Сообщение о триумфальной арке в риме. Триумфальная арка тита. Где находится и как добраться

Триумфальные арки строились древними римлянами для проведения торжественных церемоний въезда военачальника-победителя в город - триумфов. В старой части города хорошо сохранилось несколько подобных памятников. Арки традиционно украшались мастерки исполненными барельефами и хвалебными надписями, что делает их настоящими “воротами” в историю Древнего Рима.

Арка Тита (Arco di Tito)

Арка Тита - старейшая из двух оставшихся арок Римского форума. Ее построили в промежутке между 81 и 85 гг. н. э., чтобы ознаменовать захват Иерусалима и победу над евреями. Тит захватил Иерусалим в 70 г. н. э. с помощью четырех легионов, и после падения крепости Масада в 72 г. н. э. восстание было полностью подавлено.

Надпись на арке

15-метровая арка расположена на Римском форуме, в самой высокой точке Виа Сакра. Внутри нее находятся две панели с рельефами. Один изображает триумфальное шествие с трофеями - семиветвистым канделябром или менорой, серебряными трубами и столом хлебов. Другой показывает Тита в колеснице в сопровождении богини Виктории и Ромы.

Интересный факт ! Надпись на фризе, которая гласит «Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана», первоначально была бронзовой. Рельефы также были окрашены, а сама арка увенчана бронзовой квадригой.

Реставрация

В XI в. арку Тита объединили с крепостью, построенной семьей Франгипани, которая помогла сохранить памятник. В 1821 г. ее восстановил ​​Джузеппе Валадье. Части внешних сторон перестроили между 1822 и 1823 гг., используя известковый туф вместо мрамора, поэтому их можно отличить от оригинала.

Как добраться

Арку Тита можно найти на восточной стороне Римского форума недалеко от Колизея. Воспользуйтесь метро (остановка Колизей): линия В. За посещение форума нужно заплатить 12 EUR. Билеты лучше купить заранее .

Арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)

Арку Септимия Севера возвели в 203 г. в честь римского императора Севера. Это одна из трех оставшихся триумфальных арок Римского форума. Ее построили в честь победы императора Севера в Парфии (ныне частично Иран и Ирак).

Арка

Арка имеет 23 м в высоту и 25 м в ширину, а также три прохода: центральный - 12 м, остальные - 7 м 80 см. Первоначально через центральную арку проходила лестница. В IV в. ее заменила дорога.

Рельефные панели и надписи

Рельефные панели наверху изображают различные этапы войны между римлянами и парфянами. Другие панели показывают захват римлянами варваров.

Интересный факт! Первоначально арка была увенчана бронзовой квадригой со статуями императора Севера и его сыновей - Каракаллы и Геты. Бронзовые надписи на арке посвятили Септимию Северу и обеим его сыновьям, но после смерти отца Каракалла убил Гету и стер его имя из арки.

Реставрация

Арка Септимия Севера - хорошо сохранившийся памятник Римского форума, а все благодаря тому, что в средние века ее объединили со старой церковью.

Позже церковь переместили в другое место, но она все еще защищала арку от разрушения. Хотя части других памятников, таких как Колизей, использовались для строительства дворцов эпохи Возрождения, арка Септимия Севера осталась нетронутой.

В средние века и до XVIII в., когда начались раскопки Римского форума, большая часть арки была покрыта почвой и мусором. Сегодня это один из самых неповторимых и впечатляющих римских памятников.

Как добраться

Арку Септимия Севера можно найти на Римском форуме, поблизости от Колизея. Воспользуйтесь метро (остановка Колизей): линия В. За посещение форума нужно заплатить 12 EUR.

Арка Константина (Arco di Costantino)

Рядом с Колизеем стоит арка Константина, построенная в начале IV в., чтобы увековечить победу императора над Максентиусом. Она осталась относительно невредимой.

Победа Константина

В период многолетней гражданской войны победа армии Константина над численно превосходящим войском Максентиуса в битве при Мильвском мосту в 312 г., наконец, принесла мир Римской империи. В ознаменование этой незабываемой победы Сенат наградил императора триумфальной аркой. Ее построили в 315 г. н. э.

Большая арка с тремя проходами имеет ширину почти 26 м и высоту 21 м. Во время строительства повторно использовали многие части старых сооружений, что было в ​​то время обычным явлением.

