Покровский монастырь. Покровский ставропигиальный женский монастырь (фото). Как проехать к мощам Матроны Московской? Часы посещения

Покровский монастырь - женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). С 1998 года обитель является местом нахождения мощей блаженной старицы Матроны.

ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ

Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя - Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным».
В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806-1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня.
В конце XIX века, примерно с 1870 года монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии.
Монастырь закрыт в 1920 году, храмы - в 1926 году. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви.

Настоящее время

В 1994 году Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.
2 мая 1998 года мощи блаженной старицы Матроны были торжественно перенесены в Покровский монастырь и
2 мая 1999 года Матрёна Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.
Настоятельница - игуменья Феофания (Мискина) (возведена в сан игумении 4 апреля 1998 года).

Мощи святой Матроны

Покровский монастырь сегодня бережно хранит мощи святой Матроны, к которым стекаются ежедневно сотни верующих. Не бывает такого дня, чтобы территория монастыря пустовала. Длинные очереди выстраиваются из людей, приехавших с разных уголков страны, приложиться , принести живые цветы, помолиться и попросить у Матронушки помощи.


Святой источник Покровского женского монастыря (или водосвятная часовня) был воссоздан в 2005 году. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в престольный праздник обители 14 октября 2005 года. Паломники могут набрать здесь святой воды в свои бутылочки или в бутылочки, купленные в монастыре. Как известно, святая Матрона Московская, давая верующим, говорила о большом значении святой воды.

Как проехать в Покровский монастырь в Москве

Адрес монастыря: г. Москва, ул. Таганская 58.

Интернет-сайт: www.pokrov-monastir.ru

Монастырь открыт ежедневно: понедельник — суббота с 07.00 — 20.00, воскресенье с 06.00 — 20.00

Проезд: станция метро “Марксистская”, выход на ул. Таганская, далее любым транспортом (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская; станции метро “Крестьянская застава” или “Пролетарская”, далее 5 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Схема проезда:

В Москве, недалеко от станции метро Марксистская, можно встретить многих людей с цветами.

Все они спешат к кирпичным стенам, которые окружают одну из наиболее известных московских святынь.

Речь идет о Покровском монастыре в Москве и блаженной старице Матроне, мощи которой там находятся.

В этой статье мы расскажем о самой обители, московской святой, вспомним интересные факты, укажем адрес и расскажем, как доехать туда наземным транспортом.

Вконтакте

История создания

Первые упоминания о мужской общине относятся к 30-м гг. XVII века. Его основал первый царь Романов в память о своем отце.

Обитель была достроена при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных при сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье называлась также «комнатной»

Название пошло от праздника Покрова. Постепенно обитель обживалась: через 20 лет возвели одноименный собор, в начале XVII столетия достроили церковь Воскресения Словущего, появилась и колокольня.

Во время Великой Отечественной войны с Наполеоном тут расположилась Польская часть французских войск. Неудивительно, что Божье место оказалось разорено, а часть построек (собор и часть стены) разрушены.

В конце XIX века тут велось обучение монахов, решивших стать миссионерами. С приходом советской власти в 20-х гг. ХХ века обитель закрыли. Колокольня и стены на западной стороне снесли. На месте последней высадили парк, организовали типографию, редакцию, киностудию, спортзал и биллиардную.

Обратите внимание: только в 1994 г. строения вернули Православной церкви.

Блаженная старица

В конце XIX века началась жизнь Никоновой Матроны Дмитриевны. Родилась она в Туле. Малышка родилась незрячей, и отец с матерью, небогатые крестьяне, решили избавиться от нее, отнеся в приют. Однако накануне поездки мать увидела во сне белоснежную птицу, опустившуюся на ее грудь, и ребёнка оставили.

Матушка регулярно исповедовалась и причащалась, ещё при жизни её почитали монахи Троице-Сергиевой лавры

Уже в 8 лет девочка начала избавлять людей от болезней, так же она могла предсказывать будущее. Через 9 лет у девицы отнялись ноги, а в начале XX века умер ее отец. Оставшись после революции без денег, девушка подалась в Москву, где жила у знакомых и часто меняла квартиры, чтобы не доставлять проблем с властями.

Днём она принимала посетителей и исцеляла их или предсказывала будущее, ночи проводила в молитвах. В день к ней приходило до 40 паломников, «работала» до самой смерти, которую предсказала сама себе за 3 дня.

Вместо нее в свет вышла исправленная согласно церковным канонам биография.

Мощи Праведной

Она умерла в начале мая 1952 г. и была похоронена на Даниловском кладбище, где в послевоенное время располагалась одна из немногочисленных действующих церквей.

Отпевание в храме Ризоположения на Донской улице совершил хорошо знакомый Матушке и почитавший её протоиерей Николай Голубцов

Потому старица и выбрала это место, чтобы слышать церковную службу. К ее могиле сразу же потянулись люди, стремящиеся прикоснуться к святыне.

8 марта 1998 г. нетленные мощи были перенесены в Данилов монастырь, а позже – в Покровский храм одноименного подворья. Там их поместили в специальный серебряный ковчег - раку.

Примите к сведению: помимо столицы частицы мощей старицы перенесли во многие храмы России.

Спустя почти 24 месяца произошла ее канонизация.

Чудеса праведной при жизни и после смерти

Без всяких сомнений, матушка старалась помочь как можно большему количеству людей при жизни, после ее преставления количество паломников не иссякло. В наше время к храму тянутся сотни людей, не боящихся простоять в очередях по часу и более.

К мощам Праведной в Покровском храме ежедневно приходят поклониться тысячи паломников (в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7-8 часов)

В обители даже завели специальную книгу, в которой любой желающий может написать о произошедшем с ним чуде.

Интересный факт: первое чудо произошло уже при крещении: когда младенца погрузили в купель, от нее поднялся луч света, повеяло благоухающим дымом. Крестивший ребенка отец Василий предсказал, что девочка будет святой.

С детства девочка умела разговаривать с иконами: она отлично знала иконостас, будучи незрячей, благословляла иконописцев (позднее их иконы мироточили), иконы «рассказывали» ей о предстоящих стихийных бедствиях. Также старица предсказала революцию и что имение помещика Янькова, с чьей дочерью она ездила по святым местам, будет разграблено. Не послушавшись, тот остался и умер в молодом возрасте.

Одним из самых удивительных чудес стал сбор средств молодой девицей на создание иконы «Взыскание погибших», которую она увидела во сне. Перебирая собранные деньги, девочка отложила две монеты и не взяла их: одну мужчина отдал не от чистого сердца, вторую, копейку, бросили ради смеха.

«Взыскание погибших» — с ней праведная никогда не расставалась

Нанятый иконописец начал работу, но вскоре был вынужден признать поражение: икона не писалась. Выслушав его, блаженная велела исповедаться и покаяться от греха убийства, который лежал на художнике. Мужчина перепугался, ведь это была правда. Только после покаяния он смог выполнить работу. Икона сразу же стала чудотворной и помогла многим людям.

