Вилла-дель-Казале - вступление. Сицилийское сокровище вилла дель-казале Когда лучше посещать Виллу дель Казале

Первое, что я проверяю, планируя новый маршрут, есть ли поблизости объекты ЮНЕСКО. И их я стараюсь не пропускать. Но в этом случае мне казалось, что можно и не заезжать: у нас римских вилл и своих хватает. И мозаика кое-где сохранилась, одна другой красивее. А уж какие полы я видела в Иордании! Что такого, нового, я там увижу?

С другой стороны, все известные мне виллы были построены в сногсшибательно красивых местах. Добавьте к этому желание пополнить коллекцию мест, отмеченных ЮНЕСКО.
Короче, Пьяца Америна все-таки попала на нашу карту.

Да мы специально поехали из Катании в Палермо по бисектрисе, Сицилия треугольник, как вы помните, чтобы заехать сюда и в Энну.
Но тут, редкий случай, нам не повезло с погодой. Мы выехали из Катании под аккомпанемент дождя. Проскочив нужный поворот, мы заехали в Энну и получили море удовольствия, несмотря на погоду. Энна – город над пропастью

Назад решили не возвращаться, и природа одобрила наш выбор, расцветив небо радугой
и красиво осветив Палермо. Многоликий Палермо
Но там, в Палермо, мы купили красочный путеводитель, в котором и увидели, что упустили.
И я сказала себе, что на обратном пути мы заедем в Пьяцца - Америна, чтобы посмотреть на виллу Романо дель Казале.

Итак, что же мы поехали смотреть? Нет, это не вилла, это дворец! Огромный внутренний двор, окруженный колоннадой, вокруг которого расположены комнаты членов семьи, кабинет, базилика, триклиний, портик, гимнастический зал. Отдельно термы, арка, овальный перистиль (тоже дворик с колоннадой). Помещения для слуг и прочее, всего 3500 тыс квадратных метров. И это еще не все раскопали!

Впрочем, дело тут вовсе не в количестве. Возможно, в музее «Доброго самаритянина» под Иерусалимом мозаик не меньше. Дело в изображениях. Карта в Мадабе интересна, прежде всего, своим содержанием.

Вот и эти мозаики интересны своей сохранностью и содержанием. Для начала, очень красивы «божественные» истории, вроде подвигов Геракла и истории Амура и Психеи.
Не забыта и Одиссея Гомера. Иллюстрации присутствуют. Но гораздо интереснее жанровые сцены с реальными историческими личностями.

А кому собственно принадлежало это чудо?
Это мы знаем. Или нет?

Дело в том, что мы знаем, как они выглядят. Изображения хозяина, его жены, детей и даже слуг смотрят на нас с чудесно сохранившихся мозаик. Но мы не знаем имен.

Конечно, историки не оставили этот вопрос без внимания. Многие римские патриции строили себе «дачи» на Сицилии. Но, так как здесь есть административные помещения, да и хозяин дома в пурпурном плаще, кто там был губернатором острова в III - IV веке нашей эры? При Константине Аркадий Валерий Популоний. Но тогда это не личный дворец, что же он заказал свои изображения?

Есть и другие кандидаты. Но самый интересный среди них сам тетрарх Максимиан. Римский император, соправитель Диоклетиана, не абы кто. Тогда становятся понятными порфир в вестибюле и найденный археологами трон. Но те же археологи утверждают, что на вилле жили полтора века. Кто же унаследовал дачку?

Сына Тетрарха, Максенция убил равноапостольный Константин. А заодно и его сыновей, своих племянников. Жену свою, сестру Максенция, Фавсту, тоже. Но Фауста успела родить в браке дочь и трех сыновей. Два сына не оставили потомства, но пара правнучек, вполне могли продолжить род.