Интересный факт! Украшения на центральной и нижней частях арки были созданы специально для нее. Фриз показывает, что армия Константина вела войска Максентиуса в Тибр. Сама отделка заметно более низкого качества, чем та, что была в эпоху Адриана и Траяна. Художественный уровень во времена Константина был значительно ниже, чем в прошлом, что символично для упадка Римской империи.

Император Константин

Константин считал, что его невероятная победа случилась благодаря помощи христианского Бога. В итоге во время его правления христианство стало официальной религией Римской империи. В 325 году н. э. столицей империи стал Константинополь.

Как добраться

Арка Константина расположена возле Колизея, по адресу Via di San Gregorio . Добраться до нее можно линией метро В (остановка Колизей). За вход платить не нужно.

Полон историко-культурных достопримечательностей. Каждый архитектурный шедевр рассказывает о важных событиях многовековой истории столицы Италии. Одно из уникальных творений зодчества расцвета расположено недалеко от величественного Колизея.

Арки в честь победителей

Доблестных полководцев, вернувшихся с победой после долгой войны, всегда встречали самым торжественным образом. Древний Рим не был исключением. Издавна в честь триумфаторов возводились специальные каменные сооружения, в которых увековечивался их подвиг. Мужественные воины гордо заезжали в город через построенные арки, где их торжественно встречали с почестями местные жители.

Однако Константина, о которой пойдет речь в статье, не была достроена на момент победоносного возвращения императора. Это единственное сооружение в Риме, возведенное после победы в гражданской войне, ведь чаще всего такие строения создавались в честь триумфа над внешним врагом.

Император Константин и его заслуги

Дерзкий и честолюбивый Константин с детства желал стать императором, и ради этой цели он шел на все, убирая неугодных и мешающих ему со своего пути. Отец юноши - известный полководец - перед своей смертью передает сыну свои полномочия, а римские воины заранее провозглашают Константина своим императором.

В то время в Риме правил жестокий деспот Максенций, которого ненавидели городские жители. Мечтавший о троне доблестный воин, избравший своей религией христианство, отправляет свою армию на врага через Альпы. Зная, что силы Максенция намного превышают его армию, Константин долго молится, ожидая какой-либо небесный знак.

Знак свыше

В летописях есть упоминание о чуде, поразившем армии противника и удивившем самого Константина. После его просьб о помощи в предстоящем сражении в небесах появляется крест из солнечных лучей, и якобы в облаках становится видимой надпись «Сим побеждай». Будущий император растерялся, не зная, что ему делать, а ночью к нему приходит Христос во сне, призывая идти войной на язычников и восстановить христианство во всей огромной империи.

30-летний Константин, окрыленный знамениями, выступает в бой и побеждает многочисленную армию тирана. В 312 году голова Максенция была привезена в Рим, чтобы все жители смотрели на поверженного деспота, а сам Константин садится на долгожданный императорский трон.

Перенос столицы

Лишь 2 года спустя появляется посвященная победе Триумфальная арка Константина. Рим заплатил за столь долгое ожидание императора тем, что столица была перенесена в город Византий ставший христианским религиозным центром, а сам правитель был причислен к лику святых. Даже упоминание всех ратных подвигов на огромной арке не остановило молодого императора, не оценившего столь запоздалое внимание.

Самая крупная арка

Триумфальная арка Константина, возведенная на собранные сенатом и народом деньги, - самая «молодая» постройка подобного рода. Монументальное сооружение состоит из 3 пролетов, в самый крупный - центральный - и должен был торжественно въезжать победитель на украшенной колеснице. Гигантские размеры и толщина мраморной арки делают ее одной из самых крупных в мире. С двух сторон мощное сооружение окружают колонны, стены украшены изысканными барельефами, изображающими сцены побед доблестного императора.

Заимствование из других памятников

Известно, что для оформления арки использовались перенесенные с других зданий декоративные статуи и медальоны. Барельефы, посвященные победе Константина, на самом деле были сняты с исторического памятника, возведенного в честь победы другого славного полководца, - Марка Аврелия. Двухметровые медальоны, расположенные между колоннами, описывали события, связанные с другим императором, только голова древнеримского правителя Адриана была заменена на изображение неустрашимого победителя.