Пересказать все совершенные святой чудеса практически нереально: в советское время на нее предпочитали закрывать глаза, а приходящие люди и не думали записывать произошедшее. О чудесах, совершенных по сей день, лучше прочитать в книге или на храмовом сайте.

Некрополь

Покровская обитель до закрытия и запустения имел обширную территорию.

Некрополь Покровской обители

Здесь было расположено кладбище, площадь которого занимала 5,5 га земли. Это было одно из четырех крупнейших кладбищ Москвы. Оно располагалось с западной стороны от церкви и было «открыто» в 50-х гг. XVII века, когда были построены первые каменные сооружения.

Знаете ли Вы, что: в конце XIX века тут размещалось около 1,5 тысячи надгробий, многие из которых были уникальными историческими памятниками.

Одновременно с закрытием комплекса в СССР было снесено и кладбище – на его месте разбили Таганский парк. В основном тут хоронили видных дворян и купцов, а также представителей духовенства и грузинских княжеских семей.

Возрождение обители

В 1994 г. комплекс вернули Русской Православной церкви, было решено восстановить его в качестве женской общины.

Литургия в Покровской женской общине

Через короткое время был зарегистрирован внутренний устав для монахинь. В октябре провели первую Божественную литургию, после которой началось восстановление строений.

Стоит отметить: на первой литургии присутствовали всего 5 инокинь и матушка Феофания, которые сами пели. Иконостас был сделан из фанеры, иконы – бумажные.

Как писалось выше, в течение следующих двух лет все сохранившиеся постройки передали РПЦ. В 1998 году перенесли мощи блаженной.

В течение нескольких лет были восстановлены или отстроены заново все разрушенные постройки, дополнительно разместили приют для девочек. Сегодня здесь проживает несколько десятков монахинь.

Таганский парк

Был возведён в 30-х годах на месте бывшего большого кладбища. Он быстро приобрел популярность у москвичей: тут установили теннисные корты, волейбольную площадку, парк аттракционов. Зимой заливали каток, летом показывали кинофильмы и проводили театрализованные представления для детей.

Таганский парк любим многими москвичами

При передаче возникла проблема: по историческим документам площадь Таганского парка принадлежит монастырю, более того, на этом месте располагалось кладбище с останками видных в прошлом людей.

Было и так: в 1996 г. основная часть парка (3,2 га) была возвращена. В 2007 г. было решено передать всю землю. Это вызвало протест жителей, и через два года было принято решение ничего не менять.

Храмы и сооружения

На территории сегодня можно увидеть:

  1. Храм Воскресения Словущего.
  2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
  3. Колокольню.
  4. Каменную ограду.
  5. Корпуса для сестер и настоятеля, приют.
  6. Освященный источник.
  7. Гостиницу для приезжих.

Главные святыни

Наиболее почитаемой святыней несомненно являются мощи Святой: ради них приезжают из других городов.

День 8 марта как день обретения мощей Матроны стал одним из православных праздников - дополнительным днём празднования в честь святой блаженной Матроны Московской

Прежде, чем обратиться за помощью, необходимо принести жертву: продукты, чай, конфеты, крупы. Их отдают просящим милостыню или скармливают птицам. Также можно принести любимые Матроной цветы - самые разнообразное, главное, чтобы живые.

Еще одной достопримечательностью является икона «Взыскание погибших», которую художник создал по просьбе Матроны. О связанном с этим событием чуде было написано выше.

Информация для посетителей

Адрес: улица Таганская, дом 58. Перед посещением лучше взглянуть на карту.

Схема местоположения Покровского монастыря

Добраться до Храма проще всего от станции метро «Марксистская» или «Таганская»: для этого достаточно пройти вдоль Таганской улицы минут 7-10 до пересечения с Большой Андроньевской или проехать на автобусе, троллейбусе или машине.

От станции метро «Пролетарская» можно поехать на трамвае до «Абельмановской заставы». Так называется остановка, обычно её объявляют. Как выйдите из трамвая, через дорогу увидите высокий забор.

Информация для автомобилистов: вблизи места назначения расположены пять парковок, где можно поставить автомобиль. Четыре из них работают круглосуточно и берут плату за обслуживание.

Приходить можно в любое время, график очень удобный — открывается в 7 часов утра и работает на вход до 20 часов, в воскресенье – с 6 часов. Чтобы попасть на богослужение, стоит заранее узнать расписание и время. Это лучше всего делать на официальном сайте.

Правила посещения и поведения на территории данного комплекса ничем не отличаются от правил других святых мест:

  1. Женщинам необходимо прийти в закрытой одежде неярких тонов и покрыть голову платком. Мужчинам, напротив, снять головной убор.
  2. Запрещено употреблять спиртные напитки и курить, желательно выключить мобильные устройства или хотя бы звук – разговаривать по телефону запрещено.
  3. Запрещается проводить фото- и видеосъемку.
  4. Не разрешено приводить домашних животных, громко разговаривать и смеяться, ругаться, вызывающе вести себя.
  5. Здесь работает свечная лавка, где можно приобретать свечи и подавать записки за близких людей. Не благословляется приносить свечи из какого-либо магазина или из дома.

Добрый совет: съездить к матушке Матроне, поклониться, попросить о своих нуждах желают многие, всех она ждёт к себе в гости. Ещё при жизни старица говорила: «Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Смотрите видео, в котором рассказывается о Покровском монастыре и Матроне Московской:

Дата публикации или обновления 15.12.2017


Адрес Покровского монастыря: 109147, г. Москва, ул. Таганская, 58 (м. «Марксистская», «Пролетарская», «Крестьянская застава»).
Схема проезда к Покровскому женскому монастырю на сайте.
Посмотреть на карте яндекса: проезд к Покровскому монастырю.

Покровский женский монастырь.

Как проехать к Покровскому монастырю.
Ст. метро «Марксистская»: выход на ул. Таганская, далее любым транспортом (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская.
Ст. метро «Крестьянская застава» или «Пролетарская»: далее 10-15 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Покровский монастырь открыт ежедневно : понедельник - суббота с 07.00 - 20.00, воскресенье с 06.00 - 20.00.
Фотоальбом Покровского монастыря. Рассказ о поездке в Покровский монастырь.
Расписание служб в Покровском монастыре.
Сайт Покровского женского монастыря : http://www.pokrov-monastir.ru/

Царский , что на Убогих домах у Покровской заставы по времени основания был одним из последних монастырей Москвы, основанных до принятия указа Екатерины II о передаче церковных имуществ в государственную собственность. После этого указа число монастырей резко сократилось, а создание новых на многие годы стало невозможным.