Во всяком случае, во дворце жили полтора века, пока вестготы не захватили Рим, и не добрались до Сицилии.
Палаты разрушили, а дворовые постройки остались. И вокруг них образовалась деревенька Платия (палатиум – дворец). Но в XII веке оползень накрыл и деревню, и остатки виллы, сохранив тем самым шикарные мозаики до наших дней.
В начале XVIII века крестьяне нашли развалины в лесу, начали копать: искали (и находили) клады.
В кафедральном соборе Пьяцца-Америна есть колонна, купленная у местного жителя, Сабатино дель Мути. И, говорят, он нашел там не только колонну.
На такие находки клюнули археологи и начали копать понемногу. Но только через сотню лет взялись за дело всерьез. Раскопки продолжаются и сейчас. И возможно, вы, когда поедете, увидите больше меня.

А что увидела я?
Сначала остатки акведука и водопровод. Учитывая возраст, в очень неплохом состоянии.
Сразу за ним – бани. Термы сохранились лучше. Видно даже устройство пола с подогревом. После которого, зашли в круглый фригидарий (комната для охлаждения после бани, вещь необходимая)

Фантастический сюжет и сильное исполнение заставили бы меня застрять надолго, но муж мой терпением не запасся, так что перешли дальше, в палестру. Палестра – это спортзал, и сюжет мозаики вполне спортивный – гонки на колесницах, но рассмотреть их довольно трудно, зал длинный.

И вот мы уже в вестибюле. На полу довольно удачные портреты слуг и рабов, а вот хозяева в центре не сохранились, увы.

И вот он, центр дома. Большой двор (перистиль), с фонтаном, окруженный галереями И везде мозаика, как новая. Ни выбоинки, ни трещинки.

А вот коридорчик хозяйки дома. Да и сама она в центре. С чадами и домочадцами.

Не надоело?
Тогда отправляемся в личные апартаменты. Продолжение рассказа под фотографиями...

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

Эта вилла входит в число главных достопримечательностей всей и один из самых больших древнеримских домов такого рода, переживших период античности. Мозаики виллы с изображением сценок из обычной жизни отличаются не только высоким художественным мастерством, но и имеют огромную социологическую ценность.

Расположенный на высоте 700 м над уровнем моря, в 35 км от и чуть ближе к , город Piazza Armerina обладает определенным шармом. Основанный в эпоху арабов, старый город Пьяццы Армерины сохранил несколько красивых церквей, в том числе кафедральный собор в стиле барокко, а также хорошо сохранившаяся крепость (Замок Спинелли).

Ежегодно на протяжении 4 дней около 12 августа в городе Пьяцца Армерина проводится большое празднование - Norman Palio : город отмечает свой особый статус в 11 веке, когда он стал центром норманнов, завоевавших в то время Сицилию. В результате Пьяцца Армерина управлялась советом местных giurati (члены городского управления).

Праздник Norman Palio в городе Пьяцца Армерина, Сицилия

Добраться в Пьяццу Армерину:

В город Пьяцца Армерина ходят регулярные автобусы из соседних сицилийских городов: , и Pergusa.

Автобусы до Римской виллы:

Из Пьяццы Армерины до знаменитой римской виллы (она расположена в 5 км от города) есть 5 автобусов в день - B-Bus.

  • Отправление: Piazza Senatore Mareschali
  • Маршрт: Piazza Mareschalchi - Piazza Falcone Borsellino - Piazza Garibaldi - Piazza Cattedrale - Hotel Villa Romana - Piazza Regione Siciliana - Villa Romana del Casale
  • В пути: 15 минут
  • Отправление из Пьяццы Армерины: 9:00, 10:00, 11:00 и 16:00, 17:00, 18:00.
  • Отправление обратно, с виллы: 9:30, 10:30, 11:30 и 16:30, 17:30, 18:30.

Можно также воспользоваться такси (на площади Piazza Generale Cascino).

На машине: можно припарковаться на остановке с большими туристическими автобусами, чтобы не платить за парковку возле самой виллы.

Достопримечательности Пьяццы Армерины:

Город Пьяцца Армерина расположен на холмах и был построен в виде двух частей: сначала сарацинами в 10 веке, а затем город разросся на юго-восток в 14, а затем еще больше в 17 вв.