Такое заимствование элементов из других памятников истории объясняется тем, что Триумфальная арка императора Константина в Риме возводилась в очень сжатые сроки. Хотя многие не согласны с такой версией, считая необычную «эклектику» простым недостатком денежных средств. Исследователи, тщательно изучившие документы тех эпох, сходятся во мнении, что огромному сооружению требовались элементы, которые придали бы ему особый статус, и поэтому оформление арки выполнялось столь необычным образом. Как бы то ни было, монумент удивительной красоты поражает мощью и великолепием всех ныне живущих.

Щедро украшенный шедевр

Триумфальная арка Константина в Риме, архитектура которой была скопирована с подобного сооружения, посвященного возведена таким образом, что всем кажется, будто она опирается исключительно на могучие колонны. На их щедро украшенных рельефах изображаются сцены пленения диких варваров римскими солдатами. Над центральным пролетом арки возвышается скульптурное изображение богини победы - Виктории. Эти декоративные украшения относятся к эпохе правления победителя язычников.

С боковых сторон Триумфальная арка императора Константина украшена медальонами, на которых божества Луны и Солнца мчат на колесницах. Внутренние и внешние поверхности памятника, посвященного главному триумфу императора, заполнены скульптурными произведениями.

Погружение в древнюю историю

Триумфальная арка Константина обнесена высокой оградой, чтобы туристы со всего земного шара не растащили на сувениры древний шедевр мировой культуры. Надо сказать, что желтый мрамор сильно страдает от погодных условий и выхлопных газов.

Тысячи приезжих ежедневно рассматривают удивительные картины, погружаясь в древнюю историю с продолжительными войнами и яркими, знаменательными победами. Внушительное сооружение позволяет прикоснуться каждому к вечности, забыть о суетности бренного мира.

Триумфальная арка Тита стоит к западу от амфитеатра Флавия (Колизея) на Священной улице (виа Сакра) в Риме. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся и впечатляющих строений Римского форума.


Триумф был ритуалом, который проводили только при определённых условиях по постановлению сената после блестящей победы римских войск. Триумф представлял собой процессию, которая проносила через город всю захваченную добычу; также он включал проведение специальных обрядов, приношение жертв верховному римскому божеству Юпитеру Оптимусу Максимусу Сотеру и, иногда, казнь захваченных вражеских лидеров. Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) в книге «История от основания города» писал, что триумфальные процессии проводились в Риме, начиная с античных времён. Триумф по поводу взятия Иерусалима проходил в 71 году. Он был в подробностях описан в книге Иосифа Флавия «Иудейская война». После триумфа все трофеи были помещены в храм Мира, стоявший на форуме Веспасиана. Подробнее про арки и процессии читайте .

Арка Тита в самом центре Рима считается памятником военной мощи Римской империи и её победе над иудеями и их богом. Она была построена около 82 года в начале правления императора Домициана вскоре после кончины его старшего брата Тита. Вероятно, новый правитель хотел связать своё имя с великой победой, хотя во время войны он был ещё слишком юн, чтобы принимать в ней участие. Кроме того, обожествляя своего отца и брата, он легитимизировал свою власть, поскольку его отец захватил власть в империи в 69 году.

Восточный фасад арки Тита

Арка в высоту насчитывает 15,5 метра , в ширину – 13,5 метра и в глубину – 4,75 метра. Она сделана из пентелийского мрамора, а часть с надписью – из каррарского мрамора.

По всей видимости, все триумфальные и другие процессии после 82 года проходили через арку Тита.

В Средневековье эта триумфальная арка была выкуплена семьёй Франджипани и стала частью созданных ей по всему Риму укреплений (например, ).

В 2015 году был обнаружен фундамент второй триумфальной арки императора Тита, которая стояла у входа в Большой цирк.

Нижняя часть западного фасада арки

Что изображено на арке Тита

Главный сюжет арки это триумфальная процессия Флавия , которая изображена на фризе по всему внешнему периметру над проходом. Здесь можно различить фигуры жертвенных животных, солдат, пленников и даже, как утверждают некоторые исследователи, статую речного бога.