Царский был основан в пяти верстах от города царем Михаилом Феодоровичем. В 1635 г. он пожаловал на его построение землю, владение которой было закреплено грамотой. Однако шли годы, и только через двадцать лет по указу царя Алексея Михайловича монастырь был построен на его средства, снабжен церковной утварью и всем необходимым.


Стена Покровского монастыря.

По сохранившемуся до наших дней преданию побуждением для основания этого монастыря в честь Покрова Божией Матери послужили следующие обстоятельства. Прежде всего, это память о преставлении отца царя Михаила Феодоровича и деда царя Алексея Михайловича Патриарха Филарета , скончавшегося в праздник Покрова Божией Матери. Кроме того, что строительством нового монастыря как бы восстанавливался древний Покровский монастырь, бывший в Москве еще при Иоанне III и полностью уничтоженный пожаром.


У стен Покровского монастыря.

Название монастыря также тесно связано с особенностями местности, в которой он был расположен. На земле, отведенной под монастырь, прежде находились так называемые Убогие дома. В самом начале XVII века здесь, на пустом поле, среди рощей и садов за Покровскими, или Болванскими воротами, было кладбище для нищих и бездомных, которых сюда свозили со всех окрестностей Москвы. Они получали свое последнее пристанище в “скудельницах”, создаваемых по примеру села (поля) скудельнича, то есть “земли крови” в Иерусалиме.


Святые ворота.

Убогие дома были сараями с ямниками, куда клали тела убогих, странников, застигнутых внезапною или насильственною смертью, которые оставались без напутствия святыми Тайнами перед кончиною. Они оставались здесь без погребения до седьмого четверга по Пасхе, или до Покрова Божией Матери вследствие поверия по сказанию Прп. Максима Грека , что “погребения ради утопленного и убитого, бывают плодотлительные стужи земных прозябений”.


Святе ворота вблизи.

Православная Церковь издавала особые правила, кого хоронить в Убогих домах. Так, Патриарх Филарет в 1619 г. установил там хоронить без отпевания тех, “которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят”. В Убогие дома нередко подкидывали незаконно рожденных младенцев, которые потом воспитывались сторожами этих усыпальниц - божедомами, или приемными родителями.

Православная церковь, как сердобольная мать, не забывающая несчастных детищ своих, не лишала своего поминовения убогих Божиих. Собором 1548 г. было установлено “совершать общее поминовение по всех скончавшихся внезапною смертью”. В синодики вносились для поминовения и положенные в скудельницах.


На Троицкую родительскую субботу и в праздник Покрова к Убогим домам из окрестных соборов и монастырей бывал крестный ход для совершения общей панихиды. Сюда шло духовенство, сопровождаемое толпами народа. Многие привозили к Убогим домам гробы, приносили саваны и рубахи и погребали безвестных усопших. Они не знали имен поминаемых, но верили, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, искренне христианские молитвы. Воистину велико было человеколюбие русских людей, участвовавших в этом деле благочестия. После панихиды они раздавали милостыню нищим на помин погребенных.


Шпиль колокольни Покровского монастыря.

Убогие дома прекратили свое существование во время Московской чумы, когда были учреждены особые кладбища и запрещено было хоронить при приходских церквях, кроме Андрониковского и Покровского монастырей . В первом погребали преимущественно дворян, а в последнем - духовных лиц, купцов и мещан.


Колокольня Покровского монастыря.

В начале XIX века могильные холмы при Покровском монастыре были срыты. Позднее, во время строительства жилых домов на бывшей Семеновской улице (теперь Таганской), прямо напротив монастыря было обнаружено множество человеческих костей.

Первые годы существования монастыря. Его основные храмы и сооружения в XVII-XVIII вв.

История не сохранила подробных сведений о Покровском монастыре. Поэтому зачастую они носят обрывочный характер. Приведем здесь наиболее достоверные из них.

Сначала монастырь был причислен к Московской епархии. В 1655 г. по просьбе его первого игумена Стефана царь пожаловал монастырю 6 десятин (примерно 6,5 га) сенных покосов под Симоновым монастырем и несколько лугов.


Вдоль стены Покровского монастыря.

С 1680 г. по 1731 г. он был приписан к Заиконоспасскому монастырю. В 1744 г. вместо Московской он был причислен ко Крутицкой епархии. И в 1751 г. в нем была размещена переместившаяся сюда из Вяземского Предтечевского монастыря семинария, которая дала этому божедомскому монастырю характер училищного. Затем монастырь был снова приписан к Московской епархии, а семинария в 1776 г. была распущена.


Ворота и колокольня Покровского монастыря.

Согласно описи 1763 г. в состав монастыря входили следующие здания и сооружения:


Икона над воротами Покровского монастыря.

Соборная каменная пятиглавая церковь во имя Всех Святых с одним престолом. Кровля ее была покрыта тесом, а главы - крашеною жестью. В четырехъярусным иконостасе образы были украшены серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными камнями;


Вход в Покровский монастырь. Покровский храм.

Каменная одноглавая церковь Покрова Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Дамаскина (была первоначально построена в 1638 г. при Патриархе Иоасафе);

Каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и немецкими часами с боем;

Деревянные одноэтажные настоятельские кельи, крытые тесом;

Каменные и деревянные одноэтажные братские кельи;

Двухэтажное каменное здание с кухнею и погребом. Вначале в нем размещалась семинария, а затем трапезная и другие службы.

Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 224 сажени (около 480м), крытой тесом и имевшей по углам пять четвероугольных башен. В то время монастырю принадлежали и четыре часовни, находившиеся вне его территории и приносившие до 50 рублей годового дохода: подмонастырская с каменною палаткой;

в Китай-городе у Москворецких ворот, с каменным строением;

на Таганке, на расстоянии немногим более километра от монастыря, деревянная;

На Первой Мещанской улице, каменная с кельей для часовника. Она с давних пор принадлежала монастырю и именовалась Покровскою. В ней было семь старинных икон с надписанием тропарей: Распятие с предстоящими, Спаситель и Божия Матерь, Покров Божией Матери, Святители Николай и Филипп, Коронование Богоматери и Святая Троица. В ней останавливались богомольцы по пути следования в Троице-Сергиеву Лавру , призывая на помощь Божию Матерь, осеняющую верующих своим Покровом.

С 1763 г. в монастыре были учреждены духовные штаты, и им стал управлять игумен Варлаам. Тогда в числе братии были три иеромонаха и три иеродиакона. На содержание этого монастыря и монашествующих в то время отпускалось только 27 руб. 77 коп. в год. Хозяйство монастыря было небольшое, и доходов, получаемых с часовен, кладбища и прилегавших к нему земельных угодий, было недостаточно для того, чтобы поддерживать в нормальном состоянии здания храмов и другие постройки. Поэтому в 1783 г. в результате обветшания ограду монастыря, а затем и обе церкви пришлось разобрать.