Среди достопримечательностей города Пьяцца Армерина - множество красивых зданий, в том числе кафедральный собор Дуомо 18-го века, который возвышается над всем городом, элегантное здание мжрии и старинные величественные дворцы аристократии, как например . Любителям погулять по старинным узким улочкам стоит обратить внимание на район застройки 13-го века вокруг улицы Via Monte , возле Дуомо.

Средневековая история города оказалась запечатлена в зданиях, преимущественно романского и готического стилей.


Кафедральный собор (Дуомо)

Величественный собор, датируемый 17 и 18 вв, был построен на фундаменте предыдущего храма 15-го го века, от которого сохранилась колокольня. От той же церкви остались каталано-готические окна с левой стороны. Купол собора был выполнен в 1768 году. Фасад здания дополнен выдающимся порталом со спиральными колоннами работы Леонардо де Люка.

Интерьер церкви сделан с одним нефом. Здесь можно полюбоваться изображением «Мадонна делла Виттория» (Мадонна Победы). Эта византийская мозаика, как полагают, была подарком папы римского Роджера I Сицилийского.

Кафедральный собор города Пьяцца Армерина интересен необычным двухсторонним распятием работы неизвестного автора. В Епархиальном музеи хранятся ценные реликвии, серебряные сосуды и предметы для церковных служб.

Среди других достопримечательностей города Пьяцца Армерина:

Римская вилла - Villa Romana del Casale

Уникальные древнеримские мозаики в Villa Romana del Casale включенны в список . Вилла была разрушена примерно в 12 веке и обнаружена вновь археологами в 1929 году. Теперь примерно 50 комнат бывшей роскошной виллы раскопан и открыты для публики. Предположительно вилла была построена в период между 330 и 360 гг, хотя до сих пор остается загадкой, кто же построил это великолепное здание с более чем 3 500 кв. метров мозаичных полов.

Мозаики виллы с изображением сценок из обычной жизни отличаются не только высоким художественным мастерством, но и имеют огромную социологическую ценность. Одна из самых знаменитых сценок - изображение девушки в купальном костюме, образ, который вполне подошел бы и для 20 века.


Практическая информация:

Время на осмотр: от 1 до 2,5 часов

Билет:

  • Стандартный тариф € 10.00
  • Комбинированный билет € 14.00 - дает право также в последующие 3 дня посетить археологическую зону Morgantina и музей - Museo di Aidone.
  • Первое воскресенье каждого месяца - бесплатный вход.

Время работы:

  • с последнего воскресенья в марте до плоследнего воскресенья в октябре: 9 - 19 (кассы до 18 часов). В остальное время - до 17 часов (кассы до 16).
  • Ночное время: с пт по вск в июле и августе: билетные кассы открыты до 23:00, ворота закрываются в 23:30.

В окрестностях Пьяццы-Армерины:

Morgantina

  • 19 км, 26 минут на машине

Зона археологических раскопок Morgantina расположена примерно в 15 км на восток от Piazza Armerina. Старинный городок Siculi был окружен 10-километровой стеной и постепенно он слился с примыкавшим к нему древнегреческим поселением. В 5 веке он был разрушен принцем Дукеиусом и перестроен по инициативе сиракузцев, превратившись в важный укрепленный городок Сицилии. И хотя местные археологические раскопки не привлекают многих туристов, они довольно интересны.

Центральная палощадь и главная достопримечательность Моргантины - это Агора и окружающие здания. Квадратная площадь с рынком в центр была окружена с трех сторон холлами, обрамленными колоннами и картинами, которые скорее всего использовались для мероприятий. По лестнице с южной стороны можно достичь низа Агоры, который, скорее всего, был центром общественной жизни. В дополнении к храмам и публичным зданиям, на склоне с западной стороны примостился маленький театр, с сидений которого открывается вид на .


