перекрещиваниях восточноевропейских народов. Регион на длительное время стал центром нестабильности и неблагополучия, не раз взимавшим кровавую "дань" и с католического мира. На пороге наступления III тысячелетия, папа римский Иоанн Павел II просил прощения у православных христиан за разграбление Константинополя в 1204 году.

Полоцкий князь Володша правил около тридцати лет. Половину этого времени он сомневался: можно ли было пускать крестоносцев на свои земли? Вторую половину срока князь пытался исправить ошибку, сделанную в начале своего правления. Княжество много раз пыталось вернуть свои земли. Не теряли время и меченосцы. Подкупом и льготами они привлекли на свою сторону вождей местных племен. В 1215 году Папа Римский переименовал Ливонию в Землю Святой Девы Марии. Интересно, как бы отреагировал понтифик, если бы кто-то другой переименовал бы Ватикан? К Володше пробирались посланцы эстов с просьбами вместе идти на Ригу. Начало похода было назначено на май 1216 года. Тщательная подготовка шла несколько месяцев. Наступать решено было по суше и по Двине. В день, назначенный началом похода, князь неожиданно умер. Скорее всего, он был отравлен. Спецслужбы меченосцев добились своего. Князь не жаловался на здоровье, поэтому никакого плана на этот случай не было предусмотрено. Воеводы разъехались, чтобы провести избирательную кампанию и снова собраться в поход на Ригу.

Полочане продолжали бороться за возвращение утраченных земель. Из-за часто вспыхивавших боевых действий на участке Двины Полоцк - Рига, купцы стали осваивать новые торговые пути, в частности через Литву, находившуюся в бассейне Немана. Объект притязаний сторон - река Двина, стала утрачивать своё значение как торговая артерия. Перенос торговых, а значит и финансовых потоков, с двинских берегов на неманские просторы, постепенно приводил к ослаблению Полоцка и Риги. Одновременно этот фактор усиливал рост нового государства - Великого Княжества Литовского. Постепенно, в летописных описаниях совместных походов на ливонцев, фраза «Полоцк и Литва» уступала место новой: «Литва и Полоцк».

Как это часто бывает в истории, чужой пример ничему не учит. Спустя десятилетие после смерти князя Володши, польский князь Конрад Мазовецкий разрешил рыцарскому ордену Святой Девы Марии «нести слово божье» язычникам - прусам. Орден, больше известный как Тевтонский, имел символ - самоотверженную птицу пеликан. Согласно существовавшей легенде, во время голода, пеликан разрывает свою грудь и кормит птенцов своими внутренностями. Тевтонскую «самоотверженность» прибалтийские народы прочувствовали на себе. После поголовного истребления полабских славян, их земля стала «исконно немецкой» и теперь на ней находится город Берлин. Истребив язычников-прусов, тевтоны начали свою экспансию на соседние земли.

Непрерывные войны ослабляли противников. Территориальные претензии меченосцев к Полоцку и Литве привели к войне на два фронта. В 1236 году в битве с литвинами под Шаулями (совр. Шауляй), погиб магистр ордена. В следующем году, обескровленные меченосцы вынуждены был заключить союз с Тевтонским орденом, обосновавшемся в Пруссии. С тех пор их орден назывался Ливонским. Борьба между Полоцком и крестоносцами за устье Двины продолжалась более ста пятидесяти лет и закончилась подписанием компромиссных соглашений, регулирующих торговлю и судоходство.

Методы тевтонских рыцарей имеют много общего с «понятиями» современных криминальных «крыш». Польские князья, участвовавшие в многочисленных междоусобных конфликтах, часто обращались за военной и финансовой помощью к рыцарям. Однажды став их «клиентами», князья до самой кончины не могли расплатиться с тевтонами. Например, польский король Владислав Локеток воевал с Бранденбургом за права на балтийское Поморье. Наняв тевтонов за деньги, он, казалось, решил проблему. Согласно заключенному с ним договору, тевтоны защищали Гданьск от бранденбуржцев в течение года. Получив деньги, рыцари не ушли, а остались ещё на год, потребовав дополнительную плату. Получив отказ, они перерезали польский гарнизон замка. Тем временем, бранденбуржцы отказались от своих притязаний на Гданьск. «Братки» - рыцари договорились с ними за 10 тысяч гривен. Так Гданьск на длительное время стал тевтонским Данцигом.