Однако на рубеже 19-го века по Божией Милости и стараниями благотворителей, особенно купца Диомида Мещанинова, монастырь стал восстанавливаться. В 1799 г. на его средства в северо-западном углу монастыря была устроена каменная мужская богадельня на 12 человек, восстановлена разрушенная ограда и сооружена каменная одноглавая церковь во имя Всех Святых с двумя приделами: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери.

В 1810 г. госпожа Хлебникова построила при монастыре женскую каменную богадельню на Семеновской улице. В 1806 г. была заложена и в 1814 г. построена на средства благотворителей и стараниями строителя Ионы двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный - в честь Покрова Божией Матери, южный - святых Апостола Петра и Апостола Павла (устроен московским купцом Алексеевым) и северный - Святителя Николая. В нижнем ярусе также были установлены три престола: главный - во имя Святителя Ионы и по сторонам - Преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Строительство и украшение храмов осуществлялось под руководством и при непосредственном участии строителя Ионы, который незадолго до 1812 г. стал настоятелем монастыря.



Вид на Покровский монастырь со стороны парка.


Вид на Покровский монастырь со стороны парка. Угловая башня.


Орудия в парке. Историческая экспозиция. Декорации из фильма "Тарас Бульба".


Орудия в парке.

Во время нашествия французов в 1812 г. здания и сооружения монастыря сильно пострадали. Однако, после победы над неприятелем уже к 1815 г. благодаря усердию настоятеля Ионы и на средства привлекаемых с его помощью благотворителей храмы были почти полностью восстановлены. Церковь во имя Всех святых была освящена в 1815 г. архиепископом Августином, а Покровская церковь - в 1825 г. - московским архиепископом Филаретом. В 1833 г. на пожертвования благотворителей был вылит большой колокол, который и возвестил монастырю о кончине его доброго пастыря.

Не меньшее рвение к устроению святой обители проявил и приемник бывшего настоятеля архимандрит Амвросий. Его стараниями была сооружена новая монастырская ограда с восемью башнями, двухэтажные настоятельский и братский корпусы, к трапезному корпусу пристроены 14 келий, у восточных ворот - конный двор с конюшнею, сараями, кладовыми, помещениями для рабочих и пять братских келий.

Под руководством известного архитектора Быковского при нем также была начата перестройка церкви во имя Всех Святых. Она была завершена при настоятеле Иоанафане. После завершения строительства церковь приобрела величественный вид просторного пятикупольного храма с тремя престолами: главный - в честь Воскресения Христова, северный - Тихвинской Божией Матери и южный - святой Мученицы Александры. Она вместила в себя часть старой церкви, от которой остались находящиеся под куполом четыре столпа, соединенные арками, а также восточная стена главного алтаря. К среднему большому куполу были присоединены четыре восьмигранных боковых купола с главами, покрытыми белой жестью и увенчанными позолоченными крестами. Под сводами храма поместили ризницу, освещаемую окнами из боковых куполов.

Здание этого храма стройное и величественное. Оно выполнено в Романском стиле. От главной части храма (так называемого корабля) под куполом легкими арками на столпах отделяются два придельных престола. Три части храма, три престола и три входа выражают его символическую тройственность. Освящение из стенных окон храма и из под купола создает ощущение простора. Поставленные на трехступенчатой солее иконостасы главного и придельных престолов были тогда украшены искусною резьбою с богатою позолотой. В них находились старинные иконы греческого стиля из прежнего иконостаса , а также и более современные. Одной из самых почитаемых и роскошно украшенных была древняя икона Тихвинской Божией Матери.

Главный алтарь, хотя и не обширный, отличался своим великолепием. Его иконостас был в пять ярусов. Свод над престолом в виде сени покоился на шести столпах под мрамор, которые отделяли южное и северное предалтарие. Стены и своды алтаря и остальной части храма до настоящего времени сохранили росписи Артари, Мягкова и Фивейского, изображающие деяния из земной жизни Спасителя и лики святых. Некоторые настенные росписи сопровождались изречениями из Священного Писания, выполненными церковно-славянским каллиграфом Леонтием Лепешкиным.

После перестройки обе церкви обители стали вмещать в себя девять престолов, что соответствует девяти ангельским чинам. Наряду с церквями монастыря к началу 19 века была перестроена и колокольня, которая стала трехъярусной и вместе со шпилем и крестом достигала тридцати двух метров. На ней были замечательные старинные колокола, отлитые известным в то время мастером Слизовым.


Последний наместник Покровского монастыря - архимандрит Вениамин (Милов), впоследствии епископ Саратовский. 1929 г.

Возрождение Покровского монастыря.

Первые попытки возродить монастырь относятся к концу 70-х - началу 80-х годов, когда Московская Патриархия получила разрешение на проведение восстановительных работ и открытие в Москве мужского монастыря. Выбор Святейшего Патриарха Пимена, который в то время был Первосвятителем Русской православной Церкви, пал на у Покровской заставы.

Однако переговоры посланных от Патриархии представителей не увенчались успехом, поскольку организации, занимавшие в то время монастырские помещения, не желали сдавать свои позиции (Посылторг, киностудия, научно-производственная ассоциация и др.). Тогда представители от Патриархии были посланы в Даниловский монастырь , в котором в то время размещалась детская трудовая колония.

Так, по воле Божией, первым в Москве был открыт Даниловский мужской монастырь.

Позднее стали открывать и другие монастыри. К моменту открытия Покровского монастыря у Покровской заставы в Москве действовали четыре мужских и три женских монастыря, и Святейший Патриах Алексий II благословил возобновить здесь женский монастырь.

Начало возрождению монастыря было положено синодальным постановлением от 24 ноября 1994 года, в соответствии с которым был учрежден Свято-Покровский монастырь , четвертый женский монастырь в Москве.

Настоятельницей монастыря 22 февраля 1995 года была назначена инокиня Ольга (Мискина), насельница Свято-Троицкой Дивеевской обители. 14 апреля того же года она приняла монашеский постриг, совершенный Святейшим Патриархом Алексием II, с наречением имени в честь святой блаженной царицы Феофании.


Еще в 1996 году почти все здания оставались занятыми арендаторами - различными учреждениями и организациями, а на его территории, включая кладбище, находился Таганский парк с развлекательными и спортивными сооружениями. Но уже к весне 1997 года, с Божией помощью по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II правительство Москвы передало монастырю здания храмов и другие постройки, а потом и землю в бессрочное и безвозмездное пользование.

Велико было значение молитвы в возрождении обители. В октябре 1995 года, после 65 лет запустения, в стенах полуразрушенной Покровской церкви немногочисленные сестры и прихожане возносили свои чистые молитвы ко Господу во время Молебного пения, посвященного престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Торжественный молебен совершался на нижнем этаже Покровской церкви в приделе Прп. Нила Столобенского, который едва успели наскоро отремонтировать к этому дню.