Зона археологических раскопок Morgantina. Центральная площадь Agora. 11 км от Пьяццы-Армерины

  • 30 км, 36 минут на машине

Городок по праву считается керамической столицей Сицилии. Он живописно расположен на трех холмаз на юго-западе провинции . Средневековый город был разрушен землетрясением в 1693 году. Город был вновь отстроен в популярном тогда стиле барокко. В Кальтажироне до сих пор сохранилось свыше 80 керамических мастерских, причем некоторые из них можно посетить. Знаменитую местную керамику можно купить в бесчисленных сувенирных лавках города.

Среди достопримечательностей стоит выделить великолепный кафедральный собор 18-го века и Palazzo Capitaniale Corte (16 век), расположенные на Piazza Umberto I. Но главной достопримечательностью является знаменитая лестница - Scala, ведущая от Piazza del Municipio к Верхнему горолу. Лестница была спроектирована в 1608 году Джузеппе Джиакалоне. 142 керамеческие ступени украшены в стиле модерн. Они ведут к церкви Санта Мария дель Монте, откуда открывается потрясающий панорамный вид на весь город. Церковь также была перестроена после землетрясения 1693 года. Внутри нее можно полюбоваться картиной Madonna di Conadomini (13 век). По случаю особых мероприятий лестницу Скала украшают цветами, создавая красивые орнаменты, видные издалека.


Лестница Scala в городке Caltagirone, Сицилия - 21 км от Пьяццы-Армерины

и озеро Пергуза

  • 28 км, 30 минут на машине

Географический центр острова и один из самых высоких городов (931 м над уровнем моря), благодаря чему отсюда открываются потрясающие панорамные виды на окрестности. За это Энна получила прозвище «бельведера» Сицилии. Среди главных достопримечательностей Энны - впечатляющий кафедральный собор и большой Ломбардский замок.

Энна овеяна мифами и легендами благодаря древнему культу Деметры, античной богини зерна и земли. Говорят, что именно у озера Пергуза , возле Энны, Персефона, дочь Деметры, была уведена Аидом, чтобы стать Королевой Подземного мира. Хотя до нынешнего времени в Энне не сохранилось значимых руин, здесь до сих пор чувствуется атмосфера мифов и традиции, особенно если вы посещаете город весной или в период традиционных фестивалей.

Особенно интересно здесь весной, на Пасху, когда можно максимально прочувствовать мистическую сторону города: здесь организуется большая процессия из людей в плащах с капюшонами, направляюшихся в Дуомо.

Энна (Enna), Сицилия - 22 км от Пьяццы-Армерины

Calascibetta

  • 40 км, 42 мин. на машине

Этот живописный горный городок виден со стен Энны. Каласцибетта расположена сего в 7 км на север от Энны. Когда то здесь жили сикулы, но в 841 году город был осажден арабами и после поражения использовался как база для захвата Энны. Арабы дали новое название города - Kala Scibet. Норманнский король Роджер I также осаждал Энну отсюда. От этого периода сохранилась колокольня нынешней цекрви Сан Пьетро, бывшая частью норманнского замка. В сокровищнице цекрви Matrice 14-го века хранится Библия в виде готического манускрипта.. Gela был основан в 689 году до н.э. выходцами с островов Родос и Крит (часть из прибывших на остров в 580 году до н.э. основала город Акрагас, нынешний ). Облик города сильно поменялся с тех пор, особенно после того, как здесь были обнаружены нефтяные залежи. Теперь Джела - это нефтеперерабатывающие заводы и современные постройки. От славного прошлого города сохранилось немного. В Археологическом музее города собраны находки от греко-римского периода.