Триумфальная процессия Флавия (сохранилась только на восточном фасаде)

На углах триумфальной арки сделаны полуколонны , при этом оригинальные имеют каннелюры, а копии XIX века – нет. Капители этих колонн являются самыми ранними образцами смешанного стиля. В пазухе сводов справа и слева от прохода сделаны горельефы с Победами в виде крылатых женщин, стоящих на шарах и держащих разные предметы (флаг, трофей, лавровый венок и пальмовую ветвь). Между пазухами находятся замковые камни : на восточном вырезана фигура женщины, на западном – мужчины (возможно, Рома и Гений – покровитель римлян).

Капитель смешанного стиля

Пазухи свода на восточной стороне арки. Замковый камень с женской фигурой

Пазухи сводов на западной стороне. Замковый камень с мужской фигурой

В проходе арки на мраморных панелях размером 2,04 х 3,85 метра некоторые детали процессии изображены в увеличенном виде. На южной стороне видны солдаты, несущие добычу, захваченную в Иерусалимском храме. Её легко отличить по большой меноре (подсвечнику для семи свечей), на которой скульптор сделал особый акцент. Кроме того, в рельефе можно различить серебряные трубы (шофары), в которые трубят на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), и золотой стол хлебов предложения (в углу). У солдат, несущих добычу, на головах вырезаны лавровые венки, а у тех, которые несут менору – ещё и по подушечке на плечах. На двух табличках, поднятых на палках, когда-то были записаны названия захваченных городов. Все фигуры движутся направо – туда, где скульптор поместил арку с квадригой на вершине. Первоначально фон этого рельефа был голубой, а военная добыча была покрыта золотом. Для римлян первого века этот сюжет, вероятно, означал победу над иудейским богом и захват его в плен.

Рельеф в проходе арки с южной стороны

Зарисовка триумфальной процессии

В проходе арки на северной стороне изображён сам Тит в колеснице, которого коронует лавровым венком крылатая Виктория. Его квадригой управляет богиня в шлеме, символизирующий отвагу (возможно, Рома). Вокруг видны различные боги-покровители, перед колесницей – ликторы (телохранители) с пучками прутьев, за императором – молодой человек, символизирующий народ Рима, а также пожилой человек в тоге, символизирующий сенат. На этом барельефе одном из первых в истории Рима боги и люди были изображены вместе (на алтаре Мира, например, они разделены).

Рельеф в проходе арки на северной стороне

Скульптурные панели на северном и южном фасадах были уничтожены, когда арка императора Тита была продана Франджипани.

Апофеоз (превращение в бога) Тита представлен на софите (высшей точке потолка арки) – здесь он изображён летящим на орле (символе Юпитера) в небеса. Остальной свод кессонный.

На вершине арки первоначально стояли скульптуры – вероятно, позолоченная колесница.

Апофеоз Тита

Кессонный свод и апофеоз Тита в центре

Надписи

Надписи на арке, посвящённые непобедимому Титу и божественному Флавию, сделаны римским капитальным шрифтом огромного размера с тем, чтобы грамотный человек мог их прочитать с большого расстояния. Неграмотные люди могли угадать смысл надписей по изображениям, среди которых наиболее очевидным для всех современников была фигура Тита, уносимого в небо ором.

С восточной стороны на арке Тита написано:
SENATVS
POPVLVSQVE·ROMANVS
DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)
VESPASIANO·AVGVSTO
(Римский сенат и народ [посвятили] божественному Титу Веспасиану Августу сыну божественного Веспасиана).

Буквы этой надписи первоначально были сделаны из какого-то металла, возможно, золота, серебра или позолоченной бронзы.

Надпись на восточном фасаде

Противоположный (западный) фасад арки был отреставрирован при папе Пие VII (1800 – 1823). Восстановленные части были сделаны из травертина, чтобы их можно было отличить от настоящих. Надпись также была переделена в 1821 году Джузеппе Валадьером:
INSIGNE · RELIGIONIS · ATQVE · ARTIS · MONVMENTVM
VETVSTATE · FATISCENS
PIVS · SEPTIMVS · PONTIFEX · MAX(IMVS)
NOVIS · OPERIBVS · PRISCVM · EXEMPLAR · IMITANTIBVS
FVLCIRI · SERVARIQVE · IVSSIT
ANNO · SACRI · PRINCIPATVS · EIVS · XXIIII
(Эмблематичный религиозный и культурный памятник обветшал со временем. Пий седьмой, верховный понтифик, обновлением модели приказал его отремонтировать и сохранить. В 24 год святого правления).