По благословению Святейшего Патриарха восстанавливались и святыни монастыря. В 1996 году из Ниловой пустыни с озера Селигер была привезена частичка мощей преподобного Нила Столобенского, в честь которого освящен один из престолов Покровского храма. А в 1997 году обитель получила в подарок икону святителя Иннокентия, митрополита Московского, с частичкой его мощей. Обретение этих святынь стало большой духовной поддержкой для сестер и великой радостью для богомольцев.

Святая обитель удостаивалась нескольких посещений Святейшего Патриарха, который не только совершал богослужения, но и лично проверял, как идут восстановительные работы, на месте изучал нужды монастыря. Каждый приезд Святейшего Патриарха в обитель был радостным событием, собирал множество прихожан.


В 1998 году 4 апреля на праздник Похвалы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II впервые отслужил литургию в монастыре. Во время богослужения великим чином были освящены три престола нижнего этажа Покровской церкви. На Великом Входе матушка-настоятельница была возведена в сан игумении. По окончании литургии Святейший Владыка освятил кресты, которые вслед за этим были установлены на куполах Покровского и Воскресенского храмов. Эти события явились большим утешением для сестер обители и прихожан, ярким праздником среди трудовых будней. В память о нем по первосвятительскому благословению обитель получила в дар образ Владимирской иконы Божией Матери.



Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает молебен у мощей Святой Праведной блаженной Матроны Московской. 8 марта 2001 г.

Весной 1998 года состоялось еще одно долгожданное и радостное событие - вынос обретенных останков блаженной старицы Матроны с Даниловского кладбища (8 марта) и, после освидетельствования, перенесение в (1 мая) честных останков великой чудотворицы блаженной старицы Матроны.



Патриаршее богослужение в день памяти обретения мощей Святой Праведной блаженной Матроны Московской. 8 марта 2001 г.

2 мая, в день ее Памяти, архиепископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, совершил заупокойное богослужение. Служба происходила при большом стечении народа, так что все желающие войти в храм в нем не вмещались, а молились со слезами на улице. После этого потянулась к Матронушке нескончаемая вереница людей, нуждающихся в ее молитвенном заступлении. Храм и по сей день постоянно полон богомольцев.


О ее дерзновении в молитве пред Господом знают не только в Москве или Тульской области, где она родилась и жила, но и в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы поклониться ее святым мощам и отслужить молебен, к ней едут со всех уголков России, с Украины, Молдовы, Приднестровья, Белоруссии, республик Северного Кавказа, из Австралии, Америки, Швейцарии, со Святой Земли и многих других мест.


Еще до перенесения честных останков блаженной старицы Матроны матушка-настоятельница и сестры часто ездили на Даниловское кладбище на ее могилку, молились ей, служили панихиды и каждый раз чудесным образом, по молитвам Матронушки, получали помощь в просимом.


В июле 1998 года обитель обрела еще одну святыню – благодатную икону Царицы Небесной «Взыскание погибших», которая написана по благословению блаженной Матроны и долгое время была ее килейной иконой. Ее передали в монастырь люди, еще при жизни знавшие Матронушку и благоговейно чтущие ее память.

Ровно через год после перенесения честных останков блаженной старицы Матроны в Покровскую обитель, 2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось ее торжественное причисление к лику святых.



Крестный ход в престольный праздник обители. 14 октября 2001 г.

В этот день в 12 часов ночи в нижней церкви Покровского собора вначале была отслужена ранняя литургия, а затем последняя панихида по Матронушке. Большинство богомольцев так и осталось в монастыре до утра, чтобы участвовать в торжестве ее прославления. На поклонение ее святым мощам народ шел всю ночь, и уже к утру выстроилась огромная очередь. Начинаясь у ворот, она огибала Покровский собор и лишь затем вливалась в церковные двери.


В 9 часов утра праздничное богослужение в верхней церкви Покровского собора совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей и духовенства. За этим богослужением в последний раз возносилась молитва об упокоении души приснопоминаемой рабы Божией Матроны, последний раз возглашалась ей "вечная память". Затем Его Святейшество с амвона огласил Определение о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (Никоновой Матроны Димитриевны (1881 – 1952 гг.).

В годы гонений, попрания святынь Православия и разрушения духовных основ жизни русского человека Господь по неизреченному своему милосердию воздвигал избранников Своих - священномучеников, исповедников, подвижников веры, благочестивых мирян, которые возгорались яркими светильниками любви к Богу и ближнему, свидетельствуя о Божественной Истине и Правде Божией.

Святая и праведная блаженная Матрона Московская.


Святая блаженная Матрона Московская .

Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее - Димитрий и Наталия, крестьяне - были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев - Иван и Михаил, и две сестры - Мария и Матрона. Матрона была младшей.


Будучи слепой от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. Благодать, почившая на ней, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, ведения, прозорливости. К ней рано стали обращаться за советом - сначала местные жители, а затем и приезжие из других краев.

В 1925 году Матрона уезжает в Москву, ставшую местом ее подвижнического служения и праведной кончины. Преследуемая безбожниками, Матрона была вынуждена постоянно менять место жительства, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к Матронушке люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи.

По ее молитвам совершались исцеления немощных, расслабленных, страждущих от болезней душевных и телесных. Ее пророчества и предсказания помогли многим людям избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях.

После ее праведной кончины, последовавшей в 1952 году, к могиле праведной Матроны на Даниловском кладбище приходило множество людей, почитание почившей росло, совершались чудеса и исцеления.

История

Покровский мужской монастырь был основан в 1635 году царем Михаилом Феодоровичем Романовым в память об отце, Патриархе Филарете, скончавшемся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель располагалась на месте так называемых Убогих (Божиих) домов, где хоронили нищих и застигнутых внезапной смертью. Главным храмом монастыря стала деревянная Покровская церковь, рядом с которой находился пятиглавый храм во имя Всех Святых. Несколько раз в год, в Семик (седьмой четверг после Пасхи) и в праздник Покрова, сюда совершались соборные крестные ходы из московских храмов и монастырей, для отправления общей панихиды и погребения усопших. В Пасхальные дни царь Алексей Михайлович и его сын Феодор посещали Покровскую обитель, по обычаю христосовались с братией и оставляли пожертвования в пользу монастыря и окормляемых им бедняков.

С 1680 по 1731 год обитель числилась приписной к Заиконоспасскому монастырю. С 1751 по 1776 год здесь размещалась Духовная семинария. При Екатерине II монастырь был выведен за штат и испытывал большую нужду в средствах.

В это время обитель получила существенную помощь от московских купцов. В конце XVIII столетия в монастыре началось большое строительство: на месте деревянной сооружена каменная церковь во имя Всех Святых, возведена каменная трехъярусная колокольня, стены, богадельня.