Город Джела (Gela), Сицилия - 36 км от Пьяццы-Армерины

  • 46 км, 55 мин. на машине Caltanissetta включает созвучное арабскому kal, что означает, что город был защищен замком. Значительно расширенная в период норманнского правления, эта крепость (замок Пьетраросса) все еще виден на краю города в виде нескольких башен и стен. Среди других достопримечательностей города - величественный кафедральный собор (16 - 17 вв) Санта Мария ла Нова, Palazzo Moncada (1635), церковь Св. Агаты (1600-1610), церковь Сан Себастьяно (16 в), церковь Сан Доменико (16 в), Епископский дворец (Palazzo Vescovile, 1614 г), Церковь Санта Кроче (17 в) и аббатство Санто Спирто 12-го века. Caltanissetta, Сицилия - 30 км от Пьяццы-Армерины

    С этого момента и пока автор не устанет, мы будем изучать Виллу-дель-Казале - древнеримскую виллу с прекрасно сохранившимися мозаиками III-IV века новой эры, расположенную неподалеку от города Пьяцца Армерина. Вилла эта находится под охраной ЮНЕСКО - это, так сказать, официальная ей похвала. Ну а мою личную похвалу я бы сформулировал так: мне здесь было гораздо интереснее, чем в Помпеях, а это говорит о многом!

    Хотя первые мои впечатления о вилле были прямо противоположными. Приезжал я сюда в составе организованной экскурсии в самую первую мою высадку в Джардини-Наксосе. Завезли нас сюда во второй половине дня, в самое пекло. Дело в том, что вилла была тогда накрыта стеклянным колпаком, который хоть и предохранял от разрушений мозаики, но был явно построен мизантропом: воздух под колпаком накалялся донельзя. Кроме того, в целях экономии тур.агентство не наняло местного гида, а сопровождавший гид, как водится (опять экономия), не имела лицензии и поэтому не имела права ничего рассказывать на территории виллы. В автобусе нам вкратце было рассказано о мозаиках с упором, в основном, на "девушек в бикини", после чего был дан час свободного времени. Без рассказа гида, без путеводителя, без пояснительных стендов (их тогда не было), да еще и в адской духоте - в общем, мои впечатления были резко отрицательные. После этого я несколько лет воздерживался от поездок сюда, к тому же было изустно известно, что вилла закрыта на реставрацию.

    И вот пришло время, когда мое любопытство победило мою леность, в сети были найдены поразившие воображение фотографии мозаик, да и был найден простой путь из Палермо в Пьяцца Армерину. Так что в июне сего 2013 года я сюда поехал. И не раскаялся. О чем и будет поведано в дальнейшем.

    В таких условиях до виллы можно добраться даже хворому и немощному, а не то что восторженному любителю Сицилии.

    Вопрос второй - а что собственно мы едем смотреть
    Вилла-дель-Казале - это вилла, принадлежавшая неведомому римскому аристократу, этакий мини-город. Здесь есть парадный зал-базилика и личные покои владельца, его супруги и детей; тут можно увидеть термы и комнаты для гостей; все эти помещения сгруппированы вокруг перистиля - большого двора с колоннадой. И практически во всех помещениях сохранилась мозаика! Я вам в своем журнале показывал, в основном, византийскую мозаику в церквах. А тут можно увидеть наконец мозаику на светские темы: сцены охоты, рыбной ловли, массажа, торжественной выхода хозяев и приема гостей, есть даже, пардон, весьма фривольные темы . Как смело утверждал путеводитель, Вилла-дель-Казале - наиболее хорошо сохранившаяся и одновременно самая роскошная из известных нам римских вилл.

    Кто был владельцем этого рая? Споры продолжаются до сих пор. Такой во парадокс: мы точно знаем, как выглядели хозяин, его жена, их дети и даже их любимые рабы (их портреты сохранились), а вот имен - увы, с именами туго. В числе кандидатов на это почетное звание числятся Аркадий Валерий Популоний, губернатор Сицилии при Константине Великом; Гаэтоний Руфий Альбин - потомок по женской линии семьи Постумиев, абсолютно точно известных землевладельцев II века.