Вместе с тем, отношения меченосцев со своими учредителями - рижскими епископами тоже нельзя назвать тёплыми. Камнем преткновения был пункт устава ордена, согласно которому рыцарям доставалась только треть завоёванных богатств и земель, а остальное получало епископство. Меченосцы открыто конфликтовали с преемником Бертольда - Альбертом и постепенно вышли из-под контроля епископов. В 1330 году меченосцы проломали Рижскую стену и торжественно вошли в город, продемонстрировав, кто здесь хозяин. Внутри Риги они построили свой замок. Рижский епископ жаловался Папе Римскому на то, что меченосцы убивают не только язычников, но и христиан, добивают даже своих раненых сослуживцев. Несмотря на проклятие понтифика, меченосцы жили в рижском замке и продолжали заниматься тем же.

Из книги Прибалтика и геополитика. 1935-1945 гг. Рассекреченные документы Службы внешней разведки Российской Федерации автора Соцков Лев Филиппович

Телефонограмма из Риги от 10 октября 1938 г Телефонограмма из РигиСООБЩЕНИЕПо телефону из Риги от 10.X.38 г.Здесь упорно циркулируют слухи, что вскоре после захвата Тешина Польша поставила перед Латвией требования о присоединении к Польше латвийской территории с польским

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Основание городов Лишь немногие города были изначально основаны с целью обороны. Они строились для торговли, и их расположение выбиралось наобум. Со временем города росли, и жители окружали их стенами для защиты как от набегов иноземных врагов, так и от внутренних

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Основание нового Рима Наша история начинается с основания Константинополя как Нового Рима, то есть с 330 года, так как именно тогда зародились новые идеи, ставшие основой византийской государственности. Установление там патриархата и его теснейшее сотрудничество с

Из книги Коминтерн и мировая революция. 1919-1943 автора Маккензи Кермит

Глава 2 ОСНОВАНИЕ КОМИНТЕРНА Начало Первой мировой войны в 1914 году показало, что такое понятие, как пролетарский интернационализм, существовало только на бумаге. Согласно самому радикальному определению, пролетарский интернационализм – это верность рабочего класса в

Из книги Шотландия. Автобиография автора Грэм Кеннет

Основание газеты «Скотсман», январь 1817 года Генри Кокберн Основание газеты «Скотсман», которая осмеливалась публиковать статьи, противоречившие официальному мнению, ознаменовало наступление новой эры во взаимоотношениях народа и власти. Так зарождалась шотландская

Из книги Русская Швейцария автора Шишкин Михаил

VII. «Горная философия» в краю Телля. От Сен-Готарда до Риги «Выступив из пределов Италии к общему сожалению всех тамошних жителей, где сие воинство оставило по себе славу избавителей, переходило оно через цепи страшных гор. На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Основание Карфагена Самым знаменитым финикийским поселением стал Карфаген в Северной Африке, который со временем превратился в могущественную империю и соперничал за господство в древнем мире с великим Римом.По преданию Карфаген основала тирская царевна Элисса в 814

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Основание Джемстауна В мае 1607 года три английских корабля достигли американского континента и бросили якорь в заливе Чесапик. 105 колонистов заложили в устье реки поселение Джемстаун, названного в честь английского короля Якова I (James).Во время плавания через

Из книги Ковчег Завета. От Синая до Пруссии автора Бахтин Анатолий Павлович

Из книги автора

Основание рыцарского ордена Стремясь воплотить в жизнь свою идею о создании мировой империи и государства будущего, тамплиеры продолжали действовать в этом направлении. Чтобы иметь влияние на немецкоговорящее общество, которое в последнем походе доказало свою мощь