В 1812 году обитель была разорена французами, все деревянные постройки сожжены, храмы осквернены. Стараниями настоятеля, архимандрита Ионы, в течение нескольких лет монастырь был восстановлен. Церковь во имя Всех Святых была повторно освящена в 1815 году, а двухэтажный Покровский храм – в 1825 году московским митрополитом Филаретом. Тогда же обитель неожиданно посетил император Александр I, заставший отца Иону в келье за молитвой, которую настоятель по обычаю творил в одной власянице. Старец промолвил: «Государь, в чем застал, в том и суди». На что император ответил: «Я желал бы всегда заставать монахов за таким занятием» – и долго затем беседовал с настоятелем и осмотрел монастырь.

В середине XIX века Всехсвятский храм, ставший тесным, был перестроен по проекту архитектора М.Д. Быковского и приобрел вид величественного просторного пятикупольного храма с тремя престолами: в честь Воскресения Словущего, Тихвинской иконы Божией Матери и мученицы царицы Александры (последний ныне освящен в честь блаженной Матроны Московской). Таким образом, общее количество престолов в обители достигло 9, по числу 9 чинов Ангельских.

В 1870 году святитель Иннокентий, митрополит Московский придал монастырю статус миссионерского. Здесь готовили священнослужителей и монахов для несения проповеди о Христе в далекую Сибирь. Бывшие миссионеры проживали в Покровской обители на покое. Многие из них нашли последнее пристанище на обширном монастырском кладбище, где также покоились грузинские иерархи, священнослужители и монашествующие московских церквей и обителей, видные представители купеческих родов. К началу ХХ века некрополь кладбища Покровской обители насчитывал до трех тысяч надгробных памятников.

В 1893 году, по благословению Святейшего Синода, «по случаю исполнившагося 500-летия блаженныя кончины преподобного Сергия Игумена Радонежского Чудотворца», при монастыре была открыта церковно-приходская школа для мальчиков на 30 человек. Тогда же, при настоятеле архимандрите Сергии, началось строительство монастырской гостиницы для миссионеров (восстановлена в 2015 году).

В конце XIX – начале ХХ века обитель достигла своего расцвета. К 1917 году здесь подвизалось 30 монахов и около 20 послушников. Действовал приют для мальчиков и женская богадельня на 80 человек, размещавшаяся за оградой монастыря. В зданиях обители проходили занятия Московских пастырских курсов, на которых к 1916 году обучалось 400 человек. Будущие священнослужители проходили богослужебную практику в монастырских храмах (по воскресным и праздничным дням совершалось 5–6 литургий). В годы Первой мировой войны монастырь окормлял лазарет Мясной биржи, располагавшийся неподалеку, где одновременно находилось до 500 раненых воинов. К монастырю были приписаны 2 часовни: в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы у Варварских ворот, близ Кремля, и святителя Николая на Верхней Таганской площади, в которых братией регулярно служились молебны Божией Матери и святителю Николаю.

Удивительным образом перед самой революцией монастырь оказался связан с Афоном: в 1913–1915 годах по решению Святейшего Синода сюда были направлены около 30 афонских монахов-«имяславцев», бывших насельников Свято-Пантелеимонова монастыря, наблюдение за которыми было поручено настоятелю обители, викарию Московской епархии.

После революции власти собирались открыть в монастыре концлагерь, однако по неизвестной причине так и не осуществили задуманное. В зданиях устроили общежитие для работников трамвайного депо; кладбище постепенно сравняли с землей и превратили в парк отдыха для них же. Службы до последнего дня совершались в Воскресенском храме, хотя власти еще с 1923 года предпринимали активные попытки полностью закрыть обитель: отобрали Покровский храм, в 1926 году полностью снесли колокольню. Благодаря поддержке прихожан обитель действовала до октября 1929 года. Во многом это была заслуга последнего настоятеля, архимандрита Вениамина (Милова), впоследствии епископа Саратовского.

Судьбы последних монастырских насельников сложились трагично: репрессии, ссылки, расстрелы... Ныне в лике святых прославлены шесть иноков и один прихожанин Покровской обители: иеромонахи Данакт (Калашников), Мефодий (Ива-нов), Иларион (Цуриков), Иоанн (Лаба), Сергий (Букашкин); воспитанник монастырского приюта послушник Сергий (Крестников) и прихожанин мученик Василий (Иванов). Четверо из них расстреляны на Бутовском полигоне, а трое входят в Собор Афонских святых.

Около семидесяти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви обитель была возрождена как женская. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил настоятельницей насельницу Серафимо-Дивеевского монастыря инокиню Ольгу (Мискину), принявшую монашеский постриг с именем Феофания. В 1998 году вновь были освящены престолы Покровского храма обители, а настоятельница возведена в сан игумении. В 2002 году великим чином освящены три придела Воскресенского храма, на прежнем фундаменте воссоздана колокольня.

С 1998 года в обители находятся мощи святой праведной блаженной Матроны Московской. Исповедница и подвижница ХХ века, она была прославлена в лике местночтимых святых 2 мая 1999 года. На Архиерейском Соборе 2004 года было установлено общецерковное почитание блаженной Матронушки. И сегодня нескончаемым потоком идут в Покровскую обитель люди, чтобы приложиться к целебным мощам святой старицы, просят – и получают просимое.

В монастыре также находятся чтимые святыни: иконы с частицами мощей преподобного Нила Столобенского, святителя Иннокентия Московского, десница блаженной царицы Феофании, частицы мощей Киево-Печерских святых, святителя Луки Крымского, а также других подвижников. В Покровском храме находится икона Богородицы «Взыскание погибших» – келейный образ блаженной Матроны Московской.

С 1998 года действует монастырское подворье при храме Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Раменского района Московской области. В 2004 году открыт приют для девочек, где воспитывается 40 детей. В 2010 году на пересечении Варшавского шоссе и МКАД освящен первый в Москве храм блаженной Матроны Московской, который также является подворьем обители.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2013 году монастырю в качестве подворья передан приход Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове, где также действует православная гимназия на 100 учащихся.

23 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение воссозданной монастырской гостиницы для паломников. В единый комплекс с гостиницей входит храм святых Петра и Февронии Муромских. Как и на всех подворьях обители, здесь совершаются Таинства Крещения и Браковенчания.

Главные престольные праздники монастыря – Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и дни памяти блаженной Матроны Московской (8 марта, 2 мая, 22 ноября).

Проезд:

ст. м. «Марксистская», выход на ул. Таганская, далее любым транспортом до ост. Б. Андроньевская ул.

Святые и подвижники благочестия

Храмы и Богослужения

По описи 1763 года храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с придeлом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией матери был разобран. Двух-этажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806, совершена в 1810 году, иждивением доброохотных дателей и старанием строителя Ионы. Здeсь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой сторонe св. Апостолов Петра и Павла, на лeвой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам придeлы во имя преподобных Илариона великого и Нила Столобенского. Таким образом церкви этой обители вмeщают в себe, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом.