    Самым известным из кандидатов на роль хозяина является Максимиан, римский император и соправитель знаменитого Диоклетиана в 285-305 годах. Есть много интересных деталей, подтверждающих имперскую версию. Владелец виллы изображен в пурпуре, в парадных помещениях на полу присутствуют порфировые же круги, в апсиде базилики стоял трон, а вид римского Большого цирка, изображенный в одной из комнат, в точности соответствует тому виду, который открывался на это ристалище из императорской ложи. Если версия с Максимианом верна, то тогда идентифицируется и его сын - злосчастный Максенций, совсем нечестно побежденный Константином (все помнят про "Сим победиши"?) на Мильвийском мосту. Дочка хозяина в этом случае оказывается еще одной трагической фигурой из эпохи Константина, а именно его второй женой Фавстой, которую наш равноапостольный святой убил в бане. Когда мы с вами дойдем до портретов хозяйской семьи, я напомню позабывшим об этих людях. Удивительные люди, удивительные судьбы!

    Вилла спокойно пережила падение Рима, господство вандалов и остготов, реставрацию византийского господства, арабское владычество и даже норманнское освобождение. А вот в царствование Вильгельма Злого феодальный владелец Пьяцца Армерины участвовал в заговорах против короля, после неудачи бежал с сообщниками в свои владения и был здесь разгромлен. Победоносный король сравнял с землей город с окрестными селениями. Люди через десяток лет стали сюда потихоньку возвращаться, но этого десятка лет хватило, чтобы территория виллы заросла и превратилась в настоящие дебри. О вилле забыли почти на шесть веков.

    В XVII веке местные крестьяне случайно наткнулись в лесу на старинные стены. Начались спонтанные раскопки. В 1812 году некий Сабатино дель Мути нашел в развалинах клад из золотых и серебряных монет, а также целую мраморную колонну (предприимчивый следопыт запродал колонну в местный кафедральный собор; Пьяцца Армерина аккурат к этому времени, в 1817 году, обзавелась собственным епископом). После этого подпольные раскопки усилились, но сюда стали наведываться и профессиональные археологи. Благодаря последним виллу удалось спасти от расхищения местными копателями, и год за годом изумленным взорам археологов представлялось все больше помещений виллы. Наконец в 1955 году сюда пришла хорошо организованная экспедиция под руководством Джино Джентили и Витторио Венециано. Именно им принадлежит честь открытия виллы для всего мира.

    С тех пор виллу пытались погубить и стихия (в 1991 году случился оползень), и современные вандалы (в 1995 году они "умудрились" залить краской самые известные мозаики виллы). Но все же силы добра победили! Более того, с момента моего первого визита сюда комплекс был реконструирован: теперь вилла накрыта не стеклянным потолком, а деревянным (теперь здесь вполне комфортная атмосфера); везде поставлены пояснительные стенды на английском и итальянском (в принципе гид стал не нужен: все понятно из табличек). Над стенами виллы на металлических опорах устроены деревянные пешеходные дорожки, с которых можно очень хорошо рассмотреть большинство мозаик. Так что дорогой билет (10 евро) полностью себя оправдывает: теперь можно с большим удобством увидеть все самое интересное, параллельно черпая неизреченную мудрость из информации на стендах. В первый свой визит мне хватило минут 40, потому что было жарко и непонятно. В это же раз я провел здесь 3 часа и под конец уже был вынужден себя торопить, чтобы не опоздать на автобус.

    Так что кто желает - милости просим в последующие очерки. Ну а кто очень желает - приезжайте и смотрите на месте; здесь действительно все очень качественно и удобно устроено.

    Удивительная находка, сделанная на Сицилии несколько десятилетий назад, стала настощей сенсацией во всем мире. Недалеко от небольшого, но очень живописного городка Пьяцца Армерина во время раскопок археологи нашли огромную римскую виллу.

    Итак, цель нашего путешествия сегодня роскошная вилла Дель-Казале . Точный возраст виллы ученые не могут назвать, предположительно это начало IV века нашей эры.

    Мозаики, украшающие почти каждую комнату виллы Дель-Казале сохранились великолепно.

    Такая находка просто бесценна. Существуют предположения, что вилла могла сужить летней резиденцией какого-нибудь римского консула. Но она столь роскошна, что могла принадлежать и члену императорской семьи.