Надпись на западном фасаде

Во время реставрации XIX века вся арка была разобрана и собрана вновь. Поэтому сейчас она видна полностью, тогда как настоящая дорога, по которой проходили триумфальные процессии, находится на метр ниже.

Триумфальные арки возводились в Риме (Италия) еще во времена республики. Это были своеобразные, богато украшенные и декорированные ворота, проходя через которое особо отличившиеся полководцы получали “триумф”. Ставились триумфальные арки не только в Риме, а и по всей империи.

Арка императора Тита Флавия была построена в честь победы римского оружия в Иерусалимской войне, которая произошла в 1 веке нашей эры. Установлена арка была на месте входа снесенного Флавиями Нерона.

Император Тит был старшим сыном первого из Флавиев — Веспасиана. Он стал соправителем империи в 71 году, а с 79 года, после смерти отца стал единолично править огромной империей.

Арка Тита является одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме . Она была монументальным постаментом для бронзового памятника императору, который был увенчал богиней победы Викторией.

Архитектура Арки

Внешне Арка Тита имеет строгие формы и может некоторым показаться достаточно скромной, однако эта скромность и торжество ее архитектурных пропорций и делает арку Тита предметом восхищений и подражания для подобного рода строений.

Фасад арки практически не украшен скульптурами за исключением двух Викторий и скульптурой Фортуны. Проход арки украшен рельефами на которых изображено триумфальное шествие Тита в Риме; Тит изображен, стоящим на квадриге, рядом со своими легионерами. В город Тита ведет сама богиня Рома, а впереди шествия несут захваченные в войне трофеи, в том числе и золотой семисвечник из храма Соломона.

Интересно сравнить изображение легионеров на Арке Тита и более ранних арках. Если раньше легионеры играли роль своеобразных статистов, то в рельефах арки Тита они выглядят уже полноправными участниками действия. Этот факт подчеркивает возросшую роль римских легионеров в политической жизни Рима. Собственно Флавии были первыми императорами в Риме, которые пришли к власти благодаря римским легионам.

Следует обратить внимание на надпись на арке. На фасаде арки Тита следующая надпись – “Римский народ и сенат Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана”.

Отправимся в Великий город на холмах Рим. Здесь на центральной площади Римском форуме протекала главная его жизнь. Именно на форум стекались все главные дороги города, здесь же возводилось множество величественных зданий и изваяний из мрамора и бронзы. Одним из главных украшений города стала расположенная на этом Римском форуме триумфальная арка Тита.

Описание арки Тита

Для воспевания в камне великих побед своих героев римляне придумали строительство триумфальных арок. Эта постройка возвеличивает въезд победителя в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Ярким примером сооружений этого типа стала стройная и торжественная арка Тита в Риме. Это, действительно, общепризнанный образец римской архитектуры.

Героем для постройки арки стал император Тит. В ходе Иудейской войны 66-70 годов ему удалось захватить Иерусалим. Правда, строительство было завершено после смерти императора в 81 году при Домициане. Арку Тита в Древнем Риме расположили на Священной дороге, соединяющей холмы Палантин и Капитолий. Находясь на возвышенности, ее белый облик отлично сочетается с цветом неба. Интересно подобраны и просмотры через арку - с одной стороны виден Колизей , с другой стороны открывается вид на Римский форум.

Арка Тита и Колизей

В средние века часть триумфальной арки императора Тита в Риме подвергается разрушению. Реставрацию монумента по инициативе папы Пия VII провели в 1821 году. Новая часть арки была достроена уже не из мрамора, а из травертина. Также реставрация дополнила арку еще одной надписью, подтверждающей проведение работ Пием VII .

Разрушенная арка (Каналетто, 1744 г.)

Материалом для арки послужил белый мрамор. Общая высота сооружения - 15 метров, ширина - 13,5 метров. Глубина в почти 5 метров усиливает эффект большего объема памятника.

Император Тит на квадриге

Отдельного внимания заслуживает украшение арки Тита в Риме. На фасаде изображены четыре мраморных Виктории. Пролет заполнен барельефами, изображающими великий подвиг императора. Здесь есть и римские легионеры, и Иерусалимский храм, и лично сам Тит. А над пролетом до сих пор находится надпись, повествующая об этой войне. В былые времена арку украшала бронзовая статуя императора и Виктории на квадриге - римской колеснице, запряженной четверкой лошадей.