4 апреля 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов.

22 ноября 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы.

По описи 1763 года Соборная каменная, пятиглавая, во имя Всeх Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престолe, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасe образа украшены были серебряными вeнцами и ризами, а нeкоторые жемчугом и драгоцeнными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран. Посреди монастыря одноглавая каменная церковь в честь Всeх Святых, сооруженная иждивением Московского купца Диомида Мeщанинова, освящена Московским митрополитом Платоном, а придeлы ея: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери освящены были еще в 1772 году. В 1814 и 1815 годах освящены архиепископом Августином возстановленные храмы в память Всeх Святых, что нынe Словущего Воскресения и Тихвинския Божией Матери. Соборная церковь оказалась тeсною; тогда искусным архитектором М.Д. Быковским в 1853 г. сооружена обширнeйшая о пяти куполах, вмeстившая в себe часть старой, в послeдствии разобранной: в срединe ея, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стeна главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые бeлою жестью и увeнчанные вызолочеными крестами. Кругом средняго трибуна под сводами храма помeщена ризница, освeщаемая окнами из боковых куполов.

Стройное и величественное это здание в Романском стилe, подходящем к Греческому; орнаменты внeшних его стeн, окон, дверей и куполов во вкусe того же стиля. Внутренность собора соотвeтствует самой внeшности. От главного храма, или так называемого корабля, под куполом трибуна отдeляются легкими арками на столпах два придeльные престола. В средней части престол в честь Воскресения Христова, сeверный, во имя Тихвинской Божией Матери, южный, в память св. Мученицы Александры, празднуемой 6 ноября. Три части храма, три его отдeления, три престола и три входа выражают символическую его тройственность. С простором в храмe соединено полное его освeщение из стeнных окон и трибуна, с разнообразием частей гармоническое единство цeлого, проявляющее идею храма. Поставленные на трехстепенной солеe алтарные иконостасы главного и придeльных престолов украшены искусною рeзьбою с богатою позолотой; одни образа в них старинные Греческого стиля из прежняго иконостаса, другие вновь написаны в Фряжском пошибe. Из них особенно замeчательна роскошно украшенная древняя и досточтимая икона Тихвинской Божией Матери. Главный алтарь, хотя и не обширный, отличается своим великолeпием, его иконостас в пять ярусов. Свод над престолом в видe сeни покоится на шести столпах, под мрамор, которыми с той и другой стороны отдeляется южное и сeверное предалтария. На стeнах и сводах алтаря, храма и трапезы олицетворены дeяния из земной жизни Спасителя и лики Святых опытною кистию Артари, Мягкова и Tивейского. В приличных мeстах соотвeтственныя изречения св. Писания начертаны церковно-славянским каллиграфом Леонтием Лепешкиным. К пространной и свeтлой трапезe примыкает помeстительный притвор храма.

В 1929 г. Вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной).

4 апреля 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение крестов храма Воскресения Словущего.

22 ноября 2001 г. полным чином освящены три придела храма Воскресения Словущего в день празднования 120-летия блаженной старицы Матроны. Великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Колокольня

По описи 1763 года Колокольня Покровского монастыря была каменная, шатровая, с осмью колоколами и с нeмецкими боевыми часами.

В 1799 году была перестроена, в трехъярусную в Нeмецком стилe, вышиною со шпилем и крестом 15 сажен.

Замeчательны старые колокола, литые славным в свое время мастером Слизовым, как видно из слeдующих надписей на полилейном: «1750 году марта 28 день вылит се колокол во обитель Покрова Престыя Бцы, что при Москвe на убогих домeх, при державe благочестивeйшия и самодержавнeйшия великия гдрни императрицы Елисаветы Петровны, самодержцы всероссиской и при наследнике ея внука Петра первого благовeрном гдре и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его благовeрной гдрне и великой кнгне Екатерине Алексeевне, вкладом бывшего того мнтря строителя иеромонаха Силы впред для поминовения; весу в нем 130 пуд, лил мастер Констентин Михайлов снъ Слизов.» На будничном: «1747 году апреля 12 дня вылит сей колокол во обитель Покрова Пресвятые Бцы, что на убогом дому, старанием строителя иеромонаха Силы; вкладчика Данилы Яковлева сна Земсково и протчих христолюбивых дателeй, вeсу 66 пуд, 27 ф. лил мастер Костантин Михайлов снъ Слизов.»

В 1926 г. была взорвана. 2 мая 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень новой монастырской колокольни на месте разрушенной. Двенадцать колоколов отливали на знаменитом Тутаевском колокольном заводе Николая Шувалова (ООО «Италмас»), сохранившего более чем 300-летнюю традицию русского литья колоколов «в глину». Колокола эти отличаются прочностью, благозвучием и необыкновенной мощью звучания.

4 октября 2002 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение колокольни и колоколов.

Храм святых благоверных князей Петра и Февронии

По историческим фотографиям в 2012 - 2014 гг. была полностью воссоздана часовня с молельным домом, располагавшаяся за монастырской оградой по улице Таганская (бывшая улица Семеновская).

По историческим фотографиям в 2012 - 2014 гг. была полностью воссоздана часовня с молельным домом,

Располагавшаяся за монастырской оградой по улице Таганская (бывшая улица Семеновская). В годы лихолетья здание было полностью уничтожено. На остатках старого фундамента было построено новое здание. Стены - кирпичная кладка, снаружи на стенах выложены мозаичные иконы Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов. На алтарной стене - мозаичная икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских.

Внутри здания, помимо самого храма, предусмотрена крестильня с большой купелью для крещения взрослых (стены купели выложены голубой мозаикой), а также маленькая купель для крещения младенцев; на стенах крестильни росписи - Символ веры и «Отче наш», а также иконы Крещения Господня и Ангела Хранителя. В здании есть свечной ящик (все для крещения и венчания, можно заказать требы, купить свечи, иконы, духовную литературу).

27 февраля 2014 г., по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил чин малого освящения первого в Москве храма в честь святых благоверных Петра и Февронии и первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

6 июня 2016 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение храма в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.

Богослужение в монастыре

Каждый день

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск., праздники

По: суб., праздники

По: вск., праздники

Служение

Монастырская гостиница


    Ул. Таганская, д.58 стр.12 Москва, 109147 Российская Федерация

Насельницы Покровского ставропигиального женского монастыря сердечно рады приветствовать Вас на странице, посвященной воссозданной монастырской гостинице.

Сегодня, как и сто лет назад, мы снова имеем возможность принимать паломников, желающих поклониться святыням древней московской обители.