    Мозаики виллы Дель-Казале представляют собой одну и самых богатых коллекций искусства Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

    Римская вилла не могла обойтись знаменитых римских терм. У них был даже свой настоящий водопровод.

    Неплохо сохранился фригидариум (холодная часть терм).

    И конечно он тоже был украшен мозаикой.

    Мозаики виллы Дель-Казале интересны тем, что это не просто орнаменты, на большинстве из них изображены настоящие сюжеты. Одна из самых знаменитых и самых красивых мозаик виллы «Девушки в бикини». Удивительно, девушки в бикини уже в IV веке. А ведь бикини появились гораздо позднее.

    А вот купидоны рыбачат.

    Сцены охоты. А как же без нее? Благодаря этим мозаикам существовало предположение, что вилла Дель-Казале могла служить охотничьей резиденцией очень богатого римлянина.



    Скачки на колесницах – традиционное и очень любимое древнее развлечение.

    Есть и сюжеты из древнегреческой мифологии. Сатир

    На следующее утро мы покинули цветущее восточное побережье Сицилии и отправились вглубь острова. Над Этной поднималась струйка белого дыма, но все выглядело мирно и жизнерадостно.

    Часа через полтора мы проехали городок Пьяцца-Армерина, в 6 км от которого находится Вилла Романа дель Казале, в которую мы и направлялись.

    Вилли Казале знаменита своими великолепными мозаиками и включена в список ЮНЕСКО. Время ее постройки – 3-4 век н.э. Впоследствии она была погребена под селевым потоком и в таком «законсервированном» состоянии пребывала много веков, пока на нее случайно не наткнулись местные крестьяне, обрабатывавшие землю. Находка оказалось огромной – раскопки продолжались до середины 20-го века. Откопали, расчистили многочисленные ее помещения: бассейны, комнаты, залы, базилику. Самое ценное обнаружилось на полах – роскошная мозаика, покрывающее все пространство виллы – 3500 м2.

    Над раскопанным пространством возвели крышу, над мозаиками проложили мостки.

    Кто был в Стамбуле в Музее мозаики (который, по сути, является фрагментом раскопанного императорского дворца в Константинополе), тот примерно представляет это зрелище. С той разницей, что в вилле Казале мозаика гораздо лучше сохранилась и площадь мозаик чуть не вдвое больше.

    Перед виллой дель Казале

    Виллу назвали императорской – ну, кто еще мог себе позволить такую роскошь! Другая версия – вилла принадлежала богатому торговцу, занимавшемуся поставкой диких зверей для гладиаторских боев. В пользу этой версии говорят изображения животных, которых отлавливают и тащат на корабль.

    Ведут на корабль слона

    Загружают птицу

    Впрочем, сюжеты рисунков так многообразны и многочисленны, что по ним вполне можно изучать нравы и обычаи той эпохи, манеру одеваться и развлекаться. Как говорится, документ эпохи.

    Битвы воинов, охота, эротические сцены, драки, ловля рыбы, детишки, животные, просто орнамент. Отдельную комнату занимают изображения девушек в бикини, занимающихся спортом.

    Долговязые спортсменки в бикини

    На вилле мы провели около двух часов, а потом отправились на юг.

    Пейзаж менялся на глазах. Из цветущей долины мы попали в безрадостное пустынное пространство: серо-желтые холмы, безлюдье, изредка – какие-то промышленные установки. Время от времени встречались доты, оставшиеся от войны, — Муссолини готовился к высадке американцев. Да только мирные итальянцы не захотели воевать, сдали их без боя. Может, оно и правильно.

    Доты на южном побережье Сицилии

    Наконец мы добрались до южного берега Сицилии. Около города Гемма остановились на обед и купание. Умные люди удовольствовались снек-баром и отправились купаться. Большинство же, и мы в том числе, зашли в ресторан, где пришлось долго-долго ждать заказанные блюда.