Покровская обитель расположена в самом центре столицы и сегодня известна во всем православном мире как место, где почивают многоцелебные мощи святой праведной блаженной Матроны Московской. Ежедневно сотни людей приезжают сюда, чтобы помолиться, получить духовную поддержку, задуматься о вечном в наш суетный век.

Теперь паломники и туристы имеют возможность остановиться в прекрасной гостинице, оборудованной по самым современным стандартам.

Для паломников, которые специально приехали к блаженной Матронушке, здесь будет комфортно, настоящий отдых для души. Даже невоцерковленный человек, живя при монастыре, сможет почувствовать всю красоту Православия, а возможность ежедневно посещать монастырские богослужения, исповедоваться и причащаться обогатит духовный опыт любого.

Директор гостиницы – Игумения Покровского женского монастыря Игумения Феофания. Все основные должности в гостинице занимают сестры обители, для которых это – очередное послушание, которое стараются выполнять с молитвой, старанием и любовью. Весь персонал гостиницы верующий, с радостью готов послужить ближнему.

фотогалерея







Издательство Покровского женского монастыря


Книги, видеофильмы и аудиокниги, выпущенные издательством Покровского ставропигиального женского монастыря

    Аудиоспектакль Князь Владимир и акафист святому равноапостольному великому князю Владимиру

    Аудиоспектакль Княгиня Ольга и акафист святой равноапостольной великой княгине Ольге

    Буклет "Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы". 20-летие возрождения обители. 380 лет основания монастыря. 1635 - 2015
    Архивные и библиографические изыскания к проекту восстановления утраченного монастырского кладбища

    Буклет "Воспитанницы святой Матронушки!".
    О детском приюте Покровского женского монастыря

    Буклет "Троице - Лыково" о подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в районе Строгино.

    "15-летие канонизации святой праведной блженной Матроны Московской"
    Документальный видеофильм.

    "Воспитанницы святой Матронушки!".
    О детском приюте Покровского женского монастыря. Документальный видеофильм.

    Документальный видеофильм "Под Покровом Пресвятой Богородицы".
    Свидетельства о современных событиях, людях и чудесах

    Документальный видеофильм "Обитель у Покровской заставы".
    15-летие возрождения обители. 375 лет основания монастыря

    Аудиопрограмма "Матронушка помоги"!
    Свидетельства о современных событиях, людях и чудесах.

    Аудиопрограмма основана на рассказах и письмах людей, получивших чудесную помощь по молитвам св. прав. блж. Матроны Московской.
    Речь настоятельницы Покровского ставропигиального женского монастыря игумении Феофании. Том I, часть 1

  • Аудиопрограмма основана на рассказах и письмах людей, получивших чудесную помощь по молитвам св. прав. блж. Матроны Московской. Том I, часть 2
    Аудиопрограмма основана на рассказах и письмах людей, получивших чудесную помощь по молитвам св. прав. блж. Матроны Московской. Том III
    Аудиопрограмма основана на рассказах и письмах людей, получивших чудесную помощь по молитвам св. прав. блж. Матроны Московской. Том III
  • Аудиопрограмма "Житие и чудеса блаженной старицы Матроны".
    Рассказы современников

    Житие и акафист святой праведной блаженной Матроны Московской

  • Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской. Том I
    Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской. Том II
    Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской. Том III
  • Акафист святой праведной блаженной Матроне Московской

    Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

    Житие и чудеса блаженной старицы Матроны
    Рассказы современников. Автор-составитель Зинаида Владимировна Жданова

    Святая праведная блаженная Матрона Московская.
    Житие и акафис т

    Святое Евангелие

    Православный молитвослов

    Дорожный молитвослов

    Псалтирь

    Иноческое келейное правило

фотогалерея

Детский приют Покровского женского монастыря у Покровской заставы


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году при Покровском монастыре открыт Православный детский приют милосердия для девочек. Официальное название приюта – Социально-реабилитационный центр «Детский приют Покровского женского монастыря у Покровской заставы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

В приюте монастыря проживает 27 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Судьба у этих девочек трудная – большинство является сиротами при живых родителях – алкоголиках или наркоманах. С воспитанницами занимаются сестры монастыря, имеющие специальное педагогическое образование и большой опыт работы с детьми.

Дети учатся в православной гимназии в Троице-Лыково, а также получают дополнительные образовательные услуги в стенах монастыря и обучаются в музыкальной школе. Занятия по усугубленному изучению школьных предметов и выполнению домашних заданий проводят православные профессиональные преподаватели-предметники, которые имеют и опыт православного воспитания детей.

Жизнь приюта расписана почти по минутам; помимо обычных занятий, утром и вечером обязательно общее чтение молитв, посланий Апостолов, Евангелия. Все девочки с 7-8 лет уже самостоятельно читают их вслух: самые младшие на русском языке, кто постарше – на церковно-славянском.

Трапеза всегда общая, с молитвой. Старшие девочки постятся так же, как и сестры монастыря, а младшим даже в пост дают молочные продукты с монастырского подворья для укрепления растущего организма.
Всех девочек приучают к труду: следить за чистотой в своей келье, в классе, помогать в уборке коридоров, в трапезной; шить, вязать, вышивать, готовить.

Воспитанницы приюта непременно участвуют в богослужениях – по субботам, воскресеньям, двунадесятым и престольным праздникам девочки поют на всенощном бдении и за Божественной литургией.

Также дети регулярно бывают на Патриарших службах, например, на Благовещение в Кремле. По традиции праздника вместе с воспитанницами приюта Святейший Патриарх Кирилл выпускает в небо голубей.
Немало времени занимает у воспитанниц приюта подготовка к праздникам, особенно к Пасхе, Рождеству Христову и к дням памяти блаженной Матронушки. Девочки показывают спектакли, готовят музыкальные номера, поют песни, посвященные празднику, а на Рождество – колядки. Дети очень любят эти праздники и с радостью показывают свои знания и умения всем сестрам и гостям.

Есть у них и свободное время: ежедневно воспитанницы могут поиграть, побегать на улице или в специальной игровой комнате, посмотреть православное кино или мультфильмы, почитать любимую книгу, поиграть в спортзале.
Проводятся экскурсии и паломнические поездки в культурно-природные заповедники, организуются развлекательные и познавательные поездки в зоопарк, парки культуры и отдыха, прогулки на теплоходе.

Приют обители живет как одна большая семья, где каждый чувствует себя нужным и любимым. Дни Ангела и дни рождения отмечаются всеми вместе. Все радости и горести у детей общие. Матронушка при жизни очень любила детей-сирот, и сегодня под ее крылышком растут воспитанницы монастырского приюта, учась исполнять заповеди Христовы о любви к Богу и ближним, быть «светом» и «солью» для мира.

В приют Покровской обители принимаются дети из неблагополучных, неполных семей с 6 до 11 лет.

По вопросам поступления в детский приют обращаться в канцелярию монастыря по телефону 8-495-911-81-66, [email protected]

фотогалерея