    Официанты, как настоящие итальянцы (и даже сицилийцы) много суетились, кричали и бегали, но толку было чуть. А одна девушка не бегала и не кричала, делала всё очень плавно и медленно, чем сильно выделялась среди прочей обслуги. Было высказано предположение, что это дочь хозяина. Или фаворитка. Так ли, нет, неизвестно, но выглядело забавно.

    После обеда купались на песчаном пляже. Почему-то здесь, в самой южной точке нашего маршрута, море было самым прохладным, около 20 градусов.

    Долина Храмов в Агридженто

    Вторым пунктом экскурсионной программы на этот день был город Агридженто, древний Акрагант. Современный город получил свое название при Муссолини в 1926 году, когда дуче в поисках национальной идеи переименовывал некоторые города в честь древних.

    Собственно, интересовал нас не Агридженто, а расположенный рядом с ним объект ЮНЕСКО – Долина Храмов.

    Словосочетание «Долина Храмов» в моем сознании вызывало картину широкой лесистой долины, окруженной горами, с многочисленными храмами в центре.

    Оказалось, Долина Храмов – это скалистый продолговатый кряж с остатками крепостных стен по краю. С одной стороны от кряжа тянется низина, доходящая до моря. С другой – тоже низинка, за которой начинается Агридженто.

    С одной стороны — море

    С другой — Агридженто

    Вход в Долину Храмов — 10 евро. Автомобильной дорогой территория комплекса разделена на две части. На первой находятся три храма: Геры, Конкордии (Согласия) и Геракла.

    Храм Геры стоит на самом высоком месте. От древнегреческого храма остались могучие колонны по периметру.

    Подходим к храму Геры

    Ниже храма Геры – остатки толстых стен с глубокими нишами, это раннехристианское кладбище.

    Некрополь

    Средний храм, Конкордия, сохранился лучше всех — благодаря тому, что с 6-го века его использовали как христианскую церковь.

    Храм Конкордия

    Разбившийся Икар

    Перед Конкордией лежит бронзовая скульптура — разбившийся Икар. Имя Дедала, отца Икара, в Сицилии на слуху. Когда Дедал задумал побег с Крита, то смастерил крылья, и они с сыном улетели из неволи. Икар, как всем известно, разбился. А Дедал, живой и невредимый, приземлился в Сицилии, где нашел приют и применение своим талантам.

    Храм Конкордия во всей красе

    Третий храм – Геракла — представлен 8-ю стоящими колоннами, обломки других лежат вокруг.

    Храм Геракла

    На второй территории за дорогой – еще два храма, верней, их остатки. На месте храма Зевса Олимпийского – пространство, заваленное каменными блоками.

    Храм Зевса Олимпийского

    Среди обломков лежит сложенный из кусков атлант.

    Атлант, собранный из кусочков

    Если храм Геракла пострадал в основном от землетрясения, то храм Зевса был разрушен карфагенянами. Впрочем, и построили его тоже рабы-карфагеняне. Простоял храм Зевса всего 80 лет.

    От следующего храма Кастора и Полидевка остались четыре колонны на постаменте и фрагмент архитрава наверху.

    Храм Кастора и Полидевка

    Все эти грандиозные сооружения пытался восстановить английский капитан Харкастл, который, попав в Долину храмов в 1921 году, был так ею потрясен и очарован, что остаток своей жизни все свои силы и средства вложил в восстановление храмов. Дом Александра Харкастла (вилла Ауреа) стоит между храмами Конкордии и Геракла.

    Вилла Ауреа и бюст Александра Харкастла перед ней

    Долина Храмов производит сильное впечатление. Место, действительно, чарующее. С горы открывается захватывающий вид на окрестности и море. Храмы такого же цвета, как и местная почва, и кажется, что это не творение людей, а естественное продолжение земли, что сама мать-земля Гея родила эти чудесные строения. Среди развалин растут пинии, кипарисы, оливы. Много миндальных деревьев с созревшими орехами. Туристы (не только наши, но и англичане, например) рвут орехи, до которых можно дотянуться, и тут же начинают их грызть. Мы тоже поддались искушению и набрали N-ное количество миндалин.